Рубрика развивается при поддержке
Будущее
Roxanne Zlaslavskaya
9372

«Песочница» для роботов и цифровых двойников: как МегаФон работает со стартапами

Крупные компании сегодня все чаще ищут идеи на стороне: привлекают небольшие стартапы, работают с ними через акселераторы и хакатоны. МегаФон — одна из таких компаний. Уже год она развивает «технологическую песочницу», а теперь сотрудничает и с акселератором «Физтех.Старт». Я встретилась с Павлом Беловым, старшим менеджером по инновациям МегаФона, чтобы узнать, зачем это нужно, и чем работа с крупными холдингами выгодна стартапам.

В закладки

Почему крупные компании вообще работают со стартапами, и как этим занялся МегаФон?

С 2017 года МегаФон воплощает в жизнь стратегию цифровой трансформации. Три года назад в команде Стратегии уже было несколько независимых проектов с партнерами (например, в области big data), но МегаФон практически не смотрел в сторону стартапов и венчурного рынка. В то время сама структура крупной компании не позволяла быстро внедрять инновационные проекты, ведь решения обычно принимаются «сверху вниз», а интересные идеи появляются как раз «снизу».

Стало понятно, что при сохранении этой ситуации компании будет сложно конкурировать на быстро меняющемся рынке. Несколько месяцев команда потратила на изучение того, что происходит в этой сфере в мире, как работают с инновациями фонды, акселераторы и корпорации. В итоге мы пришли к выводу, что хотим попробовать сделать для привлечения стартапов что-то свое. Причем не через сотрудничество с фондами, а самостоятельно.

Павел Белов​

С каких проектов вы начали?

Мы не стали создавать собственный акселератор – в России достаточно институтов развития, где можно приобрести предпринимательские навыки и прокачать проект. Вместо этого мы решили создать площадку, куда стартап может прийти со своим решением или гипотезами, найти внутреннего заказчика, быстро протестировать проект на наших мощностях и, в случае успеха, внедрить его в МегаФоне. Так появилась «Песочница».

Мы понимали, что в начале пути важно выстроить внутренние процессы, и потратили много времени и сил на то, чтобы согласование документов, защита, утверждение пилотных проектов, процедура закупки и оплаты услуг стартапов проходили без задержек. За первый год мы утвердили 56 пилотов, самые успешные проекты уже масштабируются в МегаФоне и приносят выручку — десятки миллионов рублей.

Мы постоянно ищем новые направления для развития, поэтому заинтересовались командой акселератора МФТИ «Физтех.Старт», который в этом году проходит в четвертый раз, и решили поработать вместе. МегаФон курирует один из треков акселератора: проекты в него набирались специально под задачи наших внутренних заказчиков. Нам предложили около 150 готовых к внедрению решений, и уже из них мы отобрали стартапы для дальнейшей работы. Сейчас мы работаем с десятью командами и пытаемся структурировать пилоты, 14 декабря пройдет DemoDay.

Почему вы выбрали именно Физтех?

Много проектов приходит в МегаФон органическим путем: для большинства стартапов мы интересный клиент и партнер, поэтому проблем со скаутингом никогда не возникало. Но сотрудничество с Физтехом помогает нам привлекать новую аудиторию. У МФТИ есть большое коммьюнити выпускников, которые работают в технологической сфере и рекомендуют акселерационную программу коллегам, поэтому через сарафанное радио сюда стекаются качественные проекты, в которых и заинтересован МегаФон. Кроме того, у МФТИ хорошая экспертиза с точки зрения трекинга проектов и структурирования пилотов, это позволяет усилить наши внутренние компетенции.

Какие вообще проекты ищет МегаФон, как компания определяет интересные направления?

Мы понимаем, что секрет успеха пилота не только в классной технологии, но и в заказчике, который заинтересован в новых решениях, правильно ставит задачи и понимает как масштабировать проект. Поэтому в первую очередь мы работаем с «чемпионами», то есть внутренними бизнес-заказчиками, узнаем их потребности.

В треке «Физтех.Старт» у нас изначально было обозначено шесть направлений, но постепенно список расширился. Мы умышленно не ограничиваем тематику проектов. Сейчас готовятся два пилота с проектами по киберспорту (турниры по мобильным играм), хотя изначально мы не смотрели стартапы в этой сфере.

Большинство стартапов, с которыми работает МегаФон, направлены на автоматизацию или улучшение внутренних процессов. К примеру, мы сделали 12 пилотов с разными компаниями, разрабатывающими голосовых роботов для обзвона абонентов. Они являются альтернативой колл-центрам, служат для продажи услуг или удержания существующих клиентов. Общение с роботом все труднее отличить от общения с живым человеком, в речи используются интонации, паузы, запинки, иногда робот даже может перебить собеседника. В некоторых кейсах робот показал более высокие продажи, чем оператор. Мы видим большой потенциал развития технологии и готовим еще пять пилотов с новыми компаниями на этом рынке.

Продолжением этой истории являются стартапы, связанные с речевой аналитикой. Они нужны, чтобы оценить качество разговора робота с клиентами. Это может сделать сотрудник, слушая тысячи минут и отмечая ошибки, а может программа: точность та же, а скорость в 150 раз выше.

Направления трека МегаФона в акселераторе:

— Client profile enrichment и Big Data: модели персонализации предложений, сбор данных о клиентах;

— идентификация клиентов в ритейле: виды распознавания абонентов в офлайне;

— Marketing ROI: эффективность маркетинговых инвестиций

— нейромаркетинг: маркетинговые технологии, повышающие конверсии в воронке продаж;

— бизнес-процессы как сервис (BPaaS): технологии, позволяющие автоматизировать и выводить на аутсорс бизнес-процессы;

— голосовые технологии и речевая аналитика.

Также нам интересна сфера маркетинга: мы ищем способ оценивать эффективность затрат на него. МегаФон, как и все компании такого уровня, тратит большие суммы на продвижение, поэтому мы учимся оценивать возврат маркетинговых инвестиций и эффективно перераспределять бюджет между различными каналами.

Отдельный кластер связан с внутренними процессами: цифровой подбор персонала, цифровой юрист, цифровой офис и так далее — все, что помогает ускорить процессы внутри компании, снизить риск человеческого фактора и увеличить эффективность.

Несколько пилотов работают с инфраструктурой. Например, в одном из новых кейсов мы устанавливаем датчики в центр обработки данных (ЦОД), создаем его «цифровой двойник» и получаем возможность мониторить и анализировать все происходящие процессы: энергопотребление на каждую единицу оборудования, уровень освещения, температуру, регулировать права доступа и так далее. ЦОД — критически важный объект для инфраструктуры компании, поэтому нам важна точность контроля его работы.

Это не все направления стартапов. Нам интересны разные проекты, главное, чтобы они находили у нас в компании внутреннего заказчика.

Хорошо. А как сегодня выглядит для стартапа история сотрудничества с МегаФоном?

Стартап подает заявку через сайт MegaFon Sandbox или, как в случае с акселератором, через «Физтех.Старт». Её рассматривает отдел инноваций и потенциальный внутренний заказчик. После их одобрения проводится встреча с предпринимателями и начинается работа: мы подписываем NDA, обсуждаем, какие гипотезы будем тестировать и что считать хорошим результатом, договариваемся о том, сколько понадобится денег и на что. Каждый пилот утверждает Innovation Board, в который входят пять директоров разного профиля. Они смотрят на совместную защиту «чемпиона» и стартапа-партнера и принимают решение о запуске пилота.

После защиты начинается процесс реализации пилота. Стандартно он занимает 90 дней. Все это время создатели стартапа тесно работают с нашим внутренним заказчиком. Мы, отдел инноваций, курируем этот процесс и подключаемся, если возникают какие-то задержки, проблемы с реализацией изначальной гипотезы, сложности согласования.

Через три месяца команда защищает перед Innovation Board результаты пилота и возможность масштабирования. Здесь уже включается традиционная процедура закупок. Если в процессе пилота гипотеза не подтвердилась, мы анализируем ошибки, смотрим, что было не так. Неудачные пилоты воспринимаем позитивно. «Технологическая песочница» МегаФона нужна для того, чтобы экспериментировать, учиться и искать лучшие решения.

Понятно, какие преимущество от этого получает МегаФон. А чём главная мотивация предпринимателей пойти к вам?

Есть несколько путей развития. Мы можем закупить услуги стартапа в большом объеме, приобрести лицензию или сделать в кобрендинге совместный продукт для клиентов МегаФона. Также мы смотрим в сторону венчурных инвестиций, но это пока только планы на будущее.

Основной путь развития — это сотрудничество с МегаФоном, когда в лице компании стартап получает крупного клиента, которого тяжело найти без прохождения акселератора или «технологической песочницы». Стартапам, успешно показавшим себя на пилоте, проще пройти закупочную процедуру, ведь у них уже есть подтверждение пользы своего решения для МегаФона. Кроме того, стартапы получают в свою копилку кейс сотрудничества с МегаФоном, а это показатель качества и хороший аргумент для привлечения новых клиентов.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Roxanne Zlaslavskaya", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 6, "likes": 14, "favorites": 14, "is_advertisement": false, "subsite_label": "future", "id": 94506, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 27 Nov 2019 12:49:20 +0300", "is_special": false }
Самый сильный бренд
страны*
*Третий год подряд по версии Brand Finance
0
{ "id": 94506, "author_id": 154989, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/94506\/get","add":"\/comments\/94506\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/94506"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199118, "last_count_and_date": null }
6 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
3

Наконец-то и Мегафон ворвался в активную работу со стартапами)))

Ответить
1

Лучше бы Мегафон не со стартапами работал, а занимался развитием сети и услуг. А то занимаются чем угодно, только не главным своим делом.

Ответить
0

компания, с которой действительно хочется работать

Ответить
0

Главное не а колл-центр

Ответить
0

Стартап на что кушает?

Ответить
0

пилоты для стартапов платные

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }