{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Я понял, что такое soft skills. А что дальше?

Комьюнити директор и ведущий куратор ИКРЫ Данил Морозенко разобрался, как в головах людей оседает понятие «мягкие навыки», а также предложил рабочие советы по тому, как наконец сделать их частью жизни.

Все вокруг говорят о необходимости инвестировать в развитие soft skills. А кто не говорит — внимательно слушает. Напомним, что soft skills — это надпрофессиональные компетенции: навыки мышления и общения. Нужны они, чтобы вы как сотрудник компании смогли выстраивать коммуникацию, быстрее решать задачи и создавать конкурентное преимущество по сравнению с теми, кто обладает теми же компетенциями hard skills, что и вы, но soft skills у них на более низком уровне. Здорово, если в компании создана инновационная поддерживающая среда, которая помогает развивать навыки. Но в первую очередь решение этой задачи напрямую зависит от вас.

Что известно о причинах растущей востребованности soft skills?

1. С развитием искусственного интеллекта произойдет автоматизация многих существующих профессий и, как следствие, возрастет потребность в нашей способности решать так называемые задачи «с открытым финалом».

2. Даже если прогнозы несостоятельны, согласно исследованию Carnegie Foundation, 85% профессионального успеха специалисты достигают именно благодаря мягким компетенциям, а не техническим знаниям.

Обсуждение темы навыков мышления и общения многих озадачивает. Мы в ИКРЕ составляем образовательные программы так, чтобы они опосредованно развивали soft skills обучающихся. И нам стало интересно разобраться, как понимание улучшения собственных навыков остаётся в головах людей.

Мы опросили 297 молодых специалистов и нашли барьеры, которые мешают им развиваться. В ответ составили пошаговый план для работы над собой с инструментами и советами.

Какие барьеры?

91% опрошенных согласны с важностью целенаправленного развития мягких компетенций. 94% из них даже понимают, какие именно навыки из этой области им хотелось бы развивать. То есть читать лекции о необходимости улучшения себя уже не нужно.

При этом только 40% определившихся считают, что они справляются с задачей и у них нет вопросов к теме. Остальные респонденты рассказали нам о факторах, которые мешают им поставить этот паровоз на рельсы. В лидерах оказались бессистемность, нехватка времени и отсутствие развивающей инновационной среды.

Результаты опроса Школы ИКРА о проблемах, которые стоят перед молодыми специалистами в направлении развития soft skills

Любопытно, что только 20% из всех респондентов слышат о необходимости развития мягких компетенций от своего работодателя. И только половина из этих 20% имеет доступ к корпоративному обучению или получает оценку своих навыков с планом развития от HR-специалиста.

Корпоративное внимание к развитию soft skills заметно возрастает. Но не всем этого достаточно для начала каких-то действий. К тому же, скорость изменений настолько высока, что более эффективной становится модель «сам себе университет».

Инерция вполне может быть продолжением традиционной ролевой модели образования. Мы привыкли знать, что есть некий институт (школа/университет/HR-департамент), который отвечает за стратегию нашего обучения. Это вполне нормально и даже работает, но этого мало, если вы хотите регулярно и быстро адаптироваться к изменениям.

Что теперь делать?

Привыкайте к тому, что вы сами решаете, чему и как учиться. Поэтому, если вам не хватает системы и понятного плана, то придётся придумать и первое, и второе. Следующие шаги о том, как это сделать.

Шаг 1. Осознание

Убедитесь, что вы понимаете, каких навыков вам не хватает. К примеру, критического мышления и умения работать в команде.

Но почему вы решили, что они важны: потому что о них много говорят или потому что вы понимаете свои среднесрочные цели? Когда поймете, не забудьте выписать эти причины — практика написания очень важна для осознания и старта действий.

Шаг 2. Целеполагание

Проведите с собой сессию по профессиональному целеполаганию. Сформулируйте, к чему вы хотите двигаться как специалист и составьте карту своих компетенций. Для этого:

  • Определите, какие компетенции вы хотите развить для конкретной цели или работы. Выделите не более 5-7 компетенций. Можете заимствовать их из «вакансии мечты» или выбрать одну из известных классификаций, например навыки 21 века.
  • Нарисуйте окружность и разделите ее количеством лучей, соответствующих количеству навыков.
  • Разметьте луч от 0 до 10, где 0 — центр окружности, а 10 находится на окружности.
  • Опишите, что вы должны будете уметь для развития компетенции на десятку. Для описания используйте реальные действия, которые можно заметить со стороны (не «разбираюсь в марках машин», а «могу отличить Бентли от Ламборгини»). Можете сделать описание для каждой цифры на луче.
  • Оцените, насколько у вас сейчас развиты выбранные компетенции, и отметьте прогресс точками на луче.
  • Соедините точки.
  • Выберите компетенцию (луч), которая развита минимально.
  • Составьте план развития данной компетенции до среднего значения по всем направлениям.
​Карта компетенций на примере самооценки навыков XXI века: коммуникации, креативности, метакогнитивных навыков, командной работы и критического мышления
  • Развивайте компетенции поступательно.
  • Если среди ваших знакомых есть специалисты в той или иной компетенции, расскажите им о своих успехах, спросите, какую оценку они поставили бы вашей компетенции; попросите рекомендации по развитию компетенции.

Важно спланировать не только обучение, но и его внедрение. Это значит, что каждый день вы применяете хотя бы один совет, почерпнутый в книге/статье/на тренинге. Дневничок, пуш-уведомления, чек-лист для заполнения вечером — всё в помощь. Микро-практика каждый день важнее теоретической подготовки или одного тренинга в год

Иван Дьяченко, креативный директор ИКРЫ

Шаг 3. Ограничение времени и определение результата

Не забудьте ограничить его временем и придумать, как именно будете измерять результат. На первый взгляд этот алгоритм может показаться несколько сложным и ресурсозатратным, но поверьте, это не значит, что вы не справитесь. Доработайте его в процессе. Главное — начните делать шаги и формировать привычку.

Вместе с тем soft skills — это естественная часть развития личности. Поэтому не относитесь к процессу слишком трепетно или, наоборот, формально. Сделайте из него увлекательное путешествие по развитию себя.

Советы от экспертов

Специально для этого материала мы попросили кураторов Школы ИКРА дать прикладные советы по развитию и поддержанию результатов. Ежедневно через этих людей проходит огромное количество сотрудников организаций (Яндекс, Mail.ru, Сбербанк, Tele2, Газпромнефть и многие другие), желающих повысить собственные компетенции в коммуникации, креативном мышление и других элементах soft skills.

Раз вы находитесь в рутинном рабстве (мы, кстати, все в той или иной степени там находимся), ищите ресурс для развития в рутине. Например, развивайте системное мышление и осваивайте простейшие инструменты упорядочивания ежедневного потока информации. Используйте ментальные карты — это легкий и полезный инструмент для развития причинно-следственных связей. Последующее изучение приведет вас к теории ограничения систем или базовым деревьям теории игр.

Развивайте навык фасилитации и тренируйтесь на рабочих встречах. Предложите коллегам ролевую модель, в которой эту встречу ведете вы. В конце уделите 2 минуты рефлексии и попросите коллег дать обратную связь

Василий Лебедев, основатель и генеральный директор ИКРЫ
Ментальная карта на примере развития навыка коммуникации. Создана с помощью сервиса Miro.com​

Научитесь принимать обратную связь. Поймите, что никто не идеален. Обратная связь — это не критика, а ценный подарок, который открывает пространство для роста

Елена Огородникова, куратор ИКРЫ

Большинство soft skills строятся именно на умении получать и давать сбалансированную обратную связь. Без нее невозможно эффективно работать в команде, общаться или мыслить критически

Марина Норина, независимый креативный директор, куратор ИКРЫ

Важно погружать себя в среду, которая ускорит развитие, а также общаться с людьми, рядом с которыми вы чувствуете, что становитесь лучше.

Почти все soft skills развиваются прежде всего во взаимодействии с другими людьми. Поэтому если команды нет, ваша задача — ее найти. Включайтесь в волонтерские проекты, делайте проекты “для себя” с друзьями и знакомыми, найдите пусть может быть и временных, но надежных союзников.

Если есть команда, но нет культуры обратной связи — надо ее создать. Обсудите с коллегами важность фидбека (заодно потренируете навык коммуникации) и спроектируйте вместе ритуалы обмена обратной связью. Ретроспективы, взаимные ревью — можно позаимствовать практики из гибких методологий или книг по фасилитации, можно изобрести свои

Елена Огородникова, куратор ИКРЫ

Постарайтесь найти для себя круг общения из тех людей, у кого все эти навыки прокачены. Больше с ними общайтесь, сравнивайте свои реакции и их

Михаил Шишкин,

сооснователь и креативный директор агентства Shishki, куратор ИКРЫ

Если же рядом нет подходящей среды, то нужно организовывать её самостоятельною. Мягкие компетенции очень хорошо раскрываются, если коллектив работает над созданием инновационной среды, то есть над условиями, в которых компания может постоянно создавать прорывные решения, а значит, расти и развиваться.

О том, как начать строить такую среду внутри организации, подробно рассказал основатель ИКРЫ Василий Лебедев в материале «Как воспитать команду инноваторов, которая поможет вашему бизнесу расти?». Там есть прикладные советы и инструменты, а также статьи о том, как улучшать атмосферу в компании, пробовать креативные методологии, эффективно работать в команде и учиться оценивать идеи коллег.

Если вы будете поддерживать друг друга, то сами создадите среду для развития навыков, повысите личную и коллективную продуктивность и к тому же узнаете много интересного в процессе настройки всей этой системы.

Помните простую схему по развитию навыков:

Как? Придумайте план развития.

Зачем? Убедитесь, что понимаете, зачем вам развивать конкретные навыки.

Куда? Сформулируйте, к чему вы хотите двигаться.

Что делать? Тренируйтесь каждый день.

На какой период? Ограничьте себя во времени на развитие конкретного навыка.

Как измерять? Подумайте, как именно будете измерять результат.

Как не уставать? Не относитесь слишком трепетно или слишком формально.

Да прибудет с вами сила мягких компетенций!

Мы все время используем мягкие компетенции в повседневной жизни. Пошли в магазин — тренируем навык коммуникации. Выслушали друга — тренируем критическое мышление. На работе/по учебе делаем в команде проект — тренируем навык кооперации. Просто нужно придавать этому значение и развиваться. Именно для этого мы советуем начинать с саморефлексии

Данил Морозенко, комьюнити директор и ведущий куратор ИКРЫ
0
4 комментария
Дима Волков

Спасибо за статью. Желающим больше углубиться, можете почитать про нетворкинг и социальную инженерию. Прикольные вещи

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Евгений Петров

дальше медленная деградация нейронов

и охеревание каким умным ты был  в 30  и каким тупым в 50)

Ответить
Развернуть ветку
Anton Smelov

Развитием софтов в Росси компании системно занимаются последние лет 15-20. У абсолютного большинства есть модели компетенций, где подробно описаны навыки, и комплексные программы развития. Для меня загадка, почему именно сейчас тема стала хайповой...

Ответить
Развернуть ветку
Timmi Twice

"Да прИбудет с вами сила" — это отличный нафсэд.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда