Как добиться гиперроста? Кейсы Zoom, Stripe, Snowflake. Часть 1
Основатель стартапа Drift (более $100 миллионов инвестиций, ближайший конкурент Intercom) Дэвид Кансел написал книгу о том, что такое гиперрост и как его добиться. Команда Epic Growth перевела ключевые моменты из книги. Получилось две статьи.
В этой части:
- Что такое гиперрост
- Стадии гиперроста
- Истории успеха быстрорастущих стартапов
- Секреты достижения гиперроста
Что такое гиперрост
Впервые про гиперрост заговорили в 2008 году. Этот процесс, когда технологичные компании масштабируются невероятными темпами, которые раньше были невозможны, называют кривой гиперроста. Она похожа на огромную волну, и, быстро адаптируясь и реагируя на изменения рынка, компании могут оседлать эту волну и получить умопомрачительный рост.
Но это нелегкий путь. Большинство компаний пугаются волны, решают сменить курс и в конце концов просто исчезают. Так рынок делится на победителей от проигравших.
Какие темпы роста необходимы, чтобы считать компанию быстрорастущей? Всемирный экономический форум отталкивается от показателя среднегодового темпа роста (CAGR):
С тактической точки зрения гиперрост проходит в три этапа.
Три стадии гиперроста
1. Стадия Эдисона
Первый этап на кривой гиперроста определяется изобретением. Через этот этап проходил Эдисон, создавая лампочку. Вы все свое время вкладываете, пытаясь понять: Мы можем это построить? Возможно ли это вообще?
На этом этапе в игру вступают патенты, изобретения, и это первая фаза рынка.
2. Стадия Model T
Название этой стадии — отсылка к первому автомобилю, который стал доступен миллионам американцев, а затем всему миру, благодаря Генри Форду. По сути он взял уже существующее изобретение и придумал способ донести его до масс.
Если на стадии Эдисона вы находите первых последователей, то на стадии Model T ваша компания уже строит фабрики и выходит на массовый рынок.
3. Этап P&G
В компании Drift эту стадию называют P&G (Procter & Gamble), так как на этом этапе все решают инвестиции в бренд. Именно прокачанный бренд позволяет продавать стиральный порошок Tide на 20 центов дороже, чем любой другой порошок.
На предыдущем этапе выделиться в своей нише довольно легко из-за небольшого числа конкурентов, но на этапе P&G их становится в сотни раз больше. Чтобы перейти к финальной стадии кривой гиперроста, вам нужно преодолеть последний барьер на пути к глобальной аудитории.
Есть два способа преуспеть на последней стадии гиперроста:
1. Стать лучше всех в своей нише (как когда-то MailChimp в нише email-рассылок)
2. Создать микронишу, в которой вы будете доминировать (пример: седьмое поколение органических экологичных стиральных порошков)
Примеры гиперроста компаний
Трехзначный рост Zoom
Zoom — одна из тех компаний, чье имя стало синонимом его функции. Появился глагол «to zoom» — позумиться, по аналогии с «To google» — гуглить.
Как росло число пользователей Zoom:
- В 2013 году во встречах Zoom приняли участие 3 миллиона человек
- В 2014 году у Zoom было 30 миллионов участников встреч
- В 2015 году он вырос до 100 миллионов
- В марте 2020 года Zoom сообщал о более чем 200 миллионах пользователей каждый день
Получается, Zoom был на пути к гиперросту еще до того, как стал широко популярен во время пандемии.
Что способствовало успеху Zoom:
- Клиентоориентированность — неотъемлемая часть ДНК компании Zoom. Основатель и генеральный директор Эрик Юань покинул Cisco Webex из-за недовольства устаревшим продуктом. Основав Zoom в 2011 году, Юань поставил перед собой задачу сделать клиентов счастливыми с первого дня.
- Продукт, который продает себя сам. Чтобы выделиться, Zoom решил создать лучший продукт на рынке и использовал отзывы клиентов как дорожную карту.
- Zoom не боится тратить деньги на брендинг. Стратегия компании в том, чтобы позволить продукту говорить за себя, но именно правильное позиционирование (спонсорство и рекламные кампании) помогло компании кратно увеличить узнаваемость.
Успех на миллиард долларов от Stripe
Что общего у Amazon, Uber, Lyft, Shopify? Все они используют Stripe для обработки платежей.
В 2020 году, всего через десять лет после основания, Stripe получила финансирование в размере $600 миллионов, а оценка компании достигла впечатляющих $36 миллиардов.
Четыре решения способствовали успеху Stripe:
- Stripe решил реальную проблему. Стремление Stripe делать платежи, «такие же простые и безграничные, как и весь интернет», стало спасательным кругом для многих компаний, особенно тех, кто медленно проходит путь цифровой трансформации.
- Они были одержимы качеством обслуживания клиентов. Помимо переосмысления способа приема платежей онлайн, Stripe также переосмыслил оплату покупателями товаров в интернете. Stripe заботится не только об опыте своих клиентов, но и о том, какой опыт получают клиенты их клиентов.
- Они предвидели будущее. Stripe вышла за рамки предоставления онлайн-платежей и превратилась в платежную инфраструктуру для всего интернета.
- Основатели Stripe читают книги... много книг. Чтение помогло Stripe лучше понять человеческую природу и то, как они могут использовать технологии для лучшего обслуживания своих клиентов и их клиентов.
Историческое IPO Snowflake
Крупнейшее IPO программного обеспечения в истории. Когда компания дебютировала на Нью-Йоркской фондовой бирже в сентябре 2020, ее акции выросли больше, чем в 2 раза в первый день торгов. Продав 28 миллионов акций, компания привлекла более $3 миллиардов и в настоящее время оценивается в $70 миллиардов.
Что принесло успех Snowflake:
- Snowflake возродил индустрию облачных хранилищ, создав и усовершенствовав облачную платформу SQL.
- Ценовая политика основана на фактическом потребление продукта, а не на типичной модели подписки SaaS. Snowflake поставила потребности клиентов на первое место, выбрав более гибкую и простую модель ценообразования.
- Они удвоили вложения в аккаунт-маркетинг. Команды по маркетингу, продажам и поддержке клиентов Snowflake сосредоточены на одной задаче: увеличении доходов за счет привлечения и удержания клиентов. Благодаря синхронизированному data-driven подходу Snowflake увеличил клиентскую базу на 300% в 2018 году.
- Они внесли изменения в стратегическое руководство, чтобы выйти из тени. В 2019 году на место генерального директора с 2014 года Боба Маглиа пришел Фрэнк Слутман, ex-CEO ServiceNow, и вывел компанию на историческое IPO.
Как же Zoom, Stripe и Snowflake смогли достичь такого быстрого роста?
Секрет достижения гиперроста
Все вышеперечисленные компании связывает один ключевой ингредиент, который помог им преодолеть волну быстрого роста.
Конечно, называть себя клиентоориентированной компанией гораздо проще, чем действительно стать ею.
В Drift ключевые метрики для всех команд являются прокси-метриками успеха клиентов. Если метрики клиентов растут, значит, команды движутся в правильном направлении. В компании обходятся без традиционных дорожных карт или подробных to do-списков.
Также в Drift сформировалась культура полной автономности подразделений. Каждая команда — разработки, продукта или дизайна — сама решает, над чем и как работать: устранять баги или выкатывать новые фичи, по какой методологии работать и как документировать процессы.
Внедрить такой клиентоориентированный подход в небольшой компании или стартапе довольно просто. Вы просто берете этот принцип за основу, когда только начинаете строить все процессы с нуля.
Большим компаниям сложнее, ведь у них уже есть устоявшиеся модели и процессы. Для них вся фишка стартапов — в расписанных офисах, гамаках и пуфах, но они не видят главного, что действительно приносит успех: свободу действий и индивидуальную ответственность команд за удовлетворение клиентов.
В продолжении статьи: про ингредиенты гиперроста и Customer-driven подход на практике.
Понравилась статья? Подписывайтесь на телеграм-канал Epic Growth — рост продуктов. 150+ кейсов про процессы, эксперименты и все, что помогает развивать продукты.