{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Лонгрид: нанять 33 разработчика с хакатона — миф или реальность

Привет! Я Александр Малышев сооснователь сообщества участников хакатонов Russian Hackers.

Мы опросили несколько сотен хакеров и поняли, кто ходит на хакатоны, сколько сеньор-разработчиков удается так нанимать, в какой банк хотят пойти работать разрабы (спойлер — «Тинькофф» отсутствует в рейтинге) и когда лучше делать свой ивент, а когда принимать участие в мегахакатоне или хакатоне нескольких компаний.

Уверен, компаниям, которые проводят собственные хакатоны, будет полезно посмотреть на собственные ивенты через призму статистики.

Хакатон – это кузница новых идей​ и эффективный бизнес-инструмент

Брифинг

Хакатон — это командный марафон разработчиков, продактов и вспомогательных специалистов для создания клевых прототипов и инноваций. Сами хакатоны появились в Штатах, когда технические гики, или как их еще называют – хакеры, собирались в компьютерных классах университета, заказывали пиццу и пилили проекты. По итогу, после хакатонов начали появляться громкие заголовки: стартап Group Me, первая версия которого была сделана на хакатоне, продан компании Skype за $85M, а наши соотечественники – Евгений Невгень, Сергей Гончар и Евгений Затепякин в 2015 году сделали тестовую версию MSQRD на хакатоне Garage48 и позже продали его Facebook.

Подобные заголовки делают хакатоны частью механизма открытых инноваций, где компании, которые поддерживают сообщества разработчиков спускают сверху экспертизу, приятное окружение и в этом продуктивном котловане, без сна, и, ради творческих идей, разработчики фигачат собственные проекты. При этом, хакатон, как место сбора талантов, выступает посредником между разработчиками в компании и внешним сообществом – минуя рекрутеров, в комфортной среде можно узнать какой стек технологий используется в компании, обсудить с будущим тимлидом задачи и просто сделать совместный интересный проект.

Взгляд снизу

В хакатоне принимают участие от 50 до 1000 человек, стандартное количество участников в СНГ – около 100. Неудивительно, что этот бизнес-инструмент часто используют рекрутеры для закрытия своих задач. Мы решили изучить аудиторию и более основательно углубиться в интересы участников.

Сделали опрос, который прошло 268 человек из нашего сообщества Russian Hackers, где мы рассказываем о хакатонах по всему миру. Всего мы задали 21 вопрос, уточнив опыт работы и возраст участников, ключевые вещи в хакатоне, над какими проектами людям интересно работать, как участники относятся к таким мероприятиям и какие компании они запоминают после хакатонов. Участники были разбиты на возрастные группы, в каждой из которых было примерно равное количество людей: до 18 лет (начинающие разработчики), 19‑20 лет (первые курсы ВУЗа), 21‑22 года (старшие курсы вуза), 23‑28 лет (карьерный рост), 29 лет и старше (взрослая аудитория). В каждой когорте – около 50 респондентов.

Тезисы, которые хочу донести:

  • Возраст релевантная характеристика при выборе кандидатов на площадку. Именно на основе возраста можно спрогнозировать опыт работы, запросы участников и, самое главное, результат хакатона при отсутствии других факторов
Соотношение возраста и опыта работы

Результат хакатона будет напрямую зависеть от того, кого вы пригласите на хакатон: студентов, профессиональных разработчиков, стартапы или сотрудников компании – каждая из аудиторий специалисты в конкретных задачах

Студенты идеально подойдут для задач по генерации свежих идей, разработчики помогут с техническим аудитом, а стартапы запитчат готовые проекты.

Ниже картинка, которая наглядно помогает определить на каких специалистов стоит делать фокус

На пересечении верной целевой аудитории и бизнес-задач получаются эффективные хакатоны

Давайте посмотрим на разрезы аудитории в привязке к возрасту и их интересам

До 18 лет

В среднем были на 3 хакатонах, 30% из них уже имеют опыт работы более года. Молодая аудитория больше других ищет новые возможности (85% готовы к интересным предложениям), а целенаправленно идут ради найма 43% сегмента аудитории

Топ-3 интересов: общение с сообществом, крутой продукт, мерч и подарки

Рейтинг интересов участников хакатонов до 18 лет

19‑20 лет

Сегмент аудитории, которую можно нанимать на стажерские позиции. У них еще мало опыта, хотя 27% людей уже имеют от 2 лет и более. Эта аудитория, которая хочет сделать продукт, они заинтересованы в предложениях. По сравнению с аудиторией "до 18", "21-22", "29+" они в два раза чаще отметили, что им важна победа – это произошло в 33% случаев. Однако это второй с конца интерес 19-20-летних.

Топ-3 интересов: общение с сообществом, крутой продукт, сложные задачи

Меньше всего интересно: найти команду, победить

Рейтинг интересов участников хакатонов 19-20 лет

21-22 года

Более прогрессивные участники: 34% из них уже имеют 2-3 года опыта разработки, в среднем больше ходили на хакатоны, чем остальные группы они больше всех хотят общение с менторами компаний, готовы рассматривать предложения по работе в 68% случаев, а целенаправленно идут на хакатон с задачей найти работу 36% опрошенных

Топ-3 интересов: общение с сообществом, крутой продукт, сложные задачи

Меньше всего интересно: победить, найти команду

Рейтинг интересов участников хакатонов 21-22 лет

23-28 лет

Это аудитория устойчивых Middle-Senior разработчиков. Их опыт работы:

  • 46% 2-3 года
  • 28% 3-5 лет
  • 14% 6+ лет

Они не хотят получать предложения о работе в 45.6% случаев и они приходят на хакатон за победой (38.6% против 17.9% у аудитории 21-22 года). Им не так важен мерч (29.8% против 50% у аудиторий младше 22 лет) и, что немаловажно – они хотят делать крутые продукты (74% опрошенных)

Топ-3 интересов: крутой продукт, сложные задачи, общение с сообществом

Меньше всего интересно: найти команду, мерч и подарки

Рейтинг интересов участников хакатонов 23-28 лет

29+ лет

Это самая зрелая аудитория также как и остальные часто ходит на хакатоны. 74% из них – сеньоры, с 6+ лет опытом разработки, 15% из них имеют 3-5 лет опыта и лишь 10% меньше. Хакатоны для этой аудитории – возможность запустить проект (81%) и пообщаться с сообществом (72%). 60% из них заинтересованы в подаче резюме на интересные позиции, но лишь 23% целенаправленно идут на хакатон за наймом

Топ-3 интересов: крутой продукт, общение с сообществом, сложные задачи

Меньше всего интересно: получить оффер, найти команду

Рейтинг интересов участников хакатонов старше 29 лет

Вывод

Возраст – хороший источник корреляции зрелости аудитории. От 54% до 85% участников хакатонов рады новым предложениям по работе, а от 23% до 42% целенаправленно идут на хакатоны для найма. Самая капризная аудитория – 23-28 лет, они хотят сами откликаться на интересующие их вакансии (в 32% случаев), а в 14% вообще не хотят искать новую работу

Сводный график по интересам участников хакатонов

Для аудитории младше 23 лет следует инвестировать в мерчендайз, участникам старше это менее приоритетно (хотя, конечно, на практике не нужно совсем отказываться от него). При этом в возрасте 19-28 участники хотят решать сложные технические задачи охотнее, чем до 18 и после 29 лет. И еще, с возрастом появляется большее желание сделать крутой продукт и общаться с сообществом. Еще одна тенденция: молодые специалисты реже ищут команду (15%) чем опытные – в 25% случаев им это интересно.

Найм и Employer-branding

Спонсировать хакатон или организовать "под ключ"?

Мы ежегодно делаем крупнейший хакатон Hack.Moscow, где собираем 10 компаний, которые дают задачи и проводим хакатон для сообщества. Мы настоящий международный хакатон в СНГ – в 2019 году к нам приехали участники из 53 стран. Цель на этот год – собрать более сотни представителей и свыше 1000 человек. Чтобы каждая компания получила эффективное решение своих задач по Employer-branding мы включили в опрос список из компаний, часть из которых выступила нашими спонсорами, а другая часть нет. Собрав результаты, мы пришли к следующим выводам:

  • Задача на хакатоне очень сильно продвигает компанию на IT-рынке. Например, участие компаний 1С, МТС, Here запомнилось более 80% участникам. В то же время, компании, не дающие задачи запомнились 15-25% аудитории
  • Спонсоров больших хакатонов помнят дольше. Более 60% участников верно вспомнили спонсоров Hack.Moscow v1.0, который проходил 2 года назад. Те, кто были на одном хакатоне Hack.Moscow, но не были на другом, отмечали верных партнеров, которые поддерживают наше сообщество, даже если на их хакатоне этой компании не было – например, такой долгоиграющий эффект получили СИБУР, Funcubator
  • Разумеется, была и погрешность такого эксперимента – мы учитывали 15% разброса – участники оставляли имена компаний с сильным технологическим брендом (напр. Mail.ru), которые не выступали партнером Hack.Moscow

Когда в хакатоне участвуете только вы – у вас развязаны руки – организация лучше контролируется. Вписываясь в большую историю нужно понимать как именно организаторы подходят к работе с каждым партнером, а также понимать как организаторы будут решать именно ваши задачи. Например, на Hack.Moscow или Travel Hack Moscow проводятся отдельные медиа-, рекламные-кампании для каждого из партнера, чтобы лучше донести до аудитории хакеров актуальные бизнес-задачи заказчика. Не все операторы хакатонов ставят перед заказчиком его реальные бизнес-цели – в таком случае следует либо контролировать исполнителя или организовать собственный хакатон, пусть это будет дороже и трудозатратнее

Отвечая на вопрос из заголовка, стоит упомянуть еще два момента:

  • Хакатон — это инструмент, которым нужно уметь пользоваться. И чтобы он сработал эффективны вы должны выстроить у себя внутри механизмы его использования и быть готовыми вложиться внутренними человеческими ресурсами, не зависимо от того какой формат вы выберете. Если совсем просто: нельзя заплатить оператору хакатона и завтра у себя в офисе получить 100 новых разработчиков, нужно напрячь свой HR департамент, чтобы он проработал все поданные заявки и участников, отдельно ометив зарекомендовавших себя.
  • в год в России проходит 200+ хакатонов (можете посмотреть актуальные на нашем сайте), какая вероятность что ваш хакатон вспомнят спустя год? Конечно, в краткосрочной перспективе он закроет задачи, но если вы хотите стать частью соообщества или качественно поднять лояльность к бренду, то на наш взгляд стоит обратить внимание на известные крупные качественные мероприятия, которые сообщество помнит и ждет: хакатон ВКонтакте, Travel Hack Moscow, Hack.Moscow и другие подобные ивенты.

А что касается какой хакатон выбрать - все зависит от ваших задач и бюджета, оба варианта смогут отлично сработать, если брать во внимание моменты описанные выше.

Какой банк выберут разработчики при трудоустройстве?

Одним из вопросов "В какой из банков ты бы с бОльшим удовольствием пошел работать?" мы хотели сравнить актуальную картину желания трудоустроится разработчикам по сравнению с рейтингом работодателей 2019 года. Выбрали банки, т.к. большинство из них проводят хакатоны и другие соревнования с целью найма, в них проводятся цифровая трансформация и они одни из ключевых заказчиков хакатонов на рынке. Для более реальной картины – убрали тройку, которая на наш субъективный взгляд может сильно скосить статистику – Тинькофф, Сбербанк, ВТБ и оставили следующие:

  • Райфайзенбанк, Росбанк, Альфабанк, Газпромбанк – регулярно (1+ раз в год) проводят собственные мероприятия
  • Московский Кредитный Банк, Абсолют Банк, Юникредитбанк – компании, не участвующие регулярно (до 2 хакатонов за последние пару лет)
Ответы "В какой из банков ты бы с бОльшим удовольствием пошел работать?"

Вывод

Все далеко не очевидно: нет значимой корреляции между местом в рейтинге и ответами, как и между активностью в хакатонах и ответах. Это хорошая почва для исследования – возможно мы созреем для публикации рейтинга работодателей по мнению хакеров и текущие результаты станут почвой для сравнения после сезона хакатонов.

Общие выводы по найму через хакатоны

  • 70% аудитории участников хакатонов готовы к интересным предложениям по работе
  • 179 участников однозначно заявили, что участие в Хакатоне в большинстве случаев приводит к более глубокому знакомству с компаниями-спонсорами, с их деятельностью и продуктами. 60 человек (21%) отметили, что их отношение к компании спонсорам меняется в хорошую сторону, и они были бы рады продолжать сотрудничество с компанией-спонсором в дальнейшем и лишь менее 1% остались недовольны компанией после участия в хакатоне
  • Со слов участников, воронка по найму после хакатона следующая:

C хакатона в 200 человек несложно закрывать 10 вакансий. По опыту Russian Hackers большая часть отсева кандидатов происходит при отборе аудитории – хакатон, которая компания заказала "под ключ" не способен дать должной конкуренции и на такие хакатоны обычно конкурс 1-2 человека на место. Напротив, на большие и серьезные мероприятия, закрывающие задачи найма, конкурс начинается от 5 человек на место – где от 40 до 70% из отобранных хотят трудоустроится в компанию.

Сообщение подписчикам Russian Hackers

  • огромное спасибо вам за активное участие в опросе, надеемся мы сможем сделать хакатоны в стране лучше и интереснее
  • результаты розыгрыша мерча опубликуем до конца недели
  • скинь это исследование своему боссу/HRу и Вахтер тебя не забудет
0
9 комментариев
Написать комментарий...
Денис Пешехонов

Привет, я капитан победителей VK 2018 (Гран-При) и финала Цифрового Прорыва 2019, всего у членов нашей команды за спиной от 2 до 10 хакатонов, несколько побед, несколько попаданий в тройку. 

По найму был ровно один результат: после ЦП нам сделали очень крутое предложение, всей команде сразу, и мы согласились. Компанию называть не стану на всякий случай, но это один из основных участников ЦП, который давал задачи и на регионе и на финале.

На остальных хакатонах и крупных и мелких никаких следов найма не было вообще ни в каком виде.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Malyshev

Ого, крутой кейс! Позвали пилить продукт после хакатона в штабе компании? Какой опыт текущего сотрудничества?

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Гораздо более крутой кейс в том, даже у такого неординарного спеца было единственное приглашение. Что ставит под сомнение статью.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Пешехонов

Продукт другой, стек тот же. Тот продукт, который на хакатоне делали, на самом деле не нужен был, это была буквально задачка для отбора людей (у компании была цель хантить народ).

Опыт сотрудничества положительный: все обещания соблюдены, платят своевременно, работа понятная, есть интересные моменты :)

Ответить
Развернуть ветку
Russian Hackers
Автор

Так держать

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Glushenkov

1) После трёх побед в хакатонах Phystech.Genesis позвали на должность CTO.

2) После победы на гранд-финале CryptoBazar Serial Hacking в Сеуле продолжили работать с заказчиком как команда на аутсорсе.

Ответить
Развернуть ветку
Russian Hackers
Автор

А есть отличие работы с Российскими заказчиками и зарубежными?

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Kodanev

Больше 15 хакатонов за плечами, было все: и победы и проигрыши. Из последнего это Hack.Moscow где взяли 2 призовые номинации.  И за все это время HR собирали только персональные данные, но не одного интересного предложения не было. Больше всего смешно было на Цифровом прорыве, где сотрудники Мегафона, просто через минуту после окончания хакатона забыли вообще кто мы. А до этого бегали как за "лучшей командой в треке" и просили все наши контакты. 

Интересно было на одном из хаков от СИБУРа. Моих двоих тиммейтов они захантили за много денег и ребята счастливы там работать. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Malyshev

Напишите свой опыт трудоустройства/найма здесь в комментарии

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда