«Мы выросли на 45% и хотим захватить кусок рынка на 200 млн», – Николай Белоусов (Madrobots)
Гость Epic Подкаста #9 — основатель Madrobots Николай Белоусов. Обсудили, как Николай прошёл путь от еcommerce до direct-to-consumer. Плюсы и минусы IPO. Тренды в электронике, которые будут взлетать в этом году или которые не взлетят никогда.
А здесь публикуем интересные цитаты выпуска.
О выгорании предпринимателя
— Я в какой-то момент исчерпался, выгорел. Выгорел как предприниматель. Предприниматели же тоже выгорают, как и любые другие люди. И у меня это случается периодически, раз в полтора года примерно, я просто выгораю, потому что я не могу себе ответить на вопрос «зачем». Зачем я делаю что-то? И ответить на этот вопрос важно.
— Значит, у тебя все ровненько, ты не заходишь в гаджеты, ты познал буддизм. Но не предпринимается в таком состоянии? Видимо, никак не сопоставимо это с предпринимательством. Или сопоставимо?
– Два варианта здесь: да или нет. Я не нашел ответ. Для себя на текущий момент отвечаю так, что я в этой гребаной гармонии точно долго находиться не могу. Я начинаю страдать. Мне кайфово в движухе на самом деле. Слишком много в движухе тоже плохо, тоже подгорать начинаешь в какой-то момент.
Но я стараюсь лавировать. Я стараюсь перегрева не допускать, но при этом, если слишком всё хорошо, это недогрев. Нужен такой нормальный тонус.
Тиньков вдохновляет
Тиньков — ПТУшник, который действует, как гений. Ему просто безумно везет. Ему безумно везло на протяжении всей жизни. Я очень вдохновлялся его биографией.
Эволюция Madrobots от еcommerce до direct-to-consumer
Мы (Madrobots) были продуктовой компанией, а стали direct-to-consumer. Мы начинали как интернет-магазин. На волне интереса к краудфандингу мы попытались массово возить продукты из Kickstarter в Россию. На этом сделали какой-то оборот, но увидели, что это не массовая история, и начали смотреть, можно ли что-нибудь скопировать и произвести в России. Это уже на фоне тренда на импортозамещение, когда казалось, что можно тут что-то делать.
Потом мы стали direct-to-consumer. Строим продажи через Instagram, инфлюенсеров, начали продвигать бренды. Рюкзаки, весы Picooc — мы сделали их лидерами в своих сегментах.
Сейчас еще у нас есть большое оптовое направление. Продаём через «М.Видео», ReStore.
Самый успешный запуск собственного продукта — биван. Мы продали больше 100 тысяч штук. Но на самом деле это микробизнес. Квартиру на эти деньги не купишь.
Мы нащупали ёмкие рынки, на которых можно продавать десятки тысяч единиц и становиться лидерами.
Почему не выживают маркетплейсы
Вы слышали о проекте «М.Видео» Goods.ru? Еще до Wildberries и «Беру» они что-то делали, и у них не очень получалось. Самое главное для успеха — доступ к бесплатному трафику, иначе ты обречен. Вот Goods.ru обречен. У него 4–5 млн просмотров на SimilarWeb, у условного Wildberries 80 млн.
Много кредитов у компании
В основном от акционеров. Мы реинвестируем чистую прибыль и она почти вся в кредитах в обороте. Так мы хотя бы обеспечиваем себе проживание. Мне не нужно думать о зарплате. Прямых инвестиций сейчас не собираем. Но пробовали краудинвестинг. Дорого получается. Деньги в России короткие и дорогие.
Сколько стоят деньги в России
- 15–18% с залогом.
- 20–25% реально.
- 35% без залога.
- Друзья кредитуют под 18–20%.
В 2020 цифры должны снизятся до 15–20%.
Конкуренты
Мы доживаем последние годы. Передаю всем привет. Мы как маркетплейсы гаджетов окажемся внутри больших маркетплейсов, потому что у нас нет никакой эксклюзивности.
О выходе на IPO
Direct-to-consumer легко выходит на IPO. У нас уже 500 млн оборот, через пять лет точно будет миллиард. Вопрос не в том, чтобы выйти на IPO, а в том, чтобы были желающие поторговать твои бумаги.
В России выходил UTNet с помощью «Финама». Но после выхода его котировки упали в два раза, потому что были переоценены изначально.
Зачем мне IPO? Мы прибыльные, у нас хорошие дивиденды. Другое дело, если понадобится много денег для создания нового бизнеса. Мясо я захочу искусственное выращивать, например.
Как оценивать компанию?
Если выходить как торгово-розничная, то у нас пятикратный мультипликатор, если как продуктовая, то х10 к годовой прибыли.
Алексей Писаревский о зажравшихся предпринимателях
Да просто мы зажравшиеся люди, которые насмотрелись сериалов «Кремниевая долина» и думают, что везде огромные мультипликаторы, темпы роста. Мы думаем х3 — это не рост. Или если через пять лет ты не сделал экзит, ты хреновый предприниматель!
Больше про рост продуктов и growth-процессы — в Telegram-канале Epic Growth Channel.