{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Шаткая экономика, нехватка разработчиков и госконтроль: с какими проблемами могут столкнуться разработчики метавселенных

В ближайшие два года рынок метавселенных может вырасти до $800 млрд — если компании придумают, как преодолеть препятствия.

Привет! Меня зовут Максим Бабичев, я CBDO компании Green Grey.

За последние месяцы сразу несколько крупных корпораций — Meta (бывший Facebook) и Epic Games — объявили о планах построить метавселенные. Такие же заявления последовали от Niantic, Nvidia и Microsoft. Параллельно с ними новые миры разрабатывают команды энтузиастов.

В итоге тренд на метавселенные понравился фондовому рынку. И для этого есть свои предпосылки. По мнению инвестора Кейт Вуд, метавселенные — это рынок с многотриллионным потенциалом, который проникнет во все сферы жизни. Инвестиционный банк Jefferies даже сравнивает появление метавселенных с возможностями, которые подарил ранний интернет.

Однако сейчас всё, что связано со свежим взглядом на виртуальные миры, вызывает больше вопросов, чем даёт ответов.

Мы решили сформулировать основные спорные темы и порассуждать — как может быть устроена экономика метавселенных, сильно ли им угрожает нехватка полупроводников и хватит ли на рынке разработчиков, чтобы создавать новые миры.

Чем будет метавселенная — новым миром или лишь дополнением к старому?

Сама концепция метавселенной подразумевает расширение доступного человеку пространства через виртуальные миры в реальном мире. Если раньше мы были ограничены плоскими экранами, то теперь наш опыт может быть объёмным. По виртуальным пространствам можно перемещаться с легкостью, как в реальном мире. Может сложиться впечатление, что этот мир станет заменой предыдущему — настоящему.

Например, в фильме «Первому игроку приготовиться» весь мир поголовно сидит в местной метавселенной по двадцать часов в день, так как планета превратилась в большую свалку из-за энергетического кризиса и глобального потепления. Станет ли метавселенная Brave New World или ещё одной надстройкой над реальными миром?

Предположение: Метавселенная даст людям новый способ коммуникации и взаимодействия, став существенным дополнением к реальности. Она создаст новые грани мира и новые смыслы в общении людей.

Метавселенная, так или иначе, будет базироваться на реальном мире, она просто не может быть чем-то отдельно существующим. Люди также будут хотеть есть и спать. Они будут продолжать работать и общаться вживую.

Можно сравнить метавселенную и интернет — с его появлением многое изменилось. То, что раньше решалось в течение нескольких дней и недель, теперь решается за несколько минут или даже мгновенно. Раньше люди писали письма и дневники, теперь они используют видеозвонки. Развитие технологий позволит создать что-то совершенно новое.

Метавселенные ускорят и упростят развитие технологий, дав людям возможности, основанные на технологических открытиях. Это позволить углубить опыт взаимодействие с контентом и друг другом.

Хватит ли метавселенной разработчиков?

На первый взгляд кажется, что главная проблема при создании метавселенной, — это нехватка рабочих рук. Создание виртуальных миров потребует большого количества специалистов: и дизайнеров, и художников, и разработчиков, и авторов — и многих других высококвалифицированных специалистов. Откуда их брать?

Предположение: Проблема с кадрами как и везде будет актуальна для метавселенной, но справиться с этим поможет приток разработчиков из других сфер и автоматизация с помощью ИИ.

Нехватка кадров — это задача, которую предстоит решить. Впрочем, метавселенная окажется фронтиром новых технологий, вызовом для высококлассных специалистов: им наверняка будет интересно принять участие в этом проекте.

К тому же высококвалифицированные сотрудники потребуются на начальном этапе разработки — придумать архитектуру проекта, составить список требований, разработать гайдлайны и так далее. А дальнейшую работу можно разбить на менее сложные задачи, с которыми может справиться больше специалистов.

Что насчёт искусственного интеллекта? Однозначно, что он придёт на помощь разработчикам. Это будет не тот ИИ из фантастических фильмов, что себя осознаёт, а генеративные нейросети.

Существуют примеры видеоигр, где некоторая, а иногда и большая часть контента, сгенерирована. Например, в игре No Man’s Sky, сгенерирована целая галактика с планетами: алгоритмы создали поверхности планет, сооружения, персонажей и квесты, которые они выдают.

Кроме того, у Nvidia есть нейросеть GANcraft, которая рендерит реалистичные виртуальные пространства на основе блоков из Mineсraft.

Пример работы нейросети GA

Задачей разработчиков будет только отобрать подходящий для их задачи вариант контента из тысяч созданных. Конечно, нейросети надо будет тренировать и обслуживать, для этого тоже понадобятся толковые ребята, которые напишут код и всё наладят. Здесь ИИ не заменит людей.

Решение однотипных задач: споры игроков, борьба с ботами, моделирование локаций, — всё это можно отдать автоматическим системам, которые будут выдавать своё решение на основе загруженной в них информации. Разработчики и ИИ скорее будут партнёрами, чем конкурентами.

Если на рынке будет несколько метавселенных, то окажутся ли они совместимы?

Примеры в массовой культуре чаще всего показывают единую метавселенную или одну доминирующую, как в первоисточнике термина — книге Нила Стивенсона «Лавина». Будет ли так в реальном мире?

Сегодня подобные проекты создают множество команд разработчиков. Вариант того, что они все объединятся в одну единственную вселенную, кажется утопичным.

Допустим, виртуальный инфлюенсер решил выступить в игре Fortnite. Команде разработки нужно сесть и отрисовать все анимации, все взаимодействия с нуля, написать код и отработать модели в течение какого-то времени.

А завтра они договариваются, что данный персонаж выступит с концертом в таверне в Red Dead Redemption 2 или в Minecraft. Тогда весь производственный цикл повторяется вновь. Между играми нет беспрепятственного перехода ни для для игроков, ни для предметов. CEO Epic Games Тим Суини считает, что метавселенная может начаться с единого магазина приложений для всех платформ.

Предположение: В оптимистичном сценарии переход между вселенными будет бесшовным, так как будет построен на единых стандартах. Пользователь сможет переносить свой аватар из одного мира в другой без проблем. В пессимистичном — метавселенная будет состоять из множества различных миров, которые связаны друг с другом лишь опосредованно.

В самом пессимистичном варианте может сыграть аппаратная составляющая. Производители устройств, игровых консолей, например, склонны держать своих пользователей внутри экосистемы. Если такие метавселенные смогут в итоге договориться о кросс-плее, то, возможно, разница будет только в отображении контента. Может быть, определённые предметы или облики аватаров будут эксклюзивами платформ.

К сожалению, утопичный вариант предполагает, что конкурирующие между собой ИТ-гиганты именно в вопросе метавселенной решат договориться и создать единый набор стандартов, который позволить пользователям разных метавселенных взаимодействовать друг с другом.

Как сегодня есть единые стандарты и сетевые протоколы для обмена данными между устройствами: когда мне нужно позвонить на номер мобильной компании из Гонконга, то меня не волнует, какое устройство у человека в руках, как осуществляется процесс звонка. Я просто набираю номер и дозваниваюсь.

Если будут существовать общие стандарты, то с помощью разных движков можно будет создавать совместимые продукты. Это станет прорывом в разработке метавселенных, ускорит процесс совершенствования технологий и облегчит опыт использования платформ.

Тогда, например, при загрузке любой платформы пользователю будет открываться его личный хаб или комната, где хранятся его аватары и принадлежащие ему предметы из разных вселенных. Таким образом, можно будет обеспечить и беспрепятственный доступ к разным платформам с разными правилами.

Но процесс переговоров может затянуться на годы. В такой ситуации корпорациям важно иметь собственные технологии для разработки метавселенных — в октябре 2021 года компания Meta купила стартап Within, который занимался разработкой VR-видеоигр и приложений.

Как метавселенная будет взаимодействовать с государствами?

Метавселенные станут новым местом, где смогут собираться люди: общаться, организовывать закрытые и открытые сообщества, проводить время вместе.

Это делает их похожими и на игры, и на соцсети — и если на поведение игроков государства практически не обращают внимания (за исключением Китая), то за поведением пользователей соцсетей стараются приглядывать.

Предположение: Крупные корпорации будут сотрудничать с государствами для сохранения работы своих реальностей. Государства могут создать собственные метавселенные.

Скорее всего, корпорации будут сотрудничать с государствами. Любая приносящая пользователей страна помогает увеличить благосостояние — и если ведение бизнеса с учётом соблюдения местных законов оправдано экономически, то компании постараются там удержаться.

Исключение, наверное, может составить только Китай: там вначале всё запрещают, а только потом понемногу приоткрывают рынок. Естественно, что для любой корпорации рынок в полтора миллиарда потенциальных пользователей — лакомый кусочек, за который они будут бороться до конца. И если у интернет-гигантов это не вышло, то может получиться у метавселенных.

Логичный вопрос, а если метавселенные — это для всех? Что делать с командами энтузиастов, создающих свою вселенную в коворкингах или по домам. Как государство проконтролирует их? Точно так же, как и сегодня. Никто не обращает внимания на мелких игроков, пока они не станут достаточно большими.

Скорее всего, государства сами будут заинтересованы в развитии метавселенных. Возможно, они станут некоторым аналогом существующей цифровизации сегодня. Легко представить метавселенную «Госуслуги», где происходит взаимодействие с органами власти, а люди принимают общественно важные решения. Возможно, что именно через свою метавселенную государства будут проводить интеграцию своих граждан с другими платформами.

Что касается управления самими платформами, то ситуация, скорее всего, будет напоминать модерацию существующих сайтов. Нынешние соцсети модерируют команды поддержки, которым помогают нейросети, сложные алгоритмы и фильтры.

На помощь им часто приходят пользователи, которые обращают внимание на возможные нарушения. С развитием технологий контроль за контентом, который создают и распространяют пользователи, станет автоматическим.

На крупных площадках правила вряд ли как-то поменяются. В метавселенных будет запрещена вся та же жестокость и откровенность, как и сегодня. Какие-то спорные или пограничные вещи останутся на специальных платформах, просто переход туда будет гораздо проще. Все знают, что порнография много где запрещена, а в некоторых странах за неё головы рубят. Тем не менее сайты с подобным контентом стабильно остаются самыми посещаемыми в мире.

Как создать работающую экономику в новом мире?

Наверняка у метавселенных будет собственная экономика — сложно представить, что пользователи будут просто проводить там время, не пытаясь его монетизировать.

Будет ли она открыта или закрыта по отношению к «реальной» — это палка о двух концах. Если экономика останется замкнутой внутри себя, то пользователи не смогут переносить заработанные активы и конвертировать валюту из одной метавселенной в валюту другой — но разработчики смогут контролировать ситуацию без лишних затрат.

А если открытой, на основе криптовалюты, то курс токена будет зависеть только от рынка, регулировать его не получится. В этом случае возникают риски волатильности и манипуляции с курсом, которые тоже нужно как-то нивелировать: иначе пользователям будет обидно — проснуться однажды и увидеть, что все их накопления обесценились, а то и вовсе исчезли.

Предположение: У метавселенной будет открытая экономика, совмещающая технологии блокчейна и банковского сектора.

Для корпораций метавселенная — в первую очередь отличный новый рынок продажи рекламы. За счёт того, что пользователи будут проводить в этих пространствах больше времени, они смогут собирать большое количество данных о предпочтениях и давать персонализированную рекламу ещё глубже.

К примеру, вполне возможна ситуация, когда двое друзей в VR-кинотеатре будут на одних и тех же постерах видеть разную рекламу, в зависимости от их персональных предпочтений.

Но чтобы пользователи проводили больше времени, необходимо защитить их цифровые активы — и деньги, и предметы.

Возможно, что для создания экономических систем платформы будут создавать свою валюту в виде токенов. Контент-мейкеры: художники, дизайнеры и другие — будут проводить в онлайне большое количество времени, создавая цифровой контент и конвертируя заработок в настоящую валюту.

Например, в уже существующем проекте метавселенной Decentraland есть своя экономическая система, работающая на криптовалюте MANA. Её можно купить или продать на большинстве крупных криптобирж.

Но есть несколько вопросов относительно функционирования такой системы.

Первый — волатильность токенов. Их курс может колебаться в больших диапазонах в течение одного дня. Необходимо поддерживать стабильность валюты и её курс обмена на другие. Важно избежать ситуаций, когда стоимости предметов и земель меняются в мгновение из-за очередного скачка курса.

Вторая — отслеживание транзакций. Это дискуссионный вопрос. С одной стороны, в мире усиливается тренд на децентрализацию и анонимность денежных потоков.

С другой — некоторые владельцы платформ и государства на территории которых они работают, заинтересованы в том, чтобы переводы не использовались для преступных действий: мошенничества, отмыва денег и финансирования терроризма. В таком случае внутренняя валюта метавселенной должна быть легко отслеживаемой и прозрачной.

Можно предположить, что с развитием платформ и построением полноценной экономики, часть проблем будет решена рукой рынка. Для других потребуется создание организации, которая возьмёт на себя обязанности по регулированию экономик виртуальных миров и криптовалют для защиты своих интересов в экономике нового типа.

Убьёт ли нехватка полупроводников метавселенную в зародыше?

Одной из самых обсуждаемых и заметных тем 2021 года стала нехватка полупроводников, которые служат основой для микрочипов.

Сейчас чипы есть почти в каждом устройстве, даже в наушниках, — а тем более в устройствах дополненной реальности. Только из-за проблем с поставками их катастрофически не хватает.

Взять, например, игровые консоли: ритейлеры устраивают закрытые распродажи PlayStation 5, потому что производители не могут обеспечить достаточное количество устройств. Apple тем временем снижает производство iPad, перенаправляя чипы на производство iPhone, чтобы удовлетворить спрос.

Предположение: Да, ситуация кажется сложной, но нехватка микрочипов вряд ли остановит развитие метавселенной.

У проблемы с поставками чипов есть несколько разных причин. В прошлом многие производства перенесли на восток, потому что там дешевле выпускать товары.

Из-за начавшихся недавно торговых войн США и Китая под огонь попало множество индустрий, в том числе и производство микрочипов. Крупнейший китайский производитель SMIС попал под санкции США. На фоне мировой пандемии COVID-19 и закрытия границ произошло нарушение цепочек поставок, что привело к массовому дефициту необходимых комплектующих.

Если в ближайшие несколько лет пандемия закончится, а вместе с ней и проблемы с разрывом цепочек поставок — тогда чипов станет хватать всем. К тому же в ближайшие годы запустятся сразу несколько новых заводов производства чипов по всему миру, что сможет восполнить недостающий спрос.

Если всё пойдёт не лучшим образом, то сбой в цепочке поставок не восстановится ещё очень долго. Тогда нехватка гарнитур и других комплектующих замедлит развитие метавселенных на несколько лет, но маховик уже раскручен и поезд не остановить.

Развитие метавселенных преподнесёт много сюрпризов. С каждой новостью концепция метавселенных становится все осознаннее. Основные проблемы, с которыми столкнутся разработчики и пользователи уже сегодня, имеют предположительные решения.

По оценкам экспертов, рынок уже в ближайшие годы сможет стоимости в сотни миллиардов. Количество денег, которые тратят корпорации и вкладывают инвесторы в стартапы сможет ускорить пришествие метавселенных в обыденную жизнь.

Серьёзными препятствиями могут стать только нехватка комплектующих и совместимость разных платформ, но скорее всего, с развитием технологий и течением времени метавселенные придут к тому виду, в котором задумывались.

0
1 комментарий
Алексей Хорошунов

Да бабки и нужны, вот и придумывают всякую чушь.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда