Карьера
Maria Tsurkan
35 261

Уйти из офиса на фриланс или создать свое дело: чем чревата эта «свобода»

Пять лет назад я уволилась из компании, чтобы открыть Школу для руководителей. Это был мой последний день в офисе с его open‑space, графиком работы с 9 до 18 часов, коллегами в деловой одежде и прочим.

В закладки
Аудио

Сейчас офис тоже есть, но он совсем другой. Не могу сказать, что я стремилась сбежать именно из офиса: неважно, где работать, если работа имеет смысл и приносит радость. Просто так совпало. В первые же месяцы уже самостоятельной работы я увидела проблемы, с которыми невероятно трудно совмещать работу.

Все, что написано в этой статье, актуально для небольшого стартапа и для фриланса. Они очень похожи поначалу: ты практически все делаешь сам.

Рабочее место дома

Жесткий график работы часто бесит. Но у графика есть большой плюс. В офис ты приходишь и уходишь и оставляешь работу там. Когда офис и дом — одно и то же, работа повсюду. Нет границы между личным и рабочим.

Дело твое собственное, ты в него вовлечен, поэтому работаешь за рабочим столом, за обеденным столом, лежа в кровати. Ты садишься попить кофе и читаешь статью о работе, готовишь еду и разговариваешь с каким-нибудь подрядчиком по рабочим вопросам.

Ты всегда на работе. Если раньше пришел с работы и дома голова отдыхает, то теперь нет разделения пространства, даже дорога до работы не отделяет одно от другого. Переключиться между задачами и ролями становится намного сложнее.

По этой же причине пропадает понятие «рабочее время»

Просыпаешься в 6 утра, проверяешь почту и сразу же отвечаешь на письмо, если это что-то важное. Спать ложишься тоже прямо из-за рабочего стола. Те, кто относит себя к «совам», еще и ночами делают дело. Мозг даже во сне не отдыхает.

Сначала кажется, что работа на себя — это свободный график. А потом понимаешь: ты действительно установил себе рабочий график. И в нем не 8 рабочих часов, как было в офисе, а все 16.

«Вот буду работать сам, мои результаты будут зависеть только от меня. И никто не помешает мне сделать так, как я хочу»

Верно. Но и не поможет никто. Если в офисе есть команда, которую часто подбирает кто-то другой и отвечает за нее тоже кто-то другой, то теперь сам. Больше никто не заинтересован в твоем результате.

Здесь может наступить ощущение жуткого одиночества: даже посоветоваться особо не с кем, что уж говорить о соучастии и разделении ответственности. К тому же понимаешь, что многих нужных компетенций у тебя просто нет, нужно их где-то искать. Доход теперь тоже зависит только от тебя, так что финансовая безопасность под большим вопросом.

Может наступить ощущение социальной изоляции

Даже интровертам нужны люди. Когда вокруг их становится критически мало, многие начинают часами сидеть в соцсетях, чтобы создать для себя иллюзию общения. Соцсети + непонимание, что именно нужно делать прямо сейчас, чтобы прийти к результату, — все это может стать причиной жесткой прокрастинации.

Выходные. Их нет

Ты можешь решить, что у тебя выходной, но вот подрядчик прислал эскиз, и ты отвечаешь, это ведь всего пара минут. А потом зашел в рекламный кабинет, а там что-то нужно поправить — это тоже пара минут. И к вечеру обнаруживаешь, что весь выходной снова работал. Отпуска тоже нет: первые два-три года отдыхать просто некогда.

Ты постоянно работаешь

Поэтому из жизни постепенно начинают пропадать увлечения: хобби, встречи с друзьями, походы в кино. Раньше для этого было специальное время — после работы и выходные. А теперь такого времени нет.

Первые результаты могут появиться нескоро

В любой работающей компании уже есть стабильные результаты: это продажи, клиенты, контракты, завершенные проекты, новые проекты, завершение этапа проекта. Когда начинаешь работать сам, когда нет на старте клиентов, нужно готовиться к марафону. Это сильно демотивирует: ты каждый день работаешь по 10 часов, а ничего не происходит.

  • Отсутствие графика рабочего времени.
  • Отсутствие выходных.
  • Социальная изоляция.
  • Финансовая небезопасность, потому что тебе никто не будет платить зарплату.
  • Фиксация на рабочих задачах, узкий спектр занятий.

Всё это причины появления хронической усталости, хронического стресса. Как следствие — выгорание. Даже если идея своего дела была потрясающей, на её реализацию не остаётся ресурсов.

Вот как описывается эмоциональное выгорание в МКБ-10 (Международная классификация болезней):

Эмоциональное выгорание — это синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен. Он характеризуется тремя признаками:

– Ощущение мотивационного или физического истощения.

– Нарастающее психическое дистанцирование от профессиональных обязанностей или чувство негативизма или цинизма к профессиональным обязанностям.

– Снижение работоспособности.

Эмоциональное выгорание касается непосредственно профессионального контекста и не должно применяться к опыту из других сфер жизни.

МКБ-10 код Z73.0 МКБ-11 код QD85

Кто сталкивался с выгоранием, тот знает, что это страшная вещь. Чтобы восстановиться после выгорания, может потребоваться до года.

Моя знакомая доработала до выгорания. Боролась она с ним долго. Первое время не могла даже думать о том, чтобы где-то работать. Казалось, она разочаровалась в самой жизни.

Пару лет она жила на кредитные карты. Она так и не смогла вернуться в профессию, ей пришлось заново осваивать новую менее прибыльную специальность. Но зато и ответственности было меньше. Ответственность для того, кто переболел выгоранием, — как соль на рану.

Что делать

  • Установить для себя график работы. Например, решить, что рабочий день заканчивается в 19: 00. Самое главное здесь — соблюдать собственные решения. Режим дня в такой работе становится особенно важным. График поможет избежать проблем с семьей: вы прекращаете работу, когда все в конце дня собрались дома.
  • Установить выходные. Это не обязательно суббота и воскресенье. Это может быть даже один день в неделю: на этой неделе вторник, на следующей — четверг. Самое главное — иметь хотя бы один такой день, где мозг будет полностью проветриваться от рабочих задач. В такой день лучше с утра уходить из дома, чтобы не поддаваться соблазну поработать.
  • Сделать упражнение «Колесо баланса», чтобы понять, какие сферы жизни для тебя важны и в каком они состоянии. Это упражнение помогает выделить ценности. Взять важные сферы и определить им место в каждом дне жизни. Например, для меня важно здоровье, поэтому четыре раза в неделю мое утро начинается со спортзала. Это уже стало «недвижимостью»: что бы ни происходило, сначала спортзал, а потом всё остальное. Это не то, что я буду двигать, если мне понадобится время для решения внезапно возникшей задачи. Всё, что касается моих личных ценностей, становится важной вехой каждого дня, потому что это дает мне силы и заряжает энергией.
  • Организовать в своей жизни что-то новое, можно даже новое по расписанию. Каждую субботу ходить в поход с туристическим клубом. Курсы игры на виолончели по средам. Ощущение новизны не дает утонуть в рутине. Это дает энергию.
  • Работать по плану: на полгода, месяц, неделю, день. Когда вы закончите дела, которые запланировали на сегодня, вы отдохнете. Если не будет плана, вы будете делать все подряд без остановки. И ощущения завершенных дел не наступит. План помогает увидеть движение к цели. Отсутствие плана создает ощущение «делаю-делаю, а толку-то».
  • Организовать для себя общение. Даже самому интровертированному интроверту нужны люди. Посмотрите, проводятся ли в вашем городе «Квиз Плиз», «Мозгобойня» или подобные игры. Это удобно и весело — регулярно общаться с друзьями. Ходите иногда на профессиональные мероприятия, например конференции. Это еще и профессиональное общение.

Работать на себя — это ответственно и трудно. Как только появляется команда, становится немного легче: многие перечисленные проблемы снимаются, потому что нужно организовывать совместную работу. Планы, расписания, режимы появляются сами собой.

А пока команды нет, нужны серьезные навыки самоорганизации, чтобы дело взлетело. И прежде чем принимать серьезные решения, взвесьте, действительно ли вы хотите «работать на себя». Может быть, найти смысл в своей работе или найти новую работу, в которой вы сами будете видеть смысл?

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Maria Tsurkan", "author_type": "self", "tags": ["\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430","\u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u044f\u0442\u0440\u0443\u0434\u0430"], "comments": 225, "likes": 133, "favorites": 416, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 103267, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 26 Jan 2020 20:16:02 +0300", "is_special": false }
0
225 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
80

Вы открыли школу для руководителей, но даже не понимали фундаментальных знаний в этом направление?

Ответить
25

Да ладно вам придираться к человеку! Главное ведь то, что он может учить людей! :)

Ответить

Комментарий удален

24

Ноль! А что?

Ответить

Комментарий удален

10

А какие вопросы нужно задавать, если мне что-то непонятно в статье? Для кого пишут, разве не для читателей?

Ответить
4

Справедливости ради, вы спросили не потому, что непонятно, а потому что возмущены действиями автора. 

Ответить
7

А че телефон сразу не попросил у него? Вдруг у него сименс с полифонией, хорошо же зайдет

Ответить
2

Ты откуда такой вылез, маня?

Ответить
0

Бггг, на, я тут тебе ссылочку принес: https://www.youtube.com/watch?v=IDNUjjHzbm0

😏😏😏

Ответить
–5

Вы где это прочитали? 

Ответить
10

Между строк, с ваших же слов.

Ответить
5

Вы лучше в строках читайте, чтобы не найти случайно того, о чем