Чему нас научил Айзек Азимов о предсказании будущего

Перевод статьи The New York Times об одном из главных визионеров научной фантастики.

Айзека Азимова смело можно назвать одним из главных визионеров среди фантастов 20 века. На его книгах выросло не одно поколение ученых, писателей и бизнесменов, а многие его предсказания о будущем оказались на удивление близки к реальности.

В своем, пожалуй, самом знаменитом цикле «Академия» автор даже придумал фантастическую науку, психоисторию, с помощью которой можно прогнозировать развитие цивилизации.

Мы подготовили перевод статьи The New York Times о том, как и почему Азимов создавал эту науку, призванную помочь человеку заглянуть в будущее.

В феврале 2018 года авиакосмическая компания Илона Маска провела тестовый запуск ракеты-носителя Falcon Heavy, которая успешно доставила свой груз на орбиту Солнца. Груз Falcon Heavy включает Tesla Roadster — которая намекает на кризис среднего возраста Маска — и цифровую копию трилогии Айзека Азимова «Академия».

Два месяца спустя Apple объявила, что работает над телеадаптацией классической научно-фантастической саги, которая будет транслироваться через собственный стриминговый сервис компании. Прошлые попытки адаптировать серию книг провалились, что вряд ли удивило бы Азимова, отметившего после перечитывания «Академии»: «Конечно, я не мог не заметить, что действия там немного».

Если трилогия «Академия» до сих пор и любима аудиторией и большими корпорациями, которым приятно ассоциировать себя с азимовским видением будущего, это не столько заслуга сюжета или героев, сколько вымышленной науки психоистории — системы, позволяющей предсказывать грядущие события на тысячелетия вперед.

Идея психоистории покорила фанатов вроде экономиста Пола Кругмана, который вспоминает математика и психолога, ставшего в книгах Азимова создателем психоистории: «Я рос, мечтая стать Гэри Селдоном».

Книги «Академии» произвели не менее глубокое впечатление на подростка Ньюта Гингрича: «Самым воодушевляющим творением Азимова с точки зрения старшеклассника, влюбленного в историю, был психоисторик Гэри Селдон».

Исторический момент, вдохновивший Азимова, пугает параллелями с настоящим. Первого августа 1941 года Азимов, тогда 21-летний писатель и студент выпускного курса Колумбийского университета, ехал в нью-йоркском метро.

Он направлялся на ежемесячную встречу с Джоном У. Кэмпбеллом-младшим, редактором популярного журнала Astounding Science Fiction, которого впоследствии Азимов превозносил как своего наставника и «самую мощную силу в научной фантастике».

В поезде Азимов задумал концепцию истории об упадке галактической империи, позже описал идею на встрече. Азимов вспоминает: «Кэмпбелл загорелся ею, как ничем другим на моей памяти».

Однако Кэмпбелла в большей степени захватил не сюжет, а возможности предсказания будущего, которым Азимов изначально уделял не слишком много внимания.

За год до того, вскоре после того, как немецкие штурмовики вошли в Париж, Кэмпбелл опубликовал статью писателя Лайона Спрэга де Кампа об исторической теории таких ученых, как Освальд Спенглер и Арнольд Дж. Тойнби, которые представляли развитие цивилизации как череду повторяющихся циклов.

Поскольку мир входил в эру пугающей нестабильности, Кэмпбелл уговаривал своих писателей изучать тему, которую в одной из публикаций вскоре выразил один из героев Джека Уильямсона: «Мне осталось лишь низвести законы взлета и падения человеческой культуры к точной науке, которую я зову судьбой».

Двое мужчин в офисе набросали правила психоистории, и в следующем месяце Азимов вернулся с первой историей цикла, которая была опубликована в номере Astounding Science Fiction за май 1942 года.

Детали психоистории были размыты, но в ее эффективности Азимов не сомневался: «Великолепный психолог Селдон умеет так тонко понимать человеческие эмоции и реакции, что способен предсказать направление исторического процесса в будущем».

И пока Гитлер перекраивал карту Европы, книга Азимова утверждала, что такие события можно предвидеть и даже повлиять на них еще до того, как они станут реальностью. Идея резонировала с мыслями читателей, напуганных тем, что ждало их в будущем.

Азимов позже рассказал, что психоистория выступала чем-то вроде эмоциональной отдушины: «Гитлер продолжал одерживать победы, и единственный способ выносить это, какой я смог придумать, — это убедить себя, что вне зависимости от его действий сейчас, Гитлер обречен на поражение».

Эта мысль выросла в науку, которая способна предсказывать события на века вперед, но зародилась она как практически неизбежное в эпоху абсолютной неопределенности — желание знать, что принесет война в следующие несколько месяцев.

Этот же импульс породил широко распространившуюся одержимость журналистикой данных и результатами опросов населения перед последними президентскими выборами. Как емко сформулировал Wired в одном из своих заголовков: «Я просто хочу, чтобы Нейт Силвер (американский аналитик, специализирующийся на прогнозировании результатов выборов и спортивных матчей) сказал мне, что все будет хорошо».

Как мы все теперь знаем, этот подход имеет свои ограничения, особенно если речь идет о событиях из теории «черного лебедя» (труднопрогнозируемых событиях), которые переворачивают наши представления о том, насколько будущее сходно с прошлым.

Такие сюрпризы чаще приятно волнуют в художественной литературе, чем в реальной жизни, и Кэмпбелл осознал, что наука предсказания, приведенная к логическому заключению, выливается в предсказуемые истории.

В 1945 году, после того, как еще четыре произведения в серии «Академия» были опубликованы, Кэмпбелл заказал сопротивляющемуся Азимову продумать «план Селдона», систему прогнозов, которую создала психоисторическая организация Селдона, чтобы спасти цивилизацию.

Поразмыслив над проблемой, Азимов придумал Мула, мутанта-телепата, который использует силу мысли, чтобы завоевать галактику — «черного лебедя», которого Гэри Селдон не смог бы предвидеть. Мул, ко всему прочему, страдает от мегаломании, комплекса неполноценности и «мощной психопатической паранойи», которые могут показаться некоторым читателям неприятно знакомыми.

Когда журнал Science в прошлом году посвятил несколько статей в одном номере предсказанию, они включали обязательные отсылки к Азимову и огромную фотографию Дональда Трампа. Журналист Крис Тейлор отметил в материале Mashable, что такие обескураживающие события, как победа Трампа на выборах, «делают психоисторию столь же бесполезной, как и, скажем, предвыборные опросы ноября 2016 года».

Во время Второй мировой войны Азимов работал на военно-морской верфи Филадельфии вместе Спрэгом де Кампом и Робертом Хайнлайном

У художественной литературы есть волнующая тенденция — честно отражать реальность. В одной из последних историй «Академии» человек, которому Мул промыл мозги, размышляет о том, как он изменился: «Он всегда любил Мула. Если и было когда-то давным-давно время — давным-давно, хоть и прошло всего пять лет — когда он думал, что не любит его, когда ненавидел его, это была ужасающая иллюзия».

Приближаются промежуточные выборы в Конгресс, и многие из нас вернулись к компульсивному обновлению последних данных опросов, но финал истории мы представляем не лучше, чем наши предшественники.

В одном из первых писем редактора в послевоенном Astounding Кэмпбелл написал прямо на титульном листе «Мула» собственное предсказание: «Цивилизация — цивилизация баланса Великих сил, войны и мира, плохих международных манер, нетерпимости и ненависти, растущей бедности и бесполезной роскоши — мертва».

Гитлер был побежден, но атомная бомба познакомила нас с небывалой экзистенциальной угрозой, которая остается с нами по сей день, и гарантии, что нас ждет хэппи-энд, дать никто не может. Как напомнил своим читателям Кэмпбелл: «Междуцарствие начинается прямо сейчас, и Гэри Селдона у нас нет».

Материал подготовлен редакцией издательства интеллектуальной фантастики fanzon.

0
30 комментариев
Написать комментарий...
Shuhrat Azimov

Вот такой у меня дед🤣

Ответить
Развернуть ветку
Человек мира

Он реально Ваш дед, или пошутили?

Ответить
Развернуть ветку
Shuhrat Azimov

Все мы от одной женщины пошли и от одного мужчины...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Роман Романов

Она от мужчины, а он - от другого мужчины. А тот хрен знает откуда взялся.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksander Gubchik

Уже захотелось прочитать. Но к сожалению не могу. Так как фантастика с детства у меня как наркотик. Если начну читать, то выдернуть меня от туда возможно будет только с последней страницей. Хуже фейсбука, инстаграма и т.п. вместе взятых. Так что не читаю, ведь у меня семья.

Ответить
Развернуть ветку
Maria Deltsova

Как я вас понимаю! Я несколько лет назад лежала в больнице с пневманией (было время свободное), черт меня дёрнул Хроники Амбера перечитать. В общем больничный антибиотиково-книжный марафон на 5 суток....))

Ответить
Развернуть ветку
Павел Сутырин

Тени или Отражения?

Ответить
Развернуть ветку
Maria Deltsova

Хаос)) тоже отбрасывает Тени

Ответить
Развернуть ветку
Zmitr0k

Песнь льда и пламени подошла бы лучше для пневмонии :)

Ответить
Развернуть ветку
Maria Deltsova

Я его читала году так в 2006 и потом по мере выхода новых книг, а теперь жду, когда он уже концовку допишет. Тогда и перечитаю.

Главное под пневманию русскую классику не читать, товарищи!! ))

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Дворцевой

Эта книга переворачивает жизнь, если над ней поразмыслить. Лучше прочитать. Семье потом будет лучшее

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Кишкин

У Азимова большая часть написанного еще и укладывается в хронологию (читать - не перечитать), показывающую создание, расцвет и падение галактической империи: http://asimovonline.ru/universe/, а один из ключевых героев Основания, появляется в более ранних книгах

Ответить
Развернуть ветку
Иван Тютин

Академия=Основание. В разных переводах.
англ. Foundation, другие варианты перевода: Академия, Фонд, Основатели, Установление, Организация, Фундамент, Фундация

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Ру

Я считаю правильно - Фонд или Организация. Слово Академия в русском не об этом.

Ответить
Развернуть ветку
Zmitr0k

Академия - это когда с уключинами. Говорю, как каноист :)

"Основание" лучший перевод.

Ответить
Развернуть ветку
Maria Deltsova

Азимов крут, его можно перечитывать раз в 5 лет и каждый раз находить новые детали и проецировать на реальность.
Но вот изложение статьи ужасающее. Такое чувство, что гугл переводчик понадергал из разных источников по кусочку и замиксовал.

Например приплели "черного лебедя", но не сделали сноски на общую концепцию. И для людей, не читавших Талеба - не всё понятно, надо идти гуглить.

Хочется более изящного обрамления для такого хорошего исходного материала.

Ответить
Развернуть ветку
Maria Deltsova

P.S. в оригинале гораздо более приятно читать. Так что кого русская "адаптация" статьи покоробила, как и меня - советую прочитать оригинал (ссылка в начале)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Кощеев

крутейшие книги. Но я бы рассмотрел их не со стороны психоистрии (предсказания будущего), а с стороны психоисторической войны, это что-то типа "мягкой силы", или не военные способы пбедить противника. В трилогии очень доступно описано экомическое воздействие, религиозноео, научное.

Ответить
Развернуть ветку
vlad kriloff

Исаак он.

Ответить
Развернуть ветку
Zmitr0k

Ага. Из деревни Петровичи. Мы в курсе...

Ответить
Развернуть ветку
Odin Dodin

а также там предлагалось завладевать чужими умами религиозно-научным и торговым доминированием. Т.е. нынешняя ситуация с лидерством голливуда и мировой экономикой на уолл стрит. Эдакая игра в civilization.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Борода

Автор статьи совершенно точно не читал Азимова. Как и большинство журналистов, которым, для написания статьи, достаточно википедии.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Онегин

Не понял, что за цикл книг "Академия", я читал у Азимова цикл книг "Основание". Также помню роман "Сами боги" и цикл "Приключения Лакки Стара"

Ответить
Развернуть ветку
Юра Суетин

"академия" это просто один из вариантов перевода Foundation

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kenig

Не читал, но поддерживаю!

Ответить
Развернуть ветку
Eugene I. Bel

перечитываю фрагменты «основания» раз в квартал.
неизменно получаю удовольствие.

https://www.michaelwhelan.com/wp-content/uploads/hari.jpg

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Manakov

Надо отметить, что Азимов кроме нескольких отличных фонтастег и средненьких научпопов накатал гору отвратительной параши. Чем серьезно отличился от коллег по золотому веку.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Салтыков

Например?

Ответить
Развернуть ветку
LC
Перевод статьи The New York Times об одном из главных __визионеров__ научной фантастики.

Что-ж не всё перевели? ;)

Ответить
Развернуть ветку
27 комментариев
Раскрывать всегда