{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Новая мобильность: как интернет вещей и сети 5G избавят 90% москвичей от личных автомобилей

Постоянное увеличение количества автомобилей создает всё большую нагрузку на инфраструктуру Москвы и других мегаполисов. Один из путей решения проблемы — массовое внедрение беспилотных автомобилей.

Это станет возможным благодаря развитию мобильных сетей пятого поколения (5G) и технологий интернета вещей (IoT).

Правительство Москвы уже давно и безуспешно борется с пробками на дорогах столицы. В ход идёт всё: расширение автотрасс, запреты на въезд, платная парковка, велодорожки и пропаганда общественного транспорта. Но эти локальные победы всё равно пирровы. По оценкам экспертов, количество личных автомобилей в Москве и области выросло с 5,7 млн в 2010 году до 7,7 млн в 2019-м. Ежедневно по дорогам столицы перемещается в среднем 3,6 млн машин. И в ближайшее время их число будет только расти. До 2024 года. Затем в течение десяти лет свыше 90% жителей крупных городов полностью откажутся от владения частным автотранспортом, перейдя на краткосрочный найм беспилотников в муниципальных и коммерческих службах каршеринга. А главными драйверами этих перемен станут 5G и Internet of Things (IoT).

Концепт беспилотного автомобиля от Mercedes-Benz Automobile Italia / flickr.com

С одной стороны, в развитии мобильности в мегаполисах сейчас доминируют несколько негативных трендов:

  • ухудшение транспортной доступности;
  • увеличение среднего времени, затрачиваемого на дорогу на личном автомобиле из-за многочисленных пробок;
  • большое количество аварий, в том числе и со смертельными исходами;
  • высокая загазованность воздуха и нехватка парковок

С другой стороны, среди населения крупных городов постоянно увеличивается количество приверженцев sharing economy — совместного потребления, когда приобретается временный доступ к продукту: аренда квартир, машин, велосипедов, бытовой техники и т.д. Особенно популярна такая модель у поколения, родившегося в 90-х и 2000-х годах. Спрос рождает предложение — бизнес создает для клиентов инновационные сервисы, такие как каршеринг, и готовится к внедрению новейших технологий, вроде беспилотного транспорта.

Неизбежность замены обычных пилотируемых автомобилей беспилотными — вопрос не технологий, а, скорее, психологии. Это живо напоминает конец XIX века с его дискуссиями о том, что автомобиль никогда не превзойдёт по удобству лошадь, а для его использования нет подходящей инфраструктуры. Эксперты авторынка, такие как бывший вице-президент General Motors Боб Лутц, уверены — как только число беспилотных машин в той или иной стране достигнет 20%, начнется цепная реакция, которая приведёт к полной смене парадигмы устройства автотранспортных систем, способов перемещения людей внутри города и упадку продаж автомобилей для личного пользования.

По статистике МВД за 2018 год 9 из 10 всех ДТП произошли по вине водителей из-за неоправданно рискованного поведения или нарушений ПДД. В то же время беспилотники запрограммированы на их неукоснительное соблюдение и выполнение. Как итог, на трассах для беспилотников аварийность будет стремиться к нулю, а на совместных трассах она останется на том же уровне или даже вырастет, так как водителям и системам искусственного интеллекта будет сложно предсказать взаимное поведение на дороге.

Концепт беспилотного автомобиля от BMW​ Automotive Rhythms / flickr.com

Согласно прогнозам, беспилотники окажутся крайне востребованы сервисами такси, ведь они в 2,5 раза снизят издержки на зарплату водителям, ремонт после аварий и одновременно повысят безопасность и удовлетворенность клиентов, особенно женщин. Однако для реализации внедрения беспилотного автотранспорта потребуется создание высокоскоростной, широкополосной и безотказной информационной инфраструктуры, включающей технологии 5G и IoT.

Они взаимосвязаны, так как 5G предполагает несколько ключевых нововведений: передачу данных (data transmission) со скоростью до 10 Гб/с и временем приёма-передачи (round-trip time, RTT) менее 1 миллисекунды, а также огромное число одновременно подключенных устройств. В сетях 5G заселенность соты составит свыше одного миллиона устройств. Это идеальные условия для развития IoT и постоянно подключенных беспилотников.

Несмотря на все очевидные преимущества связи 5G никто из телекоммуникационных операторов пока окончательно не определился, как на них зарабатывать. Развёртывание новых сетей требует серьёзных капитальных вложений, а возврат инвестиций за счет абонентов сотовой связи сложен, так как простой пользователь благодаря сетям 4G уже сейчас имеет всё, что необходимо для удобства. Один из выходов в сложившейся ситуации — расширение клиентской базы за счет предложения принципиально новых продуктов и сервисов. Одним из перспективных направлений является обслуживание транспортной инфраструктуры за счет подключения к сотовой сети не только абонентских устройств, вроде смартфонов, но и бортовых компьютеров беспилотных автомобилей. «ИКС Холдинг» активно инвестирует в развитие интернета вещей (IoT) и сетей связи пятого поколения 5G. Непосредственно разработками занимаются ГК «Форпост» и ГК «Криптонит».

После внедрения эффективного и доказанного безаварийного использования беспилотного автотранспорта предполагается, что новые беспилотники начнут ездить как по шоссе, так и в черте города в плотных организованных формациях-колоннах. Такой подход уже активно тестируется для грузового транспорта. Пилотный проект в Швеции показал, что движение грузовиков в «колонне» дает 5-20% сокращение потребления топлива. В структуре затрат на грузовой транспорт примерно 70% составляют затраты на топливо и зарплату водителей. Таким образом, беспилотные грузовики позволят сократить обе эти расходные статьи.

Беспилотные грузовики Tesla Semi Korbitr / wikipedia.org

Кроме того, в теории такая организация движения позволит достигать средней скорости пассажирского транспорта в 200 км/ч при полной безопасности пассажиров и пешеходов. Координация и управление движением беспилотников будет осуществляться посредством датчиков как на самих машинах (Протоколы V2V), так и в придорожной инфраструктуре (Протоколы V2X). Обмен данными на высокой скорости обеспечит сеть 5G с частотой от 27 до 36 ГГц внутри локальных пикосот (площадью не более 200 метров).

При движении беспилотников в колонне связь 5G станет незаменимой. Она позволит ведущей машине колонны передавать соседним автомобилям высокодетализованную лидарную (от LIDAR — Light Identification Detection and Ranging) и радарную картину дороги впереди. Без 5G будет очень трудно поддерживать безопасную стабильную дистанцию между каждой машиной в такой формации.

В конце XIX столетия человечество и подумать не могло о массовом пользовании личными автомобилями, однако спустя несколько десятков лет это произошло. Смена парадигмы и повсеместное проникновение беспилотных автомобилей вполне могут привести к сценарию, сейчас звучащему как фантастика — дороги превратятся в квазитоннели с дублёрами для въезда-выезда и посадки пассажиров (чем-то напоминающие паддоки в Формуле-1), а также промежуточными станциями-хабами с хранилищами беспилотных машин.

На смену личного автотранспорта в Москве и других мегаполисах придет беспилотный автомобиль, появится система — нечто среднее между службой такси и каршерингом для краткосрочного найма беспилотников со скоростью перемещения и удобством для пассажиров, превосходящим использование альтернативных видов транспорта, — и всё это благодаря внедрению 5G и IoT.

Игорь Верховский,

ведущий аналитик компании «ИКС Холдинг»

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Aleks Zotov
На смену личного автотранспорта в Москве и других мегаполисах придет беспилотный автомобиль.

В Москве даже метро автоматизировать не могут, а вы о беспилотниках заливаете.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Тымцив

В метро уже анонсировали беспилотные поезда

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

В статье ни слова о планировании борьбы с социальной антиинженерией, которая после первых десятков смертельных аварий поставит эти технологии на длительный прикол (в смысле, СТОП).
Могу с ходу накидать будущих проблем/задач по их решению:
- 5G хакерство;
- вандализм (внимательно изучаем его статистику применительно к каршерингу в Москве и до кучи к прокатам велосипедов в Париже);
- суицидники; полагаю, сейчас многие из них "стесняются" подставлять живых  водителей/машинистов метро;
- типично росийский/международный криминал: одно дело для ограбления (банка или чего-то другого сладкого) или похищения человека нанять такси с водителем, другое дело - беспилотник, хоть и с многофакторной авторизацией;
- человеческий фактор в автосервисе (изучаем историю Боингов, зарядных устройств к мобильникам и краж денег кассирами в банках);
- оставшиеся "мамонты" = пьяные водятлы, пытающиеся встроиться в колонну беспилотников с целью/без цели спрятаться от ГИБДД ...

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Badaev

Несколько странный у вас список проблем, на мой взгляд. 

- Что это за 5G хакерство и почему оно должно появится? А есть сейчас 3G и 4G хакерство и как оно ставит какие-либо технологии "на прикол"?

 - Вандализм, ну это такое. Внимательно изучаем статистику вандализма применительно к, допустим, лифтам в многоквартирных домах и недоумеваем почему же это они до сих пор ездят, а не поставлены "на длительный прикол (в смысле, СТОП)". 

 - О том, что от суицида удерживает "стеснение" это очень сомнительно. Самые распространенные формы самоубийств вообще не включают в себя взаимодействие с другими людьми и совершаются в одиночестве. Выпить яду или спрыгнуть с высоты. Повесится. Вены вскрыть. Этим технологиям уже тысячи лет. 

 - Нанимать беспилотник для ограбления банка, серьезно?! Зачем, ведь он же кому-то принадлежит и владелец (а может и полиция) сможет его дистанционно остановить/заглушить. Беспилотник разве будет петлять по дворам уходя от погони?

 - Человеческий фактор в автосервисе как связан с беспилотниками? Cейчас его нет вообще и он только при появлении беспилотников появится?

- Взаимодействие водителей-людей с беспилотниками в "переходном" периоде - да, тут точно будут проблемы. Но эти проблемы решаемые, в том числе и административно.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Спасибо за оценку "списка", коллега.
Но по комментарию Вашему, пройдусь, для донесения своего понимания и своей позиции.
Про 5G - наверное, совсем я не точен, для краткости так выразившись. Просто, полагаю, что как и сейчас есть хакеры (Вы не возразите?), так и будут, но за счет возросших скоростей и/или объемов данных - появятся новые возможности для вредителей.
Про лифты: если везет Вам и вашим соседям - не значит, что с лифтами всё ОК. И кроме того, добавьте сюда психологии:
- зацеперов (их меньше в лифтах, чем на крышах электричек, и я содрогаюсь в предчувствии таковых на крышах колонн беспилотных грузовиков);
- любителей впихнуть невпихуемое; в нашем доме, в новом лифте, исцарапаны-вОгнуты почти все стены грузового лифта;
- угонщиков: здесь Вы правы, я мало слышал об угонах лифтов.

Я не писал про "Самые распространенные формы самоубийств"; этот пассаж вообще не в тему. Я больше про любителей взаимодействовать именно с транспортом: не на пустом же месте Л.Толстой отправил А.Каренину на рельсы? И не от суицида удерживает стеснительность (зачем передергивать?), а от околотранспортной формы реализации суицида (А.Карениной, как явной наркоманке, было на машиниста плевать).

 Нанимать беспилотник для ограбления банка, серьезно?! Зачем? - для ограбления банка. 
Сразу виден ваш малый опыт в этом деле. Про свой умолчу из скромности)))

- человеческий фактор в автосервисе (изучаем историю Боингов, зарядных устройств к мобильникам и краж денег кассирами в банках); - вынужден повторить мысль при вашем очевидном уходе от её анализа.

СПРАВКА: только мы с сыном за последние пару месяцев, на Опеле и на Камри (не самые убогие машины) предотвратили, как квалифицированные водители, серьезные ДТП, причины которых - в низкой квалификации/невнимательности автостервятников; в моем случае - в прямом смысле, по запаху фрикционной накладки робота.

"эти проблемы решаемые, в том числе и административно." - вот это правда. Я и пишу, что (обо всем этом) пора начинать думать, поскольку за последние 200 лет скорость передачи информации возросла в миллионы раз, а скорость принятия решений, например, административных - в полтора раза.

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Кузнецов

Все эти проблемы наверняка возникнут. Хотя главный вопрос как раз не в социальных последствиях, а в безопасности IoT и беспроводной связи. Но по большому счёту, все перечисленные вами потенциальные проблемы возникали при внедрении любой транспортной технологии, хотя бы тех же железных дорог. Даже вроде маньяк был, который поезда под откосы пускал. А уж про ограбления почтовых поездов и речи нет.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

При всём уважении, Вы не вчитались/не вникли. 

Есть принципиальная разница между поездом с командой (машинист, помощник, кочегар, начальник, проводники) и колонной беспилотников.
Контроль со стороны команды - против социальной антиинжинерии - вполне её нейтрализует.

Массовые беспилотники - это что-то вроде системы "Мертвая рука" для гражданской жизни. И граждане против этой "Мёртвой руки", движущейся по дорогам общего пользования, могут оказаться беззащитными.

Ответить
Развернуть ветку
ИКС Холдинг
Автор

Ребята, сорри за повторную публикацию. Это всё из-за криворукости публикатора, не судите строго.

Ответить
Развернуть ветку
art k

думаю первой ласточкой будет беспилотный каршеринг. пустые машину будут сами подъезжать к точке бронирования. это решит и вопрос неравномерного распределения каршеринга, который сейчас существует, и саму беспилотную езду. если в машине нет водителя или пассажира, то машина может спокойно, не торопясь, перемещаться по городу

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Кузнецов

Да, каршеринги и такси в специальных зонах, как в Сколково действовало.

Ответить
Развернуть ветку
Богдан В.

Мнда... шеренги ящиков на колесах в мегаполисах (а их дизайн будет исключительно утилитарным по понятным причинам) - страшный сон из "Я робот" с У.Смитом.
И проблем с ними будет много больше, чем с личным не-беспилотным авто.

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Кузнецов

По сути, развитие беспилотного транспорта пока единственный реальный способ заработать на развёртывании инфраструктуры 5G.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда