Как пройти стажировку в компании мечты и остаться в штате

Стажировка в компании мечты может стать началом успешной карьеры и изменить вашу жизнь. Я подготовила несколько советов, как с максимальной пользой пройти стажировку и после неё остаться на любимой работе. Каждая рекомендация основана на личном опыте: после своей стажировки я стала разработчиком в «Яндексе».

​Татьяна Рябова, Android-разработчик в Яндекс.Такси Фото из личного архива

Совет 1. Прокачайтесь перед стажировкой

Я решила пойти на стажировку в Яндекс, когда была на втором курсе МГТУ им. Баумана. Вообще в университете я учусь на инженера-конструктора космических аппаратов и ракет-носителей, мягко скажем, не совсем по профилю. В школе я была в физическом классе, по информатике мы изучали алгоритмы, но не углубленно.

Пожалуй, для меня основную роль сыграли бесплатные оффлайн-курсы Android Academy Moscow, где я и получила базовые навыки Android-разработки. Там я написала своё первое приложение (это была моя версия New York Times, со своим дизайном и взглядом).

Также могу посоветовать ресурсы, доступные онлайн, например на Stepik, Coursera или Udacity. Обучение аналитиков данных, веб- и бэкенд-разработчиков проводит и Яндекс как одно из направлений своей образовательной инициативы (например, в Яндекс.Практикуме).

Параллельно с обучением полезно порешать задачи на знание алгоритмов, ориентируясь на требования к конкретной вакансии. Такие задачи легко найти в открытом доступе, например на hackerrank.com, codeforces.com, leetcode.com. Но только не пытайтесь угадать заранее, какие вам попадутся. Когда я готовилась к собеседованию, друзья советовали мне прорешать задачки на деревья (это такие структуры данных, которые «разветвляются»), так как, по их словам, все собеседующие их любят. Я полностью проработала эту тему, но ни на одном собеседовании она мне так ни разу не попалась.

Не стоит забывать и о теории. Чтобы подтянуть её перед интервью, я целыми днями читала документацию по Android SDK.

Совет 2. Изучите, как проходят собеседования

Иногда во время собеседований кандидаты теряются из-за стресса и не могут ответить на самые простые общие вопросы, даже если идеально подготовились. Много полезных советов о том, как правильно держаться на собеседовании, собрано в книге «Карьера программиста. Как устроиться на работу в Google, Microsoft или другую ведущую IT-компанию» (оригинальное название — Cracking the Coding Interview).

Например, перед тем как зайти в переговорку и начать общение с собеседующим, нужно выдохнуть и оставить все переживания и сомнения за дверью. Если не знаете ответ, не нужно паниковать! Тут точно стоит порассуждать вслух о возможном решении вопроса, желательно с аргументацией – так собеседующий поймёт ваш ход мысли, и это точно пойдет вам в плюс. Помните, что большинство из беседующих настроены положительно, они не хотят вас запутать или запугать. Наоборот, в их интересах сделать так, чтобы вы показали свои лучшие стороны.

Ещё могут помочь статьи о том, какие вопросы обычно задают стажерам на интервью. Такие публикации легко найти в интернете, но не надейтесь, что на собеседовании спросят то же самое.

Совет 3. Будьте готовы к любым поворотам

Знания — это прекрасно, но не менее важен творческий подход к их применению. Как показал мой опыт в Яндексе, ИТ-работодатель смотрит на то, можете ли вы быстро и эффективно действовать в нестандартных ситуациях (а значит, и быстро влиться в рабочий процесс). Компании ценят это намного больше, чем отличное знание документации. Например, в моей практике ни раз были моменты, когда нужно было максимально быстро реализовать какую-то фичу, но при этом ещё и так, чтобы от нее не «падало» приложение.

Также нужно понимать, что в ИТ невозможно что-то выучить, наработать истать профессионалом на всю жизнь. В этой сфере всё постоянно развивается и меняется. То, что было правильно и популярно пару лет назад, сегодня уже может считаться плохой практикой. Поэтому куда важнее уметь быстро адаптироваться и изучать новое. Как во время стажировки, так и сейчас я постоянно сталкиваюсь с задачами, требующими изучения новой технологии или практики. Естественно, со временем таких задач становится меньше, но они будут всегда.

Совет 4. Прошли отбор? Проявляйте инициативу!

Если хотите, чтобы на вас обратили внимание, не стесняйтесь высказывать идеи — к вашим предложениям обязательно прислушаются. А ещё не бойтесь брать на себя сложные задачи. Умение с ними справляться может стать вашей фирменной фишкой, которая повысит шанс, что после стажировки вас возьмут в штат. И главное, не зацикливайтесь на чём-то одном. Конечно, если всю стажировку будете писать unit-тесты, вы можете стать настоящим профи в них, но других важных навыков не получите.

Совет 5. Учитесь находить общий язык

Стажёры взаимодействуют с огромным количеством сотрудников, поэтому надо уметь находить со всеми общий язык и идти на компромиссы в сложных ситуациях. Это особенно важно на этапе финального отбора, когда ваши ментор и тимлид решают, насколько хорошо вы впишетесь в команду. В конце концов, вам самим вряд ли будет комфортно работать с людьми, с которыми у вас часто появляются расхождения во взглядах. Конечно, иногда бывает сложно сразу прийти к общему знаменателю, ведь в Яндексе, да и других ИТ-компаниях, работает много креативных ребят, у каждого из которых своё мнение. Поэтому время от времени неизбежно возникают разногласия. Как и критика, они — естественная часть творческого процесса, так что не стоит избегать дискуссий. Просто старайтесь прислушиваться к другим людям и спокойно обсуждать плюсы и минусы каждой позиции. Тогда и решение найдётся быстрее.

Совет 6. Непонятно? Спрашивайте!

Эта рекомендация кажется очевидной, но многие просто стесняются задавать вопросы. А зря. От вас не ждут, что вы знаете всё на свете. Стажировка — это то время, когда вы ещё только учитесь и набираетесь опыта, поэтому спрашивать не стыдно. Не бойтесь советоваться с коллегами, как лучше решить ту или иную задачу. Всегда лучше лишний раз уточнить, чем молча делать неправильно. К тому же обсуждение со специалистом часто помогает найти более быстрое и элегантное решение. Если в работе что-то не нравится, например, хочется на другой проект, или вы не можете найти общий язык с командой, расскажите об этом руководителю. И обязательно обсуждайте с ментором и тимлидом планы работы в компании. Конечно, это не значит, что нужно приставать к коллегам в режиме 24/7, но замыкаться в себе не стоит.

Совет 7. Перенимайте как можно больше опыта

Обычно стажировка в крупных компаниях длится от трёх до шести месяцев. Это довольно короткий срок, поэтому старайтесь освоить как можно больше умений, которые даёт вам команда. Они пригодятся, даже если вас не возьмут в штат после стажировки. Ведь навыки работы над проектами и взаимодействия в команде можно развить только на практике. Старайтесь как можно более активно участвовать в жизни компании, посещать митапы и другие корпоративные мероприятия — причем не только вашего профиля. Никогда не знаешь, какая информация пригодится в будущем!

Совет 8. Знакомьтесь с другими командами

Под конец стажировки договоритесь с вашим ментором или куратором со стороны HR о том, чтобы походить по собеседованиям на разные направления внутри компании и пообщаться с разными тимлидами. Мне пришлось так сделать, потому что в команде Яндекс.Переводчика, где я стажировалась, не было вакансий. В итоге я нашла отличную вакансию в Яндекс.Такси: большая команда, возможность поработать со множеством разных инструментов и технологий, классный тимлид, которого заботит, как я развиваюсь, и много крутых задач, от построения маршрутов в картах до разработки способов защиты данных.

Осмотреться полезно и тем, кого уже готовы взять на конкретную позицию. Это помогает оценить, насколько изменился ваш уровень за время стажировки, и узнать, вдруг где-то вам понравится больше. Если вы не хотите стоять на месте, нужно пробовать новое и переходить в другие команды, где используют более интересные технологии. Впрочем, даже если вы не собираетесь менять специализацию, знакомство с другими направлениями поможет лучше понимать деятельность компании и организацию взаимодействия в командах.

Совет 9. Все не такое, каким кажется

Прежде чем решать, каким продуктом вы займетесь после стажировки, получше изучите каждый вариант. Иногда новая работа — это любовь с первого взгляда, иногда — со второго или с третьего. Например, раньше я бы никогда не подумала, что мне понравится разрабатывать приложение для водителей такси. Но когда я попробовала, меня поразило разнообразие интересных задач на этом направлении и количество навыков, которые можно здесь получить. Поэтому я с удовольствием работаю над развитием своего продукта, чего желаю и вам.

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Lisa Ryzhaya

Найти бы компанию мечты =)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Semenikhin

Есть только одна такая компания - своя

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

размечталась! :)

Ответить
Развернуть ветку
Lisa Ryzhaya

Мечтать не вредно. Просто заголовок обязывает для начала найти компанию мечты, а уж потом можно думать как пройти там стажировку. =)

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Ну, как же не похайпиться. Здесь за одно упоминание яндекса можно сразу 5 и более плюсов статье заработать)

Ответить
Развернуть ветку
Daria Potekhina

А Яндекс только летом проводит стажировки?

Ответить
Развернуть ветку
Лера Парунова

Стажировки проходят весь год, но сейчас активнее всего ищут стажеров на лето. 

Ответить
Развернуть ветку
Да-Это-Же-Арнольд-Шварценеггер Актёр-И-Просто-Хороший-Мужик

ну вот добавь в свою приложуху возможность заказать такси на утро к нужному времени. все локальные таксопарки делают это всю жизнь по звонку, приложения не умеют до сих пор

Ответить
Развернуть ветку
Vlad S.

Gett умеет

Ответить
Развернуть ветку
Да-Это-Же-Арнольд-Шварценеггер Актёр-И-Просто-Хороший-Мужик

буду знать. но у меня в городе его нет

Ответить
Развернуть ветку
Олег Кашинцев

Отложенный заказ, то что нужно

Ответить
Развернуть ветку
Lesath Lesath

Лучше компания мечты был бы Amazon или Google, ну или любая другая компания Илона Маска, например таже Space X -_-

Яндекс не такую большую часть рынка занимает, да и в РФ его стараются сделать монополистом, с господдержкой. Зарплаты там, зачастую ниже рынка, атмосфера с "плюшками" это конечно хорошо, но даже в более малых можно встретить тоже самое. Коллеги тоже во многом везде одинаковые.

Не знаю как у Mail.ru, но думаю там даже получше, чем в Яндексе.

Ответить
Развернуть ветку
Напрасный Труд

10. Самый важный совет. ДЕЛАЙТЕ ПРОДУКТ ДЛЯ ЛЮДЕЙ. Я тут немного наброшу, как пользователь вашего продукта, если конечно статья не сделана PR  или HR отделом)
У вас вообще отсутствует обратная связь с водителями, а главное похоже у вас в штате вообще нет водителей тестировщиков. Расчитывать на то, что реальные водители с реальными пассажирами на борту будут, как геймеры за бетку писать вам, что не так, это как минимум безответственно, половина моих коллег не то, что писать по русски не могут, говорят плохо, но они делают свою работу, перевозят пассажиров, а вы должны делать свою работу, приложение должно работать без косяков. А брать комиссию с водителя за глюки в приложении вообще край цинизма.

Начали:) Проводник, ваш генеральный его анонсировал, в интервью Forbes, месяца 3 или 4 прошло, как вы его ввели, он не работает. Мне уже заказ прилетел, я еду за пассажиром, ваш проводник включается " в зону кэфов" т.е. "за заказом", мне, что сбросить поездку и кинуть пассажира?))) То что он вообще водителям не нужен, т.к. это скрытая длинная подача БЕЗ ГАРАНТИИ получения заказа, это второй вопрос. Если уж сделали из своих каких то маркетинговых соображений, пусть не мешает приложению и водителю работать:(
Вообще ваши "улучшалки" только "утяжеляют" приложение, вы вообще тестируете его на тех смартфонах, которые рекомендуете покупать водителям? Смартфон должен быть с аппаратным компасом. А почему в рекомендованых смартфонах, нет телефонов с двойным gps модулем?
Навигация это отдельная тема, могу "войну и мир" написать))) Почему из 6 раз, 5 раз приложение приводит к дому не стой стороны, где подъезды? У вас же в навигаторе, есть подъезды))) Кнопку "показать водителю где я" в пользовательском приложении нужно убрать, эта функция работает только в чистом поле, а это 10% заказов, в остальных 90% она мешает водителю, у него получается 2 точки подачи "флажок" и "булавка с человечком" в 200-500 м друг от друга!!! Куда водителю ехать? Мне показывала, что пассажир на другой стороне реки... Когда пассажир в квартире или лифте, эта погрешность увеличивается в разы... Эта функция не работает, а заставляет тратить воемя пассажиров, и ещё прыгать по дворам в поисках машины:(
За всё время работы, из всех нововведений полезными были кнопка "домой", сейчас по ней заказов нет вообще. "По делам", я ей перестал пользоваться, т.к. +9% комиссии к 23,5% стандартной это перебор. И заправки, которые вводились с таким гоморроем, вспомнить страшно. Я думал меня растерзают, на заправке в Люберцах в 7 утра, когда я с пистолетом в баке собрал очередь на 30 минут, а ваша приложуха глючила... Вот всё остальное, за 2 года, что вы вводили это бесполезная фигня... Вот просто, откройте "большую перемену", почитайте, что вы сделали за ДВА года и зачеркните- бесполезно, для людей, которым предназначено ваше приложение "таксометр" для водителей:(

Что нужно в первую очередь. Подсветить и обозначить другим цветом, что поездка за нал. Вы знаете скольким пассажирам я подарил поездки, у вас смена оплаты в приложении, сообщение запаздывает это раз... Т.е. сообщение иногда приходит, когда пассажир вышел. Далее, когда заказ летит за заказом, я завершаю этот, и тороплюсь на другой, ЕСЛИ НАЛ должно гореть красным цветом, что бы водитель не пропустил и не забыл взять оплату, прямо в первом окне должно "гореть"
Далее, водители вам тысячу раз писали, только я раз 10!!! Если вы "не приветствуете" звонки пассажирам, то сделайте чат СО СКРИПТАМИ... Водитель не писатель, это затруднительно делать "писать" маневрирую по двору в ожидании пассажира... Элементарные фразы "Здравствуйте", "у шлагбаума", "во дворе", "подъехал с улицы ..." что бы только название улицы вбить... "вы не передумали совершать поездку, началось платное ожидание" и т.д.
Короче, каждый водитель может сообщить вам, море косяков в приложении, которое вы разрабатываете яко бы для них, между прочем за немалую плату ввиде комиссии ежемесячной... Вы спросили у водителей, нужна ли большая кнопка, смены статуса, мне пока не очевидно, я проезжаю мимо по другой стороне дороги, а она срабатывает автоматически, "на месте", а вот что она утяжелила приложение это очевидно... Как то так

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда