Рубрика развивается при поддержке
Будущее
Arina Zys
29 878

На чём мы будем летать в 2030 году: будущее пассажирских самолётов Материал редакции

Подборка мировых и российских инновационных проектов.

В закладки
Аудио

С конца 1990-х годов Airbus и Boeing — крупнейшие компании на мировом рынке пассажирских самолётов. Рынок делится на три сектора: узкофюзеляжные самолёты, широкофюзеляжные и самолёты класса VLA (very large aircraft — «очень большой самолёт»). В секторе узкофюзеляжных самолётов конкуренцию составляют компании Embraer и Bombardier.

Авиакомпании стараются снизить уровень шума самолётов, а также сделать их более экологичными и безопасными. Председатель компании Airbus India Чарльз Чемпион говорит, что авиационная промышленность должна сократить выбросы на 50% к 2050 году.

Для этого Airbus разработала проект Smarter Skies: самолёты будут катапультироваться в небо и организованно летать по воздушным траекториям, как стаи птиц.

Сильные игроки рынка (NASA, Lockheed Martin, Airbus, Boeing) проектируют новые концепции самолётов: создают гибрид самолёта и вертолёта, устанавливают солнечные панели на крышу и крылья для выработки энергии, делают стеклянный пол или потолок для облегчения веса. Но эти проекты они планируют реализовать к 2050 году.

Тем временем стартапы работают над созданием электросамолётов, которые снизят стоимость региональных рейсов. Электросамолёты в качестве такси — одна из главных тенденций. Ещё в 2017 году Uber и стартап Kitty Hawk одновременно объявили, что планируют запустить летающее такси, Uber пообещала запустить сервис в 2020 году.

Таких проектов сейчас больше 15 по всему миру. При этом многие разработчики стараются спроектировать не просто самолёт с электрическим двигателем, а добавить другие возможности, например, вертикальный взлёт и посадку (VTOL, VerticalTake-Off and Landing).

Электрификация самолётов — это наиболее значительное новшество в авиации после внедрения реактивного двигателя.

генеральный директор Центрального института авиационного моторостроения имени Петра Баранова

Одна из проблем разработчиков — большой вес батарей. Электросамолёт на шесть–девять пассажиров компании Eviation весит 6 тонн, а его батареи весят 2,7 тонны.

Что касается российских самолётов, с 1996 года разработано девять моделей, из них три получили серийное производство. А первые лётные испытания прототипа самолёта на электротяге в России должны пройти в 2020 году.

Ниже — девять интересных мировых и российских проектов, которые планируют реализовать в ближайшие несколько лет.

Источник: Boom Technology

Дата создания проекта: 2014 год.

Разработки сверхзвуковых самолётов продолжаются, несмотря на то, что существующие сверхзвуковые самолёты Concorde и Ту-144 оказались убыточными из-за большого расхода топлива.

Цель американского стартапа Boom Technology — создать самолёт Overture, который будет переходить на сверхзвуковую скорость над океаном. Выпуск самолёта назначен на 2025 год. Скорость Overture будет составлять 2300 км/ч, дальность полёта — 8300 км, он сможет перевозить до 75 пассажиров.

Источник: Boom Technology

На сайте компании указано, что цена билета будет такая же, как в обычном дозвуковом самолёте. Стоимость программы оценивается в $6 млрд, стоимость самолёта — $200 млн.

Сейчас компания работает над прототипом Overture под названием XB-1. Сверхзвуковые полёты запланированы в 2020 году.

Ранее стартап помог в создании 40 самолётов и космических кораблей SpaceX и NASA. Работает при поддержке Virgin Group. Получил инвестиции в размере $10 млн и предзаказ на 20 самолётов от Japan Airlines.

Источник: The Lilium Jet

Дата создания проекта: 2015 год.

Разработка проходит при поддержке бизнес-инкубатора Европейского космического агентства в Германии. Компания заявляет, что создала первый в мире электрический вертикальный взлётно-посадочный самолёт. Он развивает скорость до 300 км/ч, способен за час с небольшим долететь из Москвы в Нижний Новгород и позиционируется как воздушное такси.

Источник: The Lilium Jet

Это самолёт с большим панорамным окном. Малошумный двигатель сделан из карбона: материал в пять раз прочнее и в три раза жёстче, чем алюминий.

Источник: The Lilium Jet

Большое внимание создатели уделяют безопасности: если один двигатель откажет, то это не скажется на работе самолёта.

В 2017 году полномасштабный прототип совершил первый полёт. Компания обещает, что в 2019 году взлетит первый реальный самолёт, а в 2025 году такси можно будет заказать. Цена не разглашается, однако модель позиционируется как «самолёт для всех».

Источник: Twitter

Дата создания проекта: 2015 год.

Израильская компания Eviation Aircraft работает над созданием девятиместного электросамолёта бизнес-класса, который при скорости 480 км/ч на одном заряде преодолевает свыше 1000 км. Прототип был представлен в 2017 году. По подсчётам основателя, полёт на Alice обойдётся на 90% дешевле, чем на керосиновом самолёте.

Создатели позиционируют Alice как удобный и быстрый транспорт для перемещения между регионами страны. Обещают много места для пассажиров и большие окна. Инновация Eviation Aircraft — в разработке нового типа воздушно-алюминиевой аккумуляторной батареи, ёмкости которой хватит для перелёта на большое расстояние.

Источник: YouTube

Двигатель самолёта малошумный и экологичный. Самолёт представят в июне 2019 года на Парижском авиашоу, а первый коммерческий рейс запланирован в 2021 году. Стоимость самолёта оценивается в $2,9 млн.

Eviation Aircraft также разрабатывает беспилотный электрический самолёт Orca. Ранее создатели занимались разработками в области логистики дронов, металловоздушных энергетических решений и систем моделирования воздушных потоков.

Дата создания проекта: 2014 год.

Британский стартап Samad Aerospace впервые представил модель электросамолёта Starling Jet на авиасалоне Singapore Airshow 2018.

Starling Jet вмещает десять пассажиров и может летать на расстояние до 2400 км. Скорость самолёта — до 740 км/ч. В 2019 году планируется запуск прототипа, а в продажу он поступит в 2024 году.

Это гибридный самолёт — один из семейства летательных аппаратов Starling.

Но прежде компания планирует выпустить другие модели:

  • лёгкий беспилотный летательный аппарат UAV Starling для перевозки грузов — в 2019 году;
  • полностью электрический самолёт e-Starling — в 2022 году.

Samad Aerospace предлагает желающим инвестировать в проект и обещает рассмотреть партнёрские предложения.

Источник: TransportUP

Дата создания проекта: 2015 год.

Российская компания Bartini, резидент «Сколково», работает над новым видом городского такси и планирует в 2020 году представить беспилотный электросамолёт, который развивает скорость до 300 км/ч. Будет две версии модели: двухместная и четырёхместная. Стоимость одного аппарата составит 7 млн рублей. В октябре 2018 года сделали первый прототип в масштабе один к двум, он успешно завершил тестовые полёты.

Аэротакси сочетает в себе возможности самолёта и вертолёта: взлетает вертикально, затем разгоняется в горизонтальной плоскости, его винты поворачиваются перпендикулярно корпусу, потом аппарат летит подобно самолёту.

Источник: «Известия»

Самолёт оснащён блокчейн-технологией: пользователь через приложение вызывает такси до специальной парковки, переводит токены со своего кошелька на кошелёк машины, затем она платит электрозаправке. Далее такси доставляет пассажира до выбранной парковки.

Компания — участник технологического инкубатора McFly, сообщества интересующихся летающими автомобилями. На сайте можно купить токены.

Источник: Flyter

Дата создания проекта: 2018 год.

Российская компания Flyter обнаружила аэродинамический эффект flyt (подробности эффекта не раскрываются) и начала разработку универсального самолёта ПАК ВВП 420-120. Это авиационный комплекс вертикального взлёта и посадки, его взлётный вес — 420 кг, масса полезной нагрузки — 120 кг.

Аппарат будет развивать скорость до 250 км/ч, дальность — 900 км. Двигатель будет работать на керосине, однако авторы также планируют разработать электрическую версию.

В 2018 году авторы выявили сложности с двигателем, после чего занялись разработкой самолёта, который способен выдерживать большую нагрузку. В 2018 году они закончили аванпроект ПАК ВВП 720-200.

Главная особенность самолёта в том, что на основе одной машины планируется сделать три модификации: грузовой беспилотник, беспилотное такси с вертикальным взлётом, пилотируемое такси.

В первую очередь создатели планируют разработать прототип грузового беспилотника. Концепция основана на простоте и экономности: беспилотник позволит в два раза снизить стоимость доставки грузов в отдалённые районы по сравнению с вертолётом (от 32 до 45 рублей за 1 кг).

В марте 2019 года компания Flyter представила видеоиллюстрацию самолёта вертикального взлёта и посадки семейства ПАК ВВП 720-200. Сейчас стартап создаёт полноразмерный стенд в виде консоли крыла, который продемонстрирует flyt-эффект.

Полное видео — по ссылке

Новое в дизайне интерьера самолётов

Менеджер выставки Aircraft Interiors Expo (AIX) Полли Маграу считает, что в будущем исчезнет зонирование салона и разделение на бизнес- и эконом-классы. Появятся кресла, которые можно легко модифицировать: сделать больше или меньше. От цены билета будет зависеть уровень обслуживания, способы развлечения и возможность контролировать освещение и температуру.

Источник: Flight Global
Источник: Flight Global
Источник: Flight Global

Лондонская дизайнерская фирма Pearson Lloyd в 2018 году представила концепцию Eco Seat: лёгкие и тонкие кресла. Компания предлагает способ увеличить плотность пассажиров — добавить места в салоне, сохранив их комфортность.

Кресло состоит из композитного корпуса из углеродного волокна и центрального «позвоночника», что уменьшает его объём. Вес самолёта очень важен: при его увеличении расходуется больше топлива. Например, один ноутбук на борту повышает стоимость эксплуатации на 21 рубль.

Источник: Dezeen

Немецкая компания Recaro также создала экономичное сиденье для дальних перевозок, которое делает сон удобным: с шестиступенчатой поддержкой шеи, регулируемой амортизацией для поддержки спины и пространством для ног. За эту концепцию проект получил премию Crystal Cabin на выставке Aircraft Interiors Expo в Гамбурге в 2019 году.

Источник: CNN Travel

Компания Airbus в сотрудничестве с французской Safran придумала, чем занять неиспользуемое пространство в грузовом отсеке: разместить в нём модули с двухъярусными кроватями. Создатели говорят, что готовы реализовать проект уже в 2021 году.

Источник: CNN Travel

В отсеке нет окон, и людям с клаустрофобией такое предложение не подойдёт. Сейчас обсуждается вопрос: спальное место можно будет купить отдельно или оно будет входить в дополнение к обычному креслу.

{ "author_name": "Arina Zys", "author_type": "self", "tags": ["\u0430\u044d\u0440\u043e"], "comments": 26, "likes": 65, "favorites": 46, "is_advertisement": false, "subsite_label": "future", "id": 64531, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 16 Apr 2019 09:32:09 +0300", "is_special": false }
Самый сильный бренд
страны*
*Третий год подряд по версии Brand Finance
0
{ "id": 64531, "author_id": 282663, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/64531\/get","add":"\/comments\/64531\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/64531"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199118, "last_count_and_date": null }
26 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
18

Спойлер: на A320 и B737. Все эти фантазии оставьте фантастам.

Ответить
7

Максимум на каком-нибудь 797...
Я понимаю, что тут все айтишники, а не авиаконструкторы, но это мусорная статья уровня "Яндекс.Дзена". При словах про новейший секретный эффект заржал в голос.

Ответить
0

Тот эффект - это винты под крылом. Тут даже не нужно быть авиаконструктором, чтобы понять, что не взлетит.

Ответить
0

Я тоже хочу чтобы всегда были B737 и А320.
Не нужны эти самолеты будущего...

Ответить
18

Печально, что среди перечисленных перспективных моделей именно российские несут яркие печати булшита: у одного — интегрированный блокчейн (без комментариев) и отсутствие несущих плоскостей для продольного полёта (а как же экономия???), у другого — дикая аэродинамическая схема с уникальным секретным эффектом и _особенность_ в виде модификации под грузовик, беспилотное такси или пилотируемое такси (это — особенность???).

Ответить
8

"Менеджер выставки Aircraft Interiors Expo (AIX) Полли Маграу считает, что в будущем исчезнет зонирование салона и разделение на бизнес- и эконом-классы."

Будущее ужЕ здесь!

Ответить
3

Хм, а нахрена flyt-кукурузникам вертикальный взлёт? Это затратно, ненадёжно, сами винты будут балластом весь полёт, а для приземления всё равно придётся использовать взлётно-посадочную полосу.

Ответить
0

Просто вам не рассказали про flyt-аэродинамику.

Ответить
0

А там чушь сивой кобылы, я прочитал уже. Вон те самые винты под крылом, направленные вниз. Смешней всего, что они будут создавать область низкого давления под крылом и тянуть самолёт вниз.

Ответить
0

Радует, что все это произойдет еще на моем веку...

Ответить
5

Я помню, как в детстве увидел фильм назад в будущее 2, я был в таком диком восторге от летающих машин, скейтборда и прочей крутой штуки, так верил, что наступит 2015 и все будет прям как в фильме, но не судьба, год 2019 люди по прежнему колесят по дорогам и умирают от рака в жопе.

Ответить
2

Не произойдет

Ответить
0

Не произойдёт. 

Ответить
0

Надеюсь что не произойдет.
Так и будут летать B737 и А320

Ответить
1

Сухому срочно нужно вступить в сотрудничество с eco seat, тогда супер джет будет полноценной летающей маршруткой, ещё в пилотов людей без лицензии набрать и ок.

Ответить
0

Зачем нужны эти пилоты? Места впереди продавать по двойному тарифу.

Ответить
1

Flyt-эффект - это Карлсон объевший гороха

Ответить
1

Фантазёр ты его называла...

Ответить
0

Российская компания Flyter: Мы изобрели кукурузник заново))

Ответить
2

Выглядит как классический наебизнес, на самом деле. flyt - эффект они открыли, ага. Инновации в области, которую изучают миллионы конструкторов уже второе столетие, лол.
К слову, их кукурузники не взлетят - там явное смещение веса на переднюю часть, а площади передних крыльев явно не достаточно для смещения вектора подъёмной силы.

Ответить
0

Я не спец по аэродинамике, но, кажется, там ещё большой вопрос в попадании заднего крыла в аэродинамическую тень переднего при некоторых режимах.

Ответить
0

Возможно как раз это и есть flyt эффект)

Ответить
1

А как читается flyt? Флыт?

Ответить
0

А как же самолет от NASA и MIT, у которого весь корпус по сути является одним огромным крылом, состоящим из подвижных частиц? По-моему выглядит сильно инновационнее тех же российских кукурузников от Flyter, со 120кг полезной нагрузки)
https://www.engadget.com/2019/04/01/nasa-mit-shape-shifting-airplane-wing/

Ответить
0

Межконтинентальные сверхзвуковики, которые сейчас только в чертежах, обещают выкатить в 25-м. И там они встретятся с конкурентом в лице BFR, который уже начали прожигать.

Ответить
0

А почему тогда уж не на гравицапах

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }