{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

State of DevOps 2021 — исследование Экспресс 42, hh.ru и OTUS Онлайн-образование

В 2021 году компания Экспресс 42 совместно c hh.ru и OTUS Онлайн-образование провели исследование состояния DevOps в России. Это второе исследование, оно позволило нам отследить динамику изменений по сравнению с прошлым годом, получить еще больше полезных данных, а также рассмотреть состояние отрасли с разных позиций.

В течении октября 2021 мы опросили 2145 специалистов и руководителей из разных регионов, отраслей и компаний — это в три раза больше по сравнению с опросом 2020 году! В результате получили срез по текущему состоянию инженерных практик и инструментов, проверили гипотезы, как DevOps влияет на производительность и показатели компаний.

В этом году мы сконцентрировали свое внимание на практиках построения платформенных сервисов, целеполагании и обмене знаниями.

Мы продолжаем следить за развитием DevOps в России и в мире, чтобы помогать компаниям и командам в достижении своих целей. Данное исследование уже является регулярным, с каждой итерацией наши подходы к проведению опроса, анализа ответов и подготовке отчета, совершенствуются, а накопленная информация позволяет точнее провести анализ.

Компании и участники

Отрасли

В этом году большинство участников опроса работают в сферах информационных технологий, финансов и торговли. Тройка лидеров с прошлого года не изменилась.

Отмечается снижение относительного числа респондентов в ИТ-отрасли. Мы связываем это с ростом востребованности ИТ в других отраслях. Так, доля респондентов в отрасли государственных услуг выросла с 1,9% до 3,8%, в промышленности с 1,4% до 5,1%. Количество респондентов из других областей выросло с 19.5% до 22.3%. Что также подтверждается данными предоставленными hh.ru (см. раздел «hh.ru о рынке труда DevOps»).

Должности

Доля специалистов среди участников опроса увеличилась с 64% до 69%.

Активности

Если в прошлом году участник опроса занимался сразу в среднем 4.3 активностями, то в этом году только 3.7 активностями.

Регионы

По сравнению с 2020 относительная часть респондентов из стран СНГ и зарубежья уменьшилась с 8% до 3%, а часть респондентов из Москвы, Санкт-Петербурга и их областей уменьшилась с 59% до 56%.

hh.ru о рынке труда DevOps

Спрос российских компаний на специалистов по DevOps вырос в 2 раза за последние три года.

Аналитики hh.ru оценили российский рынок труда специалистов по DevOps за период с 2019 по 2021 годы и выяснили, что спрос на таких специалистов вырос в два раза, а дефицит усугубляется.

Темпы прироста вакансий для специалистов по DevOps, по данным hh.ru, составляют 59% ежегодно, при этом за неполный 2021 год компании разместили в два раза больше предложений работы, чем за весь 2019-й (10,1 тыс. в текущем году против 5,3 тыс. в 2019). В среднем в течение 2021 года на hh.ru публикуют порядка 1000 вакансий для специалистов по DevOps ежемесячно, в 2020 – 630, в 2019 – 445.

Предложение на рынке труда со стороны специалистов по DevOps показывает более скромный рост (CAGR находится на уровне 23%), тем самым усугубляется дефицит таких специалистов на рынке труда.

Динамика резюме специалистов по DevOps

Примечательно, что на фоне дефицита компании-работодатели существенно повышают предлагаемые зарплаты специалистам по DevOps, в текущем году они даже на четверть (24%) превышает сумму, ожидаемую самими специалистами.

Свыше половины (55%) всех вакансий, размещенных в 2021 году, доступны для специалистов по DevOps с опытом работы от 1 до 3 лет либо вообще без опыта. В 42% вакансий рассчитаны на специалистов senior-уровня с опытом от 3 до 6 лет.

В подавляющем большинстве (76%) вакансий для специалистов по DevOps требуется высшее образование, в 13% — неоконченное высшее.

Пятерка отраслей бизнеса по уровню востребованности специалистов по DevOps в течение трех лет остается стабильной – это информационные технологии, системная интеграция, финансовый сектор, СМИ, маркетинг, реклама, BTL, PR, дизайн, продюсирование, розничная торговля и услуги для бизнеса. При этом доля ИТ-сектора постепенно снижается за счет роста востребованности специалистов по DevOps в других сферах бизнеса. Потребность в инженерах появилась в следующих отраслях:

  • Строительство, недвижимость, эксплуатация, проектирование

  • Автомобильный бизнес

  • Добывающая отрасль

  • Металлургия, металлообработка

  • Сельское хозяйство

  • Химическое производство, удобрения

Распределение работодателей, публикующий вакансии по отраслям в динамике

Топ-5 регионов по востребованности специалистов по DevOps также стабилен в течение трех лет: каждая вторая вакансия приходится на Москву, каждая третья – на Санкт-Петербург, каждая десятая – на Новосибирскую область, по 7% — приходится на Татарстан и Свердловскую область.

Инструменты

Операционные системы

Linux продолжает лидировать как серверная ОС. Повысилась доля Windows на серверах в 1,65 раза.

Системы управления конфигурацией

Ansible уступил первенство в управлении конфигурации Bash/PowerShell.

Облачные провайдеры

Хотя AWS сохранил первенство, среди облачных провайдеров его доля заметно сократилась. Вторым по популярности облаком с небольшим отрывом стало Яндекс.Облако.

Оркестраторы

Kubernetes по прежнему самый популярный оркестратор. Хотим отметить рост популярности Openshift.

CI/CD системы

GitLab CI — самая популярная CI/CD система. На фоне снижения доли использования остальных CI/CD систем особенно выделяется рост популярности Argo CD / Flux CD.

Сравнение

Ключевые метрики

Для сравнения и оценки эффективности процессов разработки, тестирования, поставки и эксплуатации мы используем 4 ключевые DevOps метрики – срок поставки, частота развертывания, время восстановления и неуспешные изменения.

Данные метрики являются де-факто являются стандартом в индустрии. Их применяют в своих исследованиях State of DevOps организации DORA и Puppet. Компания ThoughtWorks в своем технологическом радаре рекомендует к использованию этот подход как инструмент для измерения и улучшений. Их используют. Про них рассказывают доклады.

Проводя сравнение с результатами отчета прошлого года, мы наблюдаем, что выросло количество команд профиля Low. Их стало достаточно, чтобы в 2021 стало возможным разделить профиль Low на два статистически различимых профиля Medium и Low. При этом профили Medium и High (по версии 2020 года) стали в новом году High и Elite, соответственно.

Наблюдается уменьшение доли команд профиля Elite и High. Мы связываем это с двумя факторами:

  • Увеличение охвата опроса. В результате, изменился портрет участника исследования.

  • Рост потребности в цифровизации. Растет потребность в инженерах в компаниях-разработчиках. Появляется такая же потребность в классических отраслях (например, в отрасли промышленности). Формируются новые направления и команды, которые только начинают свой путь.

Сравнивая с DORA State of DevOps 2021, мы наблюдаем, что средние по медиане представители профилей Elite и High в обоих исследованиях очень похожи. Средние по медиане представители профилей Medium и Low нашего исследования схожи с таким же представителем профиля Medium исследования DORA.

Архитектура и инфраструктура

Использование контейнеров

Команды профиля Elite значительно чаще используют контейнеры в своей работе.

Влияние архитектуры

Две ключевые характеристики – независимость релиза и релиз в рабочее время.

Платформенные сервисы

Для повышения эффективности и удобства работы компании могут разрабатывать или предоставлять внутренние инструменты и сервисы. Мы их называем платформенные сервисы. Цель платформенных сервисов — упростить или автоматизировать задачи разработки, тестирования, поставки и эксплуатации.

Мы хотели узнать, какое влияние на команды оказывают платформенные сервисы в разрезе разных этапов разработки: сборка, тестирование, развертывание, эксплуатация и управление инфраструктурой.

  • Наиболее часто используемыми сервисами стали сервисы для развертывания;

  • Наиболее выделяющейся характеристикой стала возможность быстрого освоения платформенных сервисов. В командах профиля Elite мы наблюдаем значительный отрыв по данной характеристике;

  • Вторыми по важностям характеристиками платформенных сервисов стали: удобство использования и учет пожеланий команд.

Целеполагание: подходы OKR и KPI

  • BSC (Balanced Scorecard) – система взаимозависимых показателей, транслируемая сверху вниз. Для измерения результатов используется система KPI;

  • OKR (Objectives and Key Results) – система синхронизированных командных и индивидуальных целей с определением нескольких измеримых параметров (key results) для оценки прогресса достижения.

Как выбрать подходящую систем?

  • Команды с большей степенью автономности чаще используют OKR, чем KPI;

  • Команды с профилем Elite также могут использовать KPI и достигать высоких результатов;

  • Вероятно, использование OKR оказывается результативнее в условиях большей неопределенности.

Обмен знаниями: что это такое и заче?

Обмен знаниями непосредственно влияет на операционную эффективность, потому что:

  • помогает решить задачи быстрее;

  • помогает решить задачи эффективнее.

Основные способы обмена знаниями, которые мы изучали:

  • личные коммуникации внутри команды и компании;

  • документация;

  • участие во внешних и внутренних мероприятиях.

Развитие команд происходит по спирали:

  • Согласно результатам исследования, наиболее высокие результаты показывают команды с профилями Low и Elite;

  • Вероятно, команды с профилем Low чаще опираются на инструкции и решают типовые задачи;

  • В командах профилей Medium и High степень обмена знаниями падает;

  • Мы предполагаем, что это связано с автоматизацией процессов, отпадает потребность в некоторых инструкциях;

  • Команды с профилем Elite активно используют практики обмена знаниями, возможно потому, что осознают их важность и полезность для обеспечения возможности развиваться еще эффективнее.

Наиболее распространенные инструменты

  • Документация – наиболее распространенный способ обмена знаниями;

  • Среди баз знаний наиболее популярными являются Google Docs и Confluence;

  • Наиболее популярные средства для общения по работе – Telegram, Slack, Zoom.

Основные выводы

  • В этом году мы наблюдаем повышение доли респондентов из отличных от ИТ отраслей. Также мы отмечаем рост команд, которые не используют DevOps инструменты. В DevOps приходят новые команды из новых отраслей.
  • На основе ключевых метрик DevOps в этом году получилось выделить четыре профиля эффективности: Low, Medium, High (бывший Medium), Elite (бывший High).
  • Среди DevOps инструментов произошли следующие изменения:

- Linux продолжает лидировать как серверная ОС. Повысилась доля Windows на серверах в 1,65 раза.

- Ansible уступил первенство в управлении конфигурации Bash/PowerShell.

- Kubernetes по прежнему самый популярный оркестратор. Отмечается рост популярности Openshift.

- GitLab CI — самая популярная CI/CD система.

- Хотя AWS сохранил первенство, среди облачных провайдеров его доля заметно сократилась. Вторым по популярности облаком с небольшим отрывом стало Яндекс.Облако.

  • При построении платформенных сервисов важно уделить особое внимание времени освоению предлагаемых сервисов. Учитывая пожелания команд разработки и общее удобство использования сервисов. И не забывая про отсутствие блокировки со стороны платформенных сервисов.
  • Прозрачность целей компании, каскадирование целей компании на команды и возможность у команд выбирать пути достижения своих целей помогает командам быть эффективнее.
  • Команды профилей Low и Elite чаще пользуются практиками обмена знаниями, но причины, задачи и цели отличаются.

Вы можете ознакомиться со статистическими данными и более подробными выводами в отчете State of DevOps 2021.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда