«Потерять работу с зарплатой в 15 тысяч рублей мне совсем не страшно»: работники об угрозе искусственного интеллекта Статьи редакции

Монологи таксиста, кассира, охранника и других сотрудников, которые могут потерять работу в будущем.

К 2030 году треть рабочих мест во всём мире займут роботы, считают аналитики консалтинговой компании PwC.

В зоне риска не только банковские служащие, продавцы, водители и сотрудники, чья работа связана с рутинной деятельностью, но и журналисты. Например, китайское информагентство в ноябре 2018 года представило робота-телеведущего.

Очевидно, что повсеместная роботизация наступит не скоро, но нам стало любопытно, что думают об этом работники «исчезающих» профессий, особенно из регионов.

Корреспондентка vc.ru из Ростова-на-Дону поговорила с таксистом, кассиром, охранником и другими работниками. Она поинтересовалась, беспокоит ли их развитие искусственного интеллекта и чем они планируют заняться в будущем, если потеряют работу из-за роботов.

Сергей, 23 года, таксист

Считает, что в ближайшем будущем беспилотный транспорт на дорогах не появится.

Я учусь на заочном и в свободное время работаю таксистом. Это примерно три раза в неделю по 10–14 часов.

Я думаю, что беспилотные такси в России появятся лет через 20, а может, и позже. Посмотрите на наши дороги — некоторые как после бомбёжки. К тому же беспилотные автомобили ездят по разметке, а у нас она в таком же печальном состоянии, как и сами дороги. Ну и зимой иногда засыплет так, что дорога — один сплошной снег. А уберут этот снег дня через два только.

Ну и закон, как мне кажется, не разрешит машине ездить без водителя. Да и интернет у нас, бывает, работает с перебоями. А для полного автопилота нужно качественное интернет-соединение.

Мне кажется, раньше нас станут невостребованными кассиры, так как уже много где есть кассы самообслуживания, и они вполне себе нормально работают.

В будущем профессия таксиста немного трансформируется, водители будут контролировать работу автопилота и в неоднозначной ситуации брать управление под свой контроль.

Даже если таксисты станут никому не нужны, я смогу работать по своей основной профессии. Моя специальность «Автоматизация технологических процессов и производств». Она будет востребована очень долго.

Валерий, 38 лет, новостной журналист

Думает, что пока робот не сможет занять его место. Но очень хотел бы этого.

Я пишу новости для федерального издания. У меня свободный график, но я бы предпочёл совсем не работать — для меня это вынужденная мера.

Журналистов сейчас и так слишком много. И пишут они надуманные новости, чаще всего копируя друг друга. Зачем столько журналистов? Чтобы создавать искусственную занятость? Один робот со всем бы справился.

Я не боюсь безработицы, работа — не фетиш, которому нужно поклоняться. В то же время я понимаю, что в ближайшее время робот не займёт моё место.

Потому что государства во всём мире искусственно создают рабочие места в ущерб научно-техническому прогрессу. Через мутные государственные или окологосударственные фонды будут возникать новые интернет-издания, и журналистов станет ещё больше.

Сейчас люди занимаются работой роботов и сами превращаются в роботов. Если человек по 8–12 часов в день выполняет функции робота, это неизбежно сказывается на личных отношениях с людьми, в семье, в отношениях между мужчиной и женщиной. На мой взгляд, в этом кроется целый пласт проблем современного общества.

Пример искусственного замедления научно-технического прогресса — беспилотные автомобили. Они существуют уже десять лет, прошли успешные испытания, однако на дорогах мы их не видим. Нам называют какие-то смешные юридические проблемы страховых компаний, которые якобы не смогут определить виновника ДТП.

Но подлинная причина другая. Дело в миллионах водителей, которые могут потерять работу: дальнобойщики, таксисты, развозчики пиццы. Естественно, никто не оставит миллионы без средств — это приведёт к революции.

Однако проблему внедрения передовых научных изобретений также нужно решать. Какой здесь выход? Я считаю, что нужно вводить безусловный базовый доход — с помощью автоматизации и роботизации труда освободить людей от рутинной работы пять дней в неделю с 9:00 до 18:00.

Люди не должны заниматься опостылевшим трудом, перекладывая в субсубарендном офисе бумажки с левого края стола на правый.

Тогда люди вместо работы смогут заниматься творчеством, путешествиями или развиваться как-то иначе. А желающие работать — будут продолжать работать.

Регина, 27 лет, кредитный консультант в банке

Готова к тому, что её профессия будет полностью автоматизирована, планирует переучиваться.

Я получила образование в области финансов, сейчас консультирую и выдаю кредиты на товары в магазине электроники.

Всё идёт к тому, что на место человека на узкой специальности выгоднее будет посадить робота и всю работу автоматизировать. И сотрудникам без интеллекта и умственных способностей придётся туго, на мой взгляд. Поэтому нужно развивать свой интеллект, постоянно что-то изучать.

У нас уже идут сокращения и урезания зарплат — вместо нескольких представителей от разных банков в торговой сети с клиентами работает один кредитный брокер. На эту систему перешли уже многие крупные магазины, такие как «М.Видео» или Hoff.

Но и без кредитного брокера клиенты могут сами зайти на сайт магазина и оставить заявку на кредит. В случае одобрения он приходит в магазин и на кассе забирает товар. Необходимость в кредитных консультантах практически отпала.

Потерять работу с зарплатой в 15 тысяч рублей мне совсем не страшно.

В сентябре я думаю увольняться и идти работать в банк. Если не возьмут, то устроюсь куда-нибудь офис-менеджером.

Я понимаю, что скоро все, у кого нет умственных способностей, окажутся не нужны. Поэтому хочу получить дополнительное образование. Но пока не решила, в какой сфере. Надо найти то, что будет востребовано.

Владимир, охранник, 54 года

Рассчитывает на помощь государства.

Я работаю в офисном здании контролёром пожарно-охранной системы. То есть у нас на объекте физической охраны как таковой нет. Охрану уже по большей части выполняет автоматическая система.

Пожарная и охранная сигнализации, автоматический контроль допуска — это и есть уже своего рода искусственный интеллект. Но у любой машины может быть сбой, и мы контролируем работу этой системы.

Дальше такая тенденция будет только расти. Охранник будет только как контролёр, а саму охрану будут вести различные устройства: сигнализации, видеокамеры, различные датчики, устройства распознавания.

Например, на входах вместо турникетов установят системы распознавания по отпечатку пальца. Но охранное ПО пока слишком дорогое, маленьким организациям невыгодно его устанавливать. Там пока остаются люди.

Думаю, в ближайшие 15–20 лет роботы не лишат охранников работы. Но будут сокращения. Например, работало 10 охранников, всех сократили, остались два-три контролёра. Если меня сократят, пойду на биржу труда. Государство ведь пообещало помогать гражданам предпенсионного возраста.

Алексей, 55 лет, оператор на автомойке

Хочет, чтобы его место занял робот, но уверен, что в ближайшее время это не случится.

По образованию я инженер, но сейчас работаю оператором на мойке, обслуживаю фуры и другой грузовой транспорт. В день примерно от 10 до 20 грузовых машин. График работы посменный. Моя зарплата — 18 тысяч рублей.

Я давно для себя интересуюсь вопросом искусственного интеллекта. Теоретически заменить меня и других операторов легко — всю нашу работу можно уже полностью автоматизировать. Но автоматизировать только один объект нецелесообразно. Если это делать, то хотя бы в масштабе города или страны. Тогда это будет выгодно и удобно.

Но вряд ли такое случится в ближайшее время.

Мы живём в капиталистическом мире. Всё переведено на основу потребления. Если в условиях капитализма вместо всех работников поставить роботов, то откуда брать деньги, чтобы потреблять то, что произведено? И как предприниматели будут получать прибыль?

Конечно, будут появляться новые профессии, но их будет недостаточно, и в будущем безработица будет только расти.

Предприниматели сами не будут вкладывать деньги в развитие искусственного интеллекта. Автоматизация должна проходить при поддержке государства. Это возможно только после долгих испытаний искусственного интеллекта в военной отрасли. То есть нужно ещё лет 30–50.

Если робот работает под полным контролем человека, то это ещё не искусственный интеллект. Вот когда настройка и обучение робота будут проходить за счёт него самого или другого робота, тогда это будет считаться настоящим ИИ.

Надежда, 31 год, кассир в супермаркете

Считает, что работы хватит всем — и роботам, и людям.

За кассой я четвёртый год. Работала как в крупных компаниях вроде «Ленты» и «Перекрёстка», так и в небольших магазинах. В супер- и гипермаркетах зарплата выше, чем у частников, но там всегда большой поток людей.

Я только за, чтобы кассы в гипер- и супермаркетах перешли на самообслуживание. Очереди огромные, и весь негатив изливается на несчастного кассира, который целый день слушает недовольства и хамство.

Я устала ежедневно контактировать с людьми и буду рада, если все кассы перейдут на самообслуживание.

Если заменять на автоматику, то это даже лучше — не надо будет слушать вопли недовольных покупателей, меньше контактов с людьми. Наоборот, было бы супер, если бы у нас в России все магазины стали автоматическими. Работы хватит на всех. Всегда будут частники с меньшей торговой площадью, которые не смогут поставить автоматику.

Куда я пойду? Благо, у меня помимо работы кассиром есть и другие специальности. Голодной не останусь, устроюсь поваром.

0
103 комментария
Написать комментарий...
Макс Демидов

"Я не боюсь безработицы, работа — не фетиш, которому нужно поклоняться. "
"Тогда люди вместо работы смогут заниматься творчеством, путешествиями или развиваться как-то иначе."

Ну да, его уволят и поставят туда робота, а сам он путешествовать поедет. На какие шиши, Валера?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Бродяжничество тоже путешествие...

Ответить
Развернуть ветку
Максим Ростокин

«праздно шатающийся образ жизни»

Ответить
Развернуть ветку
100 комментариев
Раскрывать всегда