История Hoversurf: 3500 предзаказов на ховербайк, партнёрства с полицией Дубая и Yamaha и инвестиции в $2,4 млн Статьи редакции

Основатель компании Александр Атаманов о том, как превратить разработку прототипов в бизнес.

Компания Атаманова известна по проекту ховербайка — летающего мотоцикла, который Hoversurf впервые представила на конференции Startup Village 2016 в «Сколково». С тех пор Hoversurf привлекла $2,4 млн инвестиций, разработала прототип аэротакси и заключила партнёрства с полицией Дубая и Yamaha.

Александр Атаманов рассказал vc.ru:

  • Как получить 3500 предзаказов на продукт, не тратя ничего на маркетинг.

  • О технологиях, используемых в ховербайке и аэромобиле Hoversurf.

  • Как могут зарабатывать технологические проекты, у которых нет собственного производства.
  • О согласовании полётов и навигации дронов при помощи мобильного приложения.

  • Как будет проходить процесс распространения аэромобилей и какая инфраструктура для него понадобится.
Александр Атаманов с ховербайком

История компании

Hoversurf — не первый бизнес Атаманова. Прежде чем заняться разработкой летающих мотоциклов, он развивал сервис для регистрации патентов Online Patent и компанию «СПЭНС», которая производит установки для очистки поверхностей в промышленности, энергетике и нефтегазовом секторе.

Доход от предыдущих проектов позволил ему профинансировать давнюю мечту, делится предприниматель.

Идея проекта — из глубокого детства. Отец брал меня в конструкторское бюро, где проектировал сверхлёгкие летательные аппараты, а я c энтузиазмом разбирался в их устройстве и летал на них.

Первую модель ховербайка Scorpion 1 компания Атаманова представила в 2016 году. Детали для прототипа предприниматель привёз из США, где их помог изготовить специалист по композитным материалам из Tesla Motors, а на разработку устройства ушёл год.

Инженеров Атаманов нашёл в конструкторских бюро «Сухой» и «Миля» и ведущих технических институтах — например, МФТИ и МГТУ имени Баумана. Сейчас в команде проекта 18 человек: инженеры, разработчики и промышленный дизайнер.

По словам предпринимателя, проект привлёк приблизительно $2,4 млн инвестиций — за предпосевной и посевной раунды. Первыми в проект вложились сам Атаманов, бизнес-ангелы Николай Белых и Сергей Солонин, венчурный фонд Starta Capital и компания Electa Capital — суммарно они проинвестировали $500 тысяч. Инвесторов предприниматель знал по своему прошлому проекту Online Patent.

Деньги инвесторов компания тратит на зарплаты инженерам, изготовление прототипов, аренду офисов, страховку и патенты. Больше всего средств тратится на прототипы.


Филиалы проекта расположены в «Сколково» и в Калифорнии. В «Сколково» работает основная команда разработчиков Hoversurf, и здесь же собираются прототипы устройств. В США у компании находятся тестовая площадка для сертификации и шоурум, в котором Hoversurf демонстрирует прототипы потенциальным партнёрам.

В Штатах есть аэродром, на котором мы можем тестировать прототипы в течение года и получать обратную связь от федерального авиационного агентства (FAA). Американские стандарты безопасности — самые высокие в мире, поэтому для нас важно, чтобы все полёты и сертификация проходили там.

Ангар Hoversurf в Калифорнии

Не только ховербайки

По словам изобретателя, рынок летательных аппаратов устроен аналогично рынку наземного транспорта: на нём есть грузовые дроны, легковые автомобили и более компактные мотоциклы. Hoversurf начала разработку летательных аппаратов с ховербайка, чтобы на нём отработать использование технологий дронов для полётов с пассажиром.

Технология новая и необъезженная, и тестировать её лучше на байке, когда на нём сидит подготовленный спортсмен в специальном защитном костюме.

Ховербайк послужил компании и как маркетинговый инструмент. В июне 2016 года Hoversurf публично протестировала летающий мотоцикл на конференции Startup Village в «Сколково» — байк поднялся вверх на два метра и сел. Несмотря на это, информация о тестировании несколько дней продержалась в топе новостных лент. Атаманов говорит, что внимание вокруг проекта помогло Hoversurf привлечь партнёров и инвесторов.

Hoversurf не тратит средства на маркетинг: компания продолжила продвижение, публикуя ролики с испытаний на YouTube, и открыла предзаказы на ховербайк, чтобы протестировать спрос. Получив положительный отклик от рынка (на мотоцикл поступило 3500 предзаказов), в Hoversurf продолжили совершенствовать байк и разработали два новых устройства: аэротакси «Формула» и грузовой дрон.

Испытания прототипа аэротакси в масштабе 1:10

Технология

Первые прототипы ховербайка критиковали за неизолированные винты, которые при неосторожном использовании устройства могли повредить ноги водителя. В новых моделях вместо винтов используют электрические вентиляторы (EDF) в кольцевых обтекателях.

Модель ховербайка с неизолированными винтами
Модель ховербайка с EDF

Основной недостаток технологии — низкий КПД, говорит Атаманов. Чтобы поднять его до показателя обычных винтов, в обтекателях прорезали воздухозаборные щели. Благодаря этому в двигателях возникает эффект Вентури: жидкость или газ сжимается и выходит из сопла. Затем в воздухозаборных щелях обтекателей падает давление, и в двигатель завлекается воздух из внешней среды, что увеличивает его эффективность .

Александр Атаманов объясняет использование эффекта Вентури в двигателе

Помимо увеличения КПД, эффект Вентури позволяет снизить шумность двигателя за счёт активного шумоподавления: так как центральный поток воздуха в двигателе «обволакивается» потоком из воздухозаборников.

Атаманов не первый, кто придумал использовать эффект Вентури в двигателях — он иcпользуется и в самолётах, чтобы увеличить тягу при подъёме в воздух, и в гоночных автомобилях.

Благодаря использованию эффекта Вентури максимальное время полёта ховербайка составляет 40 минут, а его максимальная скорость — 96 км/ч.

Дальность полёта на аэромобиле — до 350 км. Она выше, чем у ховербайка, за счёт двух технологий: гибкого крыла, разработанного и запатентованного Hoversurf, и гибридного привода. Гибридный двигатель может работать на обычном топливе и позволяет использовать для дозаправки существующую инфраструктуру АЗС.

А продолжительность полёта для ховербайка Атаманов планирует увеличивать за счёт более мощных батарей.

Для аэромобиля у нас пока нет задачи увеличивать дальность ещё сильнее. Мы вышли на рынок UAM (urban air mobility) — это полёты внутри города. А для полётов между континентами или городами есть самолёты и вертолёты.

В движение «Формулу» приводят 16 турбин, а не четыре, как у ховербайка. Из-за этого себестоимость аэромобиля выше, но вес и сложность конструкции снижаются. Максимальная скорость «Формулы» — 320 км/ч.

Концепт аэромобиля «Формула»

Аппарат вертикально взлетает и садится аналогично коптеру — за счёт 16 EDF-вентиляторов. Горизонтальное движение — «экономный» режим аэромобиля: для него используются раскладывающееся крыло и оставшиеся две толкающие турбины.

По такому же принципу (переключению между «самолётным» движением и «вертолётным») перемещаются и конвертопланы. Единственная серийно производимая модель V-22 Osprey разрабатывалась компанией Bell более 30 лет и находится на вооружении военных сил США.

Конвертоплан V-22 Osprey

Основной недостаток конвертопланов — высокая аварийность, особенно при переходе от вертикального движения к горизонтальному. За последние три года разбилось 13 V-22 Osprey — при том, что в эксплуатации всего около 350 устройств.

По словам Атаманова, Hoversurf решает проблему аварийности сниженной нагрузкой на крыло: в «Формуле» нет режима перехода, в котором двигатели бы меняли вектор тяги. К тому же в аэромобиле нет тяжёлых механизмов поворота двигателей и сложных соединений топливопроводов.

Безопасность

В продукты компании заложены как «пассивные», так и «активные» технологии для обеспечения безопасности, объясняет изобретатель. «Пассивные» — это конструкция ховербайка или аэромобиля, использование композитных материалов и пены, поглощающих удар. «Активные» — системы, которые активируются при отказе двигателей или в другой критической ситуации.

Например, Hoversurf разработала электронную систему X-BI, которая автоматически приземляет дрон на землю, если в нём сломался пропеллер или мотор (на высоте ниже зоны парашютирования). Для поломок на большей высоте в систему встроен баллистический парашют. А столкновений с другими объектами пассажирским дронам помогают избегать системы сонара (звуковой навигации — примечание vc.ru) и компьютерного зрения.

Полётный компьютер Hoversurf

Регулирование

Ховербайки по американским законам относятся к классу СЛА – сверхлёгких летательных аппаратов, которые весят меньше 150 фунтов (примерно 68 кг). Помимо летающих мотоциклов Атаманова, к этой категории относятся, например, воздушные шары и дельтапланы.

Все ограничения на полёты накладываются правилами для класса: на СЛА можно летать только в зоне G — ниже 3050 метров вне городов. Для управления ховербайком не нужны лицензия пилота и сертификация, однако перед полётом придётся предупредить диспетчерскую.

По словам Атаманова, чтобы научиться управлять ховербайком, неподготовленному человеку понадобится около пары часов. А для того, кто уже умеет управлять мотоциклом, процесс займёт десять минут.

Обучение полёту на ховербайке

Обучение управлению ховербайком быстрее обучения для мотоцикла, потому что в воздухе гораздо больше свободы: нет правил дорожного движения, нет светофоров и развязок. Всё, что нужно уметь, это управлять дроном и соблюдать воздушный кодекс.

Управление летающим мотоциклом упрощает и то, что водителю не нужно самостоятельно держать баланс: положение ховербайка автоматически обрабатывает и регулирует компьютер.

Аэромобиль Атаманова пока не сертифицирован — компания испытала только прототип в масштабе 1:10 и готовится к сборке полноразмерной модели. Правила использования будут зависеть от итоговой конструкции и класса, к которому FAA (федеральное агентство авиации) отнесёт устройство. На сертификацию аэротакси предприниматель закладывает примерно два года.

Грузовой дрон компании Hoversurf можно использовать только в военных целях, говорит Атаманов: так как такие устройства пока нелегальны.

Инфраструктура

Основное преимущество Hoversurf перед продуктами конкурентов — E-volo, Lilium Jet и EHang — использование уже существующей транспортной инфраструктуры. Ховербайки и аэромобили компании взлетают с парковочного места и не требуют специальных площадок.

Сравнение размеров «Формулы» и её ближайших конкурентов (слева направо — E-volo, Lilium Jet и EHang) «Популярная Механика»

А от дрона «Бартини» наша разработка отличается уже тем, что летает и не падает.

Для навигации дронов уже существует мобильное приложение AirMap — с помощью него можно уведомить регуляторов о запланированном полёте, выстроить траекторию движения и избежать пересечения маршрута с другими летательными аппаратами.

Интерфейс приложения для полётов

Основатель Hoversurf поясняет, что инфраструктура работает похоже на воздушные коридоры для вертолётов и самолётов, но на меньшей высоте.

Массовое производство

Прототипы ховербайков

Пока прототипы производится поштучно — в среднем на сборку рамы и устройства у команды уходит месяц. По словам Атаманова, прототип можно дорабатывать «до бесконечности» — совершенствуя конструкцию и дизайн.

На сайте компании указано, что на ховербайк можно оформить предзаказ, но это не так — мы таким образом тестировали спрос. У нас нет производственных мощностей, чтобы пустить мотоциклы на конвейер.

В Hoversurf не планируют запускать серийное производство самостоятельно. Изобретатель говорит, что компания выбрала для себя другой подход. Hoversurf — технологический проект, основная ценность которого в его интеллектуальной собственности: патентах и конструкторской документации, которые позволят производить ховербайки и аэромобили на базе других компаний.

Массовое производство, дилерские центры, техническое обслуживание — это не про нас. Зачем изобретать велосипед, если у корпораций уже есть инфраструктура для этого?

Hoversurf собирается создавать совместные предприятия с авиа- и автоконцернами и зарабатывать на лицензионных платежах. Например, на CES 2019 Hoversurf подписала договор о сотрудничестве с производителем мотоциклов Yamaha, но Атаманов не может разглашать его подробности.

Об ожидаемой стоимости ховербайков тоже пока говорить нельзя. Мы продали несколько прототипов, в том числе полиции Дубая: для нас это испытательный полигон в условиях высоких температур, пыли и пустыни. Но цена, за которую мы их поставили, не имеет ничего общего с рыночной.

Будущее

Основной партнёр Hoversurf — полиция Дубая. Договор о сотрудничестве компания подписала на технологическом форуме GITEX.

Полиция Дубая позволяет проекту тестировать ховербайк на их территории, а собранные данные Hoversurf использует для доработки прототипов. По словам Атаманова, Дубай поддерживает проект персональных дронов, чтобы впоследствии одним из первых внедрить воздушный городской транспорт. Но когда ждать внедрения ховербайков в флот полиции города, предприниматель пока не уточняет.

Первыми странами, где появятся дроны-такси, Александр Атаманов считает ОАЭ, Сингапур и США. А российские власти пока не проявляют инициативу по внедрению пассажирских дронов и разработке законодательства в этой сфере, сетует предприниматель.

В Москве даже до «Росавиации» не дозвониться — трубку никто не берёт. Как здесь сотрудничать?

Но в Россию всё тоже приходит, хотя и запаздывает, и потом хорошо развивается.

Атаманов ожидает, что использование пассажирских дронов начнётся в 2025 году, а «примет форму» ещё спустя десять лет. Сначала аэротакси будут использоваться на маршрутных дистанциях вне города — например, до аэропортов. Второй волной распространения будет применение дронов не только на маршрутах снаружи города, но и в его пределах. А третьим этапом — безмаршрутное передвижение в любые точки.

По мнению Атаманова, массовому распространению пассажирских дронов поспособствует использование аэромобилей как общественного транспорта: так как оно снизит стоимость поездки на человека.

Изобретатель старается активно следить за другими транспортными стартапами и разработками. Например, на конференции CES-2019 Атаманова впечатлили концепт «шагающего» автомобиля от Hyundai и беспилотный автомобиль Mercedes. Но самыми интересными ему кажутся проекты, направленные на покорение других планет.

Мы сами рассматриваем движение в этом направлении, но пока сосредоточились на том, чтобы дать людям свободу там, где они сейчас живут. Транспортная ситуация усложняется с каждым годом, а пробки и ухудшение экологии снижают уровень жизни горожан, особенно в мегаполисах.

0
18 комментариев
Написать комментарий...
Valentin G

Чик и нету ножки.

Ответить
Развернуть ветку
Яна Павловская
Автор

Они уже разработали новый прототип с EDF (изолированными) вместо привычных винтов — в статье как раз рассказано, как он работает :)

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Zarubin

рассказано, но почему-то не показано

Ответить
Развернуть ветку
Павел Данилов

Посмотрите видео с подписью: Испытания прототипа аэротакси в масштабе 1:10
И фотографию с подписью: Модель ховербайка с EDF

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Zarubin

Видите ли, в чем дело. Нельзя повысить эффективность винта, уменьшив его в размерах и запихнув в трубу. Поэтому смотреть надо не на модель, а на результаты её испытаний в сравнении с традиционными винтами.

Ответить
Развернуть ветку
Anna Shpakovskaya

Дада, супер-безопасное решение )

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kenig

Люди-Человеки которые меняют Мир!

Ответить
Развернуть ветку
Базовый холод

Вот откуда дурацкие обновления в гта онлайн

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Федин

1. Jet Hackers - Первый российский реактивный ранец 2. Команда Jetpack Aviation (JPA) только что завершила испытательные полеты, в которых два пилота подлетели достаточно близко друг к другу, что легко могли шутя щелкать друг друга по носу. Следующим шагом станет первая в мире гоночная серия для реактивных ранцев, которая начнется в 2019 году, и да, к участию приглашаются все существующие реактивные доски и реактивные костюмы мира!

Ответить
Развернуть ветку
Alex Sharikov

минут 10 полета хотя бы, алло?!
смысл статьи о фантастике, которая еще не работает..

Ответить
Развернуть ветку
Прочел это-потратил время зря

круто! надо еще сделать реактивный ранец

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Зайцев

это сложнее

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Margarita Koktisheva

Что-то у меня большие сомнения по поводу безопасности полета. Скорости тут огромные, а регулирования траффика практически нет - это смешное игрушечное приложение ЭйрМап не в счёт. Даже если предположить что оно разделяет коридоры по высоте, всегда есть операции взлёта, посадки, снижения и набора здесь коридоры пересекаются. Да и у меня есть сомнения в точности альтиметров этих вертолетиков. Тем более что даже у самолётных высотомеров большие погрешности и эшелоны очень широкие. В общем, вангую огромное количество аварий пока не наладят нормальный контроль такого воздушного траффика

Ответить
Развернуть ветку
Antony Divnich

Близко, но все еще не ховерборд

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Шевченко

А где видео нормального полета, ед видео где не показывают его под разными углами, а показывают полет, не впечатляет

Ответить
Развернуть ветку
Василий Жевнеров

Красавчик 👍🏻

Ответить
Развернуть ветку
Александр Александр

ждем ответ от Ростеха

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 18 комментариев
null