Стереотипы и реалии удалённой работы. Опыт REG.RU

REG.RU продолжает серию статей о дистанционной работе: в прошлый раз мы поделились онлайн-инструментами, которыми пользуются наши сотрудники. В этом материале расскажем, почему не стоит верить мифам об удалёнке и каким образом устроены рабочие процессы у распределённых команд в REG.RU.

Предыстория

Для компаний, сотрудники которых привыкли взаимодействовать друг с другом исключительно вживую, переход на удалённую работу может вызвать массу вопросов. Начальники не всегда представляют, как можно управлять людьми дистанционно. Сотрудников пугает то, что дома не получится сосредоточиться и не отвлекаться на бытовые дела. Как с этим справляются в REG.RU?

Всё началось с того, что у компании было два главных офиса — в Москве и в Самаре. Тогда же появилась необходимость дистанционно проводить совещания, встречи, вебинары и организовывать координацию между сотрудниками в разных городах. В конце 2007 года в компании появился первый программист на удалёнке. Сейчас же почти 50% сотрудников REG.RU работают дистанционно, и за всё это время у нас накопился внушительный опыт распределённых коммуникаций и бизнес-процессов.

Мы считаем, что дистанционные сотрудники могут работать так же (а иногда и более) эффективно, как и офисные. Для этого работодателю нужно обеспечить комфортные условия и наладить рабочие процессы таким образом, чтобы сотрудник ощущал себя частью команды, а не внештатным фрилансером. Также стоит избавиться от ложных предрассудков насчёт удалённой работы и научиться доверять своим сотрудникам независимо от того, из какой точки мира они работают.

Разрушаем мифы об удалённой работе

«Удалёнщик целый день смотрит соцсети, не общается с людьми и не вовлечён в культуру компании!». Мы готовы опровергнуть эти стереотипы и на личном опыте показать плюсы удалённой работы.

Удалёнщик не может работать в команде

Многие считают, что дистанционные работники не могут нормально взаимодействовать с командой и заказчиком без прямого контакта. Но на самом деле главное — не присутствие людей в одной комнате при решении задач, а понимание, для чего они их делают и как им в этом помогают ежедневные командные созвоны и обсуждения. При работе с удалёнщиками надо перестраивать онлайн-встречи таким образом, чтобы их суть не менялась и они выполняли свою главную функцию — сфокусированность на итоговых целях.

Удалёнщик смотрит YouTube, так как за ним никто не следит

И это тоже неправда. Исследования международной организации труда (МОТ) показывают, что дистанционные работники обычно более продуктивны, чем офисные сотрудники. Тут также играет роль то, что удалёнщики работают на результат, который им важно продемонстрировать — ведь никто не видит, как они целый день сидят в офисе и решают какие-то задачи. В то время как офисные работники иногда слишком много времени уделяют перекурам, разговорам с коллегами и прочим отвлекающим факторам.

Нарушается информационная безопасность

Любая компания может обеспечить информационную безопасность корпоративных сервисов. Например, в REG.RU доступы ко всем внутренним ресурсам осуществляются через защищённое VPN-подключение, а служба безопасности регулярно напоминает о правилах работы с внутренними сервисами. К узкоспециализированным ресурсам имеют доступ только отдельные команды. Например GitLab — только для программистов, корпоративные соцсети — для SMM-специалистов.

Рушатся внерабочие социальные связи

Во многом это зависит от самого человека. Если он по жизни держится в стороне от социальных активностей, то есть риск, что дистанционная работа сделает его ещё более закрытым. Но люди, у которых всё в порядке с личной жизнью и другими социальными связями, не должны сталкиваться с «одиночеством» на удалёнке. Наоборот, у них появится больше возможностей для общения с семьёй и друзьями за счёт того, что часть времени и сил не тратятся на ежедневную дорогу до офиса. Главное — научиться разграничивать рабочее время и время отдыха.

Нет вовлечения в корпоративную культуру

Многие опасаются, что дистанционные сотрудники работают «сами по себе», не участвуют в корпоративной жизни и поэтому могут легко уйти из компании, с которой их ничего не связывает. Но это не так — если дать понять удалёнщику, зачем он делает свою работу и какую ценность приносит компании, то у него неизбежно появится вовлечённость в общую деятельность. Помимо этого можно устраивать онлайн-флешмобы, конкурсы и другие мероприятия внутри компании, в которых смогут участвовать все сотрудники. К тому же, исследования МОТ показывают, что удалённая работа снижает текучесть кадров.

Как работают распределённые команды REG.RU

Как дистанционные, так и офисные сотрудники следуют одним и тем же бизнес-процессам. Правда, удалёнщикам приходится ещё и заботиться об организации рабочей атмосферы у себя дома, заниматься самодисциплиной и разделять рабочее и личное время. О том, как работать из дома удалённо, обустроить рабочее место и не отвлекаться на домашние дела мы расскажем отдельно. Здесь же рассмотрим, как в REG.RU построены процессы для дистанционных сотрудников.

Немного о структуре REG.RU

Для начала отметим, что наша компания делится на команды, которые бывают трёх видов: продуктовые, сервисные и чаптерные. Продуктовые команды работают над созданием и развитием новых продуктов, сервисные поддерживают и дорабатывают уже работающие инструменты, а чаптерные развивают знания, умения и навыки сотрудников.

Продуктовые команды используют фреймворк Scrum, а сервисные и чаптерные — метод Kanban. С помощью чётко установленных подходов к рабочим процессам мы можем легко выстраивать коммуникации (в деталях — это также масштабная тема отдельного материала). Например, все командные встречи проводятся в режиме онлайн, должны проходить быстро и приводить к какому-либо результату — скажем, решению возникшего вопроса или составлению плана задач на неделю.

Документооборот

С дистанционными работниками мы заключаем такие же трудовые договоры, как и с теми, кто работает в офисе. С появлением электронной цифровой подписи (ЭЦП) вести документооборот стало проще и быстрее. Пакет документов для трудоустройства дистанционный сотрудник может предоставить в электронной форме, заключив трудовой договор и подписав все необходимые бумаги с помощью ЭЦП. При этом бумажный экземпляр договора новый работник отправляет по почте.

Если дистанционному сотруднику нужно отправить заявление или передать другую информацию, то он может это сделать в электронной форме, заверив свое обращение электронной подписью. Но если у работника нет ЭЦП, он может по старинке подписывать документы вручную и отправлять их по почте (не электронной).

Профессиональное развитие

Для профессионального роста и оценки сотрудников мы используем платформу REG.School. Это наша собственная разработка, где есть как курсы для новичков, которые помогают адаптироваться и ближе познакомиться с компанией, так и материалы для дальнейшего развития. Отдельно стоит выделить большую онлайн-библиотеку с книгами на профессиональные тематики и коллекцию курсов. REG.School также применяется для проведения перформанс ревью и ревью компетенций, составления и отслеживания прогресса по индивидуальным планам развития, самооценки по матрицам развития разных специальностей наших сотрудников.

Взаимодействия между командами

Команды постоянно синхронизируются между собой, чтобы задачи выполнялись быстро и качественно, а неразрешённых вопросов не оставалось. Для этого используются онлайн-инструменты, подробнее о которых можно почитать в этом материале.

У некоторых команд может возникнуть проблема часовых поясов — например, один человек находится в Москве, другой — в Самаре, а третий — в Новосибирске. Поэтому сотрудники всегда стараются подбирать время начала и окончания рабочего дня таким образом, чтобы это было удобно всем.

Внутренние сервисы

Чтобы любой работник мог легко и быстро узнать что-то о другой команде или найти определённого коллегу, мы используем внутренние сервисы — Wiki, Inside и Паспорт (последний — наша собственная разработка). На Wiki можно найти полезную информацию обо всех отделах и способах взаимодействиях с ними, а в Паспорте — рабочие контактные данные сотрудников и оргструктура компании. Inside — наш внутренний блог, где любой желающий может поделиться своим опытом или мнением со всей компанией. Ещё на Inside публикуются записи ревью команд, чтобы при необходимости можно было узнать о текущих рабочих процессах.

Организация рабочих мест

И, конечно же, удалённые работники обеспечиваются техникой. Для каждой команды составлен типовой набор оборудования, необходимый для работы. Чтобы его заказать, у каждого сотрудника есть бюджет на технику, который он тратит, как хочет. Если работнику нужен удобный стол, стул, монитор или клавиатура, — он может оставить заявку, и компания обеспечит покупку и доставку за свой счёт.

Офлайн-встречи

Отметим, что на период карантина мы отменили все крупные офлайн-мероприятия, но в обычное время они проводятся регулярно, в том числе и для тех, кто работает удалённо. Раз в год каждая команда разработчиков устраивает офлайн-спринт. Два раза в год мы организуем REG.Summit для руководителей и ведущих специалистов, где обсуждаются вопросы, процессы и планы по развитию компании. В главных офисах проводятся корпоративы для всех сотрудников. Некоторые удалённые работники сами собираются в нерабочее время, находят товарищей по интересам, если живут в одном городе и вместе путешествуют, ходят в спортзал, собирают футбольные команды.

Как REG.RU работает во время карантина

В связи с коронавирусом мы решили обезопасить сотрудников и перевели на удалённую работу большинство людей. Те несколько человек, кто остался работать в офисе, соблюдают необходимые меры профилактики. Кроме того:

  • Все клиентские офисы временно также приостановили работу.
  • Мы временно отменили все командировки, а также перенесли ближайший REG.Summit в онлайн-формат.
  • До момента завершения ситуации с коронавирусом мы приостанавливаем участие во всех выставках и офлайн-мероприятиях.

В комментариях мы готовы ответить на любые вопросы про выбор инструментов и организацию дистанционной работы, а также поделиться опытом и практическими советами со всеми, кто уже перешёл или собирается перейти на удалёнку.

0
1 комментарий
Second Day

Вы работу тех поддержки своей настройте, а потом нас учите!!!

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда