{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Новая эра бизнес-консультирования: от консалтинга к акселерации проектов и идей

Анализ рынка консалтинга в России

Ситуация на рынке

Результаты рэнкинга ведущих консалтинговых компаний и групп от Агентства RAEX (“Эксперты РА”) показывают, что рынок перешел от упадка к застою. Оборонные предприятия, госкомпании и органы власти оказали поддержку в увеличении спроса консалтинговых услуг.

Итоги 2017 года показали, что суммарный процент выручки крупнейших консалтинговых компаний-участников рэнкинга вырос на 10 пунктов, а общий объем прибыли достиг отметки 91,7 млрд. рублей. С учетом поправки на инфляцию — 2,5% согласно Росстату, можно сказать, что рынок медленно, но верно растет. Ситуация выглядит радужно относительно прошлых лет, когда рост цен превышал рост прибыли компаний.

Экономическая ситуация в стране напрямую влияет на востребованность консалтинговых услуг. В условиях кризиса обостряется и конкурентная борьба. В связи с этим вместо применения решений консалтинговых компаний многие организации для выхода в лидеры рынка демпингуют цены, используя этот инструментов, как основной, чтобы избежать убытков.

Услуги консалтинговых компаний перешли в режим “меньше терять”, а не “больше зарабатывать”, и приняли краткосрочный характер решения текущих задач без стратегического видения работы. Организациям нужен быстрый эффект от внедрения вместо работы вдолгую, что делает консалтинговый бизнес убыточным.

По мнению эксперта

По словам директора департамента аудита АКГ “Деловой профиль” Дарьи Перковской, экономика в России находится не в лучшей форме, поэтому несмотря на хороший рост в 2017 году уверенный спрос на консалтинг среди компаний в ближайшее время вряд ли возможен.

“Учитывая, что российская экономика переживает не самые простые времена, сложно ожидать хорошей динамики на рынке консалтинговых услуг. В кризис рынок консалтинга падает первым, а после кризиса одним из последних оправляется. В целом консалтинговый рынок в 2017 году смог продемонстрировать позитивную динамику и, по нашим оценкам, вырос на 1,5-1,7%, но этих темпов явно недостаточно, чтобы говорить о выходе из кризиса и начале устойчивого роста”.

Востребованность услуг консалтинговых компаний выглядит нестабильно. Если в первое полугодие появилась надежда на рост, то во второй половине ситуация вновь пошла на спад. Причина — риски ухудшения экономической ситуации.

Сегодня в сфере аудита цена — это основной критерий при выборе консультанта. Такая тенденция сказывается и на качестве оказываемых услуг. Многие представители бизнеса отказываются от аудита из-за низкой эффективности, либо ищут варианты подешевле. Крупные компании боятся рисковать репутацией и стремятся сохранить качество услуг, поэтому в условиях демпинга и жесткой конкуренции вынуждены резать цены и идти на компромиссы в оплате.

Инвестиционный консалтинг в связи с вывозом капитала юридическими и физическими лицами за рубеж замедлился в развитии. Единственная надежда — антироссийские санкции с последующим арестом счетов крупных бизнесменов в зарубежных банках и возвратом капитала в Россию. Под действием неблагоприятной экономической ситуации стоит на месте оценка как важная часть рынка, и управленческий консалтинг.

Лидером рынка консалтинга является IT-направление. Главная причина такого роста — резко возросшее количество проектов цифровой трансформации бизнеса. Основной заказчик технологий остается банковский сектор. Антироссийские санкции сыграли на руку развитию IT-консалтинга, так как многие организации потеряли доступ к зарубежному программному обеспечению. Это повысило спрос на отечественный IT-консалтинг для автоматизации и управления бизнес-процессами.

Вывод

Консалтинговая модель пятилетней давности устарела и сейчас не работает. Постоянные экономические перепады переводят многие компании в режим борьбы за выживание — это ведет к снижению расходов, чтобы остаться на плаву и переждать трудный период. Рынок требует быстрых и эффективных решений для обхода влияния кризиса и конкуренции. Лидерами рынка станут те, кто готов создавать такие решения. Возникает один вопрос — как это сделать?

Почему классические инструменты консалтинга не применимы к современному бизнесу

Постепенный рост числа инновационных проектов и формирование стартап-культуры в России

По данным аналитиков международной консалтинговой компании BCG, Москва уже к 2025 году сможет уверенно конкурировать с городами-лидерами по уровню инновационного развития в условиях новой экономики. В исследовании участвовало 12 мегаполисов мира и столица, по мнению экспертов, занимает одно из лидирующих мест по уровню используемых ресурсов (таланты, инфраструктура, финансирование).

Количество и качество технопарковых зон в Москве превосходит практически все города-лидеры, оказывая резидентам поддержку в развитии на очень высоком уровне. Более 50% стартапов успешно привлекают инвестиции. Москва находится на третьем месте по количеству технологических стартапов, отдавая лидирующие позиции Нью-Йорку и Лондону.

По словам старшего партнера и управляющего директора, председателя BCG Россия Владислава Бутенко, человеческие ресурсы, таланты, инвестиции, количество и уровень развития технологических компаний — это ключевые преимущества в эпоху экономической конкуренции между мегаполисами. "Новая экономика сегодня — это новая стратегия конкуренции мегаполисов за таланты, умные инвестиции и технологии через создание условий для талантов: возможностей для самореализации и качества жизни, — поясняет он.

Крупные города создают возможности для талантов, таланты производят новые идеи, которые формируют инвестиционную культуру. Наличие в стране высококачественных идей и финансирования, открывают путь к разработке и развитию технологий, что привлекает еще больше талантов, создавая множество возможностей для их самореализации.

Ежегодный рост количества бизнес-инкубаторов

Стимуляция роста количества инновационных идей влечет за собой изменения в инфраструктуре страны. Для поддержки и развития передовых решений требуются структуры, которые смогут быстро и эффективно превратить идеи в готовые бизнес-проекты, привлечь инвесторов и вывести компанию на рынок. Это означает, что ключевым направлением России является создание структур, которые занимаются систематическим и постоянным развитием инноваций — акселераторов и бизнес-инкубаторов. По данным Ассоциации Акселераторов и Бизнес-инкубаторов России суммарное количество активных бизнес-инкубаторов в стране составляет 260, а акселераторов — 103 активные компании. Динамика создания инфраструктур, осуществляющих инновационную деятельность за последние несколько лет показывает, что с 2015 года по 2018 год появилось 50 бизнес-инкубаторов и 64 акселератора.

Ежегодный рост все большего количества стартапов стимулирует частое проведение мероприятий для их развития. Именно такие мероприятия и являются основным источником доходов инновационных инфраструктур. По данным национального сравнительного анализа за 2016 - 2017 год, подготовленного UBI Global: “...39% российских инкубаторов и акселераторов заявили, что доход от проведения мероприятий является ключевым источником их финансирования.”

По данным Inc., российские стартапы за 2018 год привлекли более 26,7 млрд. рублей — это на 10,4 млрд. рублей больше, чем в 2017 году. В период с 1 января по 30 ноября 2018 года 275 публичных сделок было заключено между российскими стартапы и инвесторами.

Почему стартапам и инновационным проектам нужна акселерация, но не консалтинг

Для выживания стартапу необходимо пройти несколько этапов роста, которые включают в себя грамотное обоснование рыночности, инновационности и проблемы проекта, упаковку продукта для целевой аудитории, разработку ценностного предложения и оформлению юридической составляющей стартапов. Команда должны уметь просчитывать бизнес-план, финансовую модель, UNIT-экономику и искать способы подтверждения технологические возможности прототипов. И это не все! Для развития стартапу нужно постоянное “питание” в виде инвестиций. И даже если проект упакован и просчитан до мелочей, отсутствие навыка питча и презентации проекта инвестору разрушит самый прочный фундамент, а стартап “умрет с голоду”.

Почему консалтинг бессилен, когда речь идет о быстром росте проектов? Бизнес-модель стартапов отличается от бизнес-модели устоявшихся компаний. Для ускоренного развития им нужно все и сразу. Консалтинг не закрывает все проблемы на пути к росту, а закрывает отдельные операционные задачи, не привлекает инвестиции — все это усложняет процесс и повышает издержки.

Бизнес-акселераторы “заточены” под потребности стартапов и обеспечивают полный цикл работ, обеспечивающий ускоренное движение от ранней стадии развития проекта до создания капитализированного бизнеса. Стартап на пути к цели проходит несколько стадий, и каждая стадия имеет свои особенности для привлечения новых инвестиций для роста. Акселерация учитывает каждую из этих особенностей и максимально быстро проводит стартап по всем стадиям.

Вывод

Новые бизнес-модели требуют новых бизнес-решений, которые классический консалтинг не может дать. Надо ли отказаться консалтинга? Нет. Чтобы консалтинг снова стал мощнейшим оружием уверенного роста проектов и компаний, необходимо перевести его на акселерационную модель.

Как перейти на новую модель ускоренного развития проектов

Для перехода на новую модель классическому консалтингу необходимо проработать 5 ключевых аспектов, чтобы не только создавать эффективные решения для устоявшегося бизнеса, но и ускорят рост стартапов, превращая идеи в успешные компании.

  • Выбор бизнес-модели

Существуют разные типы акселераторов по формату монетизации. На раннем этапе важно определиться, какой тип акселератора будет наиболее прибыльным, и выстраивать бизнес-модель с учетом особенности выбранного формата. Основных форматов монетизации несколько:

  1. Перепродажа и продажа долей компании. На раннем этапе развития идеи акселератор может покупать долю стартапа и допускать команду на бесплатную акселерацию. После успешного прохождения программы и роста капитализации компании акселератор может продать свою долю.
  2. Запуск акселерационных программ для стартапов. Для каждого стартапа формируется индивидуальная программа ускоренного роста с привлечением всех необходимых ресурсов. Команда оплачивает программу самостоятельно или это делает инвестор за нее.
  3. Программа поиска и развития решений для корпораций. Для оптимизации показателей предприятий и корпорация ий нужны совершенные технологии или улучшение активных инструментов. Команда акселератора анализирует проблемную область бизнеса и создает эффективное решение для внедрения под ключ.
  • Подготовка инструментов привлечения инвесторов

Именно инвестиции отвечают за то, насколько быстро будет расти проект. Работа акселераторов предполагает создание инвестиционного сообщества, которое будет поддерживать перспективные проекты разных стадий. Чтобы вызвать доверие инвестора, ему необходимо предоставить понятные инструменты управления проектами, а именно: точки входа и выхода из сделок с конкретными цифрами, пакет документов по покупке и продаже долей с учетом роста капитализации, комплексная аналитика развития всех проектов в портфеле по каждому из этапов.

  • Подбор команды

В основе роста любой идеи, проекта или технологии точные показатели. Любое отклонение приводит к краху всей системы. Особенностью акселерации является доступ к базе экспертов, трекеров и менторов, которые верифицируют каждый из показателей стартапа прежде, чем тот продолжит движение к следующему измеримому результату.

  • Формирование акселерационных программ

Ключевым моментом эффективности этого этапа является сочетание научного и бизнес ориентированного подхода. Главная цель любого стартапа на ранней стадии это правильная упаковка и убедительная презентация проекта инвесторам. Эксперты акселератора учат команды разговаривать на языке инвесторов, а именно: исследовать рынок, грамотно обосновывать рыночность, формировать бизнес-план, просчитывать финансовую модель, UNIT-экономику, подтверждать технологические возможности прототипов и формулировать понятное ценностное предложение. Акселератор формирует собственное видение перспектив взаимодействия проекта и рынка, изучает мнения инвесторов, собирает фокус-группы и получает обратную связь.

  • Выстраивание процессов акселерации

В соответствии с полученными данными на предыдущем шаге выстраивается процесс обучения и разрабатывается система мероприятий для развития и продвижения проекта. Каждый из элементов представляется в формате акселерационных треков с результатами понятными для организаторов, стартапов и инвесторов, и затем стартап проходит через серию мероприятий и получает первые инвестиции для перехода на следующую стадию.

Если консалтинг успешно внедряет все 5 элементов описанных выше, он становится акселератором и может эффективно ускорять не только отдельные процессы компаний, совершенствовать готовые инструмент, обходить экономические “ямы”, но и менять целые ниши, ускоряя эволюцию за счет быстрого внедрения новых технологий.

Вывод

Общество развивается благодаря внедрению современных технологий, которые делают жизнь проще и лучше. Акселерация проектов — это логичная ступень прогресса (как машины, ноутбуки и самолеты). Именно этот тренд в ближайшие несколько лет перевернет рынок, потому что каждая идея и инновация будет нуждаться в комплексной поддержке для быстрого роста. Акселерация — это следующая ступень эволюции консалтинговой модели.

0
4 комментария
Sandy Bell

Спасибо.
Общо, но нужная тема. Надо корректировать формат advisors и case consult.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Панина
Автор

Да, спасибо за коммент по делу.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Хуртин

Вы считаете акселертроская модель в замену консалтинговой подходит только для стартапов или для классического бизнеса тоже? например для производства, автосервиса или парикмахерской 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Мне кажется, что нужно двигаться в сторону расширения ниши консалтинга не только для бизнеса, а в общем для людей. Может быть оцените мой проект, мне кажется это большой шаг в эту сторону.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда