Как скоро мы разучимся писать от руки
В информационную эру дети с рождения смахивают, зажимают, нажимают, а взрослые вообще забыли, когда что—либо писали. Умрет ли письмо от руки и чем это нам грозит — в статье.
Финские и американские дети больше не учатся писать
В 2016 году финские школы оставили в прошлом ручную писанину. И, пока старые финны всё ещё марают бумагу, новое поколение учится создавать текст более эффективным способом — при помощи клавиатуры.
Финский совет по образованию утверждает, что печатание — процесс “более актуальный для повседневной жизни”. Ученики будут осваивать скорописание на клавиатурном тренажере в планшете.
Но Финляндия не является пионером в этом решении. С 2013 года из стандартов американской учебной программы убрали обучение письму. В 45 штатах дети больше не выводят старательно букву за буквой.
В Los Angeles Times так объяснили необходимость нововведения:
Школа готовит ко взрослой жизни, а последняя невозможна без ежедневного использования клавиатуры, электронной почты и текстовых сообщений. Новая среда обитания диктует другие правила существования в ней.
Смена парадигмы в обучении новых поколений рождает и опасения. Заместитель председателя Ассоциации учителей родного [финского] языка Сюзанна Хухта (Susanna Huhta) считает, что “обучение письму помогает развить мелкую моторику ребёнка и улучшить работу мозга”. Поэтому она предлагает не искоренять рукописные уроки, а заменять на рисование или рукоделие, которые дают подобный эффект.
А Минна Харманен (Minna Harmanen), член Национального агентства образования Финляндии, так объясняет необходимость изменений:
И добавляет:
Дети отправляют Санта-Клаусу электронные письма
Письма к Санте — традиция, уходящая своими корнями в 1200 год. Именно тогда маленькая девочка написала письмо святому епископу Николаю, который проживал в древнем городе Мира. С тех пор мальчики и девочки из разных стран писала Санте — рассказывали о себе и просили подарки.
Но рукописных посланий от детей становится всё меньше, а сервисов, которые отправляют письма Санте через Интернет, больше.
Исполнительный директор благотворительного фонда Literacy Charity Мэтью Хикки (Matthew Hickey) огорчен таким положением дел:
Он предлагает делать уроки письма более интересными и увлекательными для детей, давать учителям больше инструментов и возможностей для этого.
Надо ли учить детей писать: аргументы за и против
Письмо от руки и с использованием клавиатуры задействуют разные функции мозга, первое является сложным неврологическим процессом.
Профессор нейробиологии Техасского университета Вильям Клемм (William R. Klemm) обосновал эту позицию в журнале Psychology Today ещё в 2013 году:
Исследования в Вашингтонском университете, в свою очередь, выявили, что написание текста сильнее влияет на мыслительную деятельность ребенка, чем печатание. В частности, дети младших классов быстрее и лучше пишут сочинения именно от руки.
Противники “ручного труда” не дремлют. Анна Трубек (Anne Trubek), автор книги “История и туманное будущее искусства писать от руки” считает, что современные дети будут создавать лучшие тексты, ведь их написание потребует меньше времени и сил. Они направят уделят основное внимание выбору слов и структуре предложений.
Другие же утверждают: раньше люди вкладывали в письма гораздо больше сил и смысла. Они отправляли другу другу поздравительные открытки с добрыми словами, а общение становилось более значимым. Но будущие поколения не смогут даже разобрать, что написано в открытке от родственников.
Анна Трубек парирует:
Что нас ждёт
Уже сейчас мы можем:
- Поставить электронную подпись.
- Писать текст речью. В Google можно активировать голосовое редактирование текста и набирать текст без труда. В мессенджерах доступны голосовые сообщения.
- Слушать книги вместо того, чтобы читать их.
И это далеко не всё. Когда же письмо покинет нас навсегда?
Анна Трубек увещевает:
От автора: я уже давно делаю заметки, создаю списки продуктов и дел в смартфоне, но недавно всё-таки решила записать планы в обычный блокнот. Так вот почерк ухудшился катастрофически — на следующий день я с трудом разобрала написанное.
Незачем уметь писать - есть клавиатура.
Незачем уметь читать - есть аудиокниги.
Незачем уметь готовить - есть полуфабрикаты.
Незачем уметь разводить костёр - есть СВЧ.
Незачем уметь водить авто - есть автопилот.
Незачем уметь ремонтировать что-либо - есть мастера.
Незачем уметь играть в футбол - есть профессиональные игроки.
Незачем уметь жить - есть сериалы.
Комментарий недоступен
Любой человек должен уметь менять пеленки, планировать вторжения, резать свиней, конструировать здания, управлять кораблями, писать сонеты, вести бухгалтерию, возводить стены, вправлять кости, облегчать смерть, исполнять приказы, отдавать приказы, сотрудничать, действовать самостоятельно, решать уравнения, анализировать новые проблемы, вносить удобрения, программировать компьютеры, вкусно готовить, хорошо сражаться, достойно умирать.
Роберт Хайнлайн.
Незачем знакомиться с девушками - есть банк точка.
Сложный вопрос, чертовски сложный.
С начала 2000-х очень мало приходится писать от руки. Почерк и так скверный был всегда, а стал вообще корявый.
С одной стороны, неуютно как-то почти разучиться делать то, что умел с детства.
С другой стороны, письмо от руки регулярно бывает нужно только при заполнении каких-нибудь формальных бланков и выполнения мелких записей. Всерьёз много писать (именно писать, а не делать пометки или зарисовывать диаграммы/блок-схемы) доводилось в последние годы только на различных учебных занятиях, где не была предусмотрена раздача текстов лекций.
В общем, получается, что объективно потребность есть только в базовом навыке письма, т.е. способности достаточно быстро от руки создавать надписи, подобные электронным/распечатанным.
Даже слитное письмо на практике получается ни к чему, т.к. печатные буквы нормально решают вопрос. А каллиграфическое письмо так вообще переходит в разряд навыков художника-оформителя.
Не могу сказать, что всё это меня душевно не огорчает, но сказать, что это всё плохо, тоже не могу. Всё меняется. Многие привычные годами и поколениями навыки становятся неактуальными.
P.S. Конечно, есть отдельная тема про апологетов "молескина" или "буллет джорнала", но это другой разговор.
я бы не стал совсем выводить из программы, просто меньше времени и дрочки на это нужно отводить
Ага, пусть эти данные увидят ребята, которые топят за гусиные перья и чернила:)
В статье должен был быть для них отдельный абзац, но в последний момент я соскочила :)
Комментарий недоступен
И много ты писал от руки, когда у тебя смартфон садился? А читать таки намного быстрее и практичнее, чем слушать аудиокниги. Когда пытаетесь подменять понятия, думайте хоть.
От руки пишу максимум пару строк в месяц, в среднем. Так что, можно сказать, почти разучился)
Когда просят что-то заполнить, типа заявление написать, уже почти физический дискомфорт испытываю.
На мой взгляд, убрать уроки письма(заменить на уроки печати) - это вполне себе правильное, логичное и естественное решение. Задача школы преподать базовые знания необходимые для существования. Остальное преподается в специализированных учреждениях. Ручная письменность вымирает и непонятно зачем дети должны ее учить. На счёт моторики, заботы и прочего - аргументы сомнительного характера.
Сказал великий педагог и нейробиолог Геннадий Прохоренко.
убрать уроки письма(заменить на уроки печати)А почему нельзя сделать уроки и того и того?
тема сложна... а тут приплетать Санта-Клауса - это вообще что то странное....
Если рассматривать два подхода:
1) 3 класса образования и гуляй: Школа как подготовка к "выживанию" в современном мире:
- тут всё просто - обучение можно смело заканчивать на 2-3 классе: обучили сложению/вычитанию, базовым навыкам чтения и работы с ИТ-девайсами - и готовый гражданин любой страны мира.
- так как исходя их этой логики - кому пригодилась в повседневной жизни: История Древнего мира, или критические измышления Белинского, или квадратные уравнения, не говоря уже о логарифмах?
2) Школа как институт развития человека:
- иногда и 10 лет мало...
- в целом, тут не все так однозначно. развитие мелкой моторики - это важно. развитие аргументированно на "бумажке" нарисовать схему и надписи к ней - иногда нужный навык...
- умение применять базовые инструменты (бумага, карандаш, ручка) а не только девайсы (которые выпускаются в миллионах различных вариантах)
Я как не умел в школе писать, так и не умею до сих пор. Я не могу разобрать написанное собой же. Мне приходится очень стараться и медленно писать, чтобы потом прочитать записки на стикерах на мониторе.
И не вижу в этом беды. Рукопись мне нужна только для того, чтобы подписи на документах ставить да расписки писать.
Что такого плохого в отмирании рукописи?
Скоро и читать отучатся, все же есть на ютубе...
От каллиграфии зависит логика работы нейронов, связей.
Сильно это влияет на улучшение восприимчивости к разным искусствам, музыка, игра на инструментах, хор, вестибулярный аппарат, красивый спорт без износа организма и т.п.
Откажутся? Заплатят с лихвой своим будущим.
Для тренировки нейронных связей существует множество других упражнений, более практичных и полезных. Или все стали тупыми после того, как перестал писать когда, закончили школу? :)
Комментарий недоступен
Как-то аргумент про печенье не очень вывозит рядом с ролью письма от руки в развитии мозга
Одна из самых тупых (и претенциозных) статей за долгое время. Взята Финляндия за точку отсчета, как самого лучшего примера. В Финляндии школы похожи на коворкинг с игровой зоной, очень классно и весело, но финны не в восторге от качества такого обучения.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Для чего? Для получения уведомлений о регах? Чего-то ещё? 🤔
Для написания разборчивого текста нужно хорошо контролировать пальцы.Как и для свайпа пером ✒ на свайп-клаве. 🤷🏼♂️
Последние пять лет пишу почти исключительно таким способом порядка 20-40 страниц в сутки и не обнаружил принципиальных отличий от ретрорукописи.
Для кардинальной перемены потребуется много времениДаже древним грекам понадобилось намного меньше времени для метаморфирования, чем тем, кто был после шумеров (и есть доселе, как мы все узнали в 2014).
Сейчас процесс метаморфирования человеческого уклада быстрее в разы, если не на порядок. Даже люди вроде меня, которые любили рукописничать десятки лет и делали это виртуозно, разучиваются ловко шуршать пером на бумаге.
почерк ухудшился катастрофическиУ меня уже давно красивый размашистый параф превратился в легкофальсифицируемую закорючку. Поэтому думаю, что разумно не цепляться за отжившие архаично-музейные навыки, а сосредоточиться на минимально болезненном переходе к новому эпистолярному укладу. ☝️
—
А представьте не дай бог в тюрьму попадете. И ни аппеляцию, ни жалобу написать не сможете. Это же идеально для государства) наверное у нас уроки письма тоже скоро отменят.
АПЕЛЛЯ́ЦИЯ
Печатными буквами напишешь. Или ты думаешь человек, который всю жизнь набирал текст на клавиатуре, не сможет его написать на бумаге? Кстати, правильно писать апелляция ;)
Ещё недавно я и помыслить не мог, что у почти каждого солдата будет КПК. Уверен, в недалёком будущем абсурдный запрет на КПК в МЛС тоже будет отменён. ☝️
1. Не всегда есть возможность печатать (нет электричества или компьютера, например).
2. Легко напечатать простой текст, но схемы бывает проще нарисовать.
Мм, Илья, может, не стоит посещать такие места? 🤔
схемы бывает проще нарисоватьДля этого нужно уметь *рукописничать*?
—
Комментарий недоступен
И куда теперь девать ручку Montblanc?
Детей учить писать надо, т.к. можно оказаться в ситуации, где не будет электричества, а написать что-то надо...
Например, завещание 📃 на тонущем 🛳, чтобы успеть заверить его у капитана и упаковать в 🍾? 🤔
—
Я был понятым при обыске наркоторговца, вот там я написал свой роман от руки))
И его даже прочитали пара человек.
Старперский бред. На данный момент писать ручкой нужно уметь, но не стоит этому уделять много внимания. А тут все разбухтелись в духе как так не уметь писать на бересте, а вот если бумага кончится
Мм, например, мне почти 56 и мне не нужна ретрорукопись. 🤷🏼♂️
Юрий, расскажите, пожалуйста, что Вам не не понравилось вот в [этом](https://vc.ru/69040?comment=1232193) тексте.
—
Одно сплошное телевидение!
А чем YouTube хуже? 🤔
"Лучшего способа узнавать что-то новое, чем читать не тобою написанный текст, люди не придумали." (c) В.Рыбаков
Как вижу, [не все](https://vc.ru/69040?comment=1232145) с этим согласны… 🤔
Как-то совсем странно, если люди не будут уметь писать. Но, возможно, это только пока кажется странным, пока не вымерли динозавры (те, кто потратил уйму времени, выводя крючочки и загогулинки в тетради в косую линию). Сейчас, кстати, в начальных классах снижают баллы за неправильно написанную буковку. Т.е. ты можешь написать диктант без единой ошибки, а тебе все равно влепят 4, если прописная буква Д написана не по "канону". Так что, письмо от руки не скоро вымрет))
А) вы не умеете писать- ваш текст безобразно сверстан. Слишком много крупных шрифтов, что рассеивает внимание и пр. То есть не стоит вам про тексты писать
Б) раньше на пергаментах писали. Кто хочет -может вернуться в то светлое время
С самого рождения мелкая моторика тесно взаимосвязана с общим развитием ребенка. Поэтому отказываться от письма в корне неправильно. Упрощение задач приведет только к постепенной деградации. Это первое. А второе - это вред для зрения от экрана, и даже специальные очки не спасут от этой проблемы. Сейчас уже каждый третий ребенок к школе одевает очки. Я не говорю, что современные технологии нужно исключить и вернуться в прошлое. Но ограничить их использование будет разумно.
Мелкая моторика рук развивается не только и не столько обучением письму "от руки".
Проблемы с миопией у детей младшего школьного возраста связаны не только с присутствием в их жизни смартфонов, телевизоров и планшетов, но и еще с 7-8 весьма значимыми факторами. Т.е. не только от смартфонов и планшетов происходит ухудшение зрения.
Учить писать "от руки" надо, но уделять слишком много внимания "чистописанию", имхо, явно не стоит.
Скорее бы полностью отказаться от ручного письма! В моём учебном заведении уже не выдают учебники, всё в электронном виде. Жизнь становится более продвинутая и минималистичная - не может не радовать меня.
Комментарий удален модератором