{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как скоро мы разучимся писать от руки

В информационную эру дети с рождения смахивают, зажимают, нажимают, а взрослые вообще забыли, когда что—либо писали. Умрет ли письмо от руки и чем это нам грозит — в статье.

Финские и американские дети больше не учатся писать

В 2016 году финские школы оставили в прошлом ручную писанину. И, пока старые финны всё ещё марают бумагу, новое поколение учится создавать текст более эффективным способом — при помощи клавиатуры.

Финский совет по образованию утверждает, что печатание — процесс “более актуальный для повседневной жизни”. Ученики будут осваивать скорописание на клавиатурном тренажере в планшете.

Но Финляндия не является пионером в этом решении. С 2013 года из стандартов американской учебной программы убрали обучение письму. В 45 штатах дети больше не выводят старательно букву за буквой.

В Los Angeles Times так объяснили необходимость нововведения:

Государство и школы не должны прикипать к романтической идее рукописного текста, считать письмо базовым навыком, искусством, традицией и думать, что его исчезновение приведет к культурной трагедии. Многие из тех, кого ещё в школах научили красиво писать, больше не используют приобретенный навык. Он им не нужен — печатный текст легче читается и быстрее пишется.

Газета Los Angeles Times

Школа готовит ко взрослой жизни, а последняя невозможна без ежедневного использования клавиатуры, электронной почты и текстовых сообщений. Новая среда обитания диктует другие правила существования в ней.

Смена парадигмы в обучении новых поколений рождает и опасения. Заместитель председателя Ассоциации учителей родного [финского] языка Сюзанна Хухта (Susanna Huhta) считает, что “обучение письму помогает развить мелкую моторику ребёнка и улучшить работу мозга”. Поэтому она предлагает не искоренять рукописные уроки, а заменять на рисование или рукоделие, которые дают подобный эффект.

А Минна Харманен (Minna Harmanen), член Национального агентства образования Финляндии, так объясняет необходимость изменений:

Писать от руки больше не нужно. Во взрослой жизни, на своих работах люди пишут при помощи компьютера, поэтому дети должны учиться писать именно на клавиатуре. С чтением исторических рукописных документов, возможно, возникнут трудности, но при необходимости этому можно обучать отдельно

И добавляет:

Извечная проблема — расшифровать почерк врача — не будет проблемой Финляндии будущего

Дети отправляют Санта-Клаусу электронные письма

Письма к Санте — традиция, уходящая своими корнями в 1200 год. Именно тогда маленькая девочка написала письмо святому епископу Николаю, который проживал в древнем городе Мира. С тех пор мальчики и девочки из разных стран писала Санте — рассказывали о себе и просили подарки.

Но рукописных посланий от детей становится всё меньше, а сервисов, которые отправляют письма Санте через Интернет, больше.

Вот так мило это выглядит

Исполнительный директор благотворительного фонда Literacy Charity Мэтью Хикки (Matthew Hickey) огорчен таким положением дел:

Многовековые обычаи — важная часть детства. Они являются первостепенными для развития ребенка. Речь идет о воспитании многогранных детей, которые будет готовы не только к цифровому веку, но и не разучатся писать от руки

Он предлагает делать уроки письма более интересными и увлекательными для детей, давать учителям больше инструментов и возможностей для этого.

Надо ли учить детей писать: аргументы за и против

Письмо от руки и с использованием клавиатуры задействуют разные функции мозга, первое является сложным неврологическим процессом.

Профессор нейробиологии Техасского университета Вильям Клемм (William R. Klemm) обосновал эту позицию в журнале Psychology Today ещё в 2013 году:

От чтения и письма есть побочная выгода для навыков мышления. Для написания разборчивого текста нужно хорошо контролировать пальцы. В этом контроле задействованы те области мозга, которые не участвуют при печатании

Исследования в Вашингтонском университете, в свою очередь, выявили, что написание текста сильнее влияет на мыслительную деятельность ребенка, чем печатание. В частности, дети младших классов быстрее и лучше пишут сочинения именно от руки.

Противники “ручного труда” не дремлют. Анна Трубек (Anne Trubek), автор книги “История и туманное будущее искусства писать от руки” считает, что современные дети будут создавать лучшие тексты, ведь их написание потребует меньше времени и сил. Они направят уделят основное внимание выбору слов и структуре предложений.

Другие же утверждают: раньше люди вкладывали в письма гораздо больше сил и смысла. Они отправляли другу другу поздравительные открытки с добрыми словами, а общение становилось более значимым. Но будущие поколения не смогут даже разобрать, что написано в открытке от родственников.

Анна Трубек парирует:

Есть много способов показать, как мы заботимся друг о друге. Например, затратить время и приложить усилия, чтобы испечь для близких печенье

Что нас ждёт

Уже сейчас мы можем:

  • Поставить электронную подпись.
  • Писать текст речью. В Google можно активировать голосовое редактирование текста и набирать текст без труда. В мессенджерах доступны голосовые сообщения.
  • Слушать книги вместо того, чтобы читать их.

И это далеко не всё. Когда же письмо покинет нас навсегда?

Анна Трубек увещевает:

Шумерской письменности понадобилась тысяча лет, чтобы окончательно исчезнуть после смерти всех её носителей. А греки, после того, как создали алфавит, 400 лет не использовали его, предпочитая устную речь. Для кардинальной перемены потребуется много времени, так что письменность никуда не денется в ближайшее время, но процесс запущен

От автора: я уже давно делаю заметки, создаю списки продуктов и дел в смартфоне, но недавно всё-таки решила записать планы в обычный блокнот. Так вот почерк ухудшился катастрофически — на следующий день я с трудом разобрала написанное.

Да, как-то так это и было.
0
101 комментарий
Написать комментарий...
Kirill Pankin

Сложный вопрос, чертовски сложный.
С начала 2000-х очень мало приходится писать от руки. Почерк и так скверный был всегда, а стал вообще корявый.
С одной стороны, неуютно как-то почти разучиться делать то, что умел с детства.
С другой стороны, письмо от руки регулярно бывает нужно только при заполнении каких-нибудь формальных бланков и выполнения мелких записей. Всерьёз много писать (именно писать, а не делать пометки или зарисовывать диаграммы/блок-схемы) доводилось в последние годы только на различных учебных занятиях, где не была предусмотрена раздача текстов лекций.
В общем, получается, что объективно потребность есть только в базовом навыке письма, т.е. способности достаточно быстро от руки создавать надписи, подобные электронным/распечатанным.
Даже слитное письмо на практике получается ни к чему, т.к. печатные буквы нормально решают вопрос. А каллиграфическое письмо так вообще переходит в разряд навыков художника-оформителя.

Не могу сказать, что всё это меня душевно не огорчает, но сказать, что это всё плохо, тоже не могу. Всё меняется. Многие привычные годами и поколениями навыки становятся неактуальными.

P.S. Конечно, есть отдельная тема про апологетов "молескина" или "буллет джорнала", но это другой разговор.

Ответить
Развернуть ветку
Tural M

я бы не стал совсем выводить из программы, просто меньше времени и дрочки на это нужно отводить

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Tural M

можно и так, то что мы чаще печатаем, реальный мир, где многое можно от руки писать, никуда не делся

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
98 комментариев
Раскрывать всегда