{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Как скоро мы разучимся писать от руки

В информационную эру дети с рождения смахивают, зажимают, нажимают, а взрослые вообще забыли, когда что—либо писали. Умрет ли письмо от руки и чем это нам грозит — в статье.

Финские и американские дети больше не учатся писать

В 2016 году финские школы оставили в прошлом ручную писанину. И, пока старые финны всё ещё марают бумагу, новое поколение учится создавать текст более эффективным способом — при помощи клавиатуры.

Финский совет по образованию утверждает, что печатание — процесс “более актуальный для повседневной жизни”. Ученики будут осваивать скорописание на клавиатурном тренажере в планшете.

Но Финляндия не является пионером в этом решении. С 2013 года из стандартов американской учебной программы убрали обучение письму. В 45 штатах дети больше не выводят старательно букву за буквой.

В Los Angeles Times так объяснили необходимость нововведения:

Государство и школы не должны прикипать к романтической идее рукописного текста, считать письмо базовым навыком, искусством, традицией и думать, что его исчезновение приведет к культурной трагедии. Многие из тех, кого ещё в школах научили красиво писать, больше не используют приобретенный навык. Он им не нужен — печатный текст легче читается и быстрее пишется.

Газета Los Angeles Times

Школа готовит ко взрослой жизни, а последняя невозможна без ежедневного использования клавиатуры, электронной почты и текстовых сообщений. Новая среда обитания диктует другие правила существования в ней.

Смена парадигмы в обучении новых поколений рождает и опасения. Заместитель председателя Ассоциации учителей родного [финского] языка Сюзанна Хухта (Susanna Huhta) считает, что “обучение письму помогает развить мелкую моторику ребёнка и улучшить работу мозга”. Поэтому она предлагает не искоренять рукописные уроки, а заменять на рисование или рукоделие, которые дают подобный эффект.

А Минна Харманен (Minna Harmanen), член Национального агентства образования Финляндии, так объясняет необходимость изменений:

Писать от руки больше не нужно. Во взрослой жизни, на своих работах люди пишут при помощи компьютера, поэтому дети должны учиться писать именно на клавиатуре. С чтением исторических рукописных документов, возможно, возникнут трудности, но при необходимости этому можно обучать отдельно

И добавляет:

Извечная проблема — расшифровать почерк врача — не будет проблемой Финляндии будущего

Дети отправляют Санта-Клаусу электронные письма

Письма к Санте — традиция, уходящая своими корнями в 1200 год. Именно тогда маленькая девочка написала письмо святому епископу Николаю, который проживал в древнем городе Мира. С тех пор мальчики и девочки из разных стран писала Санте — рассказывали о себе и просили подарки.

Но рукописных посланий от детей становится всё меньше, а сервисов, которые отправляют письма Санте через Интернет, больше.

Вот так мило это выглядит

Исполнительный директор благотворительного фонда Literacy Charity Мэтью Хикки (Matthew Hickey) огорчен таким положением дел:

Многовековые обычаи — важная часть детства. Они являются первостепенными для развития ребенка. Речь идет о воспитании многогранных детей, которые будет готовы не только к цифровому веку, но и не разучатся писать от руки

Он предлагает делать уроки письма более интересными и увлекательными для детей, давать учителям больше инструментов и возможностей для этого.

Надо ли учить детей писать: аргументы за и против

Письмо от руки и с использованием клавиатуры задействуют разные функции мозга, первое является сложным неврологическим процессом.

Профессор нейробиологии Техасского университета Вильям Клемм (William R. Klemm) обосновал эту позицию в журнале Psychology Today ещё в 2013 году:

От чтения и письма есть побочная выгода для навыков мышления. Для написания разборчивого текста нужно хорошо контролировать пальцы. В этом контроле задействованы те области мозга, которые не участвуют при печатании

Исследования в Вашингтонском университете, в свою очередь, выявили, что написание текста сильнее влияет на мыслительную деятельность ребенка, чем печатание. В частности, дети младших классов быстрее и лучше пишут сочинения именно от руки.

Противники “ручного труда” не дремлют. Анна Трубек (Anne Trubek), автор книги “История и туманное будущее искусства писать от руки” считает, что современные дети будут создавать лучшие тексты, ведь их написание потребует меньше времени и сил. Они направят уделят основное внимание выбору слов и структуре предложений.

Другие же утверждают: раньше люди вкладывали в письма гораздо больше сил и смысла. Они отправляли другу другу поздравительные открытки с добрыми словами, а общение становилось более значимым. Но будущие поколения не смогут даже разобрать, что написано в открытке от родственников.

Анна Трубек парирует:

Есть много способов показать, как мы заботимся друг о друге. Например, затратить время и приложить усилия, чтобы испечь для близких печенье

Что нас ждёт

Уже сейчас мы можем:

  • Поставить электронную подпись.
  • Писать текст речью. В Google можно активировать голосовое редактирование текста и набирать текст без труда. В мессенджерах доступны голосовые сообщения.
  • Слушать книги вместо того, чтобы читать их.

И это далеко не всё. Когда же письмо покинет нас навсегда?

Анна Трубек увещевает:

Шумерской письменности понадобилась тысяча лет, чтобы окончательно исчезнуть после смерти всех её носителей. А греки, после того, как создали алфавит, 400 лет не использовали его, предпочитая устную речь. Для кардинальной перемены потребуется много времени, так что письменность никуда не денется в ближайшее время, но процесс запущен

От автора: я уже давно делаю заметки, создаю списки продуктов и дел в смартфоне, но недавно всё-таки решила записать планы в обычный блокнот. Так вот почерк ухудшился катастрофически — на следующий день я с трудом разобрала написанное.

Да, как-то так это и было.
0
101 комментарий
Написать комментарий...
Dmitry Myachin

Я как не умел в школе писать, так и не умею до сих пор. Я не могу разобрать написанное собой же. Мне приходится очень стараться и медленно писать, чтобы потом прочитать записки на стикерах на мониторе.
И не вижу в этом беды. Рукопись мне нужна только для того, чтобы подписи на документах ставить да расписки писать.
Что такого плохого в отмирании рукописи?

Ответить
Развернуть ветку
Zmitr0k

Скоро и читать отучатся, все же есть на ютубе...

Ответить
Развернуть ветку
Nuke

До введения письменности на стенах рисовали, и вероятно рассуждали аналогичным образом.
Чтение это просто форма получения информации. Их бывает много.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Иванович Иванов
До введения письменности на стенах рисовали

Мм, иероглифы отличаются от этих рисунков *принципиально*? 🤔

Ответить
Развернуть ветку
Nuke

Принципиально, рисунки не структурированы, не имеют четкого реестра вариантов и правил сочетания.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Иванович Иванов

Как бы то ни было, иероглифы и наскальные рисунки схожи, а функция их для людей одна и та же — рассказ историй. 🤷🏼‍♂️😊

Ответить
Развернуть ветку
98 комментариев
Раскрывать всегда