{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Я придумал стартап: с чего начать

Пять источников для поиска ответов на все вопросы, если вы начинающий фаундер.

​Ник Недельчук, CEO и сооснователь «Локали» Startup Madeira

Привет, это Ник Недельчук, главный по «Локали», и я — фаундер-самоучка. Идея стартапа пришла мне в голову в конце 2016, и затем больше года я придумывал, как это всё воплотить. Впервые «Локали» стал доступен пользователям 12 марта 2018 года, но на этом мои открытия не закончились. Я по-прежнему узнаю что-то новое о стартапах практически каждый день и не перестаю учиться.

В этой статье я решил поделиться пятью источниками, которые больше остальных помогли мне найти ответы на самые главные вопросы, связанные с созданием и ранним развитием инновационной компании. Рассчитываю, что это может быть полезно тем, кто находится в самом начале пути или только задумывается о запуске своего продукта.

И да, давайте замутим кое-что? Как прочитаете, напишите в комментариях название своего собственного стартапа, ссылку, краткое описание того, что он делает, и одну главную проблему, с которой вы столкнулись. Я и другие пользователи vc.ru пройдёмся по всем комментариям и поделимся советом. Может кому-то это серьезно поможет!

1. Митапы инновационного сообщества

Сообщество и нетворкинг здорово помогает знаниями, инсайтами и новыми идеями. Startup Madeira

Когда я придумал «Локали», эйфория по поводу прихода «Той Самой Идеи» быстро сменилась паникой из-за осознания количества и контекста вопросов, на которые необходимо было найти ответы.

Информации о том, как построить стартап, в интернете много. Книг написано не меньше. Важный момент: единого свода правил, применимого ко всем, нет. То, что работает для одних, не работает для других, большую роль играет специфика вашей предметной области.

Чтобы не потеряться в информационном шуме и не сбить фокус, начать разбираться с новым проектом удобнее с помощью более знающих товарищей. Они вас изначально скорректируют и направят в правильном направлении.

Стартапами занимаются, как правило, энтузиасты — люди, которые горят своим делом, помнят, как им самим сложно было начинать, так что сейчас они рады внести свой вклад в сообщество, поделившись с новичками приобретёнными в процессе знаниями (ну прямо как я с этой статьей).

На рассвете своей работы над «Локали» мне повезло узнать о RUSSOL — аббревиатура от «Russian Startup School Online». Очень крутой проект Юрия Ярцева — тогда это была серия бесплатных лекций, на которых можно было побывать лично, они проводились на различных площадках в Москве.

Среди спикеров — много заметных людей в стартап-экосистеме. Именно там я впервые узнал, что первое, на что стоит бросить свои силы в стартапе, — сходимость юнит-экономики. Там же я услышал истории получения инвестиций и переезда в США со свои продуктом, выводе его на глобальный рынок.

Лекции RUSSOL до сих пор доступны в интернете — сейчас их ощутимо больше, чем было тогда, в 2017 году. Сам проект преобразовался в акселератор. Но, безотносительно RUSSOL, такие митапы происходят под шефством и других организаций. Главное — не лениться приходить лично. Ведь после официальной части, когда выключается камера, начинается самое интересное!

В RUSSOL мы садились в круг, и каждый рассказывал о собственном проекте или идее. Спикер обязательно давал обратную связь, а после раунда таких «интро» начиналась неформальная часть, когда ко мне подходили те, кого зацепила моя тема, а я знакомился или задавал вопросы тем, кто казался потенциально полезным и интересным мне.

​Так выглядела неформальная часть митапов RUSSOL, когда мы садились в круг и обсуждали свои стартапы и проблемы Блог основателя RUSSOL Юрия Ярцева

На лекциях RUSSOL, к тому же, я познакомился как минимум с двумя, тогда ещё начинающими фаундерами, с которыми у меня сложилось очень тёплое общение, дорожу до сих пор.

  • Рома Мишиев — основатель ROUND, несколько месяцев назад прошёл часть воронки YCombinator и ездил в Кремниевую долину на собеседование.
  • Андрей Баяджан — основатель DNotation, приложения, основанного на изобретении — нотной клавиатуре, для легкого удобного ввода нот и обучения музыкальной грамоте на iPhone и iPad.

Тогда оба только начинали — так же, как и я. Сейчас они уже достигли первых успехов, но то ли ещё будет!

Помимо участников, на митапе не менее интересны спикеры. Вообще подобные мероприятия — идеальное место, чтобы найти себе наставника. Главное — не быть назойливым и суметь заинтересовать.

Конечно, RUSSOL — не единственный организатор митапов. Ищите похожие мероприятия на Timepad, проверяйте программу коворкингов — они обожают проводить подобное! Нужно сказать, что с RUSSOL я познакомился именно через коворкинг, придя на заинтересовавшее меня мероприятие.

В качестве примера коворкинга, где регулярно проходят митапы стартап-тусовки, могу порекомендовать WeWork на Белой Площади в Москве. Они в этом плане одни из самых активных.

Не уверены насчёт темы митапа или спикера? Сходите в любом случае. Любое знакомство может обернуться чем-угодно. Прорывы и наиболее успешные повороты в развитии — нередко результат случайностей. Когда ты строишь свою компанию, недостаточно быть лучшим. Нужно ещё и уметь оказываться в правильное время в правильном месте.

2. Подпишитесь на тематические каналы в Telegram

Вне конкуренции — The Edinorog. Сложно найти второй источник, где настолько простым языком и весело рассказывались бы новости стартап-индустрии. Спасибо волшебному Дмитрию Филонову за это!

Материалы The Edinorog одинаково просто и полезно читать и новичку, и профессионалу венчурной отрасли. Каждый найдет для себя что-то нужное и важное. Это и истории развития других компаний, и новости, которые расскажут вам о происходящем в мире инноваций, и полезные советы, и много интерактива, включая возможность рассказать о своём стартапе всему сообществу с помощью рубрики «О мой питч!».

The Edinorog интересно читать даже когда уже не живёшь в России.

Мое персональное второе место — у канала «Русский Венчур». Здесь стиль повествования сухой, новостной, но в этом то и суть — получить краткий обзор последних событий в стартап-мире.

Ну и третье — проект Александра Горного «Стартап дня». Это утренний must read для новоиспеченного фаундера. Александр долгое время занимал лидирующие должности в структурах Mail.Ru, сейчас — Deputy CEO в «Ситимобил».

В своем Telegram-канале Александр ежедневно разбирает кейсы существующих новых инновационных компаний. Это позволяет почувствовать тренд, найти проблему, о которой раньше вы даже и не думали — тем более Александр сам с удовольствием подбрасывает идеи.

3. YCombinator Startup School

Только не говорите, что у вас плохой английский. Это сильно мешает бизнесу — тем более, когда пытаешься построить его без границ.

YCombinator (YC) — один из лучших акселераторов на свете. Это образовательная программа, которая дала миру таких гигантов, как Airbnb, Dropbox, Twitch, Reddit, Stripe.

Их полноценная офлайн-программа проходит в Кремниевой долине, а шанс попасть в нее — примерно 1–2% от общего количества поданных заявок. Да, почти как умереть от коронавируса!

Выходит, конкурс — сто стартапов на одно место! Для меня и «Локали» — огромная мечта оказаться в YC, и мы всё для этого делаем.

С недавних пор YC стал проводить онлайн-школу. Вот зачем стоит в ней участвовать:

  • YC Startup School доступна для всех, даже если вы пока лишь на стадии идеи.
  • Эта инициатива бесплатная — чтобы попасть, достаточно просто зарегистрироваться.
  • Участвовать в Школе можно откуда угодно, поскольку она проходит онлайн. Никаких ограничений по времени — смотрите лекции тогда, когда вам удобно.
  • За время Школы вам дадут все знания о построении инновационной компании с нуля. Дальше вам предстоит только углубляться в эти области, искать новые инсайты. Но в целом вряд ли появится что-то новое.
  • Огромное преимущество школы — сообщество. Если вы будете достаточно активны, сможете отыскать много информации из первых уст, существенно улучшите нетворк, ну и, безусловно, узнаете много нового. Раз в две недели в YC Startup School проходят “office hours” — на один час вы подключаетесь к специальной комнате видеоконференции, куда присоединяются еще несколько фаундеров, выбранных случайным образом. Вы придерживаетесь общей программы встречи — рассказываете о своих стартапах, потом делитесь главными вызовами последней недели и обсуждаете их, помогаете друг другу советом.

Конечно, все на английском.

4. Отраслевые ивенты и конференции

Помимо вдохновляющих спикеров и общей атмосферы праздника, tech-конференции — идеальное место для поиска новых контактов. На некоторых мероприятиях можно найти кого-угодно и решить любой вопрос.

Одна особенность — своего внутреннего интроверта придётся связать и спрятать в чулан до окончания конференции. Как бы сложно ни было общаться с незнакомыми людьми, здесь нужно это делать много и часто. Но хотя поначалу и не комфортно, в процессе я всегда вхожу в раш, и в конечном итоге у меня получается познакомиться со многими очень интересными людьми.

Вот моя подборка конференций, которые принесли «Локали» и мне наибольшую пользу:

  • Emerge. Минск, 1–2 июня. На мой субъективный взгляд, это лучшая конференция о стартапах и для стартапов на всём постсоветском пространстве. Во-первых, её делают влюбленные в своё дело молодые ребята, живущие или пожившие в Европе и перенявшие атмосферу свободы и праздника западных стартап-конференций. Emerge — это такой маленький Websummit для молодых предпринимателей из России, Украины, Беларуси и других постсоветских стран. Что немаловажно, в Emerge участвует немало классных спикеров из Европы и США, туда приезжают западные инвесторы, серийные предприниматели, построившие инновационные компании в других странах, ну и, наконец, стартап-сообщество Прибалтики, России и Украины. Важно отметить: официальный язык конференции — английский. Хотя, честно говоря, большую часть времени на Emerge вы будете говорить по-русски.
  • The Next Web (TNW). Амстердам, обычно начало мая, но в этом году из-за коронавируса конференцию перенесли на октябрь. В прошлом году я попал там на полузакрытую вечеринку голландского государственного агентства по развитию бизнеса и нашел себе координатора стартап-визы Голландии. После отдельного собеседования и недолгих переговоров мне решили помочь остаться в Нидерландах и проспонсировали стартап-визу. Подробнее об этой истории можно почитать в другой моей статье на vc.ru.
  • Websummit. Лиссабон, начало ноября. Это лучшее место, чтобы вдохновиться и понять до конца, как построить успешную инновационную компанию с нуля! Более 70 тысяч единомышленников со всего мира в одном месте! На Websummit, наконец, пришло осознание — не один я такой сумасшедший :) Помимо основной программы, где мне довелось всерьёз задуматься о важности клонирования, чтобы быть одновременно в нескольких местах, стоит заранее тщательно спланировать посещение сайд-ивентов. Вот где вся магия. Там мне удалось познакомиться с потрясающими людьми. Например, с фаундерами Digital Ocean, которые оказались русскими ребятами. Было множество других находок, но чтобы так получалось, нужно ходить на «правильные» сайд-ивенты. Выбрать такие помогает нетворк, который вы начнете строить на шаге 1. Кстати, он же поможет здорово сэкономить на дорогущих билетах, а то и вовсе попасть на Websummit бесплатно.
  • Slush. Хельсинки, конец ноября. Если вы любите техно-музыку и связанную с ней культуру — вам очень понравится. Это самая необычная tech-конференция, которая больше похожа на музыкальный фестиваль или съезд сектантов. Во-первых, Хельсинки — возможно, худшее место на всей планете, чтобы быть там в ноябре. Во-вторых, конференция не просто не сглаживает это, а подчеркивает (Slush по-английски — это «слякоть»). Площадка мероприятия погружена во тьму (дневной свет и, тем более, солнце в Хельсинки в ноябре — редкое явление). Тьма разрезается яркими неоновыми лампами и цветными прожекторами. У входа — огромный экран с психоделическим видео под нарратив молитвы и монотонное «омммм» на фоне. В части нетворкинга, выступлений — это одна из лучших конференций, на которой мне довелось побывать. Конференция, заходя на которую ты оказываешься в каком-то совершенно космическом wonderland — стране чудес.

Фото с самой первой конференции для нашего стартапа — EMERGE в Минске в июне 2019:

Помимо описанных выше конференций, побывайте на отраслевых ивентах. Например, для «Локали», в тревел, такими можно назвать ITB Berlin, который, к сожалению, в этом году отменили, и проходящий на его основе Berlin Travel Festival — о новых веяниях в индустрии туризма.

Практически каждая конференция может похвастаться своим предложением для стартапов. Обычно это участие в соревновании питчей и стенд в экспозоне. Многие также дают доступ к своей закрытой платформе для нетворкинга, где можно найти список всех участников конференции. Им можно написать и договориться о встрече. Это выводит ваш нетворк на глобальный уровень, у вас появляются друзья и партнеры со всего мира.

5. Акселераторы

Акселератор — это образовательная программа, в ходе которой вам объясняют обо всех аспектах построения инновационной компании и помогают самим на практике это сделать.

Акселераторы бывают трех типов:

  • Бесплатные, equity-free — там не берут долю в компании, не просят денег за участие.
  • Платные, equity-free — долю в компании не возьмут, но заплатить за программу попросят.
  • Вам дают инвестиции за долю в компании и какую-то часть инвестиций забирают обратно за участие в программе.

Не уверен, что акселераторами стоит злоупотреблять и проходить один за другим. Среди них есть хорошие программы и плохие. Когда мне хочется записаться в очередную программу, я думаю о времени, которое ограничено, а часть из него акселератор точно съест. Поэтому очень важно подбирать себе акселератор внимательно, оценивать, насколько он поможет росту компании.

Что еще более ценное в стартапах — это нетворк. Поэтому с travel-стартапом лучше идти в travel-акселератор, а с fintech — в fintech. Еще акселератор можно использовать как площадку для выхода на новые рынки — и это как раз наш случай, когда мы размышляем о YCombinator.

В стоящих акселераторах, как правило, очень большой конкурс, попасть туда достаточно сложно. Если пока не получается, имеет смысл поискать подходящий вам equity-free, бесплатный акселератор. Как ни удивительно, такие есть, особенно в Европе. В Европе есть даже акселераторы, которые в дополнение к этому готовы вам заплатить сверх, чтобы покрыть расходы на жизнь и помочь развитию компании. Вот только несколько примеров:

  • xdeck (Германия) — до €20 тысяч.
  • reaktor (Бельгия) — €14 тысяч.
  • Madeira Startup Retreat (Португалия) — €2500, мы с «Локали» в нем участвовали! А вот здесь я рассказывал о своем опыте.
  • Antler (сразу несколько стран) — на первом этапе вам платят два месяца по €2500 и не берут ничего взамен, но затем предлагают €60 тысяч чистыми за долю в 10% в вашей компании, если вы проходите на следующий этап.

Подходящую программу лучше всего искать на f6s, зачастую там же можно оформить заявку.

А ещё стоит помнить о государственных грантах ЕС на развитие инновационного бизнеса — даже если вы приехали из-за рубежа. Например, в Польше есть великолепная программа Poland Prize, которая даёт безвозмездно гранты до €46 тысяч на реализацию вашей идеи.

Подробнее:

Нам с вами повезло жить в пору открытых границ, признания инноваций и хвалы в сторону тех, кто достаточно смел, чтобы попытаться изменить мир. Этим определенно стоит воспользоваться, не забывая, что даже при всех возможностях в 2020 году, путь фаундера тернист, полон взлетов и падений и, скорее всего, прежде чем что-то получится, придется очень много поработать.

Ну а если вы устали, для вдохновения можно посмотреть «Кремниевую долину» — сериал от HBO, который по совместительству является отличным наглядным пособием о том, через какие стадии стартапы проходят и как делать не надо :)

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Leonidovich

Пока можно привлекать средства - привлекают и учатся. А продавать -продавать - это отдел продаж. Всего лишь один из отделов. Как все считают - самый главный )))) 

Ответить
Развернуть ветку
Виталя

45  закладок и 0 комментов ? 
VC ты ли это ?)

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Leonidovich

Много полезных ссылок. Спасибо за статью!!

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Ratner

Привет! Спасибо за статью, нашел для себя кучу полезных ссылок)
Про твое предложение обмена комментами: мы Frieview - приложение для сохранения и шеринга мест с друзьями. Делаем соцсеть на карте с рекомендациями мест от друзей и изданий, блогов, каналов тг. Во время карантина думаем выкатить версию с рекомендациями местных заведений, которые можно поддержать доставкой. Очень хотелось бы получить твой фидбек по презе (https://www.canva.com/design/DAD5P9y1ouE/share/preview?token=eoeRoQEvCV7wA2jcG2Yuuw&role=EDITOR&utm_content=DAD5P9y1ouE&utm_campaign=designshare&utm_medium=link&utm_source=sharebutton), на что стоит сделать акцент дальше!)

Главный вопрос для нас сейчас - как рекламировать приложение без бюджета? Писать в наглую блогерам/изданиям, просить попользоваться/рассказать о нас даже если продукт сыроватый (MLP)? 

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Ratner

К предыдущему комменту

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда