Редактор Grizzly Digital Company о том, как выбрать хорошую стажировку для копирайтера

В диджитал-агентствах нет и не может быть нормального копирайтинга. Об этом вещают все: от простых фрилансеров до гуру редакторского дела. А вот и неправда! Возможно что угодно, если правильно настроить процесс работы.

Я уже 7 лет работаю в разных диджитал-агентствах и знаю, что такое работа копирайтера в таких местах. Есть два варианта:

1. Вы копирайтер/сеошник/контент-менеджер/маркетолог/продавец LED оборудования – это я не придумываю, такое со мной было.

2. Вы просто пишете тексты для всех клиентов, есть норма в 10к символов в день, и если не достигаете ее, вас штрафуют – такое тоже было.

Оба случая неэффективны и для копирайтера, и для клиента: копирайтер не может научиться писать нормальные тексты, а клиент не получает годный продукт. Поэтому, когда пришла в Grizzly, поняла, что так работать больше не вариант. Благо, тут были возможности развиваться и менять систему.

Где точно не надо работать, если хочешь стать копирайтером?

Проблема большинства SEO-агентств – тексты воспринимаются как инструмент продвижения. В таких компаниях забывают, что пользователи их действительно читают. Не как художественную литературу, а сканируют, чтобы найти нужную для себя информацию:

  • сроки,

  • условия оплаты и доставки,

  • дополнительные сведения об услуге и компании.

Когда приходите на собеседования и вам говорят, что норма в компании 10к символов, можете сразу помахать им ручкой: с такой скоростью у вас не будет времени подумать, что и как писать. Вы просто насыплете в текст клише. И правки клиента тоже примете без споров: на них не будет времени.

Как должно быть?

За мои три года в компании мы полностью искоренили подход «просто пиши с ключами». Мы пишем с мыслью о читателе – не нашем заказчике, а пользователе сайта. Поэтому тексты включают не только ключи, они раскрывают компанию и услугу с правильной стороны, дают пользователю ту информацию, которая ему поможет.

Такой подход подразумевает, что приходится не только писать:

  • обсуждать каждую правку – у клиента есть причина, по которой он правит так, как правит. Бывает он не может этого объяснить, поэтому важно всегда задавать вопрос «Почему вам эта фраза кажется неправильной?»
  • править несколько раз – мы не разрешаем клиентам править тексты бесконечно, но одной итерации на первых текстах мало, чтобы понять, как написать полезный материал.

  • общаться с клиентами и ездить к ним на экскурсии – был случай, когда мы никак не могли технически понять крутости продукта. Копирайтеру пришлось ехать на экскурсию на предприятие, где ему все четко объяснили.

Иногда мы даже подбираем проект под копирайтера и копирайтера под проект. Один из наших клиентов – чайная, в которую любит ходить наша копирайтер. Она для них и пишет тексты, как итог: заказчик без ума от текстов, копирайтер без ума от клиента, а читатели постоянно хвалят контент.

Это запись из Instagram*. По требованиям Роскомнадзора, мы не можем её показать
*Meta, владеющая Instagram, признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации

Первые тексты для клиента выстраданы после многочисленных правок и общения. Зато нравятся нам и заказчику, но главное – помогают читателю.

Что дает нормальное обучение?

Мое мнение – все, что дают на платных курсах копирайтинга, вы можете узнать сами. Подпишитесь на Ильяхова, почитайте другие блоги, которые вам понравятся, попишите для себя или сделайте несколько заказов на бирже. Этого хватит, чтобы начать искать работу или стажировку.

Например, я в отдел набираю малоопытных ребят и девчат. Главный критерий – опыт разбора текстов в целом. Достаточно даже работы с текстами в университете. Остальному научить не проблема.

Обучение в отделе копирайтинга Grizzly Digital Company – это три месяца оплачиваемой работы. Испытательный срок, за который вы или научитесь писать, или пойдете в компанию с другими требованиями. За это время поработаете над:

  • продающими текстами;
  • текстами «о компании»;
  • экспертными статьями;
  • новостями и акциями;
  • рассылкой, постами в разные социальные сети, кейсами;
  • всем, где нужен хороший текст.

А еще начнете понимать, как анализировать аудиторию, ее поведение и боли.

Как проходит правильное обучение?

У меня в отделе все просто:

1. Я рассказываю, как писать.

2. Вы пишите.

3. Я говорю, что «все говно и переделывай».

4. Вы переписываете раз, потом еще и еще.

5. Мы отправляем первый текст клиенту.

Но не все так страшно, как выглядит. Правки могут казаться бесконечными, зато с каждым текстом их становится все меньше – вы видите результат учебы.

Это правильно на нормальной стажировке. Но если вы идете учиться не к нам, не забудь задать несколько вопросов.

Надо ли проходить собеседование?

Обязательно. Главная цель любой хорошей стажировки – наем сотрудника. Если вас берут без собеседования, то хотят свалить гору однотипной работы, а когда вы ее сделаете – попрощаться.

Я учу копирайтеров только с одной целью – сделать их частью нашей своеобразной, но веселой команды. Поэтому вы делаете тестовое задание и проходите несколько этапов собеседований: первый – с HR и второй – со мной.

Это запись из Instagram*. По требованиям Роскомнадзора, мы не можем её показать
*Meta, владеющая Instagram, признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации

Тест показывает, как вы умеете работать с текстом и анализировать информацию. А на собеседованиях мы болтаем о работе и жизни. Моя главная цель – убедиться, что вы подходите под наши ценности и впишитесь в команду.

Звучит сложно, но за 3 года моего руководства все копирайтеры проходили стажировку и отрабатывали минимум полгода.

Я просто сяду и буду писать тексты?

Правильный ответ – вам дадут ментора. Вас никто не должен оставлять наедине со своими вопросами. Если от вас отмахиваются – руководитель не заинтересован в обучении.

У нас есть обучение по каждой структурной части продающего текста с классными примерами того, как мы пишем тексты, и плохими примерами, как писать не надо. Можно задавать даже глупые вопросы. Я особенно люблю отвечать на такие.

Чему я должен научиться на стажировке по копирайтингу?

Всему, и даже чуть больше. Кроме копирайтинга нормальный автор должен базово разбираться в:

  • SEO,
  • маркетинге,
  • аккаунтинге.

Вам надо понимать, зачем нужны ключи, что ждет от текста клиент. А еще придется встречаться с клиентами со своими тараканами, и к каждому нужен свой подход.

В Grizzly выбора нет. Чтобы написать классный продающий текст, нужно понимать бизнес клиента, его продукт или услугу, а еще бизнес Grizzly: для чего этот текст, его задачи, где он будет, в каком формате.

В каком виде мне дадут фидбек?

В начале учебы вы должны получать отклик по каждому тексту. Редактор здорового копирайтера никогда не отправит текст новичка клиенту.

В Grizzly первую неделю я вычитываю каждый текст. Комментирую, даю общий фидбек, отмечаю ваши любимые ошибки и, если понадобится, составляю персональный чек-лист, как работать с текстами именно вам, учитывая ошибки.

У нас есть обучалки на каждую ошибку. Все они написаны нами и для нас – так что там нет ничего сложного.

Через 1-2 недели ваши тексты начинают вычитывать другие копирайтеры. Комментарии ошибок, советы и исправления – они заносят в вашу личную таблицу, где можно отследить распространённые проблемы и вашу динамику: насколько успешно вы избавляетесь от любимых клише.

Таблица с ошибками копирайтера Grizzly Digital Company​

Кто будет меня учить?

Обязательно редактор, но не только. Важно, чтобы копирайтер разбирался в теме, поэтому в хорошей компании должен быть небольшой курс по SEO, маркетингу и работе с клиентами.

В Grizzly работает около 50 человек. У вас есть доступ ко всем специалистам: от коллег по отделу до руководителей компании. У всех есть свои скиллы, и они ими делятся:

  • продавцы или аккаунты – о продукте и клиентах;
  • маркетолог – о подаче для конкретного клиента/продукта/услуги;
  • SEO-специалисты – о основах продвижения и сайте в целом;
  • дизайнеры – об удобстве пользователя и логике его поведения на сайте.

Знания должны быть досягаемые, как и люди, которые их распространяют.

Войти в профессию копирайтера несложно, но стать хорошим копирайтером – это больше, чем писать тексты. Если вы правильно выберете место для обучения – полпути пройдено.

0
5 комментариев
Илья Щербаков

"Через 1-2 недели ваши тексты начинают вычитывать другие копирайтеры." - а "эффекта Простоквашино" не происходит? Ну, когда один видит одно, другой видит другое (логично же, у каждого разные взгляды на тексты?) и в результате советуют копирайтеру прямо противоположные вещи?

В целом интересно, спасибо. Про 10 000 знаков - жаль, что это понимаем мы с вами, но не понимают руководители компаний. А то у меня был опыт работы в агентстве, где экстравагантный начальник предложил писать 15-20 000 знаков...

Ответить
Развернуть ветку
Таня Ширма
Автор

По вычитке. Разные взгляды на текст – это к лучшему. Раз в несколько дней у меня вычитывают друг друга даже опытные авторы. Во-первых, помогают найти ошибки, которые не видно, когда глаз замылился. Во-вторых, они находят в чужих текстах какие-то фишки и обороты, про которые забыли или не подумали раньше – так опытом делятся. Главное, чтоб их правки соответствовали редполитике, а вкусовщину мы вообще стараемся не трогать (только если сомневаемся, что стиль подходит клиенту).

По символам. Как-то ко мне на собеседование приходил парень, который заявил, что может писать 50к в день. В ДЕНЬ. Вот таким работодателям и нужен такой уникум.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Щербаков

Ну это хорошо. Просто всегда есть риск вероятности, что будет "так правильно, потому что я так сказал/сказала". 

"может писать 50к в день" - а потом добавил тихо, как в том анекдоте про секретаршу: "только такая хрень получается...". Хотя, судя по всему, это уже не анекдот)))

Ответить
Развернуть ветку
Kiryl Shurynau

Это круто!

Ответить
Развернуть ветку
Julia Krutova

Интересный пост про рекламу агенства, но ни слова о том, как попасть на вашу стажировку.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда