Шеринговая экономика вырастет в десять раз к 2025 году

И всё потому, что миллениалы и поколение Z делают ставку не на владение, а на пользование.

Шеринговая экономика вырастет в 10 раз Телеграм канал Цифрозор

Подробнее про отдельные сегменты и модели экономики совместного потребления, где равные пользователи обмениваются, делятся, продают товары и услуги (каршеринг, краткосрочная аренда помещений, вещей), мы расскажем в одном из следующих выпусков, а сейчас назовём общие признаки шерингового бизнеса:

  1. Полностью автоматизированный онлайн-сервис, процессы не требуют практически никакого обслуживания.
  2. Краудфандинговая рейтинговая система: рейтинги пользователей и отзывы собираются, обрабатываются, влияют на итоговый рейтинг поставщиков услуг.
  3. Оплата за результат.
  4. Пользовательский контент, обратная связь от пользователей, общий доступ к информации.
  5. Рыночные цены благодаря чрезвычайно низкому уровню затрат.

Объём и прогнозы роста

Европейская консалтинговая компания Juniper Research отмечает, что мировая экономика совместного потребления (sharing economy) в 2017 году достигла $18,2 млрд, и, по прогнозу, удвоит свою текущую рыночную стоимость к 2022 году, достигнув более $40 млрд (из них 50% займет Северная Америка, на долю восточной Европы прогнозируется около 5%).

Нам эта цифра кажется даже заниженной, либо здесь не учтены данные по России. Согласно отчету РАЭК, объем российского рынка интернет-сервисов совместного пользования вырос в 2017 году на 20%, достигнув 390 млрд рублей ($6 млрд), а в 2018-м превысил 500 млрд, показав рост на 30%.

Эксперты McKinsey прогнозируют, что к 2025 году половина мировой экономики будет задействована в совместных моделях потребления. Потенциал роста объёма рынка шеринговой экономики, по оценке PricewaterhouseCoopers (PwC), значительно выше текущего: отрасль способна вырасти до $335 млрд к 2025 году за счёт пяти ключевых секторов: путешествий, совместного использования автомобилей, финансов, поиска персонала, а также потоковой передачи музыки и видео.

Яркий пример успеха бизнес-модели экономики совместного потребления — достижения Airbnb по сравнению с традиционными гигантами в гостиничной индустрии. Американская шеринговая компания Airbnb по данным PwC ежегодно обслуживает почти на 22% больше туристов, чем международная сеть отелей Hilton. Обращаем внимание, что Airbnb ни копейки не потратила на недвижимость по сравнению с конкурентами (данные на 2018 год):

Сравнение показателей Airbnb и гигантов индустрии гостеприимства, данные lovata.com на 2018 год Telegram-канал «Цифрозор»

Другой пример — сервисы совместного использования автомобилей, в том числе американский Uber и Lyft, французский BlaBlaCar, индийский Ola и другие, которые, по оценке Juniper Research, к 2022 году принесут 47% общего дохода экономики совместного пользования.

В России пока основной вклад в экономику совместного потребления вносят c2c-продажи (72% от объёма транзакций в 2018г.) и услуги частных лиц — фрилансеров (19%). Но сегменты транспорта (каршеринг и карпулинг) и краткосрочной аренды жилых помещений активно развиваются, занимая уже 7% от объёма транзакций.

В частности рынок каршеринга, по данным «Сбербанка», вырос в 2018 году в пять раз по сравнению с 2017-м и достиг 7 млрд рублей РАЕК называет другую цифру — 13 млрд рублей.

Охват населения

Согласно отчёту, опубликованному исследовательским центром Pew в 2016 году, 72% населения США использовали какой-либо онлайн-сервис совместного потребления. В России пока только 25% (по данным РОЦИТ от 2017 года) пользователей интернета когда-либо пользовались услугами шеринговых платформ.

Характеристика российского пользователя шеринговых услуг:

  1. Пол: 55% - мужчины (в Европе перевес в пользу мужчин меньше — 52%, в США — полный гендерный баланс).
  2. Возраст: почти 60% — 18–30 лет, более 30% — 35–41 год, на пользователей старше 41 года приходится менее 10% (в США тоже преобладает молодежь, но 30% приходится на людей старше 40 лет)
  3. Место проживания: 75% живут в городах-миллионниках, в первую очередь это Москва.
  4. Доход: 80% — высокий и средний

К последнему пункту: преимущества шеринга оценили даже в сегменте люкс: владельцы частных самолетов, яхт, дорогих машин готовы предоставлять их в пользование, а другие — брать в краткосрочную аренду для поездок и отдыха.

В одном из следующих обзоров я подробнее разберу направления шерингового бизнеса.

Подготовлено мной для Telegram-канала «Цифрозор» с использованием источников: red-circule.com, tiarcenter.com, lovata.com, raec.ru, sberbank.ru, pewinternet.org, emarketer.com, pwc.com, rbc.ru, wiki.rocit.ru. При поддержке Цеха маркетинговых исследований Гильдии маркетологов.

Ссылки на исследования по теме:

0
65 комментариев
Написать комментарий...
Валерий Бабин

Как Убер и другие такси попали в этот список и как-то влияют на общую долю и тенденции? Убер и другие такси это сервисы, краткосрочные услуги, а не шеринг (share - доля, sharing - разделять), где на время передается объект владения одного в пользование другого.

В случае с такси это может быть шерингом только тогда, когда к вам подъехал таксист, встретил вас, передал ключи и тачку и ушел, договорившись, когда и где вы возвращаете тачку и ключи.

Убрать эти 47% и объемы рынка будут уже не те, чтоб обращать на них много внимания.

Ответить
Развернуть ветку
Εгор Κонстантинов

Большинство автомобилей находятся в частной собственности самих водителей, которые подключаются с Уберу и т.п. через фирмы-прокладки.
Поэтому да, частник сдает вам в краткосрочную аренду автомобиль вместе с услугой водителя. А владельцы Тесла в Америке скоро смогут сдавать свое авто в аренду и без водителя.

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Бабин

Тогда запишите весь транспорт всего мира в эту вашу шеринговую тему. Вы ездите на частных автобусах (и не только) и делите их с еще сотней людей, а берете его либо у частника или государства в аренду на краткий промежуток времени за небольшую плату. Кинотеатры и еще кучу разных бизнесов туда же добавьте! Да и все мы делим одну Землю. Шеринг (в оригинале - «Пис»), вам!

Ответить
Развернуть ветку
62 комментария
Раскрывать всегда