Как скоро мы разучимся писать от руки
В информационную эру дети с рождения смахивают, зажимают, нажимают, а взрослые вообще забыли, когда что—либо писали. Умрет ли письмо от руки и чем это нам грозит — в статье.
Финские и американские дети больше не учатся писать
В 2016 году финские школы оставили в прошлом ручную писанину. И, пока старые финны всё ещё марают бумагу, новое поколение учится создавать текст более эффективным способом — при помощи клавиатуры.
Финский совет по образованию утверждает, что печатание — процесс “более актуальный для повседневной жизни”. Ученики будут осваивать скорописание на клавиатурном тренажере в планшете.
Но Финляндия не является пионером в этом решении. С 2013 года из стандартов американской учебной программы убрали обучение письму. В 45 штатах дети больше не выводят старательно букву за буквой.
В Los Angeles Times так объяснили необходимость нововведения:
Школа готовит ко взрослой жизни, а последняя невозможна без ежедневного использования клавиатуры, электронной почты и текстовых сообщений. Новая среда обитания диктует другие правила существования в ней.
Смена парадигмы в обучении новых поколений рождает и опасения. Заместитель председателя Ассоциации учителей родного [финского] языка Сюзанна Хухта (Susanna Huhta) считает, что “обучение письму помогает развить мелкую моторику ребёнка и улучшить работу мозга”. Поэтому она предлагает не искоренять рукописные уроки, а заменять на рисование или рукоделие, которые дают подобный эффект.
А Минна Харманен (Minna Harmanen), член Национального агентства образования Финляндии, так объясняет необходимость изменений:
И добавляет:
Дети отправляют Санта-Клаусу электронные письма
Письма к Санте — традиция, уходящая своими корнями в 1200 год. Именно тогда маленькая девочка написала письмо святому епископу Николаю, который проживал в древнем городе Мира. С тех пор мальчики и девочки из разных стран писала Санте — рассказывали о себе и просили подарки.
Но рукописных посланий от детей становится всё меньше, а сервисов, которые отправляют письма Санте через Интернет, больше.
Исполнительный директор благотворительного фонда Literacy Charity Мэтью Хикки (Matthew Hickey) огорчен таким положением дел:
Он предлагает делать уроки письма более интересными и увлекательными для детей, давать учителям больше инструментов и возможностей для этого.
Надо ли учить детей писать: аргументы за и против
Письмо от руки и с использованием клавиатуры задействуют разные функции мозга, первое является сложным неврологическим процессом.
Профессор нейробиологии Техасского университета Вильям Клемм (William R. Klemm) обосновал эту позицию в журнале Psychology Today ещё в 2013 году:
Исследования в Вашингтонском университете, в свою очередь, выявили, что написание текста сильнее влияет на мыслительную деятельность ребенка, чем печатание. В частности, дети младших классов быстрее и лучше пишут сочинения именно от руки.
Противники “ручного труда” не дремлют. Анна Трубек (Anne Trubek), автор книги “История и туманное будущее искусства писать от руки” считает, что современные дети будут создавать лучшие тексты, ведь их написание потребует меньше времени и сил. Они направят уделят основное внимание выбору слов и структуре предложений.
Другие же утверждают: раньше люди вкладывали в письма гораздо больше сил и смысла. Они отправляли другу другу поздравительные открытки с добрыми словами, а общение становилось более значимым. Но будущие поколения не смогут даже разобрать, что написано в открытке от родственников.
Анна Трубек парирует:
Что нас ждёт
Уже сейчас мы можем:
- Поставить электронную подпись.
- Писать текст речью. В Google можно активировать голосовое редактирование текста и набирать текст без труда. В мессенджерах доступны голосовые сообщения.
- Слушать книги вместо того, чтобы читать их.
И это далеко не всё. Когда же письмо покинет нас навсегда?
Анна Трубек увещевает:
От автора: я уже давно делаю заметки, создаю списки продуктов и дел в смартфоне, но недавно всё-таки решила записать планы в обычный блокнот. Так вот почерк ухудшился катастрофически — на следующий день я с трудом разобрала написанное.
Сложный вопрос, чертовски сложный.
С начала 2000-х очень мало приходится писать от руки. Почерк и так скверный был всегда, а стал вообще корявый.
С одной стороны, неуютно как-то почти разучиться делать то, что умел с детства.
С другой стороны, письмо от руки регулярно бывает нужно только при заполнении каких-нибудь формальных бланков и выполнения мелких записей. Всерьёз много писать (именно писать, а не делать пометки или зарисовывать диаграммы/блок-схемы) доводилось в последние годы только на различных учебных занятиях, где не была предусмотрена раздача текстов лекций.
В общем, получается, что объективно потребность есть только в базовом навыке письма, т.е. способности достаточно быстро от руки создавать надписи, подобные электронным/распечатанным.
Даже слитное письмо на практике получается ни к чему, т.к. печатные буквы нормально решают вопрос. А каллиграфическое письмо так вообще переходит в разряд навыков художника-оформителя.
Не могу сказать, что всё это меня душевно не огорчает, но сказать, что это всё плохо, тоже не могу. Всё меняется. Многие привычные годами и поколениями навыки становятся неактуальными.
P.S. Конечно, есть отдельная тема про апологетов "молескина" или "буллет джорнала", но это другой разговор.
я бы не стал совсем выводить из программы, просто меньше времени и дрочки на это нужно отводить
Комментарий недоступен
можно и так, то что мы чаще печатаем, реальный мир, где многое можно от руки писать, никуда не делся
Комментарий недоступен