{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему без человека у ИИ нет будущего

Потеря рабочих мест — главный миф про эволюцию ИИ. Мы решили его развеять и рассказать, с какой точностью на самом деле работает искусственный интеллект, как улучшить текущие результаты, и действительно ли ИИ отбирает рабочие места, а не создает.

Почти самостоятельный ИИ

Еще 10 лет назад ИИ учился играть в Марио, где все ходы предсказуемы, а уже сегодня обыгрывает человека в Го — самую сложную настольную игру в мире. Игры — далеко не единственная область, где произошел прорыв: в большинстве индустрий точность работы ИИ достигает примерно 95%. Это значит, что уже 95% автоматизировано и отлажено, и до идеального результата осталось немного.

Однако на практике большинству кейсов нужен стопроцентный результат. Как мы рассказывали в нашем Телеграм-канале, недавно аэропорт Хитроу запустил тестовую систему на базе ИИ, которая помогает диспетчерам сажать самолеты в условиях плохой видимости. Система отслеживает процесс посадки через камеры и сообщает, когда полоса освобождается для следующего воздушного судна. Важно, что ИИ только подсказывает, как поступить — финальное решение остается за диспетчером. Как вы понимаете, посадить 99 из 100 самолетов — не лучшая статистика.

А вот другая ситуация: автоматическое выписывание штрафов для автомобилей. Нельзя выписать штраф, полностью полагаясь на алгоритм, — номер машины должен быть указан без погрешностей, и кто-то должен подтвердить, что было нарушение. Финальное решение, опять же, за сотрудником: ИИ автоматизирует просмотр камер, но не выписывает штраф.

Чтобы усовершенствовать точность работы ИИ, в цикл обучения нейросети помещают людей: они совершенствуют процесс, большая часть которого уже автоматизирована.

ИИ ошибся — человек поправит

В предыдущей статье мы упоминали о решении human-in-the-loop. Давайте подробнее разберемся, что это такое.

Решение human-in-the-loop — это коллаборация ИИ и человека для создания эффективных алгоритмов. Люди участвуют в обучении, тестировании и самом процессе работы нейросетей, создавая непрерывную обратную связь (“loop”), чтобы со временем алгоритм выдавал все более точные результаты.

Когда нейронная сеть допускает ошибку при распознавании текста, человек в реальном времени ее поправляет и тем самым дополняет работу ИИ, обучая не ошибаться в дальнейшем. Этот способ чрезвычайно эффективен и решает главную проблему — как обеспечить 99% точности. Human-in-the-loop бьет сразу в несколько целей:

  • Максимально высокое качество. За счет людей, постоянно дообучающих нейронную сеть в реальном времени, заказчик может увеличить точность до 99%.

  • Постоянное улучшение алгоритма. Чтобы нейросеть работала максимально точно, она должна видеть как можно больше вариаций своих ошибок. Ошибки — это обстоятельства, которые не были учтены при обучении нейросети. Постоянно находя и решая их, люди расширяют обучающую выборку и покрывают ее новыми вариациями, что дает нейросети возможность самосовершенствоваться.
  • Новые рабочие места. В ближайшие 5–7 лет объем информации, которую надо обработать, будет только расти. Уже сейчас огромное количество задач привело к появлению новой профессии — разметчик данных. Люди не трудятся на производстве, а работают из дома, размечая данные, на которых обучается ИИ.

Кейс: онбординг за пару минут

От теории к практике: чтобы зарегистрироваться в сервисе такси, водитель скачивает приложение и вводит данные из паспорта, водительского удостоверения и СТС. Данные проверяются вручную в базе МВД на наличие прав и отсутствие судимости — так компании защищают себя от мошенничества и убеждаются, что это реальный человек, которому можно доверить перевозку пассажиров.

Под кейс онбординга мы в Dbrain разработали ИИ-решение с дополнительной валидацией разметчиками. При регистрации человек загружает фото документов, ИИ распознает текст, люди убирают возможные ошибки, и ключевая информация отправляется в базу. Люди дополняют работу нейросети: если она ошибется на один символ, мы получим ложный ответ — например, база не найдет человека. Вместо обычной проверки документов, которая занимает полтора часа, такое решение работает за несколько минут.

Схема работы human-in-the-loop

Дополнительный бонус быстрой регистрации — повышаются шансы, что человек действительно приступит к работе, попав систему за 5 минут. Выгода очевидна: рост и развитие сервиса напрямую зависит от притока водителей.

Выводы

ИИ экономит бизнесу деньги и время, но доверить ему финальные решения в ситуациях, когда нужна максимальная точность, по-прежнему нельзя. Очевидно, что в ближайшее время ИИ не отберет хлеб у человека, а создаст новые профессии, востребованные в будущем. Уже сейчас популярны решения на основе human-in-the-loop, где алгоритм выполняет рутинную работу, а человек доводит результат до ума.

Заберет ли ИИ рабочие места в будущем?
Да
Нет
У меня и так нет работы
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Dbrain — платформа для создания искусственного интеллекта. Мы делаем инструменты для машинного обучения и помогаем внедрять искусственный интеллект в бизнес. Связаться с нами можно по ссылке.

0
5 комментариев
Kate Khoshabova
Ответить
Развернуть ветку
Ivan C

Автоматизация однозначно будет вытеснять людей с некоторых насиженных мест. Но полностью заменить не сможет. Больше всего от этого пострадают развивающиеся экономики. Особенно те, которые занимаются сборкой. Это неизбежно.

Ответить
Развернуть ветку
Timur Chudutov

Автоматизация безусловно выбивает рабочие места. И создает новые.
Вопрос в том, что если этот процесс проходит слишком интенсивно, то есть риск сваливания экономики в дефляционную спираль

Ответить
Развернуть ветку
Роман Солнцев

Крутая статья, спасибо! Считаю, что за ИИ стоит большое будущее! К сожалению, у нас в России работа с искусственным интеллектом находится не на том уровне, на котором хотелось бы. Очень жаль конечно. Я планирую это исправить, разрабатываю новую систему сканирования, использую GPUшки от Reg.ru. Мощности есть, желание есть, вот если бы было только чуть больше времени.

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Пискун

Что у вас с языком? Кейсы, онбординг? Я живу на западе кучу лет и свободно говорю по-английски. Смысл этих слов для меня понятен. Не понятно только зачем вы издеваетесь так над русским языком и своим читателями. За материал спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда