Рубрика развивается при поддержке
Будущее
Flint Capital
950

AgeTech — какой потенциал имеют технологии для пожилых?

Всем привет, на связи снова Flint Capital! Как и обещали изначально, в нашем блоге будут выходить не только материалы, посвященные привлечению инвестиций и развитию стартапов, но и разборы интересных отраслей. Сегодня поговорим об AgeTech.

В закладки

У нас также есть блог на Medium, где в будущем будут публиковаться эксклюзивные материалы. Stay tuned!

Мир столкнулся с глобальной проблемой

Население Земли с каждым годом стареет. Продолжительность жизни людей неуклонно повышается, а детей они заводят все меньше. Ежедневно более 10 тысяч американцев перешагивает рубеж в 65 лет. Все прогнозы говорят об одном — к 2040–2050 пожилые люди будут составлять четверть всего населения Земли, или около 2–2,2 миллиардов.

У пожилых людей 2040 года будет меньше проблем со здоровьем, у них все еще будут силы продуктивно работать и участвовать в социальной жизни. А еще они будут тратить. Тратить много — триллионы долларов.

И все же пожилым людям будет нужна помощь. Демографическая ситуация приведет к тому, что возможности оказать эту помощь в «ручном» режиме не будет — мир столкнется с нехваткой медицинского и обслуживающего персонала, а значит, обратится за помощью к технологиям. В частности, к Age Tech — технологиям, направленным на улучшение качества жизни пожилых людей.

И эта проблема действительно глобальная

Age Tech — это огромный и растущий рынок. Вы еще не забыли, что к 2040–2050 годам пожилые люди будут составлять четверть населения Земли?

Его размер довольно сложно оценить, так как он очень фрагментирован. Несмотря на то, что многие исследователи оценивают текущий размер рынка Age Tech в триллионы долларов (например, издательство Sifted только рынок ЕС оценивает в €3.7 триллиона), мы придерживаемся более консервативной позиции.

Самый объективный способ оценить этот рынок — это проанализировать демографические показатели, степень «проникновения» технологий в жизнь целевых групп, а также расходы пользователей.

Age Tech несет основную ценность для людей старше 65. В 2019 году эта группа людей составляет порядка 9% от всего населения Земли (то есть около 680 миллионов), но большая часть из них живет в развивающихся странах с низким уровнем проникновения технологий. Для расчета мы берем только технологически развитые регионы и страны (США, ЕС, Австралию, некоторые страны Азии и Латинской Америки) и получаем порядка 170–180 миллионов пожилых людей (50 миллионов в США, 70 — в ЕС, 30 — в Японии).

Несмотря на то, что 46% пожилых людей сейчас используют смартфоны, а 67% — пользуются интернетом, общий уровень проникновения технологий в их жизнь даже в развитых странах остается довольно низким. Самый показательный пример — PERS (Personal Emergency Response System — самое распространенное технологическое решение для пожилых на данный момент) использует около 2% целевой аудитории в США и около 16% — в Великобритании. Исходя из этого, можем предположить, что на сегодняшний день существует порядка 15–25 миллионов активных пользователей Age Tech-решений.

Но и они пока не готовы тратить много. Средний пожилой юзер в США тратит на Age Tech-решения около $1 тысячи в год, а распространенных решений, покрываемых страховкой, пока не существует. Получается, что текущий размер рынка Age Tech составляет порядка $15–25 миллиардов. Не такие завораживающие цифры, как триллионы долларов, особенно учитывая сильную фрагментированность рынка, но мы верим, что есть у этого рынка есть огромный потенциал роста.

К 2030 году в развитых странах будет жить уже примерно 250–280 миллионов пожилых людей (90 миллионов в США, 110 — в ЕС, 35 — в Японии) — то есть CAGR (среднегодовой темп роста) только по количеству людей составит 3–4,5%.

Даже если взять консервативный сценарий и представить, что проникновение технологий вырастет незначительно или останется на прежнем уровне, CAGR рынка Age Tech составит порядка 5%, а значит, к 2030 году рынок вырастет до $30–43 миллиардов. Мы все же верим в то, что Age Tech будет сильнее встраиваться в повседневную жизнь пожилых людей, проникать в менее технологически развитые регионы, и к 2030 году размер рынка достигнет минимум $60–70 миллиардов. Основные факторы, которые позволяют нам делать такие прогнозы:

- поколение Х, уже достаточно лояльное к новым технологиям, начнет выходить на пенсию;

- страховые компании будут стремиться внедрять технологии, чтобы снизить частоту госпитализаций и удовлетворить спрос клиентов на медицинское обслуживание, используя, к примеру, телемедицину;

- с увеличением количества пожилых людей будет соответственно повышаться уровень общественного внимания к проблеме «комфортного старения» и будут вноситься соответствующие регуляторные изменения.

Какие направления Age Tech сейчас наиболее перспективны?

Помимо очевидных направлений типа Med Tech и Bio Tech есть несколько не менее интересных и перспективных: Fin Tech, Food Tech, housing, transport и другие. Давайте остановимся на некоторых из них подробнее.

Голосовые помощники. Голосовые помощники принесут очень большую ценность пожилым людям — от помощи при заказе еды и услуг до управления инфраструктурой домашнего интернета вещей. Большая часть пожилых людей испытывает проблемы при использовании тачскринов или клавиатур, что еще больше отворачивает их от использования технологий в повседневной жизни. Голосовые помощники могут помочь устранить этот барьер. Самой комплексной задачей для решения в этой области станет качественное распознавание голоса пожилых людей, так как многие из них страдают нарушениями речи.

Дизайн и архитектура. Несмотря на то, что каждый человек уникален, у любого поколения и группы людей есть определенный поведенческий паттерн. Для пожилых людей этим паттерном является привязанность к своему дому. Они предпочитают жить в своих домах как можно дольше и проводить там большую часть своего дня. Переезд в дом престарелых воспринимается ими резко негативно, как потеря самостоятельности. Поэтому одной из основных задач сейчас является превращение домов в места, комфортные для проживания пожилых людей. Только 0,5% зданий в Великобритании приспособлены к проживанию пожилых людей и даже у мирового лидера по этому показателю (Новой Зеландии) этот показатель едва достигает 5%. Решением этой проблемы займутся дизайнеры и архитекторы. Важно помнить, что дизайн не ограничивается внешним видом, но также включает в себя множество более глубоких и взаимозависимых аспектов — функциональность, новые материалы и даже утилизацию. И эти области постоянно нуждаются в новых технологиях.

Финансы. Большая проблема, с которой сталкивается старшее поколение, — это падение их доходов. Эта проблема очень актуальна для пост-СССР, но, на удивление, не менее актуальна и для более экономически развитых стран. К примеру, средний американец к моменту выхода на пенсию имеет $200–300 тысяч на своем банковском счете, а более 54% имеют менее $50 тысяч. Этого зачастую не хватает даже на то, чтобы покрыть непредвиденные затраты. Технологии могут предоставить пожилым людям возможность зарабатывать и накапливать деньги.

Коммуникации. Удивительно, но развитие коммуникационных технологий не сделало нас ближе друг к другу — согласно ряду исследований люди никогда не чувствовали себя более одиноко, чем сейчас. И эта проблема как нельзя более актуальна для пожилых людей. Только в США есть добрый десяток миллионов людей, живущих в одиночку, и их количество будет только увеличиваться. Социальная изоляция ведет к множеству других проблем, а преодолеть ее очень сложно. Каждый четвертый пожилой человек в США признается, что периодически чувствует себя изолированным от общества, а каждый третий — что ему не хватает регулярного общения с людьми. Эта проблема может и должна быть решена с помощью технологий.

Что еще важно знать?

Не делайте продукт слишком дорогим. На сегодняшний день средний американский пользователь Age Tech-решений готов платить за них до $100 в месяц. Для других стран этот показатель еще ниже. Держите это в голове при определении ценовой политики.

Будьте осторожнее с b2c hardware. Компании, которые фокусируются на софте, имеют гораздо больше шансов преуспеть на рынке и таким образом гораздо более привлекательны для инвесторов чем те, которые фокусируются на производстве железных решений или комбинации софта и железа. Железо в ближайшее время станет commodity — нишевые и специализированные девайсы канут в лету, останутся только мейнстримные «швейцарские ножи» c комплексным функционалом. Кроме этого, рынок постепенно уходит от парадигмы железа исключительно для пожилых людей и приходит к парадигме senior-aware products (пример — система обнаружения падения в последних Apple Watch). Единственная возможность для стартапа занять «железную» нишу — это разработать принципиально новую технологию, которую очень сложно повторить, и строить на ее основе экосистему.

Если вы все же делаете железо, делайте его визуально привлекательным. Девайсы должны выглядеть хорошо. Это очевидно, но многие производители харда, похоже, забывают, что у пожилых людей тоже есть вкус и чувство стиля, и что они не будут носить на себе ужасный кусок пластика или металла даже если он может когда-нибудь спасти им жизнь.

Не переоценивайте потенциал виртуальной реальности. Основная метрика, на которую нужно обращать внимание, принимая решение, идти или не идти в VR, — это динамика продаж непосредственно VR девайсов. В 2018 году было продано около 4,5 миллионов VR-очков, из которых только около 1 миллиона пришлось на b2b продажи. Это означает, что рынок b2b VR сейчас очень ограничен и способность построить на нем масштабируемый бизнес очень сомнительна. Хотя никто не отметает возможность зайти с другой стороны и стимулировать рост продаж этих девайсов, разработав прорывную технологию, ради которой их будут покупать.

И пожалуйста, отстаньте от страховщиков. Бедняги уже не знают, как отбиваться от предложений стартапов, которые ежедневно пачками прилетают к ним. Это значит, что ниша перегрета и конкурировать на ней придется с тысячами таких же, как вы. Существует множество других не менее интересных бизнес-моделей — попробуйте их.

Нет времени ждать

Деньги начинают приходить на рынок. С 2015 года венчурные фонды инвестировали в Age Tech более $4,2 миллиардов в рамках более 400 сделок. На рынке уже появляются фонды с фокусом именно на Age Tech (например, Zigler Linkage Longevity Fund, Third Act Ventures, Mediterranean Towers Ventures и 4Gen Ventures), а также приходят именитые игроки (Andreessen Horowitz, Khosla Ventures, Accel Partners, Kleiner Perkins и Founders Fund).

Также уже есть истории успеха. Наиболее интересные из их — это компании GreatCall и PillPack. GreatCall продает мобильные телефоны и системы медицинской безопасности для пожилых людей. Компания была основана в 2006 году и постепенно перешла от d2c модели к ритейлу, а затем вообще к интеграции в систему здравоохранения. За это время они успели поднять $74,7 миллионов и в 2018 году были поглощены BestBuy за $800 миллионов. PillPack же — это онлайн-аптека, которая на регулярной основе доставляет клиентам персонализированные наборы лекарств. Компания была запущена в 2013 году, привлекла $117,8 миллионов в 2013–2016 годах (включая раунд, в котором лидировал Accel Partners), и в 2018 году была поглощена Amazon за $1 миллиард.

Age Tech — это один из самых масштабных новых рынков. Нет никаких сомнений, что в ближайшие десятилетия он будет расти, поэтому сейчас самое время начинать глубже погружаться в него. Надеюсь, этот обзор был вам полезен.

Шлаганов Юрий, Flint Capital Associate, спасибо коллегам Гантварг Елене и Поздняковой Анне за помощь!

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Flint Capital", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 18, "favorites": 32, "is_advertisement": false, "subsite_label": "future", "id": 94820, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 28 Nov 2019 12:43:05 +0300", "is_special": false }
Самый сильный бренд
страны*
*Третий год подряд по версии Brand Finance
0
{ "id": 94820, "author_id": 389773, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/94820\/get","add":"\/comments\/94820\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/94820"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199118, "last_count_and_date": null }
2 комментария
Популярные
По порядку
2

Огонь пост, спасибо. Народ, поехали делать стартапы для стариков - по сути для нас же самих через 30 лет

Ответить
3

Кстати, практически уверен, что в перспективе 5-10 лет начнет активно расти тема с senior-focused и senior-aware entertainment tech

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }