Самонедообразование: как оптимизировать карьеру разработчика

Про возможности самообразования в современной ИТ-отрасли слагают легенды. Истории успеха «был курьером, окончил курсы, стал успешным программистом» можно издавать многотомными тиражами. Но является ли самообразование и курсы гарантией качественной карьеры в ИТ?

Иллюзия ИТ-карьеры

Скажу сразу и разрушу тем самым множество иллюзий: никакие курсы по обучению программированию, включая известные онлайн-платформы (GeekBrains, SkillFactory, Udemy и т.д.) неспособны подготовить по-настоящему качественного ИТ-специалиста, готового к реальной проектной деятельности.

Сегодня очень горячий рынок разработчиков: специалисты нужны всем, спрос высокий – предложений от курсов в духе «стань крутым разработчиком с высокой зарплатой» хватает.

По опыту могу сказать, что в 100% случаев любой такой «курсист» требует долгого и тщательного доучивания с учетом специфики компании-работодателя и поставленных ею задач.

Даже в случае самых одаренных людей на выходе с курсов получается максимум неплохой junior-разработчик, об обладании передовыми компетенциями говорить не приходится.

Причина – программы курсов нацелены в основном на практику и на быстрый результат. Слушатель выходит оттуда без фундаментального понимания принципов работы языка, работе с которым его обучали.

Магическое мышление

Почему так происходит?

Качественное академическое образование в области computer science дают в вузах, а не на курсах. Его роли в становлении ИТ-профессионала никто не отменял. Возможно, 90% из этих знаний напрямую использовать в своей деятельности специалист не будет. Но! Он будет четко понимать, как устроены ИТ и как они работают в комплексе.

Это существенно облегчит понимание того, откуда у возникающих по ходу работы проблем «растут ноги» и как их правильно решать. Человек, который лишь прошел курс по Java– это программист с «магическим мышлением». Ему показали: делай так – получишь определенный результат. И всё. Шаг влево, шаг вправо – и он уже потерялся, он не понимает, к чему такие движения могут привести, и самое главное, почему получается тот или иной результат.

В условиях, когда вузы не могут динамично и гибко менять свою программу под реалии рынка, существование различных курсов – это, скорее, благо. Они обеспечивают массовость процесса ИТ-образования на начальном уровне. Но носят, при этом, лишь вспомогательную роль. Заменить полноценное образование, а самое главное – этап накопления полноценного профессионального опыта – они не могут.

Кровавый enterprise vs. уютный стартап

Где его можно сегодня получить?

Разработчику сегодня в качестве карьерных сценариев имеет смысл рассматривать работу в серьезных отраслевых компаниях, искать себя в многочисленных стартапах или работать в крупных ИТ-компаниях типа Яндекс, Mail.ru и т.д.

Свои особенности, плюсы и минусы есть у каждого из этих вариантов.

Что касается отраслевого сценария, то в среде разработчиков не зря существует расхожее выражение «кровавый enterprise». Оно довольно точно характеризует крайне высокий уровень стрессогенности в этой сфере, обусловленной проектным подходом к разработке.

Проект – это всегда работа с заказчиком, который склонен менять свои требования прямо по ходу реализации. Заказчики не смотрят на задачу формализованно, как ИТ-профессионалы, они просто хотят закрыть некую потребность, и у них может быть своеобразное понимание конечного результата работы.

Стартапы и профильные ИТ-компании реализуют не проекты, а работают над продуктами. Навязанных извне сроков в такой работе у программиста нет. Если, допустим, тот же Microsoft делает себе Microsoft Office, то он потратит на него столько времени, сколько позволят внутренние ресурсы - хоть 10 лет.

Конечно, в такой работе тоже есть контроль, сроки, ответственность – но если внутренний заказчик понимает, что разработчики действительно делают какую-то классную новаторскую штуку, то для них будут созданы максимально комфортные условия труда, чтобы на выходе получить хорошо продаваемый продукт.

В стартапах можно до определенной степени игнорировать требования пользователей продукта касательно его свойств и качеств, развивая свой собственный взгляд на то, что и как должно работать в итоге.

Программисты при таком подходе находятся в тепличных условиях и могут в комфорте «играться» с различными технологиями и инструментами до тех пор, пока из этой игрушки не получится что-то очень интересное, с wow-эффектом и бизнес-ценностью.

В стартапах и продуктовых ИТ-компаниях гораздо больше свободы творчества. Да, иногда приходится работать за идею, а не за деньги, но это будет ваша идея. В enterprise придется развивать исключительно чужие идеи.

С другой стороны, работав enterprise хороша тем, что позволяет в сжатые сроки пройти своего рода экстремальное обучение, стресс-тест. Если удается выжить в этой среде, то работа во всех остальных типах компаний будет восприниматься как максимально комфортная и спокойная.

Командный подход

Единственное необходимое условие для того, чтобы реализоваться, разработчик с любым образовательным бэкграундом обязательно должен на начальном этапе поработать в команде. Самообразование, если заниматься им годами без практического командного опыта, приводит к очень сильной фрагментации знаний.

Самоучки вместо применения типовых решений, сокращающих время на решение задачи, склонны изобретать собственный «костыль» в коде, с которым далее мучаются пользователи или коллеги.

Самостоятельно подобные лакуны знаний на 100% заполнить крайне сложно и маловероятно.

Если разработчик долго варился (или продолжает вариться) «в собственном соку», он не сможет увидеть структурные пробелы в своей логике и в подходах к написанию кода. Просто потому, что тяготеет к тем привычным и комфортным решениям, а не к тем, которые являются оптимальными в ИТ сегодня.

В команде же – пусть и неявно – все друг друга дополняют и обучают, формируя целостное видение, основанное на опыте и наборе актуальных практических навыков.

Директор по технологическому развитию компании «АйДи – Технологии управления» Дмитрий Рогов

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Bulat Ziganshin

замечу только что на выходе даже самого распрекрасного вуза самый расталантливый студент всё равно будет джуном

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

Если он не тупит. Не бегает с сумкой Ты.Заставка. Чтобы просрать заработанное за неделю в лотерею "трахнуть телку".

 
Тогда, по крайней мере, на последнем курсе - он уже пашет на галерах.

И после диплома уже не джун. 

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

Если

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

то? - Все советы по проф-ориентации сводятся к "забей на баб, делай карьеру"

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin
Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Eel Albino

К сожалению, не всем уготована участь быть импотентом-фанатиком своей работы. Ведь кто-то должен ещё и размножаться!

Ответить
Развернуть ветку
Vinilla Lapuh

Ну не знаю. Я не импотент и не фанатик. Работу программистом нашёл на 3 курсе универа. Программировать начал с 6-го класса. У меня есть девушка, и мы планируем детей. И я знаю минимум 10 человек, прошедших похожий жизненный путь. Думаю, их гораздо больше:)

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Некоторые программисты, выходя за рамки паттернов, лепят велосипеды безо всякой логики. ))

Ответить
Развернуть ветку
Marat Maksumov
Но является ли самообразование и курсы гарантией качественной карьеры в ИТ?

А что является гарантией качественной карьеры в ИТ?

никакие курсы по обучению программированию, включая известные онлайн-платформы (GeekBrains, SkillFactory, Udemy и т.д.) неспособны подготовить по-настоящему качественного ИТ-специалиста, готового к реальной проектной деятельности
Качественное академическое образование в области computer science дают в вузах, а не на курсах.

Набор клише.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Viktorovich

Книжечка о получении высшего образования или сертификат об окончании курсов - сути не меняет. И после первого и после второго может выйти неквалифицированный неспециалист. 

Высшее образование в сфере ИТ все равно, что шутка про повесившегося колобка. Программа обучения в ВУЗах настолько запаздывает за текущими реалиями, что через 5 лет этот диплом подойдет разве что в качестве подставки под кофе. 

За 15 лет в ИТ у меня было много примеров перед глазами, когда выходец из какого-то там вуза по направлению прикладная информатика был не в курсе, что на БП ПК есть так же заветная кнопочка включения. И так же был пример парня с образованием в 11 классов, который практически на лопатки укладывал мидловых инженеров и возил лицом по асфальту многих вендоровских инженеров. 

Если  нет никакого желания, то хоть 10 ВУЗов окончи, а толку? 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Andrei Chapurin

Дмитрий, предупреждать же надо - всю мозоль отдавили. Больно же.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Kir

зачем тогда нужны "курсы по обучению программированию, включая известные онлайн-платформы (GeekBrains, SkillFactory, Udemy и т.д.)"?)

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Соловьёв

Образование ради образования. Статейку можно скомкать и в мусорку.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда