Квантовое превосходство: что это такое и почему об этом поспорили Google и IBM

В среду Google заявила о прорыве в создании квантового компьютера, охарактеризовав его как «квантовое превосходство». По заявлению компании, этот прорыв позволит создавать новые компьютеры, способные делать вычисления на недостижимых для сегодняшних технологий скоростях.

Над квантовым компьютером работают уже почти 13 лет. Google заявляет, что такое устройство способно выполнять задачи, с которыми не справляются нынешние машины: по сравнению с ним даже суперкомпьютеры кажутся игрушками.

Достижение заключается в том, что их компьютеру потребовалось чуть больше трёх минут на вычисления, которые у обычного суперкомпьютера заняли бы 10 тысяч лет, утверждает компания.

Учёные сравнивают заявление Google с первым полётом братьев Райт, которое послужило доказательством: полеты реальны, хотя тогда было понятно, что потребуются годы на раскрытие потенциала технологии.

Однако другие исследователи не спешат с выводами: ещё многое нужно сделать, чтобы квантовые компьютеры применялись за пределами лабораторий.

Ещё более скептично настроена компания IBM. В своём блоге она заявила, что Google ошиблась на 150 млн процентов. По мнению специалистов IBM, ИТ-гигант спекулирует на теме «квантового хайпа», а математическая операция, приведённая в пример, заняла бы на современном компьютере всего два с половиной дня.

Кубиты и зачем они нужны

Квантовые компьютеры работают по совершенно другому принципу. Обычные компьютеры обрабатывают биты информации в двоичном коде, а квантовый оперирует кубитами. На уровне квантовой механики один кубит может содержать два значения сразу — 1 и 0, и они существуют одновременно.

Квантовые компьютеры выглядят не так, как обычные. Это большие цилиндры из металла с закрученными проводами, которые опущены в холодильные установки.

Генеральный директор Google Сундар Пичаи и сотрудник компании осматривают квантовый компьютер Google​

Такие монстры могут использоваться для разных задач, включая вычисления в области химии и физики, создания новых материалов. Ещё одна область применения квантового компьютера — криптография и вопросы безопасности. Эти вопросы наиболее остро чувствуют финансовые организации, банки, что неудивительно: в последнее время только и гремят скандалы об утечках и взломах.

Недавно на прошедшем в «Сколково» форуме «Открытые инновации» Дмитрий Зауэрс, зампред правления «Газпромбанка», финансирующего работу Российского квантового центра (РКЦ), заявил, что люди, которые первыми построят квантовый компьютер, «будут владеть миром».

Возможности квантового компьютера позволят получить доступ к любой информации, поэтому пора задуматься о её защите с помощью релевантных технологий

Зампред правления «Газпромбанка» Дмитрий Зауэрс «Открытые инновации»

Россия, по оценке Зауэрса, пока отстаёт в вопросе «железа» на пять-десять лет, но у неё есть шанс наверстать и даже перегнать западных конкурентов в ПО, использующего логику квантовых вычислений.

В целом банки, по его мнению, смогут обеспечить квантовую защиту удалённых устройств, таких как банкоматы, уже через два-три года. Кроме того, «любая банковская организация может позволить себе защиту передачи ключей между ЦОД с применением технологий квантовой защиты», говорил зампред ГПБ.

По информации агентства ТАСС, «Газпромбанк» — один из первых и самых больших инвесторов Российского квантового центра, одного из ведущих разработчиков квантовых технологий в России, в том числе систем квантовых вычислений. По инициативе Зауэрса три года назад РКЦ и «Газпромбанк» совместно запустили первые квантовые сети в России.

Мнение IBM

Расчёты Google неверны, уверены в IBM: в условиях идеальной симуляции, на обычном компьютере математическая операция, приведённая компанией, заняла бы два с половиной дня с большей точностью.

«Квантовое превосходство» было предложено в качестве термина американским физиком-теоретиком Джоном Прескиллом в 2012 году. Он означает момент, когда квантовые компьютеры будут уметь делать вещи, на которые неспособны обычные компьютеры.

Современные квантовые компьютеры этого не достигли, считают специалисты IBM.

«Концепция “квантового превосходства” предполагает наличие уникальных особенностей квантовых компьютеров, таких как квантовая запутанность и суперпозиция. Однако обычные компьютеры имеют такие ресурсы, как иерархия памяти и точные вычисления в “железе”, различные программы, а также обширная база знаний алгоритмов. И важно при сравнении учитывать все эти возможности», — говорится в публикации в блоге компании.

Дарио Гил, глава исследовательской лаборатории IBM Jon Simon, Feature Photo Service

Тем не менее, как отмечает глава исследовательской лаборатории IBM Дарио Гил, квантовые технологии всё же становятся ближе к реальности. К 2020 году они уже будут использоваться для коммерческого и научного спектра задач, считает он. Однако в будущем квантовые компьютеры будут работать «рука об руку» с обычными, считают в компании.

Руслан Батаев

Нужно было посчитать сумму всех спижженых денег в России за последние 20 лет.

Моя любимая картиночка.

Александр Привалов

А, собсно, что не так? Тут новые властители мира рождаются. Обидно осознавать, что твоя страна даже не в лонг-листе претендентов :((

Make Luv

А что лично ты сделал, чтобы родина встала с колен? Налоги-то хоть с полной зарплаты платишь?

Александр Привалов

Да. Еще не занимаюсь незаконными делами и с 6 лет не бросаю мимо мусорки. Что ни на миллиметр не улучшило бюджет, криминальную обстановку и экологию.

Make Luv

Конечно не на миллиметр, а меньше, но улучшило.

Леонид Максимов

Александр тут не причем, оплата налогов ни как не влияет на рост экономики напрямую, важно не просто собрать налоги, но и создать условия для их полной собираемости и важно создать климат для развития бизнеса, а для этого важно исключить государство из бизнеса максимально, как минимум прямое участие и влияние государства снизить до минимума, а пока государство напрямую лезет в бизнес, бизнес никогда не станет развиваться, это не мои слова, а слова доктора наук по экономике, ну и ни одного, а нескольких, так же государство не должно лесть в политику ЦБ, так как это пагубно влияет на экономику в целом, после вмешательства гос структур, всегда в экономике начинаются проблемы, на фоне этих проблем гос структуры начинают убеждать общество страны через СМИ, о необходимости очередного гос вмешательства в ЦБ и в экономику и бизнес, но тем самым делают еще хуже экономике и тем самым создавая новое оправдание своего нового вмешательства, хотя на самом деле нужно перестать на прямую вмешиваться в ЦБ и в экономику и бизнес. Регуляцию экономики, бизнеса и рост обоих можно производить за счет коммерческих негосударственных структур таких как страховые компании, банки, аудиторы, рейтинговые агенства, консалтинговые, собственно для этого они и нужны, к примеру прежде чем откроется клуб или кафе в центре города, обязать все заведения страховать здание, тем самым страховые компании будут проводить аудит здания, так как они не будут выдавать страховку без жизнеспособного ремонта и систем пожарной безопасности, а сейчас это делает МЧСы, Участковые и тем самым на ровном месте создается целый плацдарм для коррупции, а страховой не выгодно заниматься коррупцией потому что она несет финансовую ответственность за нарушения, при наступлении страхового случая придется отвечать за нарушения рублем. А сейчас ни кто фактически никакой ответственности не несет, что неоднократно уже мы наблюдали с зимней вишней, хромой лошадью, это только громкие случаи, мы не знаем сколько людей погибло всего. Это лишь один пример неграмотного выстраивания гос управления, так же сейчас понижается ключевая ставка, уже до исторического минимума дошли, понижение происходит из за давления на руководство ЦБ администрацией президента, якобы надо для разгона экономики,  но все понимают что администрацию президента в частности, не интересует вопрос поднятия экономики, их интересуют рейтинги, электорат и прочие президентские утехи, это как бы тоже одна из причин важности статуса независимости ЦБ. А вот президент должен в этих реальных условиях уже думать над законопроектами и прочим, а сейчас все наоборот, все думают как ему угодить. Например еще появился у нас роскомнадзор, который вообще непонятно чем  занимается, по мне так просто растрачивает бабки бюджетные, но по факту это попытка влиять на онлайн бизнес, но завуалирована она под защиту гражданского общества от терроризма, но адекватные люди понимают, что бороться со следствием это так же глупо, как бриться каждый день с надеждой о том что когда нибудь перестанет расти борода с усами, короче говоря бороться надо с причиной, а не со следствием. А упрекать людей в том, что они не платят налоги или, что он платит не со всей суммы, это глупая борьба со следствием, а не с причиной, для начало нужно устранить причину по которой люди не хотят платить налоги, тогда и платить начнут все за милую душу.  Например я обязал какой нибудь гос орган, брать с вас по 100 р в месяц, на содержание газонов города, потому что мне не нравиться что они в плохом состоянии, начал менять газон во всей стране, зимой вы мне скажите, а какого хера ты с меня берешь бабки за газон, если его снегом завалило, тогда я начну брать с вас еще и за уборку снега с газона, на что вы мне ответите да нах мне твой газон и снег на нем не нужны, откажитесь платить дань, так вот и тут так же с налогами, у всего есть причина, ее нужно устранять, а не пытаться приглушить, ради рейтингов и электората.

Леонид Максимов

Истинная причина по которой правительство лезет в бизнес и экономику, это попытка всюду все контролировать, что бы каждая собака понимала кто здесь власть, но на выходе мы видим обратную картину, развития нету, госы душат бизнес уже на старте, по этой причине в рф незарегистрированно ни одного стартапа официально, все через оффшоры и оншоры, тут налоги вообще не причем как бы, так же повышение НДС до 20% это просто удавка для начинающего бизнеса, в то время когда он должен развиваться и вкладывать в развитие, наше "умное" государство начинает брать с организации 20% с каждой продажи своего продукта, вообще НДС придумали для того что бы бороться с перепроизводством, то есть по законам капитализма в наших реалиях нужно этот налог вообще убрать для всех, кроме тех кто генерит прибыль свыше лярда, а вместо этого мы получаем его повышение, так же 6 лет подряд доходы населения в реальном выражении падают, а значит падает и покупательская способность, что говорит о том что поднимать НДС нельзя, это катастрофа для экономики, но подарок для силовиков которые будут во время катастрофы защищать администрацию. Так что изучите мат часть, потом поговорим с вами про налоги.

Леонид Максимов

А вот комментарий от реального бизнеса, который занимается производством.

Bad Bear

Рашку приплел автор статьи зачем-то рассказав что мы "вот вот догоним и перегоним Америку".

Сергей Сергеевич

Посчитать идиотские комменты некоторых персонажей тоже та еще задача.

Петр Иванов

вы как то лишку хватили.
за 20 лет да по России. это число примерно сравнимо с десять в степени сто десять в степени сто одинннадцать:)
взорвется квантовый компьютер. рановато ему еще такое. сначала пусть посчитает количество звезд во вселенной, количество песчинок в пустыне Сахара, что нить попроще в общем.

а потом уже можно переходить к цифрам высоких порядков. сначала сумму денег, спи...нных одним чиновником в России в течение 1 года.
потом уже одним чиновником за 20 лет.  а потом уже можно переходить к оценке групп чиновников, добавляя на каждом шаге  сотни нефти, в смысле сотни кубитов и охлаждая компьютер чтобы не перегрелся.

и только потом перейти к вашей задаче:)

Леонид Максимов

Думаю, что квантовый компьютер, еще пока морально не готов, узнать цифру спижженых денег из России за 20 лет.

Алексей Гаврилов

На медузе тема раскрыта лучше) а здесь треть текста заявления человека, который утверждает о квантовой передаче данных банками через 2-3 года... Океееей.

new_comment

Справедливости ради, замечу, что он такого не говорил.

Dan Skatov

Все говорят в СМИ о таинственной "математической операции". Нигде нет сведений, что это за операция. Кто-нибудь нашёл?

Никита Жулябин

Например найти доказательство гипотезы Римана.
Вычисление простых чисел с показателем степени более 100 000 000, что очень важно в криптографии.
Опять же доказательство или опровержение различных гипотез.

каких именно?

Dan Skatov

Ага. По мне так это очень странно — заявлять со всех углов вот это "Google’s quantum computer does a 10,000-year task in minutes" без каких-либо деталей об этом конкретном task. Выглядит как fake news.

Dan Skatov

Давайте не например. Мы здесь достаточно осведомлены в подобных примерах. Пожалуйста, конкретную задачу, которую они решали на Платане, чтобы вынести своё утверждение о скорости в 200 секунд против 10 000 лет. Иначе это популизм, работающий только с теми, для кого все математические задачи неотличимы друг от друга: "ВАУ, Гугл, математика, Платан против Перельмана" и т.д.

Dan Skatov

Никита, как вы видите доказательство гипотезы Римана на квантовом компьютере? Изложите ваше видение. Спасибо!

Никита Жулябин

Кстати может быть с помощью квантового компьютера удастся найти более лаконичное доказательство теоремы Ферма, чем то, которое привёл Э.Уайлс))

Алексей Смолярчук

А ещё делать быструю факторизацию , уничтожив RSA

Vl Al

Зачем такие сложности? Проще mitm ставить на персоналки, как это делает (например) Kaspersky Lab.

Victor Raine

Если я правильно понял они сгенерировали и считали огромное случайное число с квантового компьютера, которое внутри имеет взаимозависимости.

Aleks B

простое число? и что за зависимости?

Dan Skatov

"The calculation that Google chose to conquer is the quantum equivalent of generating a very long list of random numbers and checking their values a million times over.". Мда. Не очень-то приоткрывает завесу. Они факторизовали миллионы чисел, или?..

Нашлось.

Были сгенерированы псевдослучайные последовательности битов с помощью квантового компьютера, запутывая кубиты квантовыми операциями. Из-за квантовой интерференции, некоторые последовательности гораздо более вероятны, чем другие. То есть, имеет место некоторое распределение вероятностей, отличное от равномерного. Посчитать на классическом компьютере, каким будет это распределение вероятностей, тем сложнее, чем больше кубитов и проходов используется при генерации.
Сначала проверили, что на малом количестве кубитов результаты квантового компьютера совпадают с предсказаниями классического. А затем показали, что на большем количестве кубитов, квантовый компьютер продолжает выдавать результаты, а классический, уже не может их предсказать.

@Никита Жулябин обобщается ли это свойство до доказательства гипотезы Римана и криптографиских приложений — "совсем-совсем другая история".

Месье Никита
Россия, по оценке Зауэрса, пока отстаёт в вопросе «железа» на пять-десять лет

При условии, что этой индустрии вообще лет 20, такое отставание просто огромно.

Иван Колыхалов

20 лет...Вы бы загуглили может от делать нефиг, сколько лет IBM на рынке, ну или если совсем влом, хотя бы уж Apple. Я уж не буду говорить про всякие там 8086 процессоры и тьфу-тьфу-тьфу Энигмы и Тюринга, и что в СССР своя компонентная база была, а то спать плохо будете.

Петр Иванов

он про квантовые технологии то наверное имел ввиду. уж врядли он утверждает что индустрии обычных компьютеров 20 лет)

Иван Колыхалов

да, вы правы, это я затупил, виноват

Петр Иванов

СССР великое государство. огромное. и даже микрочипы в нем назывались соответствующе - СБИС. Сверх Большая Интегральная Схема.
только очень хорошо тренированный научный сотрудник мог поднять такую схему двумя руками, поэтому каждое лето их вывозили на тренировки в поля, где они занимались физическим трудом на свежем воздухе.
Там безусловно технологии развивались не чета нашим. но что уж тут теперь говорить.

Aleks B

в совке все было спизжено, либо настигнуто вопреки, а не благодаря

Александр Привалов

Энигма, по-вашему, видимо один из первых квантовых компьютеров, да?

Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Anton Chukanov

Как и Германии, например

Месье Никита

Добавлю:

В конце 2001 года IBM заявила об успешном тестировании 7-кубитного квантового компьютера

Это одна из первых реализаций.

Evgeniy

Независимо от того, насколько верны утверждения Google, упрёки от команды IBM уж как-то слишком язвительны, особенно для научной среды.