Колонизация космоса, возможно, приведёт к гибели человечества Статьи редакции

Конспект статьи научного журнала Nautilus.

Иллюстрация NASA/JPL-Caltech

По мнению Фила Торреса, автора статьи, идея колонизация космоса кажется привлекательной по нескольким причинам. Например, американский астрофизик Нил Деграсс Тайсон считает, что колонизация улучшит состояние экономики и станет источником вдохновения для следующего поколения учёных. Илон Маск уверен, что человечество должно заселить другие планеты, для того чтобы выжить, если случится какая-то катастрофа.

Колонизация космоса – это ещё и возможность построить утопию, используя колоссальные ресурсы Вселенной. Например, астробиолог Милан Циркович посчитал, что если человечество колонизирует Суперкластер Девы, то каждые сто лет будут рождаться 10⁴⁶ людей. Шведский философ Ник Бостром, считает, что если колонизация космоса не удастся, потенциал этих «ценных жизней» будет потерян. Но, возможно, жизни этих триллионов людей не настолько ценны, как считает Бостром, и эпоха колонизации космоса будет больше похожа на антиутопию.

В одной из статей, опубликованных в журнале Futures, Фил Торрес более подробно рассматривает этот вопрос. Он приходит к выводу, что колонизация Вселенной, возможно, приведёт к исчезновению человеческой расы.

Для аргументации своего мнения Торрес обращается к эволюционной биологии и теории международных отношений. Согласно научному исследованию, проведённому Оксфордским университетом в 2018 году,, человечество ­– единственная технологически развитая форма жизни, способная колонизировать космос.

Появление новых видов

Торрес предлагает читателям представить, что случится, когда человечество заселит Марс и другие относительно близкие экзопланеты, пригодные для жизни. У каждой планеты есть свои природные условия, которые будут влиять на эволюцию и приведут к возникновению новых видов. То же самое справедливо и по отношению к искусственно созданным условиям на космических кораблях (например, «Цилиндр О’Нилла»).

Процесс «киборгизации» – использования технологий для изменения или улучшения человеческого организма – вероятно, будет влиять на эволюцию ещё в большей степени, чем окружающая среда. В результате появятся формы жизни, чьи когнитивные, эмоциональные и физические способности будут сильно отличаться от способностей людей.

Другими словами, естественный отбор и киборгизация приведут к диверсификации видов, считает Торрес. Но различия будут и в идеологии. Колонии создадут собственные культуры, языки, правительства, религии, нормы и тому подобное.

С течением времени разные виды будут с трудом понимать друг друга, что приведёт к взаимному недоверию. Поэтому государства начнут принимать меры для обеспечения собственной безопасности, что неизбежно приведёт к конфликтам: милитаризация одного государства будет рассматриваться как угроза безопасности другого. В теории международных отношений эта ситуация называется «дилеммой безопасности».

Иллюстрация NASA/JPL-Caltech

Дилемма безопасности и политика сдерживания

Томас Гоббс нашёл решение дилеммы. В работе «Левиафан» Гоббс пишет о том, что на смену анархии должна прийти иерархия, где люди будут жить по закону, за соблюдение которого следит независимый государственный орган. Однако, считает Торрес, в масштабах Вселенной теория общественного договора работать не будет. Вселенная слишком огромна, чтобы государство успешно следило за соблюдением законов во всех её уголках.

Будущие цивилизации могут попробовать достичь мира с помощью политики сдерживания. Основной принцип этой политики можно перефразировать следующим образом: «я не буду нападать на тебя, если ты не нападёшь на меня. У меня достаточно сил, чтобы уничтожить тебя». Отношение между США и СССР в годы Холодной войны строились именно на доктрине «взаимного гарантированного уничтожения».

Торрес считает, что политика сдерживание неэффективна в эпоху колонизации космоса. Во Вселенной будет жить огромное количество разных цивилизаций, поэтому очень сложно будет определить, кто напал первым.

Будущие цивилизации также создадут невероятно мощные оружия. Некоторые учёные полагают, что Вселенная находится сейчас в метастабильном состоянии, за которым последует более устойчивое. Это изменение будет возможно благодаря мощному ускорителю частиц. Попав в руки группы, выступающей за массовое самоубийство, ускоритель может стать оружием, которое уничтожит Вселенную.

Торрес считает, что все вышеприведенные примеры должны заставить организации, подобные SpaceX, NASA и Mars One, серьезно задуматься о социальных проблемах, которые, вероятно, возникнут в результате колонизации космоса.

По мнению Торреса, в прошлом человечество могло избежать многих ошибок, если бы организации и личности, принимающие решения, чаще обсуждали, к каким проблемам приведёт то или иное действие. Сейчас у человечества ещё есть время обдумать все последствия колонизации космоса и предотвратить ошибки.

Руслан Шекуров

Человек - успешный продукт эволюции.
Эволюция привела к многообразию форм человека.
Многообразие форм позволило заселить Землю и пройти сквозь бутылочное горлышко после природного катаклизма.
Многообразие форм обеспечило культурный и научный прогресс человечества.

Вывод очередного сумасшедшего - остановите прогресс и эволюцию.

Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Александр Привалов

подскажите, на основе каких умозаключений мы успешная форма? Нашей цивилизации сколько, 10 тысяч? Условные динозавры миллионы лет жили, а мы уже полвека на "без пяти минут судный день" :///

Илья Казначеев
Колонизация космоса, возможно, приведёт к гибели человечества
Τамара Ρодионова

Для начала человечеству нужно осознать, планета земля это наш дом, наш космический корабль, который и так двигается не только вокруг солнца, но и сквозь вселенную вместе с солнечной системой, но человечество этого не понимает, поэтому, скорее всего, мы уничтожим себя сами, а именно своей тупостью, своим отвратительным отношением к природе, ресурсам, с помощью бестолковых правителей и войн.

Колонизация Марса это еще не спасение человечества, а лишь маленький шанс в случае глобальной катастрофы.

Alexey Ivanov

Согласно научному исследованию, проведённому Оксфордским университетом в 2018 году,, ——— Ебать открытие. Нобелевку быстро. Очередной кликбэйт пустой

Олег Комаров

Это всё настолько старо, что еще мой дед читал все эти "предсказания" у Азимова, Кларка, Хайлайна.
В начале вроди бы как серьёзно, была научная основа, политика, экономика и биология - все дела. Но потом всё свелось к сектам суицидников снаряжённых космическим коллайдером стреляющим вольфрамовыми фаллосами со сверхсветовой скоростью.
Кто нибудь заберите у писателя перо.

Владислав Станецкий

Так давно известно, что вместо человечества будут адептус механикус и генномодифицированные воины-астартес. В warhammer 40000 уже все пподумали

Михаил Муромов

В России об этом тоже подумали, поэтому страна на всякий случай совмещает в себе признаки Империума, Хаоса и даже империи Тау

Илья Казначеев

Плоть слаба

Valentin Dombrovsky

Вроде эволюция не привела к исчезновению обезьян.

Mikhail Malyshev

Выводы в статье - бред сумасшедшего, но основная идея вполне реалистична. Да, сегодняшние 20-летние возможно что и не умрем своей смертью. Тут даже скорее не киборгизация, а генная модификация, но это не суть.

Суть - действительно, в колониях будет формироваться своя этика отличная от земной. У людей жизнь которых зависит от работы системы жизнеобеспечения станции, или старатели на терраформированном марсе - у них будет совершенно другая этика, понятия добра и зла, поведение...а через 100-200 лет с момента оснвоания колонии, под воздействием другой гравитации и атмсоферы, пойдут и физиологические изменения.

Так что да, люди в колониях и на станциях довольно быстро станут резко отличаться от землян. Но это не плохо - это хорошо. Примерно как человек разумный эволюционировал из неандертальцев и кроманьонцев. Только тут процесс будет в разы быстрее, благодаря технологиям.

Алексей Тарасов

Для тех, кто всё пропустил. У вас есть время до выхода четвёртого сезона начать смотреть Экспансию.

Roman Mihnichenko

Вот честно говоря, Маск вдохновляет не сдаваться когда падаешь. А еще когда думаю про его возраст, понимаю что еще не все потеряно. Это оффтоп ))
А по теме: Большинство игр рассказывают много вариантов будущего человечества в космосе. Например есть теории что мы единственный разумный вид во вселенной. Хотя это достаточно грустно звучит...

Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Иван Драго

Вселенная настолько велика, Морти, что ничего не имеет значение.

Алексей Титов

Статья похожа на то, как школьник начальных классов гадает, с какими костылями ему будет на пенсии удобней, с железными или деревянными. Лучше бы арифметику учил что-ли.

Oleg Shot

Я прочитал много статей по медицине, по психологии, о космосе. И поверьте - мы не готовы, ни в плане технологий, ни в плане медицины. Это будет фиаско.

Денис Пихаров

Никто пока и не собирается особо.

Evgeniy Svirin

Вот когда будет у нас хотя бы на каком-то очень отдалённом горизонте возможность колонизировать что-то подальше Марса —«тогда и поговорим». На даннный момент прогресс технологий и главным образом медицины достиг такого уровня, что средовые факторы влияют на эволюцию человека в очень и очень малой степени. И, например, если унести современную (а в последствии и более продвинутую) медицину на Марс, то она будет исключать те формы естественного отбора, которые нужны для видообразования. И многие поколения в марсианской колонии будут жить такие же люди, как и на Земле.

Александр Привалов

Мне кажется, ученые забыли (недооценили?) ма-а-а-аленький нюанс, а именно размеры вселенной. Чего? Враждебная нам идеология процветает за эээ... 15 триллионов триллиардов километров??? Срочно, коня мне!!!

Александр Скороход

Не понимаю, зачем тратить деньги на колонизацию не пригодных к обитанию планет, вместо того, чтобы эти деньги потратить на сохранение пригодности обитания Земли?

Александр Привалов

уж мы насохраняем! Как в старом анекдоте:

День первый.
К Земле приближается гигантский астероид. Группа отважных бурильщиков отправилась к нему для установки ядерного заряда.
День второй.
К Земле приближается гигантский астероид с ядерным зарядом.

Revertron

Почему у многих в голове эти варианты исключают друг-друга?
Одно другому не мешает. Одни люди работают над решением одних проблем, другие над другими.

Николай Петров

Заголовок, конечно, просто «класс». Исходя из этой статьи, скорее не колонизация Марса будет являться причиной гибели человечества, а киборгизация.

Volodymyr Fedorychak

Луддиты космической эпохи.

Александр Разумков

Ха ха ха!
Вот вот: истощение нефтезапасов, птичий грип, коровье безумие, всемирное похолодание или потепление, а теперь и Колонизация космоса - страсти то какие. :)
Колонизация космоса приведёт к ПОТЕРЕ ВЛАСТИ сегодняшними закулисными "властителями"!
Потому и запускают в свет очередную страшилку.

Revertron

Не надо искать теории заговора там, где обычной глупости хватает.
Врачи гомеопатию прописывают, Филы Торресы пугают страшилками про космические войны.
Ничего необычного.

Дмитрий Ожегов

И начнётся дискриминация по местному признаку. Летишь себе такой на звездолёте, вдруг из-за луны вылетают трое, и самый дерзкий передаёт: "Ты чё, с У̶р̶а̶л̶а Марса что-ли? А планетой не ошибся? Биткоины есть? А если найду?"