{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

«Песочница» для роботов и цифровых двойников: как МегаФон работает со стартапами

Крупные компании сегодня все чаще ищут идеи на стороне: привлекают небольшие стартапы, работают с ними через акселераторы и хакатоны. МегаФон — одна из таких компаний. Уже год она развивает «технологическую песочницу», а теперь сотрудничает и с акселератором «Физтех.Старт». Я встретилась с Павлом Беловым, старшим менеджером по инновациям МегаФона, чтобы узнать, зачем это нужно, и чем работа с крупными холдингами выгодна стартапам.

Почему крупные компании вообще работают со стартапами, и как этим занялся МегаФон?

С 2017 года МегаФон воплощает в жизнь стратегию цифровой трансформации. Три года назад в команде Стратегии уже было несколько независимых проектов с партнерами (например, в области big data), но МегаФон практически не смотрел в сторону стартапов и венчурного рынка. В то время сама структура крупной компании не позволяла быстро внедрять инновационные проекты, ведь решения обычно принимаются «сверху вниз», а интересные идеи появляются как раз «снизу».

Стало понятно, что при сохранении этой ситуации компании будет сложно конкурировать на быстро меняющемся рынке. Несколько месяцев команда потратила на изучение того, что происходит в этой сфере в мире, как работают с инновациями фонды, акселераторы и корпорации. В итоге мы пришли к выводу, что хотим попробовать сделать для привлечения стартапов что-то свое. Причем не через сотрудничество с фондами, а самостоятельно.

Павел Белов​

С каких проектов вы начали?

Мы не стали создавать собственный акселератор – в России достаточно институтов развития, где можно приобрести предпринимательские навыки и прокачать проект. Вместо этого мы решили создать площадку, куда стартап может прийти со своим решением или гипотезами, найти внутреннего заказчика, быстро протестировать проект на наших мощностях и, в случае успеха, внедрить его в МегаФоне. Так появилась «Песочница».

Мы понимали, что в начале пути важно выстроить внутренние процессы, и потратили много времени и сил на то, чтобы согласование документов, защита, утверждение пилотных проектов, процедура закупки и оплаты услуг стартапов проходили без задержек. За первый год мы утвердили 56 пилотов, самые успешные проекты уже масштабируются в МегаФоне и приносят выручку — десятки миллионов рублей.

Мы постоянно ищем новые направления для развития, поэтому заинтересовались командой акселератора МФТИ «Физтех.Старт», который в этом году проходит в четвертый раз, и решили поработать вместе. МегаФон курирует один из треков акселератора: проекты в него набирались специально под задачи наших внутренних заказчиков. Нам предложили около 150 готовых к внедрению решений, и уже из них мы отобрали стартапы для дальнейшей работы. Сейчас мы работаем с десятью командами и пытаемся структурировать пилоты, 14 декабря пройдет DemoDay.

Почему вы выбрали именно Физтех?

Много проектов приходит в МегаФон органическим путем: для большинства стартапов мы интересный клиент и партнер, поэтому проблем со скаутингом никогда не возникало. Но сотрудничество с Физтехом помогает нам привлекать новую аудиторию. У МФТИ есть большое коммьюнити выпускников, которые работают в технологической сфере и рекомендуют акселерационную программу коллегам, поэтому через сарафанное радио сюда стекаются качественные проекты, в которых и заинтересован МегаФон. Кроме того, у МФТИ хорошая экспертиза с точки зрения трекинга проектов и структурирования пилотов, это позволяет усилить наши внутренние компетенции.

Какие вообще проекты ищет МегаФон, как компания определяет интересные направления?

Мы понимаем, что секрет успеха пилота не только в классной технологии, но и в заказчике, который заинтересован в новых решениях, правильно ставит задачи и понимает как масштабировать проект. Поэтому в первую очередь мы работаем с «чемпионами», то есть внутренними бизнес-заказчиками, узнаем их потребности.

В треке «Физтех.Старт» у нас изначально было обозначено шесть направлений, но постепенно список расширился. Мы умышленно не ограничиваем тематику проектов. Сейчас готовятся два пилота с проектами по киберспорту (турниры по мобильным играм), хотя изначально мы не смотрели стартапы в этой сфере.

Большинство стартапов, с которыми работает МегаФон, направлены на автоматизацию или улучшение внутренних процессов. К примеру, мы сделали 12 пилотов с разными компаниями, разрабатывающими голосовых роботов для обзвона абонентов. Они являются альтернативой колл-центрам, служат для продажи услуг или удержания существующих клиентов. Общение с роботом все труднее отличить от общения с живым человеком, в речи используются интонации, паузы, запинки, иногда робот даже может перебить собеседника. В некоторых кейсах робот показал более высокие продажи, чем оператор. Мы видим большой потенциал развития технологии и готовим еще пять пилотов с новыми компаниями на этом рынке.

Продолжением этой истории являются стартапы, связанные с речевой аналитикой. Они нужны, чтобы оценить качество разговора робота с клиентами. Это может сделать сотрудник, слушая тысячи минут и отмечая ошибки, а может программа: точность та же, а скорость в 150 раз выше.

Направления трека МегаФона в акселераторе:

— Client profile enrichment и Big Data: модели персонализации предложений, сбор данных о клиентах;

— идентификация клиентов в ритейле: виды распознавания абонентов в офлайне;

— Marketing ROI: эффективность маркетинговых инвестиций

— нейромаркетинг: маркетинговые технологии, повышающие конверсии в воронке продаж;

— бизнес-процессы как сервис (BPaaS): технологии, позволяющие автоматизировать и выводить на аутсорс бизнес-процессы;

— голосовые технологии и речевая аналитика.

Также нам интересна сфера маркетинга: мы ищем способ оценивать эффективность затрат на него. МегаФон, как и все компании такого уровня, тратит большие суммы на продвижение, поэтому мы учимся оценивать возврат маркетинговых инвестиций и эффективно перераспределять бюджет между различными каналами.

Отдельный кластер связан с внутренними процессами: цифровой подбор персонала, цифровой юрист, цифровой офис и так далее — все, что помогает ускорить процессы внутри компании, снизить риск человеческого фактора и увеличить эффективность.

Несколько пилотов работают с инфраструктурой. Например, в одном из новых кейсов мы устанавливаем датчики в центр обработки данных (ЦОД), создаем его «цифровой двойник» и получаем возможность мониторить и анализировать все происходящие процессы: энергопотребление на каждую единицу оборудования, уровень освещения, температуру, регулировать права доступа и так далее. ЦОД — критически важный объект для инфраструктуры компании, поэтому нам важна точность контроля его работы.

Это не все направления стартапов. Нам интересны разные проекты, главное, чтобы они находили у нас в компании внутреннего заказчика.

Хорошо. А как сегодня выглядит для стартапа история сотрудничества с МегаФоном?

Стартап подает заявку через сайт MegaFon Sandbox или, как в случае с акселератором, через «Физтех.Старт». Её рассматривает отдел инноваций и потенциальный внутренний заказчик. После их одобрения проводится встреча с предпринимателями и начинается работа: мы подписываем NDA, обсуждаем, какие гипотезы будем тестировать и что считать хорошим результатом, договариваемся о том, сколько понадобится денег и на что. Каждый пилот утверждает Innovation Board, в который входят пять директоров разного профиля. Они смотрят на совместную защиту «чемпиона» и стартапа-партнера и принимают решение о запуске пилота.

После защиты начинается процесс реализации пилота. Стандартно он занимает 90 дней. Все это время создатели стартапа тесно работают с нашим внутренним заказчиком. Мы, отдел инноваций, курируем этот процесс и подключаемся, если возникают какие-то задержки, проблемы с реализацией изначальной гипотезы, сложности согласования.

Через три месяца команда защищает перед Innovation Board результаты пилота и возможность масштабирования. Здесь уже включается традиционная процедура закупок. Если в процессе пилота гипотеза не подтвердилась, мы анализируем ошибки, смотрим, что было не так. Неудачные пилоты воспринимаем позитивно. «Технологическая песочница» МегаФона нужна для того, чтобы экспериментировать, учиться и искать лучшие решения.

Понятно, какие преимущество от этого получает МегаФон. А чём главная мотивация предпринимателей пойти к вам?

Есть несколько путей развития. Мы можем закупить услуги стартапа в большом объеме, приобрести лицензию или сделать в кобрендинге совместный продукт для клиентов МегаФона. Также мы смотрим в сторону венчурных инвестиций, но это пока только планы на будущее.

Основной путь развития — это сотрудничество с МегаФоном, когда в лице компании стартап получает крупного клиента, которого тяжело найти без прохождения акселератора или «технологической песочницы». Стартапам, успешно показавшим себя на пилоте, проще пройти закупочную процедуру, ведь у них уже есть подтверждение пользы своего решения для МегаФона. Кроме того, стартапы получают в свою копилку кейс сотрудничества с МегаФоном, а это показатель качества и хороший аргумент для привлечения новых клиентов.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Nikita Chizhov

Наконец-то и Мегафон ворвался в активную работу со стартапами)))

Ответить
Развернуть ветку
tommyscz

Лучше бы Мегафон не со стартапами работал, а занимался развитием сети и услуг. А то занимаются чем угодно, только не главным своим делом.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Здоренко

компания, с которой действительно хочется работать

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly

Главное не а колл-центр

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kenig

Стартап на что кушает?

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Здоренко

пилоты для стартапов платные

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда