Как стать копирайтером и писать коммерческие тексты
Меня зовут Маша и я зарабатываю текстами. Живу в регионе, работаю удаленно. Я готова поделиться своим опытом с теми, кто не знает с чего начать работу копирайтером. Вот как выглядит план действий.
Знакомимся с профессией
Написать может любой человек. Но если вы хотите зарабатывать текстами, школьных уроков литературы недостаточно. Гугл выдает 105 тысяч результатов по запросу «как стать копирайтером». Потеряться в выборе легко. Для начала, я рекомендую использовать эти ресурсы.
Книги. Начните с хитовой «Пиши, сокращай». Это основы работы с текстом: как убрать лишнее, донести мысль до читателя, построить правильную структуру. Другие популярные книги: «Автор, ножницы, бумага», «Копирайтинг. Как не съесть собаку».
Бесплатные курсы и рассылки. Я не советую новичкам покупать курсы. В интернете много полезной информации. Вот несколько способов прокачать себя как автора бесплатно:
- Инициал курс — курс писательского мастерства от Лайфхакера. Письма будут приходить на почту раз в неделю. В каждом письме теория и много примеров.
- Базовый курс Главреда — бесплатная еженедельная рассылка для редакторов и сочувствующих. Курс знакомит с информационным стилем, учит не использовать штампы и писать интересно.
Статьи, ролики. В интернет-школах много бесплатных материалов: статей, видео, советов. Я подписана на несколько:
- Советы Бюро Горбунова. В бюро много полезных советов для авторов, дизайнеров, программистов. Я читаю колонку Сарычевой и Ильяхова о тексте.
- Справочник Главреда. На сайте 739 статей о редактуре текста. Начните с базовых.
- Статьи в блогах. Я регулярно читаю материалы на Тильде, Текстерре, Нетологии.
Переходим к практике
Теоретических знаний мало. Параллельно с изучением материалов, начинайте писать. Пусть сначала получается не очень и не нравится даже вашей маме. Копирайтера без портфолио не бывает, наработайте его.
Биржи. Обычно рекомендуют зарегистрироваться на биржах и ждать заказа. Мне кажется, это не очень хорошая идея. Оплата на биржах низкая, конкуренция большая, а раскрыть мастерство не получится. Попробуйте взять на бирже несколько заказов, чтобы сделать пробу пера, но не увлекайтесь.
Тестовое задание. Вместо этого я предлагаю сделать несколько тестовых для себя. Подумайте, в какой области хотите работать: писать тексты для лендингов, посты в соцсетях или статьи про финансы. Поставьте себе ТЗ и пишите:
- возьмите интервью у друга, соседки, прохожего;
- переведите с английского языка популярную статью, новость;
- создайте продающий лендинг;
- напишите посты в соцсети (представьте, что пишете пост для какой-то компании);
- напишите статью о финансах, психологии или новом фильме;
Публикуйтесь бесплатно. Написанные статьи публикуйте в блоге, социальных сетях, на vc.ru. Многие медиа с радостью разместят статью от читателя. Например, так делает Лайфхакер.
Создаем портфолио
Красивое портфолио привлекает внимание. Многие с предубеждением относятся к сайтам-конструкторам, но я с этим не согласна. Я развиваюсь как автор и не хочу тратить время на изучение html, поэтому разместила портфолио на Тильде. Проследите чтобы из вашего портфолио читатель понял:
- кто вы и чем занимаетесь;
- что вы умеете, а что — нет;
- о чем вы уже писали и в каких темах разбираетесь;
- как с вами связаться: через почту, соцсети, мессенджеры;
Не забывайте регулярно обновлять резюме и добавлять туда новые тексты.
Ищем работу
Не буду изобретать велосипед. На vc.ru есть статья о том, где копирайтеру искать заказчиков. Расскажу несколько лайфхаков, которые использую.
- Все заказы я нашла в телеграме. Раз в три дня я просматриваю записи, пересылаю в избранное интересные, а потом откликаюсь. На те вакансии, где нужно прислать резюме и сопроводительное письмо, я стараюсь откликаться сразу. На остальные — потом.
- Часто работодатели размещают вакансии на hh.ru сразу в нескольких городах. Когда ищешь удаленный проект, одна и та же вакансия попадается несколько раз, только от разных городов. Это мешает поиску. Такие объявления можно отключить в карточке работодателя.
А мне статья понравилась. И ссылки полезные. Мария, спасибо, было интересно читать!
Соглашусь. Маша поделилась своим личным опытом. Человеку, который решил попробовать себя в качестве райтера, будет проще в общих чертах понять вектор своего движения. Спасибо, Мария.
Немного огорчило частое упоминание инфостиля. Новички с фанатизмом за него принимаются. В веб-райтинге он будет мешать. Да и в настоящем копирайтинге эмоциональную составляющую текстов никто не отменял. Инфостиль хорош только для инструкций и технических описаний.
Важно добавить было бы ещё, что теория теорией, самостоятельные шаги в этой сфере тоже хорошо, но без ментора не будет роста. Только вот, чтобы найти действительно настоящего ментора, придётся самостоятельно "много шелухи перелопатить" в виде инфоцыган и прочих выскочек.
Да и одними только текстами работа копирайтера не ограничивается. Тут нужен комплекс знаний и навыков. Но для обычного статейщика, автора, писателя перечисленного в статье Марии для начала вполне будет достаточно)
Спасибо за развёрнутый комментарий)
Немного непонятно, что вы имеете в виду под эмоциональной составляющей текста. Я в статье оставила ссылку на резюме, там много моих работ. В них придерживаюсь инфостиля : не лить воду, не добавлять лишние прилагательные. Когда использую сторителлинг пишу более «развёрнуто».
Согласитесь, сейчас в интернете все ещё куча отвратительных сеошных сайтов, на которых текст просто не читаемый. Так что пусть он будет немного суховат, зато без предложений из 40 слов)