Карьера
Redmadrobot
5109

Как настроить работу внутри большой кросс-функциональной команды

Железные из Redmadrobot рассказывают, как отладить работу внутри команды из более семи человек так, чтобы каждый понимал свою зону ответственности, а новый специалист не тратил много времени на погружение в проект.

В закладки
Аудио

Для этого мы используем спринт-пульс. В статье даём заготовку этого инструмента в Miro, которую можно докрутить под свой проект, и практические советы для организации.

Дисклеймер: данный материал для специалистов, которые работают по Agile, в особенности по Scrum. В тексте присутствуют такие слова, как «блокер», «тайминг», MVP, QA и вот это вот всё. Они могут оскорбить чувства неподготовленных к такому людей.

Предупреждён, значит, вооружен, а теперь к делу. Чем отличается спринт-пульс от спринта:

Спринт — это отрезок времени, за который Scrum-команда создаёт полезную часть продукта, которую можно выпустить в свет.

Спринт-пульс — это инструмент, который помогает минимизировать простои и выстроить работу команды во время спринта с учётом зависимостей внутри.

Мероприятия спринта поменять нельзя, а вот спринт-пульс — это та часть, которую можно настроить под конкретный проект.

Как мы пришли к спринт-пульсу

Чтобы рассказать, как мы пришли к спринт-пульсу, берём в пример историю нашего проекта по созданию мобильного приложения. Но этот инструмент подходит и под другие типы проектов.

Стартовая команда проекта состояла из 6 человек: владелец продукта, менеджер проекта, UX-исследователь, арт-директор и два дизайнера. Одна итерация — одна неделя. Для всего этого подошёл Scrum.

Работа шла так: после проектирования целевых сценариев в wireframes и тестирования их на пользователях, мы должны были создать дизайн-концепцию приложения, а затем приступить к проектированию остальных сценариев и разработке MVP.

Чтобы разработчики могли вовремя стартануть свою часть, их подключили к работе на пару спринтов раньше. Это время нужно было для того, чтобы команда могла продумать архитектуру приложения и настроить непрерывную интеграцию.

В это время появился вопрос — а как, собственно, можно «подружить» создание UI с кодингом? Но так, чтобы сохранился темп работы и постоянный инкремент (прирост продукта). Кроме того, команда разрослась, появились QA и четыре разработчика, пришлось увеличить срок спринта до двух недель.

Мы решили провести встречи с тимлидами по направлениям и с владельцем продукта со стороны клиента.

Железяки штормят возможные варианты взаимодействия​

После этого зафиксировали этапы работы и узнали, что необходимо каждой подкоманде, чтобы стартовать свою часть. Например, функциональные требования от аналитика — это основа работы разработчиков. Если тут случится задержка, то и весь проект «съедет» по сроку.

В процессе анализа работы мы поняли, что нам нужно что-то большее, чем мероприятия Scrum, для того чтобы всё работало чётко.

С помощью стандартных инструментов Scrum сложно эффективно распределить время специалистов. В большом проекте это может привести к блокерам из-за того, что артефакт для следующего этапа не будет готов.

Алёна Шестера
Менеджер проектов Redmadrobot

Самые первые зарисовки нашего спринт-пульса

Собрав информацию, мы нашли и зафиксировали зависимости внутри команды: что после чего идёт и в какой промежуток времени должно быть сделано — всё это и стало спринт-пульсом.

​Первые версии вариантов связей внутри спринта были в физическом варианте — наброски на бумаге, стикеры — всё шло в ход.

Последний этап — интегрировать спринт-пульс в сам спринт.

Спринт-пульс со стикеров и бумаги мы пересобрали в Miro. Вообще, можно использовать любую другую программу (хоть на физических носителях, если удобно). Главное, чтобы все участники спринта могли в любое время посмотреть на схему: синхронизироваться по времени, задачам и связью с другими подкомандами.

​Готовый спринт-пульс для нашего проекта

Проблемы, которые может решить спринт-пульс

Несколько ситуаций, с которыми нам помогает справляться инструмент. Это именно наш опыт. И конечно же, это не весь список. У каждого пользователя спринт-пульса он может быть свой.

Долгий старт проекта

По правилам Scrum, команда сама должна выстроить работу внутри спринта, опираясь на его мероприятия. Но проблема номер раз — у членов команды разный уровень способностей в коммуникациях и организованности. Два — чтобы наладить коммуникацию и процессы, специалистам нужно провести серию встреч, потратив на это время.

Решение: спринт-пульс — это «стартовый кит», схема работ. Сформировав его до момента, когда командам будут даны задачи, можно быстро и слаженно стартовать.

Блокеры в процессе работы

Во время работы специалисты сфокусированы на выполнении своих задач. Они могут не видеть риски и связи с коллегами.

Без плана внутри спринта команде сложно увидеть всю картину целиком, поэтому появляются блокеры, мешающие следующим в цепочке начать вовремя. Результат такого «снежного кома» — недостижение целей спринта, а иногда провал всего проекта.

Пример: тестирование приложения для банка.

Если не заложить время на тестирование и стабилизацию, то к концу спринта будет кодовая база, но времени на поиск и исправление дефектов не останется. А без этого нельзя назвать разработанный функционал «законченным инкрементом». Отдать такой продукт клиентам банка не получится: он будет работать со сбоями, и это может привести к проблемам для банка. Например, может случиться утечка персональных данных, взлом аккаунтов, кража денежных средств и прочие ужасы.

Решение: на протяжении всей работы команда видит единый спринт-пульс. Каждый знает, кто и что от него ждёт в конкретный день, и выстраивает свою работу исходя из этого. Также спринт-пульс своего рода «контракт» между подкомандами. И если артефакты не были предоставлены в срок, то у специалиста есть право просигнализировать о проблеме, ведь все ключевые сроки зафиксированы в спринт-пульсе.

Погружение нового специалиста в проект

Обычно на онбординг новичка уходит большое количество времени. Чтобы начать работать в полную мощь, ему нужно понять, что вообще происходит и погрузиться в процессы.

Пример: к проекту подключается ещё один дизайнер. Ему рассказывают про проект и задачи, общекомандные и его подкоманды. Затем ему нужно пообщаться с другими дизайнерами и разработчиками. Важно узнать все тонкости, к примеру, когда он может привлечь разработчиков для оценки технической сложности спроектированной им реализации. Это занимает время и отвлекает остальных от задач, а значит, снижает её эффективность.

Решение: подготовленный для проекта спринт-пульс упрощает и ускоряет процесс онбординга. В нём уже наглядно показаны зависимости в команде: кому, в какой момент и что необходимо предоставить.

Как проверить, нужен ли спринт-пульс

Спринт-пульс может ускорить работу, но есть случаи, когда тратить время на его организацию не стоит. Эта табличка — подсказка: если количество «нет» больше, чем «да», то, возможно, вам подойдёт другой инструмент.

Мини-тест на «спринт-пульсность» ситуации

Как собрать спринт-пульс

Чтобы организовать спринт-пульс для своей команды, нужно ответить на шесть вопросов. Это поможет собрать информацию для выявления зависимостей и блокеров, которые нужно будет разложить на тайминг каждого спринта.

  • Что и кто делает?

Вначале нужно определить направление работы: что делаем, кто делает, какая цель, что считаем за результат и так далее.

  • Какие будут активности?

Находим все активности, которые затрагивают каждую из команд. Например, QA: ревью требований, написание тест-кейсов, тестирование, верификация исправленных дефектов и прочее. Прописываем их этапы от начала и до конца спринта.

  • Какие контрольные точки спринта?

Определяем контрольные точки в спринте каждой команды. Они обозначают завершение работ над задачей в рамках спринта. Например, закончили разработку новой функциональности → пора проводить регрессионное тестирование.

  • Какие есть связи внутри команды?

Определяем время на производство всех «зависимых» артефактов, нужных для работы других команд (например, макеты дизайнеров для разработчиков). Находим все взаимозависимости. Затем соединяем их и раскладываем на таймлайне спринта.

  • Где могут быть простои?

Выявляем простои — моменты, которые могут сказаться на скорости и достижении целей спринта. Также находим задачи, которыми можно занять подкоманды во время вынужденных простоев. Но не просто, чтобы специалисты что-то делали, эти задачи должны помочь другой команде работать эффективнее в будущем.

Например, у нас первый день спринта посвящен планированию и оценкам, нежели непосредственной работе, поэтому для нас таким мероприятием стал «чистый день» команды дизайна, в который они могли навести порядок в макетах и актуализировать карту экранов.

Алёна Шестера
менеджер проектов Redmadrobot
  • Когда командам нужно синхронизироваться?

Здесь нужно понять, на каких контрольных точках будет синхронизироваться команда. Все эти моменты фиксируем: какой результат, в каком объеме и к какому сроку должен быть готов. Мы синхронизируемся на встречах, звонках или в Slack.

Как только дизайнеры завершили проектирование сценария в ваерах, мы собирались всей командой на синк. На нем мы презентовали наработки и собирали обратную связь по техническим ограничениям. В результате дизайнеры выдавали максимально реализуемые результаты.

Алёна Шестера
менеджер проектов Redmadrobot

Важно понимать, что на протяжении какого-то времени спринт-пульс будет «притираться» к реальностям проекта. Но даже несмотря на это, стартовать получится всё равно быстрее, чем без него.

Чтобы собрать спринт-пульс для своей команды, можно использовать вот такой шаблон. Мы указали основные моменты, дальше вы можете адаптировать всё под свой проект.

​Инструмент можно разглядеть поближе и скачать бэкап-файл для Miro

Итог

Эффективный процесс получается настроить, когда каждый специалист понимает, что, когда и зачем он делает. Для этого команду нужно синхронизировать, и спринт-пульс хорошо справляется с этой задачей.

Это дополнительный и необязательный инструмент для SCRUM-команд, но он точно полезный. Особенно, если команда кросс-функциональная и в ней больше семи человек. Спринт-пульс поможет двигаться в тайминге спринта, а вовремя завершенные спринты в свою очередь гарантируют готовый продукт к сроку.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Redmadrobot", "author_type": "editor", "tags": ["\u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438","\u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435\u043a\u043e\u043c\u0430\u043d\u0434\u043e\u0439","\u0441\u043f\u0440\u0438\u043d\u0442","\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442","\u043f\u0440\u0438\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435","\u043a\u043e\u043c\u0430\u043d\u0434\u0430","\u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442\u044b","scrum","redmadrobot","agile"], "comments": 24, "likes": 36, "favorites": 199, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 109440, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Thu, 27 Feb 2020 16:17:06 +0300", "is_special": false }
Создать объявление на vc.ru
Онлайн-школа GoToHome: изолируйся и программируй
29 марта Онлайн 15 000 ₽
0
24 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
8

Изобретена диаграмма Ганта?

Ответить
3

В чём-то механика схожа, только Гантт собирается под конкретные работы, а здесь скорее обозначается ритм взаимодействия, который в каждом спринте заполняется разными работами. 

Ответить
0

Извините, обозначается что? Ритм? Очень сенсорно, ага...

Ответить
0

Ну, грубо говоря :) В целом да, идея та же, только горизонт планирования меньше и задачки совсем атомарные

Ответить
4

Спринт-пульс - это самопридуманный термин или где-то подсмотрели? На самом деле сама механика выглядит как адаптация метода критичной цепи (из "водопадной" разработки) на гибкие методологии. Использовал такую штуку в паре своих проектов (у меня правда был гибрид скрама и канбана, а не скрам - команде так было удобнее), но ни про какие "спринт-пульсы" не слышал.

Ответить
0

Да, этот термин у нас в Роботах зародился давным-давно (даже делали первый подход к написанию полноценной статьи по этому инструменту, ее можно тут почитать https://habr.com/ru/company/redmadrobot/blog/289916/), но до конца докрутили этот инструмент недавно, теперь делимся опытом)

Ответить
4

Диаграмма Ганта с критической цепью, вот что это, а не спринт пульс. Меня впринципе раздражают адепты скрама (не гибких методологий вообще, а именно этого срама), а когда они пытаются собрать из уже известных инкрементных, итерационных и каскадных методологий какого то непонятного монстра, при этом массово переименовывая уже известные термины и подходы, пытаясь их "диджилитизировать" как говорят в скрамтеке, от этого у меня прям подгорает. Але, если бы у вас была хотя бы мельчайшая крупица академических знаний, вы бы в жизни не опубликовали эту чушь. Все это было пройдено и в waterfall и в xp и rup и в куче других методологий, но срамоводы впереди планеты всей - они открывают "новые" подходы. 

Ответить
0

С языка снял. Я бы лучше не сказал

Ответить
2

Спасибо за статью=)

Ответить
4

Мы старались) Если интересно, то будем больше про наши PM-хаки.

Ответить
2

Интересно.

Ответить
1

Отличный материал, спасибо!

Ответить
2

Пожалуйста.

Ответить
0

Правда ли что скрам - прямой путь к выгоранию? Какая у вас текучка?

Ответить
3

Звучит, скорее, как утверждение🤔 

Вообще, тема применения скрама философская и немного выходит за рамки темы статьи, но, мне кажется, важны два фактора успешности скрама:
1. его грамотное применение и 
2. внимание к команде

Ответить
3

Любая работа ведет к выгоранию, просто с разной скоростью

В любом случае скрам делает процесс работы прозрачнее для команды, чем вне его

Ответить
0

Текучка может быть не из за методологии управления проектами, а банально из-за уровня зарплаты не пропорционального нагрузке. Например, аналитику 60, а разработчику 150

Ответить
0

Вот засранцы, такая разница

Ответить
1

Идея, скорее, адаптирована под скрам. Главный фокус тут в выстраивании оптимальной последовательности активностей, которые носят повторяющийся характер, и их зависимости, выраженные в конкретном, но, опять же, повторяющемся моменте времени в спринте

Ответить
1

А где большая команда?

Ответить
0

Как же грустно, похоже, работать в таких галерах

Ответить
0

Мы просто оптимизировали процесс, чтобы работать было проще. А галер у нас нет — можно прийти и убедиться, мы не скрываемся)

Ответить
0

"Чтобы разработчики могли вовремя стартануть свою часть, их подключили к работе на пару спринтов раньше. Это время нужно было для того, чтобы команда могла продумать архитектуру приложения и настроить непрерывную интеграцию."

А у проектирование у вас тоже происходит за пару спринтов или уже во время спринта? 

Ответить
0

Всё это туфта на фоне отлаженного водопада. Встречается оно конечно редко, но увидев однажды забываешь про всратые скрамы навсегда

Ответить

Прямой эфир