Как велосипедные гики возрождают старые технологии с помощью 3D-принтеров

Иногда технологи вынуждены отказываться от той или иной производственной модели, потому что не могут её масштабировать. Даже если она позволяет делать продукцию качественно. Массовое производство нередко требует упрощения в угоду количеству.

Но крутая технология иногда возвращается. Особенно если в современных условиях её можно качественно и быстро воспроизвести.

О том, как старые технологии производства велосипедов будут использоваться в новую эпоху, и пойдёт речь в этой статье.

Как делают велосипеды

Производство велосипедов бывает массовым и кастомным (также кастомных производителей чаcто называют фреймбилдерами) Большие производства отличаются отлаженными процессами, автоматической сваркой и умением сделать большую партию стандартных велосипедов нескольких видов.

Небольшие производства сосредоточены на изготовлении штучных велосипедов под заказ. С приходом массового производства энтузиастам всегда хочется «свою скрипку».

Небольшие детали, которых не заметит райдер-новичок, важны для профессионала. Например, соотношение длины рамы, подседельного штыря и каретки индивидуальны для каждого человека и подгоняются до миллиметра.

Владельцы небольших производств часто работают над тем, чтобы структурировать знание о велосипедах и передать его дальше. Они же создают пособия, по которым можно составить впечатление о производстве и «реконструировать» некоторые технологические детали с исторической перспективы.

Изучив такие производства, часто можно найти «пасхалки» — интересные конструктивные решения, бывшие популярными в прошлом.

Одна из таких «пасхалок», которую можно найти у фреймбилдеров, например у Cinelli и Colnago, — использование проушин в конструкции рамы.

Сварка проушинами, её роль в истории и дизайне велосипедов

Проушины (лаги, lugs) — это заранее изготовленные узлы или детали узлов велосипеда, в которые под нужными углами вставляются несущие трубы рамы. Внутрь этих узлов заливается бронза или латунь и получается велосипедная рама.

Проушина становится своего рода передаточным звеном, которое позволяет «склеить» две трубы рамы и обойтись без сварочного шва. Говоря простым языком, проушина — это паз, в который вставляются трубы и который остаётся на них в качестве новой детали конструкции.

Выглядит стильно и красиво.

Виды проушин
Образцы проушин из "The Custom Bicycles"

Традиционно проушины делались методом литья или вытачивания. Причём литые проушины считались на порядок выше по качеству. Но литье становится рентабельным только на огромном тираже, а это значит, о «кастомности», то есть производстве велосипеда с учётом индивидуальной биометрии, речи быть не могло.

Также возникали проблемы с подгонкой. Геометрия велосипеда требует, чтобы углы рамы были подогнаны до десятой доли миллиметра. А углы в любой проушине уже заданы заранее. И изменить их, чуть-чуть подвигав (как при варке на стапеле), невозможно.

Примеры ретроработ с использованием проушин Сalnago
Francesco Moser Prestige Cromovelato Road Bike

Поэтому, начиная примерно с 1970—80-х годов и до сегодняшнего времени, для построения рамы велосипеда повсеместно применяют простой и эффективный способ соединения, когда мы прикладываем трубы друг к другу и (как правило, на высокоточном стапеле) свариваем, включив подачу газа и огня.

Да, не так красиво, но просто и эффективно. Идеально для массового производства. Но под воздействием сварки места рядом со сварочным швом приобретают хрупкость.

Олдскульные проушины позволяют значительно увеличить площадь соединения и обеспечить дополнительную прочность без увеличения веса рамы. Также они предоставляют возможности для дизайна, которых нет на обыкновенных рамах.

Лаги могут быть длинными, короткими, с ажурной резьбой. Они могут быть из иного, нежели основная рама велосипеда, материала. Они могут выделяться на фоне рамы по цвету и форме.

Сinelli

Lugs 2.0 — время 3D-принтера

Современные технологии 3D-печати позволили делать проушины качественно новым способом. Не лить, не вытачивать, а печатать. По тысячам моделей, которые построены с учётом особенностей вида велоспорта и анатомии спортсмена. Это означает возможную реинкарнацию старой технологии в новое время.

Более того, аддитивные проушины позволяют создавать интересные комбинирования материалов в составе рамы. Например, сочетание композита и титана.

Bastion узлы ещё не печатают, но материалы комбинируют самым смелым образом

Мой восторг от открытия разделил Александр Нарчук, директор компании Ten Print. Компания занимается контрактной 3D-печатью и возлагает немалые надежды на спортивную отрасль.

Мы часто получаем заказы от веломастерских на печать запчастей, которые уже не производятся для ремонта старых велосипедов. Многие заказчики делают не просто точную реплику, а реинжининг деталей, оптимизируя разные свойства. Это позволяет снизить расходы на логистику и затраты на поддержание склада необходимыми компонентами.

Второе преимущество 3D-печати велосипедных компонентов — это возможность производства кастомизированных узлов под конкретные задачи и антропометрические особенности человека. Инжиниринг таких узлов делается с совершенно другой технологической подготовкой, с точным расчётом прочности.

Всё чаще приходят заказы на 3D-печать индивидуальных велосипедных узлов от производителей велокомпонентов и производителей велосипедов для профессионального спорта: это кареточный узел, подседельная втулка и рулевая колонка.

Везде, где нужна индивидуализация и оптимизация, возможности аддитивного производства раскрываются в полной мере.

Александр Нарчук
, директор Ten Print

Таким образом, старая технология за 20–30 лет сделала виток, чтобы вернуться в современность. Конечно, на уровне технологии это уже совсем другая история, но в самой своей сути — это старые добрые лаги, подарившие миру не одно произведение искусства в велосипедном жанре.

Потенциал 3D-печати в спорте

Конечно, велосипеды — это лишь частный случай. Тем не менее какой технологии отдадите предпочтение вы сами?

Мне больше нравится, как выглядит:
Классическая сварка, например, аргоном по титану
Проушины — это самый настоящий олдскул. Хочу!
Сварка не принципиальна, главное, чтобы конструкция была крепкой
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

P. S. Что можно почитать и посмотреть по теме

Если у кого то возник интерес, то вот одни из источников, которыми я пользовался по ходу написания статьи:

  1. Velofilie — хороший сайт о старых деталях рам и производстве.
  2. Prugnat уже давно не производит велосипеды, но у них есть музей, там тоже можно посмотреть проушины.
  3. Собственно, Ten Print.
0
31 комментарий
Написать комментарий...
Ales Sharaev

" сварочный шов служит слабым местом любой конструкции"
после этого можно не читать.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Медведев
Автор

не можете - не читайте.

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96
свариваем, включив подачу газа и огня.

не подскажете, на каких заправочных станциях можно заправить немного огня в баллон давателя?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Стерлин

На огневых и на огненных, соответственно.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Медведев
Автор

метафора на то и метафора, что ее не дано всем понять.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Korolev

А каков потенциал технологии? Себестоимость одного велосипеда уже можно прикинуть, насколько я понимаю.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Медведев
Автор

смотря как его изготавливать. и что понимать под проушиной. т.е можно, например, сделать два паза и в них встроить рулевой стакан(например), а можно напечатать целую рулевую. Но вообще, я думаю, что потенциал огромен у технологии. Не только в велостроении. Сейчас еще такие принтеры только входят и не дошли до массовости, но ведь дойдут..

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Korolev

Да, я с вами согласен. Но вы же сейчас конкретную реализацию описали :)

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Медведев
Автор

ну если конкретно под эту технологию, то лаги сами по себе небольшого веса и их можно распечатать относительно недорого. Во всяком случае, на байках среднего и выше сегмента они не должны особо на цене отразиться.

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

"рама на узлах"
откуда у вас эта калька "проушина"?
http://velorama.ru/glossary/lug.phtml

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Медведев
Автор

проушина - это дословный перевод слова lug.

Ответить
Развернуть ветку
Ales Sharaev

Вангую комплект таких деталек будет стоить как сама рама сваренная по старой технологии.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Медведев
Автор

сварить раму по "старой" технологии, можно достаточно дешево. Что касается самих проушин- то там все зависит от того, из какого материала они сделаны. Титан- одна цена, сталь- другая. Пластик- третья.

Ответить
Развернуть ветку
Ales Sharaev

Спасиб но за кастомные рамы в России я немножко знаю, и про титан (Рапид, Тритон, Титан) и про стальные и про остальные. Вопрос что вы предлагаете и какие есть у вас преимущества.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Медведев
Автор

я ничего не предлагаю, мне просто показалась интересна такая технология, я попробовал о ней почитать и разобраться. В статье мой взгляд, он авторский, соответственно, не бесспорный. Про компании выше я тоже почитал в процессе, но они же на титане специализируются, насколько я понимаю. А тут я попробовал общий взгляд дать. Титан вроде закрылся, кстати.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Стерлин

1) автор видел угол, подогнанный в сотую долю мм? Автор вообще представляет себе сотую долю мм, чтобы вылавливать ее на раме?
2) про сварной шов уже сказали - шов сильнее окружающего материала

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Спрыгин

Автор написал о охрупчивании вокруг сварки. При испытании сварного соединения всегда ломается Рядом со сварочным швом

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Медведев
Автор

сотые доли это я действительно хватанул. про шов же было написано, что самое хрупкое место, да, но я подразумевал именно зону вокруг шва. Неудачно высказался. Но тут вопрос в том, что ведь и сам шов может быть самым слабым местом, например, если катет шва маленький, может и посередине треснуть. Сама крепость сварки от многих факторов зависит, состав сплава и т.д Можно охлаждать, например, при сварке. Но все ли это делают, всегда? В итоге, чтобы не было вопросов, я отредактировал формулировки.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Стерлин

Указанные вами теперь десятки также на сварке достаточно сомнительны.
Про 3D печать стоило бы написать подробнее - какая технология, какие материалы. Подозреваю, что SLM. Не уверен, что оно менее хрупко, чем зона вокруг аргонового шва.
На счет охлаждать при сварке...это хм....обычно периферию шва как раз греют при сварке.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Медведев
Автор

ок, я попробую написать подробнее про 3D-печать, вспомню, кто из знакомых занимается, сам поизучаю, чтобы содержательная статья получилась. О чем конкретнее считаете нужным рассказать? Применительно к велам или в общем?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Стерлин

Рассказывать, наверное, стоит, но о чём, сказать непросто. Сколько вас принтеров дома? У меня 2 FDM. Ещё 1 собираю.
Сколько вы деталей и по каким технологиям напечатали или заказали?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Медведев
Автор

вы сами принтеры собираете?? круто. я интересуюсь, конечно темой, но чтобы самому собрать... вот сейчас даже интересно стало, как это сделать...

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Стерлин

Это целое движение, RepRap называется - постройка принтеров дома с широким использованием печатных деталей. Печать 3д принтеров на 3д принтерах.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Медведев
Автор

так может, у вас интервью и взять? ну или скиньте что почитать на первое время. я и сам погуглю. круто, не знал о таком.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Стерлин

Почитать можно портал 3d today. Могу вам устроить интервью с тамошними ключевым фигурами, например.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Медведев
Автор

спасибо! я думаю, что поизучаю тогда и напишу чуть позже в личку.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Медведев
Автор

до миллиметров, думаю точно можно выверить. что касается охлаждения или нагревания, все зависит от вида сварки, от того, что варят и.т.д

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Стерлин

Думаете вы, значит.... упорствуете.....Кирилл, мы с вами несколько коллеги, так что....в общем по пунктам:
1) хорошо, что снизили точность в 100 раз и перешли к десяткам, а потом и к миллиметрам. Это правильный порядок. но тут совсем не надо думать. Надо брать стандарты и на них ориентироваться. Комитет ISO давно их утвердил. Руководствуйтесь!
2) углы измеряются не в миллиметрах, а в градусах. Так уж повелось. Давно. В таблице точность по ним тоже есть.
3) при сварке аргоном - греют
4) вы в промдизайне, я правильно понимаю?

Таблица, собственно:

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Медведев
Автор

ок, если буду варить раму, буду руководствоваться стандартами. Спасибо, в любом случае я несколько глубже понял тему, после ваших комментариев. Да, я знаю, что угол измеряется в градусах. Но дело в том, что иногда, насколько я понимаю, нужно подвигать еще трубу вверх, вниз, относительно рулевой, например, и там, как раз миллиметрами вполне можно мерять.
Нет, я не в промдизайне, я скорее просто офис-менеджер, пишу в свободное время на разные темы. Просто канал завел недавно и только несколько статей и одна о промдизайне. Мне он как тема тоже интересен, думаю еще о нем написать, поразбираться.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Стерлин

Автор отредачил и про шов и про сотые доли (не указав этого, ага).

Ответить
Развернуть ветку
Ales Sharaev

Автор не знает что есть специальные методы обработки материала до, после или во время сварки, что бы избежать негативных последствий?
Ещё автор минусит комментарий, но потом исправляет статью. Очень профессионально.

Ответить
Развернуть ветку
28 комментариев
Раскрывать всегда