{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Удаленные сотрудники для IT-отдела: “за” и “против”

Британская финтех-платформа Bilderlings рассказывает про свой опыт работы с удаленными сотрудниками: с какими сложностями столкнулись, в чем выиграли и какие "правила" для себя разработали.

Какую работу мы отдаем (и не отдаем) на аутсорс

Аутсорсинг — это хорошая возможность на короткий период взять «в аренду» специалиста. Ты не обязан платить ему ежемесячную зарплату, оплачивать отпуск, обеспечивать рабочим местом. В коротком моменте это достаточно интересно с точки зрения финансов. Но дальше начинается самое веселое.

Сотрудники на аутсорсе не вникают во внутренние процессы компании, в детали продукта, в корпоративную этику и так далее. Почему это важно?

Так, если речь идет об IT, то важно понимать, на каком стеке технологий вы работаете. Если речь о маркетинге, необходимо знать брендбук, стандарты работы с клиентами и многое другое.

Поэтому, если делегировать стороннему человеку часть постоянной основной работы, может сильно пострадать качество на выходе. Тут риски репутационные и финансовые.

На аутсорсинг хорошо отдавать проекты, которые вы запускаете с нуля: где еще нет устоявшихся правил и процессов, чего-то особенного, во что человек должен погружаться. Например, большую часть мобильного приложения спокойно можно сделать на стороне. Мы полностью отдали на аутсорсинг работу с CRM/ERP — это тот проект, который идет в отрыве от нашего стэка технологий и базовых разработок, и так как это был новый продукт, мы использовали аутсорсинг. Ибо выгодно. Раз в пару месяцев мы делаем заказ (в рамках развития бизнес-процессов заказ на изменения в логике работы CRM/ERP), и нам его выполняют. Экономим много денег на том, что не держим человека в штате. А другие задачи, по нашему опыту, на аутсорсинг отдавать не стоит: в конечном счете это выйдет дольше и дороже, чем если делать штатными сотрудниками.

Какие риски для заказчика

В первую очередь это касается безопасности. Если у вас IT-задачи, то человек «со стороны» получает доступ к исходному коду. Если маркетинговые задачи, то доступ к клиентской информации. Здесь много деликатных нюансов с точки зрения защиты данных. Поэтому идеальный вариант для найма фрилансеров — это временные проекты, которые при этом не являются ключевыми для бизнеса и с разработкой которых не связаны ценные данные.

Что многие не учитывают при планировании работы с аутсорсингом, так это необходимость проектного менеджера внутри штата.

Зачастую на эту работу не закладывают расходов, думая, «да что там, зачем это надо, обойдемся». А зря. Это же не так, что ты отдал задачу на сторону, а потом — вжух, и все готово. У вас должен быть и проектный менеджер, который постоянно на связи с исполнителем, следит за выполнением задач и соблюдением сроков. Основная задача проектного менеджера — написание максимально подробного ТЗ, что зачастую может занимать целый месяц. Без менеджера этих вопросов в итоге можно не только не сэкономить, но еще и переплатить.

А что насчет удаленных сотрудников в штате?

Для компании это выгодно тем, что снижаются административные расходы (не надо платить за человеко-место). Плюс, если вы берете специалиста из других стран, где уровень заработной платы чуть ниже, вы выигрываете и здесь. Кроме того, многие работают по ИП, и вы заключаете договор как с юрлицом — и экономите на социальных расходах.

В чем сложности?

Это большая редкость — найти человека, который будет удаленно участвовать во всем: летучках, стендапах, конференциях и тд. У нас фронтенд-разработчик сидит в другой стране, однако подключается ко всем процессам и мероприятиям, и это большая ценность. Дальше, вопрос синхронизации времени. Многие хотят работать удаленно, потому что сами могут регулировать время своей работы. Однако для нашего бизнеса это критично: вся бизнесовая «движуха» у нас с 9 до 17. Человек, который находится в другом часовом поясе, просто выпадает из процессов. Ты практически не можешь контролировать человека и не можешь синхронизировать процессы.

Стандартные риски в работе с удаленными сотрудниками — человек не делает весь объем работы, или делает не в срок, или делает «для галочки» и черте что.

Как контролировать и мотивировать

Единственный вариант контроля — это четкое оговаривание планов, задач и ожидаемого результата на выходе. Если человек организован, то чаще всего хватает удобного инструмента управления проектами. Учитывая, что мы работаем по методологии Agile, то активно используем kanban доски в Trello.

Мотивация — самый сложный аспект. Это очень тяжело — мотивировать человека, который не находится с тобой в одной рабочей атмосфере. У нас в компании далеко не все работают из-за высоких зарплат. Многим важна внутренняя обстановка: когда есть единомышленники в вещах, не связанных с работой.

Например, у нас часть ребят в IT играет вместе в настольные РПГ, часть ребят из бизнеса играют вместе в волейбол. Им важна эмоциональная часть работы.

Для сотрудников, работающих с вами из другого города/региона/страны может быть мотивацией возможность выбраться оттуда и переехать. Если компания готова «перевезти» к себе сотрудника, то это может сильно мотивировать работать удаленно на «5+».

А если человек по жизни ничего не хочет, то никакими трюками ты его не заставишь работать.

Инструменты контроля — это полумеры, пережиток прошлого. Можно подумать, если следить за каждым действием сотрудника, он будет лучше работать. Он может работать дольше, но хуже. Он может писать безумно длинный код плохого качества. Поэтому надо искать людей целеустремленных, у которых есть цель. Например, цель вырваться из своего города, региона или страны, что-то поменять. Но это уже задача HR-специалиста: искать таких людей и заинтересовывать.

На предыдущем месте работы у нас были разделенные команды: часть сидела в Индии, часть в Голландии и т.д. Работать так можно, но это не всегда эффективно. Часто теряется коммуникация. Когда ты сидишь рядом, ты знаешь гораздо больше. Ты получаешь информацию не потому, что тебе ее сообщают, а потому что ты просто сидишь рядом и все видишь и слышишь. Иногда это критически важно. Например, ты слышишь, как коллеги рядом обсуждают, мол, надо выкатить такой-то апдейт. Ты понимаешь, что этого делать сейчас нельзя, а другие этого не знают. Такие вещи случались.

Например, надо было поставить определенную версию системы на продукцию, где один разработчик что-то изменил, а другие разработчики этого не знали. Сперва это может быть незаметным, но потом повлекло бы за собой проблемы с продукцией.

Здесь неважно, какой продукт. Конечно, если речь о банковской системе, то все выливается в финансовые риски. Но даже если говорить про страничку на WordPress, где кто-то случайно удалил информацию, то это тоже риск — только репутационный. Продукт есть продукт, и он должен работать. И он работает лучше, если команда сидит в одном городе и в одном офисе.

Юрий Мейталов, Руководитель IT-отдела компании Bilderlings
0
3 комментария
Кай Миядзаки
Ты практически не можешь контролировать человека и не можешь синхронизировать процессы.

Почему-то кажется, что проблема НЕ в удаленной работе.

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

да, когда находишься в потоке, самая большая радость - слушать разговоры коллег

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Solnyshkina

Текст интересный, но, на мой взгляд, больше про сложности работы с удаленными сотрудниками, то есть "против". А в заголовке написано "за" и "против". Вот этого "за" и не хватает. 

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда