{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Образовательные программы для молодежи: зачем это бизнесу?

Стоит ли делать ставку на тех, кто может не прийти работать в компанию и даже усилить конкурентов

У любой компании ограничены ресурсы, поэтому естественно стремиться вернуть инвестиции времени и сил на образовательные проекты. Со своими сотрудниками всё более-менее понятно: здесь компании готовы работать над приращением человеческого капитала, к тому же новые подходы к обучению являются одним из главных трендов прошлого года, согласно исследованию Deloitte.

Сложнее с внешней аудиторией: велик риск вложить силы, время и компетенции своих лучших сотрудников — именно они обычно разрабатывают курсы и выступают перед аудиторией — в развитие тех людей, которые, возможно, ни дня не проработают в компании. Нужно ли это, предлагаю обсудить в комментариях, а пока приведу несколько доводов «за».

Рекрутинг и время на знакомство

Погоня за талантами для компании начинается с первых курсов университета. Целевые гранты, партнерство с кафедрами, предоставлением практических задач из реального бизнеса, места на стажировках и собственные образовательные программы — это хорошо работает на лояльность к работодателю и помогает расположиться в сознании будущих соискателей на полочке с названием «эксперт своего дела».

Но если бы формирование определенного имиджа было единственной причиной взаимодействия со студентами — компании бы не «вели» их с первого по последний курс, а просто бы перехватывали в год выпуска. Для бизнеса эти несколько лет — возможность заложить нужный вектор развития и узнать сильные стороны кандидата ещё до того, как он пришёл на собеседование. Это возможность заполнить существующий разрыв между постоянно меняющимися требованиями рынка и компании к определенному типу специалистов и, в силу объективных причин, более статичной системой образования.

Так что тут перед компанией, которая для себя решила привлекать молодых специалистов, встает выбор: вкладываться в образовательные проекты для студентов и сократить время на онбординг или познакомиться с соискателями только на этапе отбора на вакансию, но заложить гораздо больше времени на введение в должность, адаптацию и обучение ключевым навыкам. В первом случае есть риск потерять учащихся по пути и после увидеть их в компаниях конкурентов, а значит вложить средства впустую, во втором — на протяжении длительного времени платить человеку зарплату без гарантий, что он сможет разделить корпоративную культуру, будет вовлечен в работу, оправдает вложенные время, средства и силы в него. Чем выше должность и специфичнее требования, тем такой риск выше.

Создание специалиста под себя

Ситуации, когда молодой специалист приходит в компанию и сразу начинает приносить максимум пользы, случаются, но это скорее исключение, чем правило. Это касается не только специализированных навыков (hard skills), упор на которых делается в системе вузовского образования, а в большей степени универсальных бизнес-навыков коммуникаций, презентации, управления временем и проектами, умения работать в команде (soft skills), которым в университетах практически не учат. Неслучайно в исследовании Theory&Practice представители бизнеса выделяли именно эти пробелы у сотрудников и соискателей.

​Ключевые вызовы кадрового рынка [исследованиe Theory&Practice]

Существуют и абсолютно новые специальности с большим дефицитом кадров, когда компании становится проще вылепить специалиста под себя, чем искать его на рынке труда и переучивать. Например, в проекте «Школы 21» от Сбербанка набирают студентов практически с нуля, а в основе программ состоит метод peer-to-peer, коллективное обучение через изменение ролей тренер-ученик, которое помогает развить оба типа навыков. Обучение бесплатное, но, чтобы познакомиться с методом, нужно пройти отборочное сито из онлайн-игры, собеседования и 4-недельного тестового периода обучения.

Имидж, но не только корпоративный

На собственной образовательной платформе «Youth empowered — Твой путь к успеху» мы также сконцентрировались на развитии soft-skills. Проект полностью бесплатный и доступен желающим онлайн. На данный момент доступны курсы по нетворкингу, коммуникациям, ведению переговоров, финансовой грамотности, проектному менеджменту, развитию навыков продаж и другим дисциплинам. Он подойдет для начинающих, чтобы понять, в какой из областей есть пробелы и разобраться с приоритетами для развития. Тут есть два важных момента.

1. Благодаря онлайн-формату объем затраченных усилий в расчете на одного обучающегося сокращается. Достаточно один раз записать программу обучения, протестировать её и время от времени вносить изменения на основе обратной связи и меняющейся ситуации на рынке. Это позволяет значительно повысить число контактов, а с ними и эффективность инвестиций.

2. С таким охватом проект не только помогает позиционировать компанию в качестве эксперта для потенциальных сотрудников, но и влияет на формирование соответствующего корпоративного имиджа у широкой аудитории учащихся, которые являются потребителями, живут в регионах присутствия заводов, в будущем могут быть сотрудниками предприятий-партнеров, изданий и органов государственной власти.

Образовательные проекты как часть социальной повестки компаний могут помогать взаимодействовать с органами власти и СМИ не только на далёкую перспективу, но и прямо сейчас. В регионах есть запрос на развитие определенных компетенций, потребность в повышении качества образования для студентов или переквалификации кадров из ряда депрессивных отраслей для уже состоявшихся специалистов. Контакты, которые удастся наладить в рамках социальной программы, будут полезными и при взаимодействии по профильным вопросам для бизнеса.

Самостоятельный вид бизнеса

Всё описанное выше больше применимо для крупного бизнеса. Но для компаний любого масштаба, имеющих статус экспертов в своей предметной области, существует почти безрисковый вариант — собрать профессиональный опыт и наработки и обучать желающих уже за деньги. Тогда это становится самостоятельным направлением бизнеса. Подобное решение реализовано в «Яндекс. Практикуме», где есть курсы для разработчиков, инженеров по тестированию, аналитиков данных. Особенно востребованы подобные курсы для профессий, по которым люди могут трудиться удаленно. Мне представляется, что в случае, когда для производства продукта человеку нужны только голова, ноутбук и выход в интернет, вероятность «потерять» студента где-то в процессе обучения максимально велика. Поэтому подход создания курсов выглядит рациональным и понятным с точки зрения инвестиций.

Стоит отметить, что Россия вслед за всем миром переживает бум образования для взрослых. Причем речь идет не только о прикладных навыках для работы, но и для всех других сфер жизни. Главное, оформить всё в edutainment-формате, сочетающем образование и развлечение. Поэтому, если ваша компания далека от программирования, но может научить людей разбираться в моде или сочетаниях специй, сэкономить на перелетах или ремонте, рассказать о секретах организации досуга для детей или чем-либо ещё — такой формат имеет место быть.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда