hh.ru

Вся галактика хочет OKR: как hh.ru внедрил три веселых буквы

В интернете можно найти уйму материалов о том, что делать, если у вас ОКР: советы и истории от очевидцев, лекции от именитых психотерапевтов и гайды по преодолению. Но реальных кейсов по внедрению OKR (Objectives and Key Results) в бизнес недостаточно. В этой статье рассказываем, как мы в hh.ru раскатали OKR на 60 команд и чего нам это стоило.

Автор: Глеб Шницер, редактор внутренних коммуникаций hh.ru

Материал написан на основе выступления Ксении Колосовой, руководителя проектного офиса hh.ru, на конференции OKR Russia 14 апреля 2021 г.

Да кто такой этот ваш OKR?

Все вокруг твердят про OKR, но лишь немногим выпала честь лицезреть этого зверя воочию. Если объяснять простыми словами, получится примерно так: OKR — это особая система постановки целей, в которой эти самые цели ставятся «снизу вверх» самими сотрудниками. Такой нехитрый прием позволяет повысить вовлеченность каждого игрока в команде и в целом добавляет прозрачности.

«Когда ставится четкая цель, пустые скитания становятся квестом», — писал классик и был прав. Но цели целями, а причем тут OKR? Как вообще расшифровываются эти три замечательных буквы? Сейчас расскажем.

Итак, буква O. Символизирует собой бесконечность замкнутую в себе. Шутка. «О» здесь значит «Objectives», то есть некую глобальную душеспасительную цель, от которой образуются драйв и благодать у всей команды. Это наш метафизический бизнес-фарватер среди подводных рифов и скелетов затонувших каравелл.

Чем фантастичнее эта цель, чем масштабнее амбиции — тем лучше. Например, в Google 60%-70% выполнения цели — наилучший результат. 100% выполнения OKR говорит о том, что вы поставили слишком простую цель. OKR не может служить основанием для премирования, ведь в таком случае сотрудники поймут, что целесообразнее занижать свои цели. И, будьте уверены, начнут этим увлеченно заниматься.

В целом, Objectives не привязана к метрикам, поэтому бывает сложно понять, насколько она вообще выполнена. Здесь к нам на помощь приходят следующие две буквы.

«KR» — это «Key Results». Наши ключевые результаты, которые «заземляют» цель. Благодаря им мы и можем отслеживать степень выполнения нашей «O». Как правило, команда выбирает не больше 5 ключевых результатов-метрик, но на практике лучше всего работают 2-3. Это помогает сфокусироваться.

Что было раньше

Про цели как таковые мы думали уже достаточно давно, но смотрели на них лишь в разрезе вовлечения разработки в понимание бизнеса. Мы считали, что это поможет улучшить синергию между отделами и улучшения продуктового результата. Для этого пробовали вот что:

● Привлекали команды к постановке собственной миссии

● Спускали «сверху» продуктовые метрики для команд

● Генерили с командами процессные показатели

Увы, все наши попытки были несистемными, нецентрализованными и слишком точечными. Нужного эффекта достичь так и не удавалось.

Именно тогда, в июне 2020 года, мы стали уже всерьез присматриваться к OKR: изучали всю доступную информацию и знакомились с компаниями, которые внедрили у себя эту методу. Затем мы составили для себя целый список из того, что мы хотим от OKR и какие «ириски» для компании могут скрываться за этими буквами. Наконец, отталкиваясь от результатов наших исследований, мы разработали план и роадмап по внедрению проекта.

Как нам удалось OKRенеть

Разумеется, нам было страшно. Поэтому мы решили начать с пилота: выбрали пять команд и вошли в каноническое двухдневное планирование. Параллельно стали включаться и планировать свои цели другие команды, не вошедшие в пилот. По итогам мы адаптировали некоторые процессы под нас и нацелились на первый квартал всем Техдепом и Маркетингом. Коллеги из HR и IT подключились самостоятельно, по своей воле. Итого — 30 команд на старте.

По итогам 1Q к нам присоединились еще 30 команд, и во второй квартал мы вошли бодрым шагом с шестьюдесятью командами. Есть ли какой-то секретный ингредиент успеха? Их целых четыре, вот они:

  • Время на коммуникацию и прозрачность

Мы не пожалели времени на поддержку прозрачности и полного понимания, что именно происходит в процессах. Еще в июне 2020, когда всё было туманнее, чем Альбион, мы уже разговаривали с участниками и узнавали у них, насколько всё это интересно и хочется ли им подключаться к внедрению новой методологии.

Когда у нас стали появляться планы, вместе с ними рождались и презентации, проводились встречи внутри команды, где мы популярно разжевывали любую мелочь. И с каждым отделом мы проводили мини-обучения и встречи с обратной связью, чтобы все ощущали себя включенными в процесс.

  • Доступность, простота и подготовка инструментов

Когда внедряешь что-то новое и просишь коллег перекроить свои привычки в работе, очень важно, чтобы людям было удобно. Поэтому мы постарались заготовить все шаблоны и материалы, чтобы неофитам в OKR приходилось тратить минимум времени и усилий на ознакомление с инструментом и получалось уделять больше внимания генерации собственных целей.

  • Добровольное участие

Мы никого не принуждали, правда. Подключались только те, кто изъявил личное желание поучаствовать. Однако есть некоторые отделы, участие которых критически важно: без них обрушится вся система синхронизации.

В случае неизбежности участия какой-либо команды мы тратили больше времени на коммуникацию с ней: много встречались, обсуждали страхи и возможные профиты, проводили дополнительные обучающие сессии, искали компромиссы и на практике демонстрировали, как коллеги могут повлиять на бизнес.

  • Привычка

Вторая натура. Говорить о внедрении мы начали в июне, поэтому время сыграло нам на руку. Из «чего-то непонятного» OKR превратился в тренд. Стадии отрицания и гнева были пройдены уже за счет того, что мы регулярно проводили встречи с командами и демонстрировали хорошие результаты. Так все привыкли к OKR.

Твоя игра — твои правила

Одно из наиболее очевидных преимуществ OKR заключается в том, что эту методику можно легко крутить и адаптировать под себя. Не обязательно следовать каждой букве канона, более того, этим можно и навредить. В течение многих месяцев мы выработали для себя комфортные условия и отклонения от канона. Вот какие коррективы мы внесли в стандартные рекомендации:

Зациклились на планировании

У нас есть три общих встречи, на которых происходит планирование. Это обзор финальных результатов, обзор черновиков OKR и презентация ожиданий от бизнеса.

Здесь мы тоже решили отойти от стандартных рекомендаций и планируем следующий квартал в конце текущего, а итоги наоборот — озвучиваем в начале нового.

Так выглядит цикл планирования OKR в hh.ru:

Инструментарий

Мы используем два набора инструментов: для планирования и для мониторинга.

Планируем мы с помощью онлайн-доски Miro, где посредством стикеров и комментариев коллеги могут задавать друг другу вопросы и в целом видеть всю удобную визуализацию целей. Нарядно, когда наглядно.

В качестве инструментов для мониторинга мы используем доски задач типа Jira. Там мы отслеживаем прогресс по целям команд и отделов. Именно эти инструменты фигурируют во встречах «check-in» и позволяют следить за тем, что происходит с OKR, а еще подводить итоги по квартальным KR. Там же можно посмотреть связку с пятилетними целями компании и какими инициативами эти цели достигаются.

Что будет дальше

В наших планах сконцентрироваться на измеримости ключевых результатов: они должны стать действительно ключевыми, а не просто бинарными задачами и целями. Еще мы хотим поработать над вовлечением других подразделений нашей компании и придумать, как объективно оценить результаты от внедрения методологии OKR в целом.

Вместо заключения

Хочешь поработать с нами над OKR на практике? Супер, потому что мы как раз ищем руководителей проектов, которые будут отвечать за:

  • Управление зрелыми кросс-функциональными командами;

  • Развитие процессов создания и разработки продуктов;

  • Распространение чумы Kanban практик и знаний на всю компанию;

  • Внедрение и адаптацию современных практик управление (да-да, это сейчас про OKR);

  • Организацию, фасилитацию, оптимизацию встреч и времени на принятие решений.

В общем, что тут думать — надо брать. Присылай резюме на почту [email protected]. Мы ждем тебя в команду 😘

0
1 комментарий
WEBSHOP

Спасибо за статью. Действительно, не так много подобных кейсов по OKR есть на VC. Всегда интересно понять, какие изменения вносят компании в стандартную методологию, чтобы адаптировать и повысить ее эффективность.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
null