{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Детские ошибки HR во взрослом мире ИТ

Меня зовут Павел Новиков. Мой путь в HR начался восемь лет назад, пять из которых я работаю в ИТ. На момент написания этой статьи я тружусь на благо компании ZeBrains. А это веб-разработка, mobile и много других страшных, нет, скорее страшно интересных, вещей.

Недавно я задался вопросом: «Почему наши рекрутеры набирают по пять-десять крепких разработчиков разных стеков технологий в месяц, а мои коллеги жалуются, что у них с этим сложности?»

Я решил поразмышлять на эту тему и написать об этом статью. Речь пойдет о простых правилах работы HR в сфере ИТ. О правилах, которые лежат на поверхности, но почему-то многие их избегают.

Начнем.

Правило первое: пойми, кого ищешь

Коллега, прежде всего научись отличать Java от JavaScript, библиотеку от фреймворка и далее по списку. Осознай, что DevOps — это DevOps, а не супермен c навыками автоматизированного тестирования и опытом семантической верстки. Не нужно все это искать в одном человеке.

Как проще это осознать?! Приведу простой пример. Топ-менеджер компании и менеджер по клинингу, несмотря на наличие «менеджера» в названиях позиций, являют собой разные роли. Я прекрасно понимаю, что бизнесу очень хочется и требуется... Но ты как профессионал своего дела должен объяснить реальное положение дел.

Правило второе: не стремись быстрее закрыть вакансию

Компании нужен человек, подходящий не только относительно релевантного опыта работы, но и по набору человеческих качеств. Нужен человек, который придет и сможет вписаться в корпоративную культуру организации. Кстати, если ты думаешь, что именно в твоей компании корпоративной культуры нет и коллеги между собой практически не общаются, то ты ошибаешься, это и есть ваша культура.

Если же ты считаешь, что ценности компании и корпоративная культура не так уж важны, то это тоже ошибочное мнение.

Человек, не разделяющий с коллегами корпоративный настрой, быстро слиняет из компании по естественным причинам. Он просто не подходит вам.

Одна из ролей HR — это консультант, но точно не секретарь. Недостаточно просто зачитать по телефону требования к кандидату и описание проекта с листка, написанного техлидом.

Нужно постараться узнать потенциального сотрудника поглубже, понять, что он за личность. Кандидатов, с которыми мы находимся на одной волне, стоит пригласить в компанию. Тех, с кем общий язык не найден, лучше поблагодарить за потраченное время и попрощаться.

Ставь себе цель — найти подходящего человека, а не просто закрыть вакансию.

Правило третье: разговаривай с программистом на одном языке

Чтобы качественно вести подбор, нужно понимать, о чем говорит с тобой программист. К примеру, при поиске англоговорящего сотрудника мы явно не станем обращаться к кандидату на иврите. Ведь так?! С программистами такая же история.

Изучи, что такое верстка, научись основам программирования, выясни что такое ООП, синтаксический сахар, массивы, объекты, функции. Если придет озарение при изучении рекурсивных и итеративных функций, то вообще «респект и уважуха». Поверь, после этого общение с кандидатами заиграет другими красками. И технические интервью будут восприниматься совершенно иначе.

Не так уж важно, какой язык программирования ты попытаешься освоить, важно сделать шаг в эту сторону.

Правило четвёртое: пользуйся правилом «общая беда сближает»

Есть такая проблема — «российский менеджмент». Страшный и ужасный. Речь идет о нерадивых начальниках, чрезмерных системах контроля, невыполнимых KPI, крайне низких зарплатах, бесконечных совещаниях, о ролях тестировщика, проджекта и уборщицы в одном лице.

Эта проблема встречается во многих компаниях. И если ты сделал правильный выбор в своё время и пришел в нормальную компанию и, о Боже, тебе попался приличный руководитель, тебе уже есть, что предложить разработчикам. Это один из топовых инструментов при рассказе о вакансии или компании кандидатам.

Хочу искренне сказать спасибо всем управленцам, которые не дают людям спокойно работать. Начальникам, которые придумывают мутные схемы работы и живут с единственным верным мнением (по их собственной оценке). Спасибо за то, что вы осознанно или неосознанно превращаете свою организацию в компанию-донора для рекрутеров из других компаний. Вы сильно упрощаете нашу работу.

Правило пятое: будь честным

Признай, что компания, в которой ты работаешь, не лишена недостатков. Например, в ZeBrains нет устоявшегося рабочего графика. Среди моих коллег, есть те, кто начинает свой трудовой день в 6:00 утра, а есть и те, кто появляется после 10:00. У нас никогда не было и не будет таких вещей, как объяснительная за опоздание.

Мои коллеги практически не берут больничных, если мы говорим о легкой простуде. Чаще всего уходят переболеть домой. Но это не значит, что мы работаем исключительно восемь часов. Перед релизом на разработчиков ложится повышенная нагрузка, и часто это влечет за собой переработки.

Точно такая же картина происходит и в других отделах. К примеру, я могу провести собеседование и в 23:00, потому что достойный кандидат просто не может в другое время. Если меня спрашивают на собеседовании, бывают ли у нас переработки, я честно отвечаю, что бывают. При этом, конечно, объясняю, с чем это связано.

Поверь, честность в таких вопросах рождает доверие и, хочется верить, вызывает немного симпатии. Возможно, потому нас и выбирают.

Правило шестое: подумай о своем комфорте и комфорте кандидата

Большинство разработчиков достаточно занятые люди. Именно поэтому многие просят связываться с ними через электронную почту, а не по телефону. Положа руку на сердце, я эту просьбу выполняю, но все-таки частично. Я связываюсь с кандидатами через мессенджеры. Оправдываю себя тем, что это так или иначе решает основную проблему.

Разговаривать по телефону о новой работе, находясь на рабочем месте, как минимум неудобно. А вот ознакомиться с информацией о компании и вакансии в спокойном режиме дорогого стоит.

Правило седьмое: избавься от воды

Популярная хохма гласит:

— Папа, а мы сегодня будем кушать?

— Нет, потому что я работаю в дружном коллективе над интересным проектом.

Не стремись привлечь кандидата тем, что интересного и классного есть в вашей компании: увлекательные проекты, тёплая атмосфера, вкусные печеньки на столе. Интересы у каждого свои, как и комфорт, атмосфера и восприятие мира. Кому-то хорошо работается под тяжелый рок, а кому-то нужна полная тишина. Потому, коллега, старайся разговаривать по сути.

Вернемся к тому, что разработчики — это люди с ограниченным количеством свободного времени. Из этого следует, что им нужно давать исчерпывающую информацию о вакансии. Вариант «погнали у нас Ойтишником поработаешь» не сработает.

Основная деятельность компании, условия, коллектив, информация о проекте, ожидания от специалиста, вилка по зарплате, возможность удалёнки — вот минимальный набор, необходимый для того, чтобы понять, есть ли смысл общаться с рекрутером. Если нет информации о проекте или зарплата колеблется от 50 до 180 тысяч, это не страшно. Просто вернись к пятому пункту.

Правило восьмое: пользуйся своей головой, а не книгами

Похоже на вредный совет, но уточню, что я имею ввиду.

Коллега, всем сердцем прошу тебя забыть о вопросах вроде «кем вы себя видите через пять лет», «назовите три сильные и слабые стороны» и подобных им. Это уже даже не смешно. После этих вопросов на HR непроизвольно вешается ярлык «рекрутёрша-отличница».

Осознай, что ты хочешь выяснить о человеке, и только после этого сформулируй вопрос. Не нужно строить из себя важную персону, не нужно смотреть на людей исподлобья. Любое интервью для нормального кандидата — всегда стресс. Будь проще, позволь человеку немного «выдохнуть». Дай человеку понять, что ты не пришел изучать его под микроскопом, а искренне им интересуешься.

Собеседование вполне может проходить в формате комфортной беседы. Узнай, чем человек занимался, где работал, что умеет и к чему стремится. Расскажи, чем занимаетесь вы и кого вы ищите. На фоне двух этих рассказов можно постараться найти точки соприкосновения

Правило девятое: научись читать резюме между строк

За этим тезисом кроется сразу два важных момента. Во-первых, если кандидат пять лет отработал с Bitrix, последний год на PHP и в желаемой должности указал «PHP-разработчик»,девять из десяти, что в Bitrix человек не хочет.

Во-вторых, программисты — не продавцы, и очень небольшой процент разработчиков составляет резюме подробно, описывая весь стек, с которым работал, роль в команде и прочее. Игнорировать такие резюме неправильно. Ведь из-за этого можно лишить свою компанию возможности приобрести прекрасного специалиста, хоть и без навыка самопрезентации.

Написанное выше не претендует на сакральные заповеди для всех HR. Это всего лишь простые правила, к которым я пришел через свой личный опыт и которыми мне захотелось поделиться. Буду рад получить обратную связь и честные мнения как от коллег со стороны HR, так и от коллег со стороны программистов. Спасибо за то, что прочли.

0
28 комментариев
Написать комментарий...
Максим Самигулин

Похож на HR с человеческим лицом, но все еще не верю)))

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Да нет, похоже на стандартную рекламу конторы:
   "Признай, что компания, в которой ты работаешь, не лишена недостатков. Например, в ZeBra...." - и далее вместо обещанного примера недостатка - описание удобного для сотрудников гибкого графика.
   Все остальные "полезные" советы даже на vc встречались уже раз 30.
А ещё весьма бодро трутся неугодные комментарии.

Ответить
Развернуть ветку
Tatiana Nechaeva

Удобный гибкий график и созвоны в 11 вечера, потому что так нужно, - это разные вещи. Гибкий график часто сопряжен с тем, что окружающие считают тебя доступным 24/7, а что, гибкий график же.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Безусловно. Но в статье при описании якобы недостатка указано не это, а: "Среди моих коллег, есть те, кто начинает свой трудовой день в 6:00 утра, а есть и те, кто появляется после 10:00. У нас никогда не было и не будет таких вещей, как объяснительная за опоздание."

Опять среднего читателя vc представляют круглым идиотом. Нехорошо.

Ответить
Развернуть ветку
Tatiana Nechaeva

А дальше написано, что не принято брать больничный. Кого-то это устраивает, кого-то нет, но в общем информация не скрывается, и всегда можно задать уточняющие вопросы, так ведь?

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Ага, дальше написано, что вместо этого он идет болеть домой без всяких больничных. Не подскажите, кого не устраивает тот факт, что в тот момент когда он болеет дома ему платят полноценную з.п. а не больничные?
И в этом нет ничего плохого, но это пишется там, где якобы должно быть описание недостатка. А его нет. Под его видом пропихивают достоинства. Сомнительные конечно, я на своей предыдущей работе болел по неделе и более. Только в первый раз принёс больняк, на что техдир сказал мне не заниматься ерундой а из больничного сделать к примеру самолётик.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Самигулин

Ну слушай.. часто бывает так, что ты заболел.. больничный тебе не дают принести... а говорят идти домой.. НО!!! При этом тебя заставляют продолжать работать, что за херня..

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

... как и происходит в данной компании как мне показалось.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Самигулин

Например какие трутся?

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Например те, вместо которых прямо под этим моим каментом красуются надписи "комментарий удален".

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Максим Самигулин

Опять же выдержка из статьи:

Популярная хохма гласит: 

 - Папа, а мы сегодня будем кушать? 

 - Нет, потому что я работаю в дружном коллективе над интересным проектом.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sm0L

Вы имели в виду "все, что не написано в трудовом договоре"? ) А то на интервью могут и упустить эту информацию. А в ТД незаметно впишут ненормированный рабочий день = узаконенное рабство.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Самигулин

Прочитал 2 раза, но так и не понял.. Если не трудно, то я попросил бы переформулировать, но это не обязательно)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Максим Самигулин

Так тебя же никто не заставляет продолжать работу, если тебя заставляют работать бесплатно... 

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

слова и договоренности, не подкрепленные письменно, юридически стоят не больше домыслов. Приходить и трясти "вы же говорили" или "мы же договаривались" чуть менее беспомощно, чем "у меня создалось впечатление, что...".

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

я в принципе об этом и говорю. Если работника что-то не устраивает, скорее всего, придется искать новую работу, а "тыкать при возникновении спорной ситуации" и "определять виноватую сторону" не имеет никакого практического смысла. Под практическим смыслом я имею в виду улучшение условий для сотрудника. Проще молча уйти, чем сначала скандалить и взывать к справедливости и все равно потом уйти.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Елена Черкасова

Правила жизненные. Сказала бы, что нужно просто думать головой и разбираться в том, что делаешь. Плюс можно подключить специалиста старшего с такой же должностью в собеседование. Так будет всем проще.

Ответить
Развернуть ветку
Эльдар Муртазин
Разговаривай с программистом на одном языке

Автор школьник и никогда в жизни не работал.

Ответить
Развернуть ветку
Natasha Evchenko

Шутки-шутками, но было было бы очень интересно узнать какова ваша позиция по данному вопросу! 

Ответить
Развернуть ветку
Эльдар Муртазин

Работаю в российской IT-компании средних размеров, в своей области она на слуху, но большинство людей о ней не слышали, т.к. работаем по модели B2B. В ВУЗе не учился, из образования только 11 классов школы. В 9 классе написал свой первый "Hello, World!" на языке Си. Многие коллеги выпускники хороших московских университетов и знаете что? Большинство не может говорить на одном языке с программистами, хотя сами ими и являются. У нас тут есть инициативная группа, постоянных членов в ней человек 10, кто-то присоединяется, кто-то отваливается. Вот в этой группе мы говорим на одном языке, каждый день обсуждаем доклады, статьи, новые веяния и так далее. И только эта группа может говорить на языке разработчиков, а остальные - в 9:00 пришел, в 18:00 ушел. Не интересуются ничем. Я о том, что нельзя просто взять и заговорить на одном языке с программистами, этим жить нужно. И это ко всем специальностям относятся. У меня к HR тоже есть вопросы, но в подавляющем большинстве опыт положительный, а дураки есть везде. Но я вот знаю, что не смогу просто взять и начать говорить с ними на одном языке. А автор не понимает. Завтра ему скажут найти какого-то финансиста, он с ним тоже попытается на одном языке говорить? Сразу предупреждаю, не выйдет. 

Ответить
Развернуть ветку
Tatiana Nechaeva

HR не проводит технические собеседования, поэтому достаточно умения внятно объяснить кандидату, что представляют собой проекты, которыми будет заниматься соискатель, не путая термины. Что касается финансиста - нет, с ним не обязан говорить на одном языке. HR должен разбираться в профильном для компании направлении, в данном случает речь об ИТ-компании, в которую в основном набирают айтишников, вот с ними в первую очередь и должен уметь работать HR.

Ответить
Развернуть ветку
Эльдар Муртазин
HR не проводит технические собеседования, поэтому достаточно умения внятно объяснить кандидату, что представляют собой проекты, которыми будет заниматься соискатель, не путая термины.

Пусть не тратит время зря, у него все равно не получится. Чтобы это получилось, нужно годами работать над проектом.

Что касается финансиста - нет, с ним не обязан говорить на одном языке.

А как их нанимают?)

айтишников

Если вижу, что HRка употребляет это слово, то сразу прекращаю беседу.

Ответить
Развернуть ветку
Tatiana Nechaeva

Ахаха, я не HR, мне можно.

Ответить
Развернуть ветку
Natasha Evchenko

Точно. Восьмиклассник. С первого класса в hr! А вы, кстати, в каком классе учитесь? 

Ответить
Развернуть ветку
25 комментариев
Раскрывать всегда