«VR — эффектная технология, которой нужно найти правильное применение»

Алексей Волк, основатель SKY corporation и проекта LookPort, рассказал, в каких направлениях можно развивать технологию виртуальной реальность, и почему она ещё на пути к своей популярности.

Алексей Волк, основатель SKY corporation и проекта LookPort

Алексей, расскажи, что такое LookPort и в чем смысл проекта?

Я бы сказал, что это воплощение давней мечты человечества о телепортации, когда можно в любой момент попасть на мероприятие в любой точке мира. Мы снимаем события на VR-камеры, которые захватывают всё, что происходит вокруг, на 360 градусов со всеми мельчайшими деталями, и транслируем его у себя на портале. Пользователи могут купить билет и “телепортироваться” на событие с помощью VR-маски, ноутбука или смартфона.

Почему ты решил запустить проект про виртуальную реальность?

Во-первых, VR — это хайповая технология. Я сам часто наблюдаю за тем, как люди впервые смотрят наши события в VR-шлеме, и абсолютно все, от 13 до 84 лет, в восторге от этого опыта, равнодушных нет. Во-вторых, возможности VR почти не освоены рынком. Технология далеко шагнула в области VR-игр, но остальные сферы охвачены плохо, а запрос на это есть. В-третьих, идея родилась органично из всего того, чем мы занимались. Виртуальная реальность — это лишь одно из направлений SKY corporation. Мы специализируемся на автоматизации бизнеса и до запуска LookPort уже создавали digital-решения для нескольких музыкальных лейблов. Они и стали нашими первыми партнерами в рамках проекта.

Какие ты видишь перспективы технологии VR для рынка?

Самый очевидный вектор развития — это интертейнмент. Если говорить о концертах, здесь есть разные группы аудиторий. Первая — люди, которые живут далеко от места, где проходит событие. Для России это особенно актуально: даже Москва редко попадает в гастрольные туры мировых звезд. Вторая группа — это люди, которые живут в том же городе, где проходит концерт, но не готовы провести три часа стоя в полном зале, даже если исполнитель им очень нравится.

Помимо VR-трансляций, мы активно развиваем особый формат контента - VR-перформансы: когда камера находится в центре происходящего и актеры со всех сторон с ней взаимодействуют. Зритель как будто попадает внутрь постановки и представление словно бы разыгрывается для него одного.

Другой большой вектор развития виртуальной реальности — это образование. С помощью VR-трансляций студенты могут получить доступ к лекциям в самых передовых вузах, к мастер-классам и public talks на больших конференциях. VR-формат позволяет создать эффект полного погружения, воссоздать полное ощущение присутствия на мероприятии. Кроме того, можно создавать образовательные курсы специально под формат 360. Например с помощью графики в VR можно очень наглядно показать взаимодействие химических элементов, биологические процессы, движение космических объектов и так далее.

Алексей Волк, основатель SKY corporation и проекта LookPort

По какому принципы LookPort отбирает события для трансляции?

Сейчас наша задача — набрать свою аудиторию и показать применение VR в сфере развлечений. Поэтому мы стараемся создать как можно больше интересного контента на платформе и ориентируемся на массовые ивенты с хорошей картинкой. По большей части это концерты, музыкальные фестивали и театральные постановки. Также мы снимаем спортивные события, конференции и выставки.

Есть ли какие-то мировые аналоги проекта, на которые вы ориентировались?

На рынке есть отдельно компании, которые занимаются VR-съёмкой, и отдельно небольшие площадки, которые размещают у себя видео. Фактически, мы первая в мире компания, которая сама и снимает, и дистрибутирует платный развлекательный контент в формате 360. Мы единственные, кто предлагает прокачать событие с помощью VR-технологии бесплатно для организаторов, а именно создать качественный ролик и продать на него билеты по всему миру.

С какого года работает LookPort? Что вы уже успели сделать?

Мы запустили проект в декабре прошлого года. За это время заключили договоры с Black Star, Velvet Music, «Первым музыкальным издательством» и Warner Music. Показали концерты Миши Марвина и Клавы Коки и сняли концерт группы «Винтаж». В июле планируем снимать показ одного из известных российских дизайнеров в Париже. Сейчас снимаем тур Елены Темниковой, а в мае покажем большой концерт Guru Groove Foundation. Что касается образовательных ивентов, мы начали сотрудничать с московской школой компьютерных технологий Scream School.

Как выстраивается экономическая модель проекта?

Мы заключаем договор с автором события, будь то артист, лейбл, театр или образовательное учреждение, и делим с ними доход от продажи билетов. Эта модель хорошо работает, она понятна организаторам. Концерты, которые мы снимали, себя окупают, но мы ещё экспериментируем с моделью монетизации. Пользователи привыкли покупать билеты на оффлайн-события, но в онлайне им, возможно, будет удобнее формат подписки. Проверим это опытным путём.

Билеты на мероприятия в VR-формате дешевле обычных?

Зависит от организаторов и аудитории мероприятия. Сейчас мы стараемся делать все билеты в районе 200-500 рублей. Насколько VR-формат должен быть дорогим и элитарным, пока не знаю. Думаю, это должно коррелировать со стоимость реальных билетов на событие. Например, Светлана Лобода распродавала билеты в «Крокус» по цене около 30 000 рублей. Для подобных событий очевидно нет смысла делать и билеты в VR дешевыми. Мы сейчас активно тестируем разные схемы ценообразования и модели приобретения билетов. Из реального опыта уже поймём, какой вариант работает лучше.

Из чего складываются расходы проекта?

Во-первых, это техника. VR-камеры, которые мы используем, стоят порядка полумиллиона рублей. Сопроводительное оборудование к ней — еще около 100 000 рублей. Себестоимость одной съемки выходит в районе 40-50 000 рублей. На одно мероприятие нужно привлекать около 500 пользователей, чтобы это было интересно и нам, и автору события. Вторая большая часть расходов — это пиар мероприятий. Важным плюсом нашей модели является то, что сами организаторы мероприятий заинтересованы в продвижении событий и имеют часто большую известность, поэтому мы можем использовать их соцсети и опираться на их же PR-стратегии.

Каким получается качество видео в VR?

Мы снимаем видео в разрешении 8К с покрытием полностью в 360 градусов. До сих пор многие продакшн-компании под съемкой в 360 имеют в виду, что они просто берут несколько небольших камер, ставят их рядом в специальное крепление и после сшивают на компьютере. У нас все работает современнее и технологичнее: камеры, которые мы используем, — это один шар, в который вмонтировано шесть линз с разрешением 6К. Ролики с каждого объектива склеиваются автоматически самими камерами, поэтому мы можем транслировать онлайн в 360. То есть процесс занимает меньше времени, а качество получается лучше. В онлайне мы транслируем видео в разрешении 4к, снимаем в 8К.

Кроме того, мы используем собственную распределённую сеть доставки контента. Обычно, когда серверам нужно обрабатывать видео в сверхвысоком разрешении, возникают вопросы с транскодированием, но мы победили эти сложности и создали стабильную архитектуру. Серверу нужно взять гигантскую картинку, в нашем случае с битрейтом от 20 до 60 Мбит в секунду, и сжать ее сразу в нескольких вариантах: 4к, 2к, Full HD, HD и 480p. При этом нужно, чтобы в любой сети, от 3G до скоростного домашнего интернета, все одинаково хорошо работало. Обычно провайдерам проще в онлайне выдавать обычный Full HD, а транскодировать видео уже в записи. Мы же умеем транскодировать в онлайне благодаря специальной сети доставки контента. Это большая сеть серверов, которая отвечает за скоростную передачу файлов и может держать нагрузку до 2 млн пользователей, следящих за трансляцией в онлайн.

На какой технике можно смотреть события в VR?

Наиболее эмоциональный опыт будет от просмотра в VR-маске, например Oculus или Samsung Gear VR. В этом случае зритель будет видеть и слышать событие со всех сторон. Есть более дешевые картонные VR-маски от разных производителей, а также качественные пластиковые маски — они стоят около 1000 рублей. Вы вставляете в маску смартфон, выбираете режим VR и смотрите видео через специальные очки.

На самом деле, очень крутой опыт получается и просто на компьютере или мобильном телефоне. На ноутбуке качество видео будет выше, чем в маске. Это во многом связано с техническими особенностями VR-шлемов. Даже в самых качественных масках изображение не будет сверхчетким, вы увидите небольшую пиксельную сетку — просто из-за того, что экран и линза очень близко перед глазами. А вот на ноутбуке с хорошей видеокартой вы сможете увидеть всё качество картинки. На телефоне смотреть тоже очень интересно и удобно. Там видео привязано к гироскопу, то есть вы просто поворачиваете экран и видите со всех сторон, что происходит.

Как работает звук в формате 360?

В VR можно делать направленный звук, он меняется в зависимости от вашего положения. На концертах эту технологию мы не применяем, так как там звук нужно распределять равномерно, но для событий другого формата - перфомансов, например, это можно интересно обыгрывать. Представьте, вокруг вас играет оркестр. Вы смотрите на вокалиста и слышите его громче всех. Затем поворачиваетесь к пианисту и слышите его громче остальных, то есть не только картинка, но и звук привязаны к гироскопу.

Как записывается звук на концертах?

Иногда артисты сами записывают звук, сводят концертную версию и присылают нам уже готовый вариант звуковой дорожки, но обычно мы записываем его сами. Специально для онлайн-трансляции мы привозим на событие свой дополнительный микшер, забираем мастер-канал с основного микшера и несколько микрофонов ставим в зал, чтобы снимать звук толпы.

Звук с основного пульта мы пропускаем через процессор эффектов, добавляем немного реверберации, чтобы сделать его более естественным и приблизить к тому, что люди реально слышат в зале с учётом акустики помещения.

Как будет развиваться LookPort в ближайшие 1-2 года?

Сейчас мы заняты созданием базы VR-контента и механизмом её регулярного обновления. Стараемся привлечь новые лейблы, артистов, наладить работу с большими брендами. Самый масштабный проект на данный момент — сделать VR-фестиваль и показать несколько крупных мировых концертов, например концерт P!nk на стадионе Уэмбли в Лондоне. В перспективе двух лет хочется выйти на рынки Великобритании и США, сделать проект интернациональным и сформировать из LookPort полноценную виртуальную площадку для проведения мероприятий. Мы стремимся к формированию восприятия сервиса как естественной опции для любого зрелищного события.

Почему, по-твоему, технология VR считается прорывной?

Она не считается прорывной на самом деле (смеётся). VR интересен с технической точки зрения, вызывает огромный вау-эффект, но на мой взгляд, она ещё не до конца себя нашла. Люди знают, что такое VR, но в повседневной жизни пока для них это какая-то фишка, а не реальная технология. Не такая же прикладная и востребованная, как, например, мобильная связь. Те люди, у которых есть VR-маски, не используют их каждый день. Есть конкретные юзер-стори, которые в VR хорошо работают. Например, посмотреть зрелищный концерт артиста, который не приедет в твою страну, — да. Показать врачам со всего мира, как делается сложная операция, — да. Но нельзя сказать, что без VR жизнь 7 млрд людей на Земле сильно изменится.

LookPort - это как раз обдуманный шаг к активному прикладному применению технологии виртуальной реальности. Это на мой взгляд та модель, которая может привести к постоянному использованию и раскрытию потенциала технологии.

Почему тебе интересно работать с VR?

Меня всегда занимало то, что находится на стыке сложных технологий и развлечений, it и шоу-бизнеса. Плюс, хотелось, чтобы такая интересная технология нашла своё полноценное применение. Мне кажется, потенциал у любой технологии очень широкий, если её использовать в нужной среде. Собственно, поэтому я и начал заниматься IT и автоматизацией. Для меня VR — это еще один способ повысить эффективность в индустрии развлечений и музыкальном бизнесе.

Чем еще занимается SKY corporation?

Внутри компании есть несколько рабочий групп, лабораторий: автоматизации бизнеса, виртуальной реальности и маркетинга.

Основное направление — это автоматизация бизнеса. Мы сотрудничаем с «МТС», разрабатываем решения для их инновационного подразделения «MTS StartUp Hub»; с «АльфаСтрахование», создаём системы анкетирования и тестирования сотрудников; разрабатываем для нескольких медицинских клиник системы управления потоками пациентов, в общем создаём проекты, основанные на digital-технологиях.

В компании применяется 360-подход: мы сопровождаем проекты полностью от идеи до реального внедрения и поддержки. То есть специалисты нескольких разных направлений внутри компании решают задачи по проведению маркетинговых исследований для наших проектов, созданию стратегии, формированию дизайна, самой технической разработке, разработке моделей внедрения, KPI для специалистов, работающих с нашими системами и так далее. Мы стараемся вести проекты комплексно, прорабатывать все детали и создавать реально интересные и работающие решения.

0
3 комментария
Юлия

не так давно наткнулся на статью с играми на очки вр (https://vrhow.ru/luchshie-igry-dlya-vr-ochkov-na-android.html) и захотел тоже такую игрушку купить, а эта статья еще усилила это желание, в скором времени точно очки куплю

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Корнеева
Автор

Супер! Поделитесь потом, как очки)

Ответить
Развернуть ветку
Николь Робин

Привычнее, конечно, мысль о применении VR технологий в играх, но данный ракурс тоже интересен. Главное, чтоб техническая составляющая на стороне пользователя смогла адекватно передавать качество картинки.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда