«ChatGPT вытеснит копирайтеров, фриланс умрет, никто не работает с россиянами» — обсуждаем страхи фрилансеров

В своем телеграм-канале Digital Broccoli я провожу эфиры с экспертами из разных сфер. В одном из них я поговорила с Павлом Шинкаренко, основателем Solar Staff, о будущем: как нейросети повлияют на работу и найм специалистов, особенно на фрилансе, и какими навыками нужно обладать, чтобы угнаться за трендами и не остаться без работы.

Резкий набор популярности нейросетей — ChatGPT и Midjourney в частности — напугал фрилансеров: со всех сторон говорят, что эти нейросети вот-вот отберут работу у всех, кто работает с контентом. Действительно ли этого стоит бояться? И что вообще ждет фриланс в ближайшем будущем — в России с учетом обстановки и за рубежом? На какие рынки стоит выходить — и с какими навыками и профессиями?

Об этом всем поговорили с Павлом Шинкаренко из Solar Staff, компанией, которая регулярно проводит исследования рынка фриланса. Аудиоверсию разговора можно послушать в моем канале.

Вытеснит ли ChatGPT копирайтеров, SMM-щиков и маркетологов

ChatGPT — выпущенный из бутылки джин, но на самом деле он еще сырой и только учится. К нему точно нужно относиться как к явлению, которое будет с нами и во многом изменит рынок, но такие системы искусственного интеллекта с генеративными функциями (будь то тексты и изображения) не вытеснят людей, а, скорее всего, будут дополнением — превратятся в настоящие экосистемы.

Большие интернет-корпорации пытались, начиная с Siri и Алисы, делать такие вещи, но они были довольно ограниченно применимы. И системы вроде ChatGPT выведут их на новый уровень. Фрилансеры получат такого маленького «Джарвиса» к себе на борт. Это позволит им стать более востребованными.

Такие чаты не будут производить финальный продукт, но они будут очень помогать в креативных индустриях тем профессионалам, которые смогут их использовать в работе. Я бы посоветовал фрилансерам обратить на это явление внимание и пробовать его использовать в своих целях.

Лет 5-6 назад люди боялись, что роботы заменят людей, все готовились к тому, что некуда будет девать миллионы безработных водителей грузовиков. Закончилась история тем, что не так давно в Англии были перебои с поставками продуктов питания из-за нехватки водителей. В США во многих сферах не безработица, а недостаток кадров. Так что ChatGPT пока не угрожает отнять работу у контентщиков.

Что отличает живого человека от нейросети

Нейросети обрабатывают имеющуюся информацию, могут создать новое прочтение старого, что часто принимается за концептуально новое (например, в искусстве). Поэтому в создании нового они не хуже человека.

А вот то, на что нейросети не способны и не будут способны в ближайшее время, — это возможность оперирования абстракциями и создание каких-то осмысленных картин. Когда человек подходит к решению проблемы, он оперирует абстрактными понятиями, может их складывать, применять, создавать компиляции. А системы искусственного интеллекта будут просто помогать в визуализации таких мыслей, они не заменят процесс мышления и когнитивный процесс. Но они позволят усилить возможности творцов.

Какие навыки пригодятся специалистам, чтобы выиграть у нейросетей

Самое первое, что нужно делать, это тренироваться в использовании нейросетей, пробовать извлекать из них пользу. Что касается навыков, которые будут востребованы, — это создание смыслов, оперирование смыслами. Творческие профессии — это про насмотренность, вбирание в себя смыслов. Чем больше смыслов ты в себя вбираешь, тем более точны результаты твоей деятельности, тем более они значимы.

Создание смыслов — это развитие понимания. То есть тебе не нужно искать и запоминать, но нужно понимать, то есть развивать навыки логического мышления.

Я думаю, что мы переживем еще один расцвет философии, логики как науки. Эти навыки абсолютно точно стоит развивать. Даже во взаимодействии с системами искусственного интеллекта это игра в диалог. Навыки ведения диалога, постоянного уточнения вопроса, фактически, это навыки ораторского искусства. Развивайте ораторское искусство, займитесь логикой, философией. Вы научитесь оперировать понятиями и смыслами.

К soft skills я бы добавил управление временем. Это очень полезный навык для фрилансера и предпринимателя. Самодисциплина, даже в случае перехода в найм, играет очень позитивную роль. Она делает из бывших фрилансеров людей, которые готовы к управленческой должности больше, чем сотрудники инхаус, которые не имели навыка управления хотя бы собой, как ресурсом. Управление командой и проектами — то, что нейросети не смогут делать.

Мы пришли к реальности «остановился, значит отстал». Мир очень динамичен.

Какие сферы будут востребованы в ближайшем будущем

Абсолютно точно будут востребованы аналитика и обработка данных. Моушн-дизайн тоже на подъеме.

Еще одна история — это UI/UX. Я думаю, это связано с появлением и распространением диалоговых форм — в ближайшие пару лет мы увидим массовые перестроения интерфейсов из форм в диалоги.

Если раньше мы должны были заполнять поля форм, и UI/UX работал с формами, то сейчас будет новая эра UI/UX — работа с диалогами, и тут есть поле для роста.

Если вы работаете в сфере UI/UX, то можно начать изучать эффективность построения диалогов, опыт различных чатов, как они устроены, успешные и неуспешные практики, для того, чтобы применять их в неочевидных местах, там, где формы будут превращаться в диалоги.

Когда мы говорим об IT, это очень много очень разных профессий. Мы видим, что разработчиков не хватает, но при этом перестали так расти зарплаты. Экономики разных стран готовятся к рецессии, к замедлению роста. Я бы не сказал, что нынешняя ситуация для разработчиков — рай.

Есть некоторые области, в которых специалисты России и СНГ преуспели: специалисты из этих областей ценятся выше, чем конкурирующие с нами индусы, например. Это финтех, причем я говорю про UX/UI-дизайн, разработку финтеховских приложений, финансовые продукты. Если мы посмотрим на финтех в России, — это одна из лидирующих отраслей. Специалисты этой области при переезде получают хорошие заказы.

Вторая область — SMM. Я думаю, что «инфоцыгане» были двигателем этого прогресса. Например, массовое использование блогинга и инфлюенс-маркетинг популярны в мире, и мы обнаруживаем очень много выходцев из России и СНГ.

Если посмотрим на партнерские сети, то тоже увидим очень много русскоязычных.

Что ждет фриланс в России

Будет два противодействующих тренда: один будет помогать, другой мешать.

С одной стороны, компании будут стараться больше нанимать фрилансеров, потому что это время можно считать турбулентным, кризисным. Кризис требует от компаний быть более гибкими. Фриланс и проектное исполнение — это ответ на то, как стать более гибким.

Когда мы говорим про проверку какой-то новой гипотезы в компании, если вы будете нанимать человека в штат, вы потратите 30 дней в среднем на найм. Если будете искать проектного исполнителя, вы уложитесь в три дня, с учетом поиска и онбординга.

То же самое касается масштабирования процессов. Когда вы нащупали какую-то нишу как бизнес и вам нужно быстро обзавестись ресурсами, то проектные исполнители — самый очевидный ответ. И это тот тренд, который будет драйвить рост фриланса и его использование.

Но есть и обратный тренд — усиление роли государства и роли госкорпораций, как работодателей, большая занятость в госсекторе. Это как раз противодействие фрилансу. Это тренд, который будет, наоборот, уводить большую часть людей из проектной занятости в обычный найм. Это будет такая зона безопасности для людей. В турбулентное время сами люди будут тяготеть к тому, что синица в руках надежнее журавля.

Биржи фриланса отжили свое?

Мы в Solar Staff проводили исследования, и они показывают историю, которая на протяжении лет сохраняется и только усиливается.

Как компании ищут проектных исполнителей: сначала менеджер вспоминает, кого он знает, потом — кого знают его друзья и кого могут ему порекомендовать, потом — кого знают или могут порекомендовать ему социальные сети.

И только потом, если он никого не нашел, он идет в два места: или на биржу-платформу, или в профессиональные сообщества, и там начинает искать себе исполнителя. Это говорит о том, что большая часть заказов будет в области социальных связей, чем в области платформ. И это будут самые лучшие заказы.

Фрилансеру нужно заниматься персональным брендом и нетворкингом. Чем больше ваша сеть контактов, чем больше людей могут быть вашими амбассадорами перед брендом, тем больше заказов вы будете получать. Вы будете определять условия.

Чем плохи биржи фриланса и платформы? Они загоняют людей в одинаковые рамки. Это такая конкуренция, где у тебя очень мало инструментов повлиять на выбор в твою сторону. Демпинг остается чуть ли не единственным инструментом.

Биржи фриланса и платформы будут использоваться людьми, которые начинают свою деятельность как фриланс, чтобы получать первые навыки, опыт, нетворкинг. Как этот инструмент, они очень хороши. Когда тебя еще никто не знает, проще получить первые заказы на бирже.

Тренды международного фриланса: Азия и США

Из азиатского региона нужно выделять Арабские Эмираты, как растущий рынок для проектных исполнителей. Для того, чтобы широко использовать международный фриланс, нужно, чтобы твоя экономика была ориентирована на экспорт, чтобы твои компании занимали ниши в других рынках. Сейчас в азиатском регионе мы видим тренд экспансии из Эмиратов в разных сферах: финансов, строительных технологий и других.

В США есть определенный тренд: люди позже создают семьи и позже заводят детей. Это социально-демографическое явление приводит к тому, что люди позже начинают быть под давлением ответственности, не только за себя, но и за партнеров в браке, за детей. Соответственно, они дольше остаются свободными и дольше получают опыт на фрилансе. А потом их опыт становится более качественным, в плане того, что скорость приобретения новых навыков на фрилансе выше, чем в инхаус — потому что ты получаешь более разнообразные задачи, развиваешься шире.

Получается, что к одному и тому же возрасту, такой границе, где люди хотели бы переходить в найм, получать какую-то постоянную занятость, фриланс дает им больший доход. Это происходит потому, что их опыт растет быстрее.

В Америке вторая волна жизни фриланса наблюдается после тридцати лет. Если раньше фриланс был до условно 28-29 лет, то сейчас 30-35 лет — вполне возраст для фриланса. Фриланс взрослеет.

Какие риски сейчас есть для фрилансеров с учетом санкций и обстановки?

Я думаю, что больше уязвлены с точки зрения фриланса оказались российские заказчики. Они получили ограничения: европейским и американским фрилансерам запрещено оказывать определенные виды услуг россиянам. На нашей платформе Solar Staff мы тоже ввели ограничения для того, чтобы люди по незнанию не нарушили какие-то нормы и запреты, помогаем им оставаться в правовом поле.

Российские фрилансеры продолжают быть востребованными профессионалами, но тут встает вопрос конкуренции, причем очень остро: их не так много, в той же Азии живет гораздо больше людей. Они учатся, они на более низком старте, соглашаются на более низкую оплату, просто в силу более низкой стоимости жизни в регионах, где они живут. С ними нужно будет конкурировать все больше. Это больший вызов, чем санкции.

К тому же, из-за санкций и ограничений платежных систем стало сложнее заключить контракт и провести оплату (обо всех актуальных рабочих способах получить оплату из-за рубежа читайте в прошлой статье, а здесь — про продажи курсов и книг по всему миру без Paypal и Stripe). Такие платформы, как наша, помогают заключать сделки, оставаясь при этом в рамках правового поля, ничего не нарушая.

Есть ряд компаний, которые, уходя, закрывают за собой дверь, стараются вообще ограничить взаимодействие с российскими исполнителями. Такое явление тоже есть, нельзя отрицать. Это просто новая реальность. Вопрос в том, чтобы не переоценивать его масштаб.

Думаю, что в некоторых регионах, близких к России территориально, в странах Балтии, в Польше и Чехии, стало сильно меньше российского фриланса. Это происходит в силу того, что люди, компании, бизнес в этих странах больше сталкиваются с информационной обстановкой и фоном.

В заключение

Постоянно учитесь и узнавайте новое, повышайте свою квалификацию. Это в любом случае будет хорошей инвестицией своего времени и ресурсов.

Подписывайтесь на канал Digital Broccoli и слушайте эфиры со специалистами из разных сфер и стран. Завтра, 23 марта, в 19.00 по мск поговорим с основательницей маркетингового агентства в США про SMM на американском рынке. Подключайтесь :)

0
2 комментария
Иван Балакирев

Только при нынешнем общественном строе может подниматься вопрос конкуренции человека и машины. Вместо того, чтобы задавать вопрос "почему машины не могут служить всем людям?"

Ответить
Развернуть ветку
Jamilya Kotlyarova
Автор

В этом суть — они и будут служить, и учиться их использовать нужно как раз для этого. А не бояться)

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда