Почему хорошо, что роботы забирают нашу работу (и почему Джек Ма не прав)
В прошлом году Всемирный экономический форум посчитал, что через четыре года мир лишится 75 миллионов рабочих мест. Это произойдёт из-за автоматизации, ИИ, роботизации и других технологий. Вот только зря люди боятся, что роботы отнимут их работы - этому наоборот стоит радоваться. И вот почему. (Кстати: 75 млн рабочих мест заменят 133 млн новых).
Представьте, что вам 15 лет, и вы получаете 75 центов в день за 10 часов работы. Эта работа заключается в том, что вы открываете и закрываете дверь на угольной шахте. Мне кажется, незавидная судьба для ребёнка. А как насчёт четырёхлетних малышей, работавших в рудниках, тянущих за собой вагонетки?
А в XIX веке и начале XX века это, в принципе, было нормой. Повсеместно использовался детский труд. Некоторые дети работали с родителями, помогали складывать уголь, подавали инструмент. Кстати, обратите внимание на каску мальчика на фото выше - на ней масляная лампа. Вот так полторы сотни лет назад освещали себе путь.
Другие дети работали на фабриках и заводах. Первая промышленная революция подарила миру станки, для работы на которых нужна была минимальная подготовка.
А вот - работница текстильной промышленности. Обнять и плакать. Кто-то может в комментариях начать писать "современные дети просто обленились, ничего не хотят", но тут ответ очевиден - должны ли дети вообще работать?
И сейчас в некоторых странах продолжается эксплуатироваться детский труд. Но это - неправильно. Новые технологии должны освобождать от грязной и опасной работы - как детей, так и взрослых. Они должны создавать всё больше "креативных" рабочих мест, или же рабочих мест, от которых люди получают удовольствие. Я уверен, что среди всех нас есть те, кому нравится однотипная работа. Есть же однотипные хобби - например, вязание? Оно ближе к медитации.
Кроме того, технологический прогресс приводит к улучшению качества жизни. Вот смотришь на все эти ужасы Первой промышленной революции, а потом смотришь на цифры: население Европы выросло до 460 млн человек за 50 лет XIX века. До этого 13 веков оно не превышало 180 млн человек. Новые продукты, товары, достижения и открытия в области медицины. Врачи начали мыть руки. Появились унитазы, водопровод. Люди вообще стали чаще мыться.
Да, крестьяне обнищали и перебрались в города. Да, ремесленники не могли бороться с заводами сто-двести лет назад, и сами устраивались рабочими на них. А сейчас мы видим "крафтовые товары" - это когда сыр или хлеб можно продавать в двадцать-тридцать раз дороже их аналогов в обычном магазине.
Научно-технический прогресс постоянно убивает профессии:
- Ледорубы не носят нам лёд - у нас есть холодильники
- Писари не нужны - мы сами можем писать и печатать
- Люди, которые до 1920-х стучали в окно длинной палкой, чтобы рабочие не проспали смену, нещадно заменены будильниками
- Сказанная в трубку фраза "Оператор, соедините меня..." осталась только в старых фильмах
- Фонарщики, которые с XV века зажигали и тушили уличные фонари, начали исчезать в середине XIX века - газовые фонари зажигались автоматически
- Машины вообще отняли работу у лошадей!
Множество профессий исчезло, однако нам остаётся, где работать. Нужно ли это делать по 12 часов в сутки, как говорит Джек Ма? Нет!
Как раз детский труд, рабский труд на заводах и угольных шахтах были запрещены из-за забастовок, которые проводили различные рабочие организации. Они боролись за сокращение рабочего дня и против сокращения жизни из-за адской работы.
Сегодня у многих есть возможность выбора работы - той работы, которая будет отвечать каким-то запросам к самореализации и прочему. К сожалению, пока не у всех. Но чем больше профессий "заберут" роботы и другие технологии - тем больше станет простор для творческой мысли человека.
Качество жизни человека определяется общественными отношениями, а не автоматизацией. Просто сейчас эффективность человека в социуме так или иначе определяют джекима с туго набитыми кошельками. Соответственно, метрики "полезности" - это "греби 6x12".
Если цена труда человека окажется ниже труда машины просто возникнут новые луддиты и общество себя в очередной раз переосмыслит.
На мой скромный взгляд все равно все рано или поздно сведется к тому, что человек не должен работать - человек может либо иметь право достойно трудиться, либо должен быть принят обществом на иждивение.
Мне нравится ваш подход: "человек может либо иметь право достойно трудиться, либо должен быть принят обществом на иждивение". И кто бы что ни говорил, пока история показывает, что всё идёт к этому. Есть и исключение - но в целом у нас сейчас больше возможностей, чем пятьдесят, сто, двести лет назад.
у вас это у кого? в провинциальных городах нашей необъятной с работой уже все плохо. Примеров масса. В итоге все сводится к тому, что все (за исключением определенных категорий людей или профессий) кто хотят получать 50+ идут таксовать, либо на фултайм, либо подработки по вечерам. Боюсь представить куда пойдут все эти люди когда водитей заменят беспилотники. А если взглянуть еще и на смежные профессии типа доставка, курьерские службы, дальнобои и т.д. то проблема вырисовывается серьезная.
Ещё были люди-будильники, фонарщики, извозчики на лошадях - я мини-список дал в посте. Где они все сейчас?
были ли эти профессии массовыми? что-то мне подсказывает, что это были штучные экземпляры. А профессия "водитель" признана массовой в России. Прямо сейчас лучшие умы и корпорации трудятся над автоматизацией авто и касс. Есть мысли чем можно занять 15 млн человек, у которых нет востребованного образования? Мне в голову приходит только 2 варианта - иждивение или вспахивать земли в сибири.
А пример детей, которые вагонетки с углём таскали в узких проходах шахт - не массовый? Фонарщики, трубочисты - разве это не массовые профессии? Неужели они просто умерли вместе со своей специальностью?
Я подразумеваю, что автоматизация в прошлых веках была гораздо медленнее чем сейчас. И многие профессии (извозчики) дожили до преклонных лет, трудясь в своей сфере. А молодёжь уже обучалась новым профессиям. Сейчас же, все так быстро меняется, что получив профессию делопроизводитель можно не найти работы уже после выпуска из университета.
Так водителем же!