{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Что делать, когда просят доделать

Бывает, что вы выполнили работу, а клиент после этого регулярно просит вас о небольших одолжениях: исправить, доделать, подсказать. Так вот, делать одолжения необязательно. Вы не должны, даже если сделали большую работу и задорого. Как об этом сказать клиенту?

Представьте, вы написали текст, или нарисовали дизайн, или сделали сайт. Пусть будет сайт. Сделали, сдали, получили деньги и занялись следующим проектом.

Через пару недель клиент пишет: «Глеб, вы не могли бы указать в контактах на сайте еще один номер телефона, вот этот». Или еще какую-нибудь мелочь, неважно.

Вы идете в админку и в полминуты добавляете, что вам, сложно, что ли. Через месяц снова стучится — нужно дописать строчку текста. Еще через три — что-то там сломалось, блок на странице задвоился. Исправьте, будьте котиком.

Отказывать всегда неловко, тем более в такой мелочи. А ещё в голове крутится мысль: «Вдруг у него будет большой заказ, а я сейчас откажу и он мне его не даст!»

Вот только на техподдержку вы не договаривались — вы, например, фрилансер, вам невыгодно и просто не нравится отвлекаться на мелкие задачи. Может быть, как добросовестный исполнитель, вы даже сразу сделали клиенту небольшой гайд по пользованию сайтом. Но клиент не смотрит в гайд, а вам пишет. Итак, как себя повести.

Для начала поймите или почувствуйте: клиент, скорее всего, обращается к вам без всякой корысти, просто считает вас тем, кто может быстро решить проблему. Или боится самостоятельно лезть в админку. Или ленится читать гайд. Мы все иногда ленимся, это нормально.

Теперь утвердитесь в мысли, что вы не обязаны делать работу, на которую не договаривались. Призрачный намёк на новый проект в будущем — не повод бесконечно выполнять поручения. Но и грубо отказывать тоже не нужно.

Если задача действительно мелкая, выслушайте клиента, выполните просьбу. А потом сразу поговорите. Причем по телефону или Skype, а не письмом. Важно, чтобы он слышал вашу интонацию.

Клиенту может показаться странным ваше желание именно созвониться. Не оставляйте это непроговоренным, обратите внимание с самого начала разговора.

Например, так.

Евгений Иванович, я хотел именно поговорить, потому что в письме это может выглядеть как-то высокомерно или как отписка, а я ничего такого не имею в виду.

Ну и дальше в таком же доверительном ключе.

Евгений Иванович, у вас периодически возникают по сайту вопросы, и это нормально. Я и не против помогать, но дело в том, что я не могу себе позволить работать в таком режиме.

После сдачи проекта я не беру его на поддержку, потому что это требует много внимания и невыгодно. Именно поэтому я делал такой сайт, который вы сами могли бы поддерживать. Считаю, что выход для вас — это найти либо студию, либо человека, который занимается как раз поддержкой. Это должно быть недорого, особенно если собирать несколько пожеланий и разом их отправлять.

Это касается только вот таких мелких неотложных задач. Я с радостью возьмусь, если потребуется проектная работа. Не срочная, но которую можно запланировать — мы ее обсудим, оценим, выделим на нее нужное время и сделаем. А с мелкими — ну, понимаете, не получается.

Что скажете? Если подходит, я соберу в письме доступы к сайту и мою инструкцию, чтобы вы могли разом передать их тем, кто займётся поддержкой?

Разговор не обязательно должен быть именно такой, но идею вы поняли:

  • Лично, заботливо, без ультиматума, но при этом твердо объяснить, почему вы так не работаете.
  • Предложить пути решения, альтернативу.
  • По мере сил помочь и подсказать, с чего начать.

И совсем необязательно заводить такой разговор после первой же просьбы. Возможно, она будет единственной, а клиенту приятно, если вы быстро и охотно ему поможете.

0
59 комментариев
Написать комментарий...
Saucedo Puetz
Как об этом сказать клиенту?

Просто тупо сказать, что может быть проще?

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Klinov
Автор

Я почти уверен, что не для всех это «что может быть проще». Кому просто — тот молодец, хотя и в этом случае стоит судить по результативности: как сложились отношения, удалось ли отказаться от дурной работы или заработать денег.

Ответить
Развернуть ветку
Saucedo Puetz

Причем тут отношения? Разработчик разрабатывает в первую очередь чтобы заработать денег и точка

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Klinov
Автор

Где есть клиент и исполнитель, там изначально есть и отношения. Я рассматриваю вариант условного фрилансера, когда исполнитель соприкасается с клиентом. 

В любом случае приходится договариваться об условиях работы, обсуждать задачу, согласовывать её, сдавать результат — это всё отношения. 

Ответить
Развернуть ветку
Saucedo Puetz

Для Вас отношения важнее денег?

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Klinov
Автор

Отношения и деньги связаны. Фрилансер не может заработать денег, не вступая в отношения с клиентом. Может, исключения есть, но я не могу придумать сходу.

Ответить
Развернуть ветку
Saucedo Puetz

Я лишь пишу что первично а что вторично. И отношения не должны подменять деньги

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Klinov
Автор

Что не должны подменять деньги — всячески согласен. Насчет первичности, я бы сказал, что у исполнителя с заказчиком сначала возникают отношения, которые переходят в денежные. И вот когда они перешли в денежные, то ориентироваться стоит на деньги, но отношений это не отменяет.

Хотя у меня есть лёгкое чувство, что мы немного путаемся в терминологии и имеет в виду чуток разное. Не уверен. 

Ответить
Развернуть ветку
56 комментариев
Раскрывать всегда