GenerationS

#20вопросов Роману Кошелеву, руководителю корпоративного акселератора РЖД

В 2021 году компания РЖД запустила третью корпоративную акселерационную программу. Второй год подряд партнером выступает GenerationS, платформа по развитию корпоративных инноваций. В этом году акселератор решил сосредоточиться на поиске решений для транспортно-логистического блока холдинга РЖД.

В конце сентября прошла серия питч-сессий, где представители функциональных подразделений отобрали стартапы для дальнейшего участия в акселераторе.

Мы решили поговорить с Романом Кошелевым, руководителем корпоративного акселератора РЖД, о том, зачем компании инновационные технологии, собирается ли она инвестировать в проекты, и насколько "инновационная среда" внутри РЖД располагает к внедрению инновационных решений.

Роман Кошелев
Руководитель корпоративного акселератора РЖД

Зачем РЖД свой акселератор?

В 2018 году в холдинге РЖД была создана экосистема открытых инноваций. Корпоративный акселератор – один из элементов этой экосистемы.

Решение создать собственный акселератор было принято после изучения деятельности международных компаний в данном направлении и крупных отечественных компаний, имеющих опыт проведения корпоративных акселерационных программ.

Есть единое окно инноваций в РЖД и Акселератор – они выполняют разные функции?

В единое окно инноваций могут поступать предложения любого уровня технологической готовности. Акселератор работает с проектами, которые соответствуют технологическому фокусу проводимой акселерационной программы – от стадии MVP. Также важным моментом является то, что подать заявку в акселератор можно только в обозначенные сроки. На данный момент мы проводим одну программу в год. В этом году, как и в прошлом, нашим партнером стала платформа по развитию корпоративных инноваций GenerationS.

А зачем сразу два «инструмента»?

На самом деле, в центре инновационного развития РЖД имеется более двух инструментов для работы как с внешними, так и внутренними инновациями:

  • Единое окно инноваций – это единая точка входа всех инновационных предложений;
  • Открытые запросы – целевой поиск готовых решений по запросу бизнес-заказчика;
  • Корпоративный акселератор – целевой поиск решений по направлениям с целью быстрой проверки гипотез о применимости решений на железнодорожном транспорте;
  • PRO.Движение – краудсорсинговая платформа для сбора идей;
  • Региональные инновационные площадки – точки взаимодействия с региональной инновационной инфраструктурой;
  • Конкурс «Новое звено» – работа с активными работниками, выявление внутренних лидеров.

Это позволяет транслировать на рынок запросы на инновации от бизнес-заказчиков Компании, вовлекать широкий спектр инновационных решений и проектных команд различной стадии зрелости в экосистему, тестировать различные подходы в работе с инновациями.

А как общаетесь с региональной инфраструктурой?

В РЖД создана сеть из 16 региональных инновационных площадок, которые организуют поиск и пилотирование проектов и команд по всей стране. Данные региональные центры являются точками взаимодействия со стартапами, ВУЗами, научно-промышленными предприятиями, региональными органами власти и институтами развития. Команда Акселератора активно общается с региональными площадками, как в ходе проведения акселерационных программ, так и при организации пилотирования стартапов. Это отличная возможность для стартапов представить свое решение, быстро получить обратную связь от бизнес-заказчика и провести пилот «рядом с домом». Причем стартап после успешного пилота получает возможность масштабироваться по всей сети железных дорог.

Сколько человек в команде акселератора?

В акселераторе 6 человек. Это та команда людей, которые обеспечивают организацию акселерационной программы и взаимодействие стартапов с бизнес-заказчиками, являются проводниками инноваций в РЖД. Каждая программа не обходится без партнеров-организаторов, так GenerationS обеспечивает скаутинг, бизнес-экспертизу и отбор стартапов, поступающих в воронку, поскольку обладает широким спектром каналов поиска и большим пулом инфраструктурных партнеров.

А почему выбрали такой тип партнерства?

Партнеры-организаторы помогают осуществлять скаутинг, бизнес-экспертизу и отбор стартапов, так как это является одной из сильных компетенций, они обладают широким спектром каналов поиска и большой базой стартапов под любой запрос компании.

Насколько в РЖД развита инновационная культура?

Культура инноваций в Компании постоянно совершенствуется.

Например, в перечень компетенций работников входит «инновативность» – открытость новому, цифровые навыки, предложение новаторских идей и формирование среды, способствующей инновационному развитию подразделения и Компании. Эти компетенции регулярно развиваются в рамках программ корпоративного университета, как пример программа «Создание инновационной среды в организации». Что касается университета, то он в этом году занял первое место на престижном конкурсе GCCU Awards.

В рамках целевой программы «Молодежь ОАО «РЖД» с 2008 года в компании ежегодно реализуется молодежный конкурс проектов «Новое звено». Целью конкурса является развитие инженерно-технической мысли у молодых сотрудников ОАО «РЖД», дочерних и зависимых обществ, повышение инициативности в работе. Кроме того, результаты, полученные в ходе реализации проектов конкурса, используются как основа для выполнения комплексных работ, направленных на повышение эффективности производственного блока ОАО «РЖД».

РЖД можно назвать «startup friendly»?

Безусловно. Команды стартапов – как и любые активные и мотивированные люди «заряжают» своим энтузиазмом и специалистов, и руководителей.

Акселератор в этом смысле стал идеальной площадкой для прямого общения между руководителями бизнес-заказчиков и командами стартапов.

Ситуация с короновирусом внесла свои коррективы и сейчас встречи перешли в онлайн. Но благодаря этому расширилась география работы со стартап-проектами.

Большая часть проектов сейчас на этапе пилотирования решений, мы ожидаем, что многие из них успешно пройдут этот этап и перейдут в масштабирование.

Сотрудники должны знать, что происходит в компании по части инноваций?

Определенно должны, это позволяет сотрудникам включаться в процесс, проявлять инициативу по внедрению проектов. Сотрудники заинтересованы в нововведениях напрямую, так как это влияет на их производительность труда. Мы активно включаем сотрудников в рассмотрение внешних стартапов, в работу над своими внутренними проектами, мотивируем материально и нематериально за участие во внедрении проектов. Мы проводим семинары, рассылаем дайджесты новостей о деятельности акселератора, приглашаем на наши мероприятия.

В компании имеется механизм поощрения сотрудников за работу с инновациями и их внедрение в процентах от полученного эффекта от внедрения.

Почему запустили внешний акселератор?

Во-первых, нам нужно было совместить специфику железнодорожного транспорта, масштабную отраслевую экспертизу и компетенции по проведению акселерационных программ. Поэтому выбор пал на привлечение внешнего партнера, но при этом центр компетенции был создан внутри компании, на базе научного отраслевого института.

Вторая задача состояла в том, чтобы сделать механизм интеграции внешних решений в бизнес-процессы компании. Поэтому акселератор запущен с целью быстрого пилотирования решений, стартапы проходят, так называемый fast track, который позволяет за полгода отобрать релевантные проекты, найти функционального заказчика, определить его потребность, а за следующие полгода проверить гипотезы в целях РЖД, и в случае успеха перейти к масштабированию.

А как выбирали партнеров?

Партнеров приглашаем в зависимости от направления акселерационной программы. В этом году у нас направление «Логистика», поэтому партнерами стали компании транспортно-логистической отрасли, такие как Почта России, Трансконтейнер, Первая грузовая компания, DPD в России, Трансмашхолдинг, Газпромтранс, Fesco, Новотранс, ПЭК, Северсталь, Кировский завод.

Важным критерием успешного партнерства также является высокий уровень развития системы работы с инновациями, например, наличие у компании партнера подразделения по работе с инновациями. В таком случае партнерство складывается наиболее плодотворным. Мы также пригласили к партнерству венчурные фонды: Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере г. Москвы (Moscow Seed Fund), Kirov Ventures (корпоративный венчурный фонд ПАО «Кировский завод»), Фонд «Новая индустрия», Kama Flow и ЗАО «Лидер».

Взаимодействие с партнерами в рамках акселерационной программы позволяет внедрять инновации не только в одной компании, а сразу в отрасли. Также благодаря экспертам со стороны партнеров мы проводим всестороннюю оценку проектов из различных областей транспортно-логистической отрасли.

На следующий год также планируете?

В следующем году акселератор планирует продолжить работу со стартапами и партнерами, а также развивать работу с внутренними инновациями Компании. Направление следующей программы определяется исходя из потребностей функциональных заказчиков и подразделений, готовых активно работать со стартапами.

Как оцениваете, какие направления «провисают» и наиболее нуждаются в инновациях?

Учитывая, что в компании реализуется широкий круг инструментов работы с инновациями, говорить о «провисании» не совсем верно. Проводится постоянный мониторинг потребностей функциональных заказчиков и поиск под них инновационных решений.

Инвестируете в стартапы?

На данный момент в Компании нет венчурного фонда, который мог бы стать одним из инструментов для инвестиционной деятельности. В РЖД функционирует программа поддержки инноваций (ППИ), предусматривающая финансирование стартапов по результатам испытаний.

Успешные кейсы масштабирования технологии уже есть?

У нас есть кейс масштабирования проекта по распознаванию лиц O.Vision, по всей сети РЖД установлено уже более 100 устройств. Устройство позволяет обеспечить организацию пропускного режима в административное здание работников РЖД и посетителей, а также учета нахождения их в здании. Команда стартап-проекта быстро отреагировала на сложившуюся в 2020 году ситуацию оборудовало устройство датчиками замера температуры тела, тем самым обеспечила бесконтактное измерение температуры работников и посетителей зданий РЖД, исключив доступ в здание людей с признаками заболевания ОРВИ, ГРИП, covid-19 (с повышенной температурой тела). Сейчас стартап проводит работу по установке своих устройств на региональных железных дорогах.

Стартап Imredi, диджитал платформа, на данный момент интегрируется в существующую систему, что позволит улучшить сервис. Предлагаемое проектом решение позволяет увеличить эффективность и мотивацию поездных бригад, а также обеспечит прозрачность управления с целью принятия управленческих решений, связанных с премированием и дополнительным обучением персонала Дирекции скоростного сообщения.

Большая часть проектов сейчас на этапе пилотирования решений, мы ожидаем, что многие из них успешно пройдут этот этап и перейдут в масштабирование.

Успех инноваций измеряется в…

Если говорить про метрики, то наша компания не стала исключением и как для большинства крупных корпораций первые несколько лет – это воронка проектов и пайплайн. Начиная с этого года, мы оцениваем уже полученные эффекты. Конечно, есть и специфика, для ритейла или банков time-to-market значительно короче, поэтому и к экономическим метрикам они переходят быстрее.

Если говорить про факторы, которые приводят к успеху, то это, конечно же, активная заинтересованность первых лиц компании, а также вовлеченность работников на всех уровнях.

Какие сложности есть при работе со стартапами?

Основной и, пожалуй, самой сложной и важной задачей является обеспечение согласованной работы функциональных заказчиков и стартапов, так как заказчики обладают очень сжатыми временными ресурсами, поэтому стартапам необходимо быть достаточно гибкими и быстро адаптироваться к запросам компании.

Как вы понимаете, что нашли «ту самую» технологию?

У нас есть ряд входных критериев, которым должен соответствовать стартап для попадания в акселерационную программу, это соответствие технологическому фокусу, наличие минимально жизнеспособного продукта (MVP) и наличие юридического лица или готовность его создать ближайшее время. Если технология «та самая» ее пилотирование и внедрение ускоряется, об этом свидетельствует вовлеченность функциональных заказчиков и партнеров.

Бизнес-линии (их еще называют функциональные заказчики) активно участвуют в работе, ведь запрос исходит от них в первую очередь?

Работа с функциональными заказчиками является одной из основных задач акселератора, так как вовлеченность заказчиков и их активная работа напрямую связаны с эффективностью работы акселератора, позволяет стартапу чувствовать поддержку и заинтересованность в положительном результате в процессе пилотирования, что в свою очередь, позволяет внедрять решение в кротчайшие сроки. Бизнес-заказчики принимают участие в акселерационной программе с самого ее начала и до завершения: они направляют свои запросы на инновации, из которых формируется технологический фокус программы, выступают экспертами, дают свои заключения по проектам, входят в состав жюри на всех этапах отбора проектов. По итогам программы именно они являются заказчиками, с которыми стартапы проводят пилот.

Как в целом оцениваете потенциал стартапов в транспортной отрасли?

Транспортная отрасль в целом, да и железнодорожная отрасль в частности – это богатейшая «нива» для стартапов. Во-первых, в отрасли есть возможности создания новых продуктов, потребности клиентов быстро меняются. А значит, это возможности для постоянной генерации ценности бизнес-заказчиков и их для клиентов.

Во-вторых, большой объем сложных повторяемых бизнес-процессов – это широкие возможности для оптимизации, и это тоже ценность для бизнес-заказчика, которую стартап может ему принести.

Но нужно понимать, во-первых, железнодорожная отрасль содержит в себе много направлений сразу: перевозки, логистика, управление.

И, в-третьих, период выхода на рынок в железнодорожной отрасли будет дольше. В том числе из-за времени допуска на инфраструктуру, который напрямую связан безопасностью пассажиров и грузового движения.

Следите за новостями акселератора РЖД по ссылке. Демо-день состоится в декабре. За подробностями к нам на страницу или в телеграм-канал.

0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
Пользователи пожаловались на недоступность платформы для продажи хендмейд-товаров Etsy Статьи редакции

Они предположили, что Etsy могли заблокировать из-за решения суда, который признал запрещённой одну его страницу.

Крупнейшие сделки среди ТОП-5 стартапов в FinTech отрасли за ноябрь. Тренды, которые ждут нас в 2022

Самая детальная аналитическая подборка наиболее крупных сделок среди стартапов разных индустрий — эксклюзивно только для читателей Venture Club.

Разговор PRO: аналитика рекламы

Эксперты компании Registratura, входящей в iConText Group, вместе со своим клиентом «Олант» приняли участие в спецпроекте AdIndex.ru, где поговорили о рекламной аналитике.
Сергей Ерофеев, генеральный директор Registratura, Андрей Сахаров, руководитель отдела продаж Registratura, и Филипп Иванов, директор по интернет-маркетингу и e-commerce «Олант»…

Фото: Курьер Delivery Club из Рыбинска в ретро-форме Статьи редакции

Сотруднику выдали шинель и фуражку, а рюкзак поменяли на ящик с кожаными ремешками.

Зимний набор на оплачиваемую стажировку в Тинькофф Старт: какие задачи решают стажеры

Стажировка пройдет по направлениям: аналитика, QA, бэкенд-разработка (Java, C++, Python, Scala, .Net, Golang), фронтенд, мобильная разработка (iOS и Android), ML, маркетинг и менеджмент образовательных проектов.

Как обустроить домашнюю студию звукозаписи при скромном бюджете Статьи редакции

Почему сведённый трек нужно проверять на паршивой Bluetooth-колонке, какие плагины выгоднее брать новичку и с каким синтезатором работал Ханс Циммер, создавая саундтрек к «Тёмному рыцарю», — в пересказе Pitchfork.

AudioMunk
eBay: 64% покупателей не жалеют о своих покупках в Черную пятницу

Черная пятница — одно из главных событий этой недели: тысячи покупателей находятся в поиске лучших скидок. А что происходит после Черной пятницы? eBay опросил около 1000 россиян и выяснил, считают ли они выгодными покупки, совершенные во время самой большой распродажи года.

Плюшки – от робота, а преференции – для резидента

Как наладить взаимовыгодное сотрудничество на территории ОЭЗ «Технополис Москва».

Яндекс.Маркет. Отвратительный сервис

Кто и что там рассказывает про высокотехнологичную и клиентоориентированную компанию Яндекс?!?
Вместо заказанного товара, от этой компании можно получить ПОТЕРЯННЫЕ ВРЕМЯ, НЕРВЫ и ДЕНЬГИ. И допом к этому СОВЕРШЕННО РАВНОДУШНОЕ ОТНОШЕНИЕ СЛУЖБЫ ПОДДЕРЖКИ.
Сделала заказ на Яндекс.Маркет № 211201-556-9156 от 01.12.21 в 23-30. Пришло уведомление о…

null