Карьера
Sergey Poluektov
3009

ИТ-экспансия: как выбрать регион для расширения бизнеса

Директор ИТ-компании из Ульяновска Сергей Полуэктов и директор по развитию Владислав Крайнов рассказали, как открыли офис компании в Санкт-Петербурге.

В закладки
Аудио

Компания MediaSoft работает в Ульяновске более 6 лет, за это время мы собрали в команде более 150 программистов. В последние годы наш объем производства рос в среднем на 50% в год, но этого было недостаточно, чтобы покрыть растущий спрос на услуги по разработке.

Мы стали присматриваться к другим регионам, и оказалось, что наиболее благоприятные условия для расширения ИТ-бизнеса сегодня наблюдаются в крупных городах. В итоге в августе прошлого года мы открыли подразделение в Санкт-Петербурге, и за полгода его объём производства достиг 10% от общей выработки компании.

В этом материале мы расскажем, с чем можно столкнуться при выходе в другой регион, почему мы выбрали Петербург и как конкурировали с местными работодателями.

Региональная специфика

При выборе региона мы в первую очередь оценивали, насколько велико там кадровое предложение. По данным HeadHunter, больше всего открытых ИТ-резюме в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области, Краснодарском крае, Татарстане и Новосибирской области.

Изначально мы не рассматривали для открытия офиса Москву или Санкт-Петербург, нас больше интересовали региональные города с сильными техническими вузами.

Но кадровая ситуация здесь оказалась довольно напряжённой: так, в Новосибирске на тысячу объявлений о работе приходится 70 технических вакансий — почти столько же, сколько в Москве (69 вакансий), и чуть больше, чем в Санкт-Петербурге (60 вакансий).

То есть в Новосибирске всего 3% всех ИТ-резюме, а спрос на кадры такой же, как в Москве, где 40% открытых ИТ-резюме.

Также мы отказались от идеи открытия офиса, например, в соседнем Саранске: при населении вдвое меньше, чем в Ульяновске, кадровая ситуация здесь ещё более сложная.

Если сравнить количество ИТ-резюме в разных городах с численностью их населения, становится ясно, что лучше всего с кадрами как раз в городах-миллионниках.

Также мы учитывали фактор внутренней миграции: по данным Росстата, в последние годы приток населения наблюдался только в трёх округах — Центральном, Северо-Западном и Южном, в остальных отток оказался больше.

Этот процесс мы ощутили на себе: почти все уходящие из нашей компании люди увольняются по причине переезда в большой город, причём чаще всего переезжают в Петербург.

Взвесив все «за» и «против», мы выбрали для открытия нового офиса Санкт-Петербург.

Стоит сказать, что на рынке намного больше примеров, когда столичные ИТ-компании идут в регионы. Ими движет заблуждение, что в регионах и рабочая сила дешевле, и конкуренция за кадры ниже, но на деле всё не так радужно.

Разница по зарплатам в реальности не так велика, как ожидают столичные работодатели. Между Ульяновском и Санкт-Петербургом она составляет всего около 20% . А конкуренция за ИТ-специалистов в регионах не менее, а то и более жесткая, чем в столице.

В нашем регионе были примеры, когда столичные компании пытались быстро войти на местный рынок, предлагая разработчикам более высокие зарплаты. Это не сработало: ульяновские айтишники не готовы менять работу только за небольшую прибавку к ЗП, им также нужна стабильность, хороший коллектив, возможность развития.

Поэтому местные работодатели вкладываются в обучение кадров и налаживают связи с учебными заведениями. Пришлые компании, планирующие перекупить у них разработчиков, почти всегда терпят неудачу. По крайней мере блицкрига, на который они рассчитывают, у них не получается.

Как не потеряться в большом городе

Изучив конкурентную среду Санкт-Петербурга, мы увидели, что местный ИТ-рынок занят неравномерно: технологические гиганты «Яндекс» и «ВКонтакте» соседствуют здесь с множеством небольших digital-агентств, стартапов и микрокомпаний, обслуживающих одного-двух клиентов.

Компаний нашего типа — среднего размера, с фокусом на сложной разработке, многолетним опытом аутсорса для больших брендов — оказалось не так много. Это повышало наши шансы выделиться из общей массы работодателей и привлечь разработчиков.

(С крупнейшими компаниями вроде «Яндекса» мы за кадры напрямую не конкурируем: у них очень высокий конкурс и специфические требования к разработчикам.)

Знакомые разработчики из Петербурга рассказали, что здесь редко встречаются компании с развитой корпоративной культурой, а руководство не слишком лояльно к сотрудникам. Это было нам на руку, потому что все эти годы мы развивали компанию на следующих принципах:

  1. Фокус на потребностях разработчиков (возможность выбирать проекты, индивидуальный график, регулирование нагрузки с помощью разделения зарплаты на постоянную и переменную части).
  2. Инженерная культура (бесплатное обучение в академии разработки MediaSoft, наставничество, внимание к качеству кода).
  3. Корпоративная культура (построение компании на принципах равенства, отказ от найма на руководящие должности людей со стороны и так далее).

Этот подход обеспечивал нам планомерный рост в среднем на 10‑20 человек в год, теперь предстояло проверить его на новом месте.

Быстрый старт: офис, наём, загрузка

Чтобы разница между петербургскими и ульяновскими зарплатами не «перегрузила» наш бюджет, в петербургский офис мы нанимали только разработчиков. Все менеджеры, бухгалтеры, HR-специалисты остались в Ульяновске.

Поиски программистов начали со специализаций, наиболее востребованных у наших клиентов: JavaScript и мобайл. Параллельно проиндексировали зарплаты разработчикам схожей экспертизы из ульяновского офиса, чтобы не создавать в компании социальное неравенство. В итоге разница зарплат между двумя офисами сейчас отличается несущественно.

Директор по развитию MediaSoft Владислав Крайнов в петербургском офисе​

Чтобы в петербургском подразделении начала развиваться та же внутренняя культура, что и в основной компании, мы позвали «обратно на работу» двух специалистов, некогда уехавших от нас в Петербург. Им предстояло подобрать сотрудников с подходящими ценностями.

Начали подбирать помещение. Офис — важная часть имиджа работодателя, и на нём экономить нельзя. При изучении конкурентов мы заметили, что в Петербурге качеством и расположением офиса часто пренебрегают, поэтому смотрели только офисы класса А в центральных районах. В итоге выбрали бизнес-центр на набережной, с которой открывается вид на знаменитый крейсер «Аврора».

Хороший офис — важное конкурентное преимущество в борьбе за кадры

Для быстрого обустройства помещения десантировали в Петербург нашу команду, отвечающую за ульяновский офис. После этого HR-отдел начал активные поиски специалистов. Иногда доходило до пяти собеседований в день, в итоге за первые три месяца мы собрали команду из десяти разработчиков уровня middle и senior.

Можно было нанять намного больше, но мы руководствовались правилами, которые выработали за годы практики в Ульяновске: во-первых, отталкиваться от загрузки, то есть брать людей только на имеющиеся задачи.

Во-вторых, отдавать предпочтение специалистам, которые увлечены своей профессией и разделяют наши ценности. Хантить всех подряд, как поступают многие компании, — не наш метод. Ошибки найма в ИТ стоят очень дорого: если человек через три-четыре месяца уволится, затраты на его трудоустройство и погружение окажутся намного больше прибыли от его работы.

В-третьих, наращивать команду постепенно, чтобы не парализовать работу тимлидов, которые обычно занимаются погружением новых людей в работу.

Лаунж-зона в петербургском офисе
​Директор MediaSoft Сергей Полуэктов

Половина из тех, кто приходил к нам на собеседования, оказались приезжими из регионов, остальные — из небольших петербургских команд разработки. Они рассказывали, что на их прежнем месте работы мало интересовались качеством кода (работает — и ладно), не было возможности учиться у более сильных специалистов. Поэтому наше внимание к инженерной культуре они оценили как важное преимущество.

Команда санкт-петербургского подразделения MediaSoft
​Рабочий процесс в новом офисе
​Не так страшен автор, как его код

Результаты

В августе объём производства офиса в Санкт-Петербурге был равен 2% от выработки всей компании, а уже в декабре он достиг 10%. Сейчас этот рост продолжается, сотрудники петербургского офиса сами собеседуют и набирают новых специалистов.

Что изменилось в компании с открытием офиса в другом регионе?

У нас появилась возможность брать больше проектов. Не так давно нам приходилось отказываться от любых дополнительных задач, потому что производство было безнадёжно перегружено. Для пополнения команды в Ульяновске мы растим кадры самостоятельно, это дело не быстрое, к тому же новичков много в команду не наберёшь. Нанимаем не более одного человека в один-два месяца, и для постоянно растущей нагрузки это слишком медленно.

Санкт-Петербург с его более обширным кадровым предложением позволил нам набирать опытных специалистов, которых не нужно учить с нуля. Это позволяет расти быстрее.

Офис в Ульяновске тоже продолжает расти, причём в последний год этот рост увеличился с 50% до 80%. Спрос на рынке разработки сейчас больше, чем предложение, поэтому рост — одна из основных задач ИТ-компании.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Sergey Poluektov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 40, "likes": 19, "favorites": 49, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 107804, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 20 Feb 2020 09:52:06 +0300", "is_special": false }
0
40 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
4

"Новосибирске на тысячу объявлений о работе приходится 70 технических вакансий – почти столько же, сколько в Москве (69 вакансий), и чуть больше, чем в Санкт-Петербурге (60 вакансий)." - что то какой то лютый звездеж. В Мск вакансий больше чем в питере в 7-10 раз, в питере больше вакансий чем в новосибе в 2 раза минимум.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

–1

Ладно, без душнилова. Рассчет показан "на тысячу вакансий", то есть процент. Перефразируя, "технических вакансий от всего многообразия вакансий в Новосибирске 0.7%, почти как в Москве (0.69%)..."
Андерстунд?

Ответить
0

А так это вы статью писали, тогда 70% вопросов сразу отпадает, предложения хотя бы связные и то хорошо.

"То есть в Новосибирске всего 3% всех ИТ-резюме, а спрос на кадры такой же, как в Москве, где 40% открытых ИТ-резюме." - большими буквами на красном фоне. Где тут про всё многообразие, если прямым текстом сказано, что спрос в новосибе такой же как в москве?
Пишите нормально, не будет вопросов.

Ответить
0

Не, писал не я, а жаль, но относительно выделенной части соглашусь, не сразу удается понять, от чего процент взят. 3% и 40% - это от IT-вакансий по всем регионам. 0.7% - это от общего количества вакансий любого профиля в Новосибирске, а 0.69% - соответственно, от общего количества вакансий любого профиля в Москве.

Ну и под спросом имеется ввиду отношение количества it-вакансий к количеству вакансий вообще всех профессий. Не знаю, почему именно такая метрика, но это и не моё дело.

Ответить
0

Ну если действительно жаль, вы всегда можете написать такую статью - VC очень демократичный.

Ответить
–1

Буду расценивать этот коммент как уход от сути диалога в пустую демагогию, равно как и отредаченную часть про фоточки из вк.

Ответить
0

Уход от чего? От того что в выделенной части написана неправда? Так вы вроде согласились. 
Или от вашего поста "бумагу дать" смысла которого я так и не понял?
Или ваш камент про бумагу это не пустая демагогия а обсуждение сути чего-то?
Напомню - вы меня прокомментировали и если хотите что-то от меня услышать, так говорите прямо, без пресловутой демагогии. Или выражаясь вашим языком "чего хотел то?"

Ответить
0

В выделенном тексте написана, вероятно, правда (их аналитика - правдивость на их совести). Согласился с тем, что написано криво, сложно для понимания, не более. Своим комментарием "бумагу дать?" я указал на то, что вы не правы в том, как вы аргументировали свои сомнения в написанном автором, рассчитывая на то, что вы сами догадаетесь, в чем ошибочность.

В вашем первом комментарии не идёт речь о выделенном тексте, а только об абзаце перед ним.

Ответить
0

Выделеным текстом написано то, что совершенно не соответствует моей информации о рынке, который я мониторю больше трех лет.

Ответить
0

Так и аргументировали бы корректно. А иначе в комментарии явно сказано, что "вакансий в Москве больше чем в Новосибирске" - поразительная аналитика рынка труда.

Ответить
0

Непонятно почему это вас так взволновало, если вы не автор статьи.
И то, что сказанно вначале комментария "вакансий в Москве больше чем в Новосибирске" это не только правда, но и совершенно логично, с точки зрения соотношений количества населения и числа компаний.
В отличие от того, что написано жирным текстом в статье.

Ответить
0

Он еще и идиот))

Ответить
1

Да я вообще фигею. Каментит меня какое то тело, пишет непонятный бред. Тут же обвиняет меня в демагогии, после чего приказывает мне не писать в ветке моего комментария, при этом поджигая пуканом легковоспламеняющиеся предметы.
Не пойму, сегодня на пряжке день открытых дверей что-ли?

Ответить
0

может он бот по типу олежи?

Ответить
0

Он просто друг.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

0

Можно мне?

Ответить
0

Не можно

Ответить
0

жадина.

Ответить
–3

Менеджер.

Ответить
1

Опять ищут исходя из ценностей. Вы секта чтоли чтобы подбирать людей по ценностям?

Ответить
6

Учитывая, сколько времени мы проводим на работе, хочется находиться в окружении людей, у которых принципы и взгляды на жизнь схожи с твоими. Ценности это важно.

Ответить
1

Обычно ценности конторы и ценности людей все же сильно отличаются

Ответить
–1

Для небольших компаний обычно это ценности основателей, а в больших не работал, не знаю 🤷‍♂️ 

Ответить
1

Ну какие ценности у основателей? Сделать побыстрее, продать подороже... 

Ответить
0

"Ну какие ценности у основателей?"

Обычно увольняют одним днём. Это очевидно обозначает ценность кадров для основателей.

Ответить
0

Ну я в принципе так и думал

Ответить
1

Артём, а Вы не могли бы перечислить пару пару принципов и взглядов, которых придерживаетесь?

Ответить
3

Молорики! Ставлю "класс". Желаю в недалёком будущем открыть офис где-нибудь ещё западнее.

Ответить
0

Сделаем.

Ответить
2

Охренеть, это же те гопники, которые отжали компанию у основателя http://mymediacompany.ru/  Теперь эти рейдеры статьи на VC пишут, класс

Ответить
1

Директор ИТ-компании из Ульяновска Сергей Полуэктов сам себе конферанс.

Ответить
1

По заголовку можно подумать, что московская или питерская контора думает расширяться "в Россию". 
А по факту - самое обычное стремление в столицы 

Ответить
1

Не самое обычное.

Галеры - залезли в провинции ради экономии на зарплатах. Федералы, такие как (федеральные) дистри - вылезли в провинции ради экономии на зарплатах. 

Тут другой тренд. Тренд от дефицита кадров в провинциях. Все кадры сожрали галеры и федералы.

Ответить
0

Ну конкретно в Ульяновске да, дефицит ощущается уже. 
Лет примерно 10 назад там начали очень хорошо IT поддерживать, так что ресурс действительно уже сильно ужат -) 

Ответить
–2

И ни одной девушки на фото, шок-контент :)

Ответить
1

Поздравляем, интересно, когда рынок переполнится или предложение превзойдет спрос?

Ответить
0

Сложно сказать, но тенденция пока обратная и предпосылок к развороту не видно

Ответить
1

Сергей, супер! Поздравляю с открытием нового офиса!

Ответить
0

Из Ульяновского офиса появились ли желающие перевестись в Спб?

Ответить
0

Да желающие то и до открытия офиса всегда были

Ответить

Прямой эфир