{"id":6989,"title":"\u0418\u0433\u0440\u0430: \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0439\u0442\u0435 \u0431\u0430\u0448\u043d\u044e \u0438 \u0432\u044b\u0438\u0433\u0440\u0430\u0439\u0442\u0435 Xbox","url":"\/redirect?component=advertising&id=6989&url=https:\/\/tjournal.ru\/special\/combo&placeBit=1&hash=627d500a510abab1e3050cd0015144081f494f2e91684708c5c1f136eca35455","isPaidAndBannersEnabled":false}
Кейсы роста
Epic Growth

Грачик Аджамян: «фреймворк», который принес миллионы пользователей без расходов на маркетинг

Грачик Аджамян, CEO Wakie, который прошел акселерацию в Y Combinator, в своем докладе на Epic Growth Conference рассказывал, как можно кратно расти без расходов на маркетинг. Команда Epic Growth подготовила выдержки из доклада.

Анализируя опыт Wakie, мы ни разу не вкладывались в маркетинг, и тем не менее к нам постоянно приходила новая аудитория. Так произошло благодаря фреймворку, который на регулярной основе приводил нам огромное количество пользователей. И такой подход применим чуть ли не в каждом бизнесе.

Фреймворк «удивлять — реагировать»

Все началось с продукта «Будист» (от слова «будить»), идея которого заключается в том, что одна часть людей ставит будильники, а другая — звонит им с утра на мобильный и будит. Это как раз было то самое удивление, которое для нас сработало в самом начале и привело более 1 млн пользователей из России.

Далее пошли на следующий уровень — запустили уже более масштабный продукт Wakie в Америке, который привлек еще больше пользователей. Wakie — это социальный проект, благодаря которому люди могут найти себе собеседника для обсуждения любых тем.

Здесь мы также не расходовали деньги на маркетинг, а пользователи приходили сами. Как это получилось? Расскажу на примере нескольких интересных кейсов.

Название и идея

Слово «Будист» мы оставили в качестве эксперимента. Боялись, что люди могут подумать, что продукт связан с религией, и если бы так и произошло — поменяли бы название.

Аудитория отреагировала неожиданно: название понравилось, большинство людей были либо в восторге и смеялись, либо говорили, что идея очень глупая — равнодушных практически не было.

В результате только за первый год получили более тысячи публикаций в разных медиа, дали огромное количество интервью, вдобавок, сработало на отлично сарафанное радио. Этот процесс мы никак не контролировали, а просто наблюдали, как приходят новые пользователи.

Чему мы научились: пресса очень голодная.

Если вы хотите заполучить аудиторию из СМИ, просто дайте им повод о чем-то поговорить: пусть даже это нелепая вещь, о которой смешно рассказывать. Если есть чем зацепить публику, каким-то эксклюзивчиком, они обязательно об этом напишут. В дальнейшем мы не раз давали им такой повод.

Никита Джигурда

Решили мы как-то провести опрос среди аудитории: кого из звезд они хотели бы услышать на утреннем звонке? Долгое время впереди шел Иван Ургант, но в итоге с небольшим отрывом победил Никита Джигурда, возможно, из-за своего оригинального голоса.

Подумали, что это действительно смешная идея и ее нужно как-то реализовывать. Я нашел в интернете номер телефона Никиты, позвонил и предложил записать его голос, чтобы 8 марта десятки тысяч женщин и девушек услышали поздравления от самого Никиты Джигурды. Идея ему понравилась, и в скором времени мы ее запустили.

Последовало много позитивных и немного испуганных реакций от женской аудитории нашего сервиса. Опять же помогло сарафанное радио — люди ходили и рассказывали своим друзьям: «Прикинь, мне Джигурда звонил с утра».

Чему мы научились: не нужно стесняться идти к знаменитостям с интересными предложениями. Велик шанс, что ваша идея им понравится.

После этого решили идею проводить на более системной основе. Сделали совместные проекты с 20-ю российскими знаменитостями: они рассказывали своим фанатам про возможность просыпаться с голосом звезды. Получилась такая Revenue Sharing Model — звезды приводили свою аудиторию к нам, а мы ее монетизировали.

Поздрафон

Идея «Поздрафона» заключалась в следующем: в новогоднюю ночь все россияне могли звонить на некий номер и их соединяли друг с другом. Они за праздничным столом, пьяненькие, группами на громкой связи могли поздравлять друг друга с Новым годом и говорить добрые слова.

Подумали, что идея отличная, и запустили ее. За новогоднюю ночь получили более 50 тысяч звонков — это примерно на полгода нон-стоп прослушивания счастливых голосов россиян.

Выложили на сайт плеер, в котором в реальном времени можно было слушать, как группа людей поздравляет в волшебном настроении другую группу незнакомых людей. Об этом очень много говорили СМИ, «Первый канал» — была большая шумиха.

Проект сделали не сами. С этой идеей и будучи уверенными, что она сработает, пришли в «Ростелеком». Ребятам идея также понравилась и они профинансировали весь процесс. На этой хайповой акции получили кучу пользователей и даже какое-то количество денег, которые остались после вычета всех расходов на обеспечение этих звонков.

Чему мы научились: во-первых, используйте внешние события для своих кампаний (Новый год, 8 Марта и так далее). Во-вторых, ищите партнеров и предлагайте им стать частью ваших кампаний, чтобы снизить риски на осуществление идеи.

Флешмоб

Также был случай — приходит к нам пользователь, молодая девушка, и предлагает в качестве своей дипломной работы сделать флешмоб для «Будиста» — положить человека на кровать в центре Москвы, чтобы он спал с табличкой «Разбудите в 8:30». В 8:30 его кто-то будит, и там начинается флешмоб: уборщики начнут танцевать и так далее. Мы, не долго думая, согласились.

Сделали флешмоб, она выложила это видео на YouTube. Как итог — больше миллиона просмотров, куча позитива, лайки, сарафанное радио, новая аудитория и все очень довольны.

Чему мы научились: поощряйте инициативы как своих сотрудников, так и людей, пришедших извне.

Люди, которые влюблены в ваш продукт, как правило, могут иметь энергию, чтобы сделать для вас что-то крутое. А уж если это смешно и весело — смело давайте всему этому выплеск.

Этот случай — далеко не единственный, когда мы пускали инициативу людей, и она приводила нам множество пользы и аудитории.

Соревнование городов

Следующий кейс связан с нашей реакцией на происходящее в продукте. Так получилось, что «Будист» завязан на географическом положении и запускали мы его в Москве, где он начал давать какую-то активность.

Далее люди со всей России начали приходить к нам и просить, чтобы следующим запустили, например, Нижний Новгород или Астрахань. Это было какое-то соревнование.

Тогда сделали голосование за города — какой из городов больше других наберет голосов, там и запустим продукт следующим. Люди активно голосовали, звали знакомых, чтобы те также участвовали. Так «Будист» начал появляться в один за другим городах — в итоге мы запустились по всей России.

На протяжении 14 дней объем сервиса удваивался ежедневно, мы спали по 2–3 часа в день, переписывали какое-то ядро продукта — это было очень тяжелое время с точки зрения физического и психического здоровья команды. Но также это дало удивительный рост на идеях, которые принесли пользователи, а мы их уже воплотили в жизнь.

Школа обучения английскому для тайцев

Следующая история произошла с Wakie в Таиланде. У продукта никогда не было тайской аудитории, мы ничего не знали про Таиланд. И в какой-то день совсем неожиданно к нам приходит большое количество тайцев.

Как оказалось, какой-то таец у себя в Facebook с 200-ми друзьями написал, что нашел крутое приложение для изучения английского. Для справки, в Таиланде если ты знаешь английский — у тебя есть шанс работать в сфере туризма и зарабатывать деньги.

За ночь этот пост зашарили 5000 раз, к нам пришло несколько десятков тысяч тайцев изучать английский и просто завалили нам все — англоговорящая аудитория не понимала, что происходит. Тайцы хотели учить английский, но не знали его и просто тыкали наугад кнопки в приложении.

Тот самый человек по имени Christ спустя время все понял и посоветовал не учить английский с помощью нашего продукта, но было поздно — пошла истерия, пришло очень много людей.

Мы решили отреагировать на это и сделали тайскую локализацию — провели модерацию, построили алгоритмы под них.

В результате теперь у нашего продукта есть больше 3000 тайских пользователей и они учат английский. Не спрашивайте почему.

Reddit

Еще был случай с популярным американским сервисом — Reddit. Один американец однажды написал там, что нашел интересную штуку — Wakie: какой-то пьяный русский из бара будил этого бедолагу американца и кричал на него матом по-русски.

Тот практически ничего не понял, но все равно остался в восторге, так как ему удалось поговорить с кем-то русским, и добавил: «This shit is priceless». Это было феноменально.

Вряд ли мы, как маркетологи, смогли бы додуматься до идеи договориться с каким-нибудь пользователем Reddit, чтобы тот написал про нас.

Пользователь писал на правильном для этой аудитории языке — а нам надо было просто дать людям повод, платформу и свободу самовыражения. Конкретно этот пост уже за первые сутки принес нам около 50 тысяч новых пользователей из Америки. И это не единичный случай.

Арабский взрыв

В нашей ленте в какой-то момент начали появляться сотни постов на арабском языке — а значит, огромное количество арабов начали приходить в продукт, создавая невероятную активность. Как и с тайцами, сервис опять начал взрываться, только еще хуже и тяжелее.

На это нужно было быстро реагировать, так как западная аудитория видела кучу арабских символов и думала, что это террористы, которые сейчас взорвут их телефоны.

Снова надо было делать какую-то локализацию, теперь уже по арабам, и отделять их в самодостаточную среду, потому что они не говорят по-английски, но гиперактивные.

Для справки, Саудовская Аравия на сегодняшний день — страна №1 в YouTube и Twitter по engagement. Это гиперактивная аудитория с кучей денег, у которой мало развлечений в жизни, серьезная социальная изоляция и они ищут решение своих проблем в таких продуктах, как наш.

Сделали локализацию и сегментировали их в отдельную среду. В итоге арабы — стали для нас рынком №1 по выручке, влияющим на множество метрик. Сначала мы думали, что это шутка, но по факту десятки людей, с которыми я общался, искренне отвечали, что их лучшие друзья живут в Wakie. Значит, для них этот продукт действительно важен.

Заключение

В довершение хочу сказать, как важно замечать подсказки. Благодаря подсказкам своей аудитории мы практически не занимались маркетингом, а фокусировались на самом продукте — удивляли и реагировали.

Если вы посмотрите на свою аудиторию внимательно, то обязательно обнаружите подсказки, как сделать так, чтобы вашим пользователям стало комфортнее и веселее. Как правило, это приводит к интересным результатам и большому росту.

Больше про рост продуктов и growth-процессы — в Telegram-канале Epic Growth Channel.

{ "author_name": "Epic Growth", "author_type": "self", "tags": ["\u0431\u0443\u0434\u0438\u0441\u0442","wakie"], "comments": 6, "likes": 16, "favorites": 78, "is_advertisement": false, "subsite_label": "growth", "id": 107600, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 18 Feb 2020 10:55:15 +0300", "is_special": false }
0
6 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Отличный материал, спасибо! 

3

«Мы увидели, что это интересно людям, получив 1 миллион аудитории в России и...» ...мы решили уйти из России — гениально!

2

Думаю, имелось в виду, выйти за пределы России, так как увидели интерес к продукту

1

Что это дало: 300К пользователей. 
И следующая строчка: В результате теперь у нашего продукта есть больше 3000 тайских пользователей и они учат английский. Не спрашивайте почему. 

Не то что бы мне больше не к чему придраться, просто хочется узнать, где правда. Или, где редактор этой статьи

1

И знаменинитости такие за бесплатно записывали голоса для поздравлений, ну конечно. 0 на маркетинг)))

1

Круто, виральный рост это чудесно. Жаль что не повторяемо

0
Читать все 6 комментариев
«Авито» для юр. лиц просит загрузить паспортные данные физ. лица

По порядку: работаю маркетологом в компании, занимающейся монтажом видеонаблюдения, СКУД и т.д. Компания с опытом, но по местному рынку малоизвестная. Логичная мысль: разместить объявление с нашими услугами на Авито (площадка большая, известная и т.д.) и попробовать задействовать все их услуги по продвижению (посмотреть, как это все будет…

Совладелец производителя сырков «Б.Ю. Александров» потребовал через суд вернуть 85% компании Статьи редакции

Юрий Изачик передал большую часть своей доли топ-менеджерам «после заблуждения» и «в тяжёлом психическом состоянии».

7 причин выбрать для своего бизнеса ОЭЗ «Технополис Москва»

Николай Корнев, генеральный директор ООО «Концерн Гудвин (Гудвин Европа)»

«Тинькофф» запустит новое направление для выхода клиентов на маркетплейсы Статьи редакции

Направление возглавит бывший гендиректор eBay на глобальных развивающихся рынках Илья Кретов.

Илья Кретов покидает пост генерального директора eBay на глобальных развивающихся рынках

Илья Кретов покидает пост генерального директора eBay на глобальных развивающихся рынках и переходит в Тинькофф E-commerce на должность директора по электронной коммерции.

5 способов интегрировать чат-ботов в интернет-магазин и повысить вовлеченность клиентов

Друзья, если вы только планируете внедрять своих первых чат-ботов в интернет-магазин, то эта статья для вас. В ней мы рассмотрим несколько эффективных способов использования чат-ботов, которые помогут улучшить пользовательский опыт и повысить продажи в интернет-магазине.

Шпаргалка для инвестора: как инвестировать в облигации иностранных эмитентов

Рассказываем, что такое еврооблигации или евробонды, каких видов они бывают, и что нужно знать про них инвестору.

Неочевидные преимущества коллективного инвестирования

Почему инвестирование в паи открытых паевых инвестиционных фондов может быть интересно не только начинающим, но и опытным инвесторам.

Instagram заберет у блогеров возможность публиковать ссылки в сторис с 25 октября
Фильмы на YouTube и локальные турниры: как киберспорту удержать интерес после победы россиян в главном турнире по Dota 2 Статьи редакции

Российская команда выиграла The International впервые — эксперты рассказывают, как не упустить момент.

null