Как стать копирайтером и писать коммерческие тексты

Меня зовут Маша и я зарабатываю текстами. Живу в регионе, работаю удаленно. Я готова поделиться своим опытом с теми, кто не знает с чего начать работу копирайтером. Вот как выглядит план действий.

Знакомимся с профессией

Написать может любой человек. Но если вы хотите зарабатывать текстами, школьных уроков литературы недостаточно. Гугл выдает 105 тысяч результатов по запросу «как стать копирайтером». Потеряться в выборе легко. Для начала, я рекомендую использовать эти ресурсы.

Книги. Начните с хитовой «Пиши, сокращай». Это основы работы с текстом: как убрать лишнее, донести мысль до читателя, построить правильную структуру. Другие популярные книги: «Автор, ножницы, бумага», «Копирайтинг. Как не съесть собаку».

Бесплатные курсы и рассылки. Я не советую новичкам покупать курсы. В интернете много полезной информации. Вот несколько способов прокачать себя как автора бесплатно:

  • Инициал курс — курс писательского мастерства от Лайфхакера. Письма будут приходить на почту раз в неделю. В каждом письме теория и много примеров.
  • Базовый курс Главреда — бесплатная еженедельная рассылка для редакторов и сочувствующих. Курс знакомит с информационным стилем, учит не использовать штампы и писать интересно.

Статьи, ролики. В интернет-школах много бесплатных материалов: статей, видео, советов. Я подписана на несколько:

Переходим к практике

Теоретических знаний мало. Параллельно с изучением материалов, начинайте писать. Пусть сначала получается не очень и не нравится даже вашей маме. Копирайтера без портфолио не бывает, наработайте его.

Биржи. Обычно рекомендуют зарегистрироваться на биржах и ждать заказа. Мне кажется, это не очень хорошая идея. Оплата на биржах низкая, конкуренция большая, а раскрыть мастерство не получится. Попробуйте взять на бирже несколько заказов, чтобы сделать пробу пера, но не увлекайтесь.

Тестовое задание. Вместо этого я предлагаю сделать несколько тестовых для себя. Подумайте, в какой области хотите работать: писать тексты для лендингов, посты в соцсетях или статьи про финансы. Поставьте себе ТЗ и пишите:

  • возьмите интервью у друга, соседки, прохожего;
  • переведите с английского языка популярную статью, новость;
  • создайте продающий лендинг;
  • напишите посты в соцсети (представьте, что пишете пост для какой-то компании);
  • напишите статью о финансах, психологии или новом фильме;

Публикуйтесь бесплатно. Написанные статьи публикуйте в блоге, социальных сетях, на vc.ru. Многие медиа с радостью разместят статью от читателя. Например, так делает Лайфхакер.

Создаем портфолио

Красивое портфолио привлекает внимание. Многие с предубеждением относятся к сайтам-конструкторам, но я с этим не согласна. Я развиваюсь как автор и не хочу тратить время на изучение html, поэтому разместила портфолио на Тильде. Проследите чтобы из вашего портфолио читатель понял:

  • кто вы и чем занимаетесь;
  • что вы умеете, а что — нет;
  • о чем вы уже писали и в каких темах разбираетесь;
  • как с вами связаться: через почту, соцсети, мессенджеры;

Не забывайте регулярно обновлять резюме и добавлять туда новые тексты.

Ищем работу

Не буду изобретать велосипед. На vc.ru есть статья о том, где копирайтеру искать заказчиков. Расскажу несколько лайфхаков, которые использую.

  • Все заказы я нашла в телеграме. Раз в три дня я просматриваю записи, пересылаю в избранное интересные, а потом откликаюсь. На те вакансии, где нужно прислать резюме и сопроводительное письмо, я стараюсь откликаться сразу. На остальные — потом.
  • Часто работодатели размещают вакансии на hh.ru сразу в нескольких городах. Когда ищешь удаленный проект, одна и та же вакансия попадается несколько раз, только от разных городов. Это мешает поиску. Такие объявления можно отключить в карточке работодателя.
0
67 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Соня Карлова

Потому. Что. Пиши. Сокращай.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Мария Хаванцева
Автор

Спасибо за критику, но статья и должна была представлять маленький гайд для начинающих, некую инструкцию. Я работаю, параллельно развиваюсь и решила поделиться знаниями.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Eugene Danilov

А с чего ты взял, что задача была «написать интересно» и поразвлечь тебя красивым слогом? И с чего ты взял, что это единственный стиль, которым владеет автор? Заметка написана как небольшая инструкция, все сухо и по делу - как и должно быть в инструкции. В заметке сразу обозначена аудитория: «те, кто не знает с чего начать работу копирайтера» так что тебя это вообще не касается

Ответить
Развернуть ветку
Вера Гагарина

Вы что такое пишете! Так же Ильяхов научил! ВЫ ЧТО НЕ УВАЖАЕТЕ АВТОРИТЕТОВ?!?!?!

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Илья Щербаков

Инфостиль хороший инструмент. Вот только применять его надо с умом. Мы же здесь не видели портфолио автора, может быть у неё нет "умножения сущностей"?

Ответить
Развернуть ветку
Елена Берс

Я всё понимаю, сама копирайтер. Но но рекомендую время от времени повторять школьные правила: "представьте, что пишите пост..." Надо - пишЕте.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitri Atname

и "Я готова поделится своим опытом". Таким опытом можно не делиться :)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Мария Шаркова

Хорошо писать любой человек не может, я в этом убеждена. К этому должны быть определённые склонности, хоть они и могут быть пока скрыты. 
Конечно, если очень прижало и нужен текст, тут как раз кто угодно справится. Но и качество будет соответствующее. 
"Пиши. Сокращай" — как раз для тех, кому текст ну очень нужен, но способности не позволяют. Для талантливого начинающего автора эта книга — гвоздь в крышку гроба. Несмотря на то, что в книге есть полезные советы, она породила тонну одинаковых и неинтересных текстов. Никогда не посоветую её человеку с задатками к копирайтингу и писательству. 

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Peres

А если есть способности, но нет опыта, какую книжку бы посоветовали?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Мария Хаванцева
Автор

Не согласна про крышку гроба и неинтересные одинаковые тексты. Я пишу не для того, чтобы показать свой авторский слог или потешить эго, а чтобы читатели вынесли пользу.

А вот когда автор научится доносить до читателя пользу, можно начинать экспериментировать с более заковыристыми предложениями. 

Согласна, что с сухостью можно переборщить. Особенно этим страдают блогеры в инстаграме, которые услышали про инфостиль, научились делать пробелы в тексте и теперь пишут предложениями из двух слов.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Щербаков

Я бы ещё добавил, что на эту книгу любят равняться заказчики. Вот для меня это некий феномен. Вроде бы ты заказчик, на другой стороне, но упорно лезешь на чужую. Стараешься показать, что ты тоже в теме. В результате чего Главред для таких клиентов становится мерилом всего и вся в тексте.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Anna Demina

А мне статья понравилась. И ссылки полезные. Мария, спасибо, было интересно читать! 

Ответить
Развернуть ветку
Павел Черноморец

Соглашусь. Маша поделилась своим личным опытом. Человеку, который решил попробовать себя в качестве райтера, будет проще в общих чертах понять вектор своего движения. Спасибо, Мария.

Немного огорчило частое упоминание инфостиля. Новички с фанатизмом за него принимаются. В веб-райтинге он будет мешать. Да и в настоящем копирайтинге эмоциональную составляющую текстов никто не отменял. Инфостиль хорош только для инструкций и технических описаний.

Важно добавить было бы ещё, что теория теорией, самостоятельные шаги в этой сфере тоже хорошо, но без ментора не будет роста. Только вот, чтобы найти действительно настоящего ментора, придётся самостоятельно "много шелухи перелопатить" в виде инфоцыган и прочих выскочек.

Да и одними только текстами работа копирайтера не ограничивается. Тут нужен комплекс знаний и навыков. Но для обычного статейщика, автора, писателя перечисленного в статье Марии для начала вполне будет достаточно)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Санек Орлов

В жизни бы у Маши текст не заказал. Ни 1 копирайтер с 4 высшими не напишет так, как тракторист, который знает свою сферу про трактора

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Greenberg

Аналогично предыдущим комментариям, не в восторге от вашей статьи здесь. Особенно после указанной книги "Пиши-читай". Но не минусую

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Тухфятуллова

Спасибо за полезную информацию.

Ответить
Развернуть ветку
Вера Гагарина
Но если вы хотите зарабатывать текстами, школьных уроков литературы не достаточно.

Ага, еще понадобятся знания русского языка. А их у Маши — явно недостаточно :) 

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Вам бы инструкции писать.
А по копирайтингу - в статье по ссылке 100 руб за тысячу знаков. Это 253 тыр. за "Войну и мир", если не путаю. Ужас какой.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Хаванцева
Автор

Я не ищу заказы на биржах и не советую работать за такие расценки. Разве что очень прижмет. 

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Eugene Gultyaev

Здесь Мария заказов не нашла ))

Ответить
Развернуть ветку
Вера Гагарина
Меня зовут Маша и я

алкоголик

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kuz

Привет, Маша.

Ответить
Развернуть ветку
onepositive

Очередная статья, заказанная Озоном. В общем, ничего нового.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Хаванцева
Автор

Озон мне не платит. Я первый раз пишу на vc и не в курсе, положено ли тут оставлять ссылки. Даже захотелось их убрать, чтобы не было подозрений.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
2 комментария
Левый Чел

Всем нужно платить по счетам. Так скамом можно назвать 80% человевеческой деятельности.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Vl Al

50 рублей в час. В макдачке больше платят.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Хаванцева
Автор

Откуда вы взяли такие цифры?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Иван Подрезов

Если стоит задача писать рекламные тексты, то предложения из 3х слов может и сгодиться. Но ничего больше. Толстой, Достоевский вряд ли бы гордились подобным писательским наследием 🙃

Ответить
Развернуть ветку
Мария Хаванцева
Автор

Толстой, Достоевский и тд — это художественные тексты) там вообще другие правила, не кладите все яйца в одну корзину)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Belov Nikita

Спасибо за статью

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

учитаывая, что платят 40 рублей за тыщу знаков про заработок и речи нет - с такого просто не выжить

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly

Так какую вилку в деньгах можно заработать? В месяц

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Калиниченко

Я вот никогда не понимал людей, которые занимаются тем, что всю жизнь занимаются обменом своего времени на деньги вместо того, чтобы создавать какой то актив, приносящий деньги. Любой более менее адекватный копирайтер может заняться созданием тематического сайта который будет через пару лет приносить среднюю зарплату копирайтера каждый день. С каждой новой статьей со временем этот заработок будет только увеличиваться. Кстати, точно так же работают и программисты: обменивая навыки и время на разовые заказы, вместо того чтобы создавать сервис ориентированный на решение проблем в какой либо области.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
64 комментария
Раскрывать всегда