Подумать о климате, авариях беспилотников и ограничениях в ИТ: восемь прогнозов на 2020 год от Андрея Себранта Статьи редакции

Директор по стратегическому маркетингу «Яндекса» выделил тренды и события, которые наверняка будут заметными в наступающем году.

Люди озаботятся климатической катастрофой

Первая большая тема — угроза климатической катастрофы (глобального потепления) и различные технологические подходы по решению этой проблемы. Себрант считает, что существует два сценария развития: человечество либо сможет управлять развитием глобального потепления, либо ему придется выживать в новой неприятной и быстро меняющейся среде.

При этом в обоих вариантах появятся как биологические, так и классические инженерные технологии, которые будут так или иначе «разбираться с климатом».

Андрей Себрант Директор по маркетингу сервисов «Яндекса», кандидат физико-математических наук.

Первая стратегия, по которой может двигаться человечество — готовиться к тому, что предотвратить климатические изменения не получится.

Себрант называет это «худшим вариантом развития событий», при котором ограничения выбросов парниковых газов, сворачивание промышленной деятельности и минимизация воздействия человека на планету лишь затормозят, но не сильно остановят потепление.

При таком сценарии у человечества появится решения, которые будут посвящены не уменьшению воздействия на атмосферу или другие процессы Земли, а приспособлению людей к жизни в меняющихся условиях с тяжёлыми температурными перепадами, штормами и повысившимся уровнем Мирового океана.

Например, людям придётся серьёзно обновить транспорт, потому что современные самолёты не рассчитаны на полёты через ураганы. Техническими задачами будут заниматься специалисты новых профессий, которые могут в каком-то виде появиться уже в следующем году. Или, по крайней мере, о них будут говорить, считает Себрант.

Биотехнологии при «плохом» сценарии будут работать с геномом человека и его модификацией, так как «привычные биологические механизмы приспособления не успеют сработать и человечеству придется думать, как модифицировать себя для выживания в новой среде и новом климате».

По словам Себранта, выживание в новых климатических условиях может сломать этические барьеры для генной модификации и основанных на ней технологий.

Например, может возникнуть манипуляция общественным сознанием «с положительными целями», чтобы «быстрее приспособить общество к идеям и вещам, которые придется делать, чтобы наши потомки продолжали жить». В рамках текущих моральных моделей они кажутся недопустимыми.

Также будет развиваться управление этикой — по мнению Себранта, это профессия в ближайшие годы и десятилетия может стать «интересной гуманитарной дисциплиной», которая будет регулировать этические конфликты во время выживания человечества. А профессия «управляющий этикой» станет новым, интересным местом применения гуманитарных знаний, умений, принципов.

В «оптимистичном» сценарии государства будут прямо вмешиваться в изменение климата, предполагает Себрант. За счет различных финансовых, организационных и административных рычагов будут стимулироваться технологии по уменьшению выброса парниковых газов в атмосферу.

Большое развитие получит энергетика с использованием возобновляемых источников энергии, это приведёт к запуску новых стартапов. Они будут менять имеющиеся производственные процессы, связанные с транспортом, с жизнеобеспечением городов, чтобы тратилось меньше «грязной» энергии, для получения которой люди вынуждены сжигать ископаемое топливо.

Также большую роль в «оптимистичном» сценарии сыграют биотехнологии и небиологические технологии. Они будут решать проблему обеспечения людей белковым продуктом, которая возникнет из-за сокращения выброса парниковых газов от стад животных. Биотехнологии охватят сельское хозяйство: от синтетической пищи до технологий переработки растительных продуктов для получения искусственного мяса.

Какой именно сценарий ожидает планету, будет понятно через 10-15 лет, и, по словам Себранта, «как всегда, в жизни окажется, что реализуется нечто среднее», когда потепление остановить не получится, но и катастрофическими темпами оно не наступит.

«Чистая электрификация»

Тема экологии, по мнению Себранта, всё равно развивалась бы вне зависимости от изменений климата. Под электрификацией учёный понимает процесс производства электроэнергии без использования невозобновляемых источников энергии и выделения вредных для планеты веществ.

Это «чистая электрификация», при которой двигатели внутреннего сгорания исчезают как класс, они просто переходят на хороший водород. Это история, при которой в промышленности и других местах, где так или иначе используется сжигание чего-нибудь, на смену приходит электричество из каких-то экологически чистых источников.

Эта история, которая тоже будет происходить гораздо быстрее за счет административного влияния со стороны государств, огромных финансовых влияний как со стороны государств, так и различных фондов, которые будут понимать, что это хорошее направление, которое будет иметь хорошие шансы на быстрый возврат вложенных денег.

Андрей Себрант

Себрант считает, что процесс замещения сжигания топлива будет ускоряться и «подгоняться всеми возможными плётками». Он полагает, что примерно к 2035 году владелец автомобиля с бензиновым или дизельным двигателем не сможет его продать из-за изменений экологических условий на рынке.

В 2020 году будет заметным влияние новых правил и законов о «чистом» электричестве, а облик начнёт менять всё: от мопедов до ТЭЦ. Это скажется на цепи поставок сырья, на структуре электросетей и любых других точках, где могут «развернуться технологии».

На этом пути будут и потери, которые будут потряхивать экономику. Энергетика — это инфраструктурные проекты, вложения в которые окупаются очень медленно, и есть шансы, что что-то не успеет окупиться.

Андрей Себрант

Фрагментация информационных платформ по геополитическому признаку

По мнению Себранта в 2020 году появится больше случаев, когда глобальные ИТ-корпорации не смогут соблюдать нейтралитет и будут законодательно ограничены.

Он привёл в пример Китай, который «оставили без [магазина приложений для] Android и вынудили создавать изолированную от остального мира мобильную платформу», готовность России «отрубиться от глобального интернета и автономно функционировать в случае сильных политических, экономических и других потрясений» и США, которые ограничивают импорт телеком-оборудования.

Например, правительство вполне себе демократической европейской страны Испании потребовало удалить все приложения, которые так или иначе относятся к сепаратистам Каталонии.

А GitHub, который как бы олицетворял открытый для всех код и глобальное сообщество программистов, подчиняется Microsoft, а та подчиняется американской администрации, потому что расположен в США. И поэтому когда правительство Испании поговорило и с американским правительством, и с Microsoft, которой хочется работать в Европе — всё, GitHub подчинился и не просто закрыл приложение, а удалил хранившийся код.

Идеи, что корпорации могут слушать свои правительства, а сообщество программистов остаётся открытым и глобальным, больше нет. Поэтому GitHub — это очень хороший пример того, что нас ждёт в большем объеме.

Андрей Себрант

По словам Себранта, «опыт Facebook напугал многих политиков, а история с Huawei напугала многих людей, делающих “железо” и теперь понятно, что у властей есть средства давления на компании, находящиеся в их юрисдикции».

В этот момент начинаются санкции, отказы от закупок, различные подходы к размещаемой информации, много всего. Поэтому даже глобальные платформы, например, Facebook, очень хорошо показывают: они глобальные игроки, в первую очередь, исходя из своих экономических интересов, стараются всегда быть максимально гибкими и подстраиваться под требования местного законодательства, но не могут, как не может Google выйти в Китай.

Потому что, если Google выйдет в Китай, подстраиваясь под китайские требования к цензуре, то ему это не простят и не позволят в Америке. И в этот момент — всё.

Со своим американским набором правил ты не можешь выйти в Китай, а попытавшись адаптироваться, вызовешь такую бурю негодования в стране, где сосредоточены все производственные мощности, окажется, что дешевле отказаться даже от очень перспективного рынка.

Андрей Себрант

Даже если компания называет себя глобальной и оперирует на мировых рынках, она может столкнуться с условиями от властей страны, где находится штаб-квартира компании, в которой живут владельцы или, по крайней мере, большинство акционеров, заключает учёный.

При этом по-настоящему глобальным окажется только darkweb, в котором, по крайней мере, на первый взгляд, нет регуляторов, считает Себрант.

Ситуация, при которой глобализация уходит в подполье, мне лично очень неприятна. Но, похоже, нам светит в ближайшее время только она. И похоже, что гайки в области фрагментации всего по геополитическому признаку в открытом пространстве технологий и информации будут закручиваться сильнее и везде, не только в «недостаточно демократических» странах.

Андрей Себрант

Государственные криптовалюты

Активность в области негосударственных валют в 2019 году подстегнёт интерес государств, заявляет Себрант. Он считает, что в следующем году темой многих новостей станут государственные управляемые криптовалюты, встраиваемые в существующие финансовые системы.

Думаю, что в следующем году мы увидим истории о криптовалютах с господдержкой. Может быть пока ещё в рамках экспериментов или точечных проектов.

Государству важна не технологическая подложка. Сама по себе технология блокчейна не вызывает отторжения у государства — им важно, чтобы транзакции были отслеживаемыми. Для них важно, чтобы валюту нельзя было эмитировать без участия государства и 100% контроля государства за этим процессом.

Если эти условия выполнены, то дальше с этой технологической подложкой можно делать много чего. И понятно, что современные банки, как раз страдающие от того, что они как-то немного сбоку от всего этого информационно-технологического прогресса оказались, будут страшно довольны, если получат «полянку, на которой смогут играться» с новой технологией и вокруг неё строить новые продукты.

Андрей Себрант

Сети 5G

Про 5G сейчас много говорят и пишут, но, по словам Себранта, «это либо теория или очень локальные эксперименты». В следующем году появятся большие зоны охвата, и заметное количество потребительских устройств, причем не обязательно смартфонов.

Прелесть 5G в том, что достаточно большое количество объектов интернета вещей должны оказаться подключены по воздуху к очень высокоскоростной сети. А это может многое изменить, причем не только для потребителей, но и в промышленном применении.

Правда, я здесь ожидаю некоторых проблем и задержек в России, потому что остается нерешенной проблема со спектром частот, а если начать работать в не той части спектра, которая будет принята в большинстве государств, которые определяют техническое развитие 5G, то это будет ещё один кусочек фрагментации.

Если с 4G-телефоном сейчас можно приехать в любую страну и везде работать, то с 5G может оказаться, что в зависимости от того, с каким диапазоном частот мы будем работать, в России могут оказаться разные поставщики, партнеры, возможности использовать устройства различных производителей.

Андрей Себрант

Развитие 5G также подстегнет развитие облачных услуг: компаниям и пользователям станет понятнее, какие новые сервисы действительно востребованы и где можно всё «убрать в облако». При этом новые устройства будут «дисплеем с консолью управления, подсоединенные к суперкомпьютеру с быстрым и широким видеоканалом, который отдаёт всё, что угодно».

Частный случай развития устройств с 5G — интеллектуальные роботы, выпуск которых пока невозможен из-за слишком медленных каналов передачи данных. Но сети нового поколения могут помочь создать робота с «мозгами в облаке» и нулевыми задержками для обработки информации и управления движениями.

Также 5G-сети по тем же причинам могут положительно сказаться на развитии устройств виртуальной реальности, которые будут представлять собой дисплей, подключенный к мощному облаку.

Беспилотники

По мнению Себранта, в следующем году можно ожидать «множество разных инцидентов с беспилотниками», которые позволят создать законодательную базу на основе судебных прецедентов и стать определяющим параметром их дальнейшего развития.

Для того, чтобы сложилась законодательная база вокруг беспилотного транспорта, требуется большое число судебных прецедентов, когда происходят какие-то ДТП. И какой-то массовый вывод многими компаниями и во многих странах транспорта на публичных дорогах, городские магистрали и другие места вне полигонов приведет к тому, что количество ДТП с участием беспилотников вырастет — и это хорошо.

Это создаст фундамент из уже состоявшихся процессов, ту самую судебную практику, на основании которой как-то будет выстраиваться законодательство.

Понятно, что придется его подстраивать, но никто из серьезных законодателей не может адекватно подстроить существующую базу под непредсказуемое будущее. Когда будет понятно, что происходит на практике — я думаю, что законодательная база, регулирующая беспилотный транспорт, начнет формироваться на основе реальных, иногда тяжелых происшествий. И это подстегнет вывод этого транспорта в массовую эксплуатацию.

С одной стороны это, конечно, плохо, что мы можем ожидать множество разных инцидентов с беспилотниками в 2020 году, но с другой стороны хорошо, так как именно это обеспечит ещё через несколько лет возможность их легального и максимально безопасного и по-настоящему массового использования в самых разных местах.

Андрей Себрант

Космический транспорт

В 2020 году по мнению Себранта роль частных компаний в разработке и эксплуатации космических кораблей будет «очень ярко проявляться» — они продемонстрируют, что именно частные, а не государственные компании определят будущее космической индустрии и освоения космоса.

Частные истории всегда работают быстрее государственных, и мы увидим новый всплеск уже не на уровне проектов и обещаний, а на уровне реально запускаемых космических аппаратов.

Понятно, что они все сотрудничают с государственными агентствами, но мы уже сейчас видим, что то, что происходит с ближним космосом, в Америке, например, определяется не только NASA. Да и у нас тоже появляются различные проекты, например, связанные со спутниками.

Андрей Себрант

Также развитие получат стартапы по запуску спутников, которые начинают использовать космос как ещё одну площадку для развития своего бизнеса.

Политики и активисты постараются ослабить власть технологических компаний

По мнению Себранта, в 2020 году продолжит развиваться протест против технологических компаний. Например, это будет заметно в области фармацевтики и биотеха — из-за слишком сильного влияния этих технологий на жизнь и поведение общества, с чем «не готовы мириться традиционные общественные институты».

По его словам, «субъекты права настаивают на замедлении роста и власти компаний», что приведет к «множеству историй не только про этику, но и про то, что это опасно для общества, не обговаривая факт, что новые силы всегда несут опасность для общества».

Себрант приводит в пример развитие автомобильной индустрии, во время которого во второй половине 19-го века в США и Англии был принят «закон красных флагов». Он ограничивал движение автомобиля быстрее человека — перед автомобилем должен был идти человек с красным флагом и предупреждать, что за ним едет машина. Законы отменили, так как потенциал автомобиля победил старые уклады общества.

Понятно, что всё развитие человечества было основано на том, что старое общество, уклад и общественные институты в какой-то момент с появлением новых технологий или научных открытий вдруг оказываются не вполне адекватны и приходится их менять.

Совершенно не факт, что существующий в любой стране общественный уклад является «тем самым» финальным, к которому потом придет всё человечество, а дальше ничего не будет развиваться и не создаваться ничего нового. Это очень странное положение, которое не из чего не следует.

Вроде как если развиваются технологии, то под них как-то придется подстраиваться и обществу, и если уж не социальному строю в целом, то по крайней мере общественным институтам, которые слишком сильно опираются на то, что дает технологический уровень общество, какие специальности и какие люди в этом обществе востребованы.

Поэтому когда меняется спектр специальностей и спектр технологических возможностей, вроде как должны меняться общественные институты. Не знаю, что у них получится — пока они изо всех сил стараются не дать измениться и требуют замедления всего, включая рост потребления. Причем они начинают ссылаться на климат, на рост энергопотребления, предлагают не гнаться за эффективностью или объемом потребления.

Андрей Себрант

По словам Себранта, любые законы, которые пытаются ограничить и затормозить развитие новой массовой технологии, продержатся недолго. По его мнению, они могут быть необходимы, чтобы не возникало массовых бунтов и неконтролируемого властями неприятия технологии со стороны граждан, и могут помочь подстроить законодательство.

Как это было с автомобилями: появились правила дорожного движения, разметка, возникла стандартизация.

Человечество умеет адаптироваться к очень кардинально меняющим повседневную жизнь технологиям, но начальная стадия всегда про то, чтобы «они двигались не быстрее человека».

Андрей Себрант
0
67 комментариев
Написать комментарий...
Yan

1. «Чистая электрификация»??? Что?? И какую замену они предлагают? Болтовня только. Либо сжигать топливо или использовать атомную энергетику, так как рост потребление электричества будет с переход на электрические автомобили.
2. Дизель и Бензиновые машины немного не уверен, так как в регионах с суровой зимой, ничего жизнеспособного пока не видно.
3. Законодательная база с Беспилотниками странная штука. Фактически он прямо говорит, что бы им выгодней были ДТП, но фактически прецедентное право используется не везде. Например в России скорее всего законодательство пойдет, после смертельного ДТП с виновным беспилотником.

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Стоит справедливо отметить, что подавляющее большинство жителей этой планеты живет в климате, где суровые зимы - редкость.

Ответить
Развернуть ветку
64 комментария
Раскрывать всегда