{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

«Поощрять лучших сотрудников премиями — это большая глупость» — ex-VP Product Netflix о культуре компании

Гибсон Биддл, ex-VP Product Netflix рассказал Epic Growth, как Netflix строил корпоративную культуру, и почему в компании не принято поощрять сотрудников за хорошие результаты.

www.gibsonbiddle.com

О концепции культуры

Культура — это то, как вы ведете себя, когда никто не смотрит.

Когда я работал в Electronic Arts, я всегда приходил на работу к 10 утра. Однажды я пришел в 6.30 утра и увидел, как CEO компании, Трип Хокинс, мыл кофейные чашки. Я был поражен: «Зачем ты это делаешь, ведь у тебя так много дел». На что получил ответ: «Я просто делаю все, что в моих силах, чтобы быть полезным».

Конечно, никто не знал, что он мыл кофейные чашки в 6:30 утра, потому что никто не приходил до 10. Именно в тот момент я понял, что по-настоящему значит культура в компании.

Культура — это то, кого вы нанимаете, увольняете, промоутите по карьере. Недостаточно просто иметь громкие ценности или скопировать их у компании, которая вам нравится. Культура компании должна строиться в соответствии с уникальной миссией вашей компании, навыками и типом поведения ваших работников. Это невозможно скопировать.

Один из простейших хаков, чтобы понять, каковы на самом деле ваши ценности — взглянуть на людей, которые являются «звездами» в вашей компании. Это даст вам общее представление о том, какие ценности воплощает ваша компания.

О свободе и контроле

Между контролем и свободой Netflix ставит ставку на свободу. Есть много других компаний, которые, наоборот, делают выбор в сторону контроля. Здесь нет лучшего или худшего выбора — каждая компания должна решить, что подходит ее культуре. Например, Apple выбирает контроль. Был случай, когда они уволили инженеров, которые по ошибке оставили прототип телефона в баре. И это оправданно, потому что если секреты их оборудования, на изготовление которого уходят годы, станут достоянием общественности, это может стать причиной проигрыша Apple в конкурентной борьбе.

Когда я, работая в Netflix, сделал внутренний документ общедоступным, многие были уверены, что я совершил ошибку. Люди удивлялись пункту «удовлетворительное выполнение работы сотрудником заслуживает щедрую компенсацию при его увольнении».

В какой-то момент мы решили, что если человек присоединился к команде, неважно сколько времени он проработал, при увольнении он должен получить щедрую компенсацию. То есть даже если вы присоединитесь к команде на этой неделе и вас уволят через два дня, вы получите выходное пособие за 4 месяца. Это решение позволило нам облегчить беседу с сотрудниками, труд которых перестал быть для команды Netflix незаменимым. Мы не чувствуем, что мы обязаны пожизненно сохранять за кем-то рабочее место. В этом и есть свобода.

Однажды я сказал Барри Маккарти, финансовому директору Netflix: «Мы должны давать ежеквартальные награды лучшим сотрудникам». Он ответил: «Это самая глупая идея, которую я когда-либо слышал. Нам не нужны награды за то, что мы делаем свою работу».

Об увольнении сотрудников

Представьте, 2006 год. На одной из конференций вице-президент по стримингу сообщил аудитории, что Netflix собирается запустить стриминг в январе 2007 года. До конференции он был проинструктирован сотрудниками PR о том, что недопустимо делать публичных заявлений о планах Netflix на будущее. Скорее всего, он просто хотел быть вежливым и не заметил, как ответил на вопрос, на который не должен был отвечать.

Как руководство Netflix должны были поступить с этим сотрудником? Уволить? Сделать выговор? Оставить все как есть, ведь Netflix придерживается принципов свободы и индивидуальной ответственности?

Мы решили ограничиться выговором, но результат оказался не таким, как мы ожидали. Человек, совершивший ошибку, сказал: «Я думаю, что сделал что-то не так. Не вижу в этом ничего страшного».

Нельзя увольнять человека за ошибки. Но нужно прощаться с теми сотрудниками, которые, совершив ошибку, не осознают ее.

О том, что такое мужество в сотрудниках Netflix

Мужество — это говорить, что вы думаете, когда это в интересах Netflix, даже если это неудобно. Это идти на риск и быть открытым для возможных неудач. Указать на ошибку начальства, даже если вы работаете в команде всего пару дней, требует мужества. Netflix придерживается принципа мужества и откровенности.

Сейчас у Netflix 200 сотрудников в Японии, где принцип откровенности не соответствует местной культуре. Люди не обучены говорить старшим: «Вы не должны этого делать, это не соответствует принципам компании». Чтобы решить эту проблему, все сотрудники команды Netflix в Японии проходят 8-недельный тренинг, на котором учатся смело выражать свои идеи. Это всё — о вызовах, которые бизнес должен принимать, и о точках роста.

Я хочу закончить маленькой историей. Две рыбы плывут по течению. Третья рыба плывет им навстречу. Эта рыба смотрит на двух других рыб и спрашивает: «Как вам вода?». Эти две рыбы продолжают плыть и говорят: «Что, черт возьми, такое вода?». Для нас культура — это вода. Культура в компании должна быть как вода для рыбы. Вы не можете ее видеть. Трудно точно сказать, что такое культура, но именно она управляет всем, что вы делаете.

Полную версию доклада Гибсона Биддла для Epic Growth вы можете посмотреть в подписке PREMIUM. Доступен 7-дневный бесплатный триал.

0
5 комментариев
Ivan Susanin

Про ежеквартальные награды - боюсь, может быть неправильно воспринято российскими бизнесменами. Речь не про то, чтобы, например, не платить квартальные бонусы. В книжке "No rules rules" как раз рассказывают, что Netflix берет верхнюю границу зарплаты такого сотрудника на рынке, сразу ДОБАВЛЯЕТ ПРОЦЕНТ БОНУСА В ЗАРПЛАТУ и такую фиксированную зарплату предлагает

Ответить
Развернуть ветку
Goddard Targarten

На наши реалии вообще сложно примерить такие вещи. Пробовал завышать предлагаемую зп в регионе, качество откликов кандидатов моментально падает.

По поводу неувольнения за ошибки, видимо, тоже какая-то недоговорка. Если сотрудник постоянно ошибается и приносит ущерб, даже если он каждый раз раскаивается, то зачем он нужен? Может речь про единичные ошибки...

Ответить
Развернуть ветку
Igor Gusev

ну раскаяние - это все таки не то же самое, что осознание ошибок. осознание в себе содержит некую рефлексию о предпосылках к ошибкам и план их больше не совершать основанный на осознании этих предпосылок.
а раскаяние - это неконструктивное посыпание головы пеплом без каких-то активных изменений. бизнесу(как процессу) же не важно как работник чувствует себя после совершения ошибки, ему важно чтобы ошибка была исправлена и больше недопускалась в будущем, все остальное - это психология, которая кому-то может и нужна, но точно не обязательна

а по поводу зп - ее размер на разных этапах же служит разным целям. в вакансии - это же скорее про привлечение кандидатов, а если хочется поавшения лояльности, то возможно стоит поднимать ее чуть позже - в оффере или уже в процессе работы показав сотруднику четкий план по достижению или превышению верхней планки?

Ответить
Развернуть ветку
Goddard Targarten

Вы абсолютно правы по поводу ошибок.
Я бы сказал, что месседж тут "вы всегда должны работать лучше, чем коллеги по рынку и вот вам зп выше, чем по рынку". В реальности, думаю, так работают в лучшем случае 10-15% сотрудников, но в случае с глобальной компанией этого хватает для результата.

Ответить
Развернуть ветку
Epic Growth
Автор

Круто, спасибо за уточнение!

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда