Быть продактом. Выпуск #1. "Приготовьтесь к тому, что вам придется очень много учиться"— Надежда Назарова, SEMrush
Всем привет! Это блог aim digital. Мы создаем цифровые продукты и сервисы. Сегодня мы запускаем серию статей о профессиях Product Manager и Product Owner, которые помогут сделать первые шаги в карьере. У нас в гостях Надежда Назарова, Product Owner из SEMrush. Надя поделится своей историей входа в профессию.
Надя, расскажи, с чего начала свой путь в профессии продакта? Как обучалась? Какие сложности испытывала?
Я пришла работать в SEMrush на должность продуктового маркетолога в 2016 году. Тогда у нас не было большой команды для этого направления, все только зарождалось и никто до конца не понимал, чем именно мне нужно заниматься.
Так вышло, что помимо обязанностей, которые были связаны с моей официальной должностью, я углубилась в продукт, в инструменты. Начала проводить интервью с пользователями, анализировать рынок и конкурентов. Смотрела, что в наших инструментах можно улучшить, какие фичи можно внедрить.
В общем, плавно я стала заниматься работой, которую делает Product Owner. Отчасти этот мой интерес к продукту был еще связан с тем, что я устала от маркетинга. До SEMrush я работала в маркетинге почти десять лет, в разных ролях. Я и писала тексты, и проводила кампании и SEO занималась. Была и руководителем отдела маркетинга в fashion-ритейле, и менеджером по маркетингу в банке, у меня даже было свое рекламное агентство.
Мне стало скучно заниматься только маркетинговой деятельностью, хотелось чего-то большего. Я считаю, что мне тогда повезло. Руководители продуктового направления в нашей компании видели, что моя работа приносит результат и дали полную свободу действий.
Я пробовала, иногда ошибалась, много училась и постоянно экспериментировала. В конечном итоге так увлеклась, что мне предложили официально перейти на должность Product Owner и дали две небольшие команды, которые делали два разных продукта (аналитика конкурентов в социальных сетях и управление контентом в социальных сетях). Через год мне предложили взять одно из ключевых направлений для компании — продукты для аналитики трафика конкурентов. Сложный продукт, кратный рост, большие команды, ML, AI, big data. Стало еще интереснее.
Когда ты начинаешь что-то новое, то еще не понимаешь, что важно а что нет. Поэтому я читала все подряд, что так или иначе связано с темой. Изучала материалы о том, кто такой Рroduct Оwner, чем он занимается, залезла в аналитику, изучала стратегический менеджмент, ездила по конференциям, в том числе зарубежным. Накапливала “критическую массу знаний” и стала понимать, что действительно информативно и полезно, а что нет.
Недавно я нашла себе наставника. Просто подошла к одному крутому руководителю продукта и сказала: “Будь моим наставником пожалуйста-пожалуйста-пожалуйста”. Кстати, это женщина. Она супер-профессионал и я у нее многому учусь. Обсуждаю с ней в основном менеджерские решения и сложные вопросы.
Можешь вспомнить самые критичные ошибки в работе PO?
За свою работу в должности PO я совершила две критических (как мне кажется) ошибки. Когда я только стала РО, я зачем-то залезла в процессы одной из своих команд, то есть стала совмещать две должности (РО и Scrum-мастер). Этого делать нельзя, потому что это две абсолютно разных роли. Ничего кроме высокой рабочей нагрузки и постоянной головной боли вам это не принесет.
В другой своей команде в первое время, помимо роли РО, я внезапно выступала еще и в роли Technical Owner. Мне не сразу удалось разобраться, где мои задачи, а где нет. Какое-то время я пыталась отвечать на вопросы разработчиков: какой запрос взять и какую технологию использовать. Так делать не нужно. Вы занимаетесь либо продуктом, либо техническим менеджментом.
В итоге, окончательно запутавшись и перестав спать, я поняла, что это нужно прекращать. Купила в магазине “магический” шар, который мог отвечать на вопросы за меня. Принесла его команде и сказала: “Если вы хотите узнать у меня, как вам лучше поступить в технической части, спросите лучше у этого шара”. Команда повеселилась, но, магическим образом, вдруг самостоятельно стала решать технические вопросы. А я занялась своей работой — продуктом.
Какие компетенции наиболее важны для старта?
Никто не рождается продакт-менеджером и для старта люди обычно используют тот набор компетенций, которые у них уже есть. И это нормально. Чаще всего в продакт-менеджмент переходят программисты, дизайнеры и маркетологи-аналитики. Я считаю, что не важно из какой профессии вы переходите, но для работы над продуктом важно понимать основы маркетинга, иначе вы не сможете понять на какой рынок, для какой аудитории и какой продукт вы создаете. И еще важно учиться работать с людьми. Этот навык пригодится и в постановке задач команде, и в общении со стейкхолдерами, и в проведении интервью с пользователями.
Какие книги, курсы, источники для обучения можете порекомендовать новичкам?
Сейчас все кинулись обучать продакт-менеджеров. Очень классный бесплатный курс для новичков запустили Product Sense. Скоро запускается вторая часть курса (для продвинутых). Gopractice Олега Якубенко. Интересны и курс, и блог. Курс уже стал, как мне кажется, стандартом индустрии. А в блоге много подробной информации на разные темы. А дальше я бы посоветовала смотреть американские ресурсы, так как все “передовые” практики российского рынка, к сожалению, являются переводами с английского. Например, Mind the Product.
Что посоветуешь новичкам. Как стать успешным, что нужно делать?
- Приготовьтесь к тому, что вам придется очень много учиться. Product Owner работает в сфере, где нельзя останавливаться. Ты только освоил новый прием, а все уже делают по-другому. Ты только научился чему-то, а это уже не модно. Например, вот все кричат о том, как важно выстраивать портрет пользователей — buyer persona, а вот это уже никому и не нужно. Все заняты техникой Jobs to be done.
- Учите английский, ведь первоисточники в нашей сфере чаще всего находятся за рубежом. Большинство материалов для PO - это перевод иностранных статей, причем перевод частичный. Меня всегда это удивляло. Хотите узнавать новости первыми — занимайтесь иностранными языками.
- Общайтесь с коллегами (и из других компаний в том числе). Как правило, сложности возникают одинаковые и кто-то уже наверняка решал проблему, похожую на вашу.
- Найдите наставника. Неважно, внутри своей компании или во вне. Более опытный товарищ всегда поможет и подскажет. На начальном этапе вашего пути в роли РО это очень важно.
Мдааа, как стать продактом?
1. Попасть в продуктовую компанию
2. Поработать там.
3. Попросится на должность продакта.
Ни тебе книг, best practice, курсов, навыков и т.д.
Николай, а мы вот как раз готовим для следующих выпусков подборки обучающих материалов. Этот материал готовили с Надеждой в формате интервью, чтобы она поделилась своей реальной историей.
Про курсы и навыки здесь мнение тоже есть.
Комментарий недоступен
Александр, ну вот Надежда 10 работала в маркетинге до того, как перейти в должность Product Owner. Начинала с продуктового маркетинга. Это разве не наводит на мысль о том, что у человека должен быть определенный бэкграунд, чтобы заниматься определенными процессами, а не полистал странички в интернете и ты специалист.
Комментарий недоступен
Ну вот здесь конкретно история о том, что человек уже умел в маркетинг, углублялся дальше и вырос внутри компании в должности. И иногда нужно проявлять инициативу, чтобы кем-то стать. Многие люди хотят всего и сразу, но это не та работа, на которую можно прийти без навыков, опыта и знаний. Многие приходят из дизайна, разработки аналитики или маркетинга, но каждому нужно дальше прокачиваться, чтобы получить результат. Вот и делимся историями
Комментарий недоступен
Птица ибо абстракция и от нее происходят конкретные синица, голубь и т.д.
Комментарий недоступен
Сообщение удалено
Дьявол кроется в деталях. Часто инициатива наказывает инициатора. Бывает, человек хочет сменить деятельность внутри компании, но ему не дают возможности, не повышают, не дают новый проект, не прислушиваются, а то и вовсе задвигают. Но автор как-то легко выросла за пару лет и сразу прыгнула в PO. И подробности нам не известны. Какие достижения к этому привели? "Я много училась" - это не достижения. Меж тем заголовок статьи обещает дать нам ответы. Ан-нет.
Да, учиться не просто, но карьерно вырасти с нуля в другой профессии гораздо сложнее. Важны не только знания, но и личные качества, способность убедить, что твое видение правильное, что ты способен построить правильный план и с выгодой его реализовать. Это чертовски сложно, особенно, когда у тебя нет в этом опыта и авторитета.
Между чистым маркетингом и продуктовой разработкой большая пропасть, в том числе психологическая (маркетологи и разработчики плохо понимают друг друга и недолюбливают). Автор упомянула, что попыталась влезть в процессы и это было ошибкой. Но как она нашла баланс - тема не раскрыта. Совершенно не понятно, почему разработчики обращались к ней за консультацией по технологиям, когда она не имела технического бэкграунда.
Критичные ошибки PO - спустить деньги в унитаз, выпустив никому не нужный продукт/фичу, либо растерять клиентов или команду. Если она с таким не столкнулась, то либо это не было в её зоне ответственности (тогда вопрос о реальной роли в проекте), либо она реально талантлива. Тогда респект и уважуха.
Я на днях выпускаю интервью с продакт менеджером, 6 лет работающим в азиатских IT гигантах (Lazada, Alibaba, Grab).
Интервью будет про карьеру в IT и как раз работу продакта, включая культурные особенности работы в Азии.
Сделаю об этом отдельный пост на VC и могу скинуть сюда, в комментарии.
Дмитрий, а у нас тем временем второй выпуск https://vc.ru/hr/123415-byt-prodaktom-vypusk-2-ot-prostogo-razrabotchika-do-product-owner-it-kompanii-istoriya-olega-ogibina-iz-usetech
Спасибо, мне понравилось. Особенно про мотивацию героя изменить направление карьерного развития.
Дмитрий, это интересно. Может в дальнейшем даже сделаем совместные проекты.
Дам знать, как опубликую. Я всегда за интересные коллаборации. :-) Мой подкаст вот-вот выйдет, и он будет посвящен карьере в эмиграции. Не только в IT, но и в других сферах.
Опубликовал интервью и написал об этом на VC. Надеюсь, будет интересно.
я бы с удовольствием прочла
Отлично. Я отмечу, когда опубликую.
Я выпустил интервью в формате аудио. Я сделал пост на VC на об этом. Можно почитать, о чём мы говорили, и послушать.
Комментарий недоступен
Погодите, ваше агентство продукты пилит для себя или для заказчиков?
Сослан, добрый день! Мы в aim работаем с клиентами. На стороне клиента всегда есть PM или PO, с нашей стороны продуктовая команда с нужными компетенциями под тот или иной проект.
то есть на продукте два продакт-менеджера?
или ваша команда не включает в себя его?
Может быть и такой вариант, зависит от задач и требуемых компетенций. Например, со стороны клиента может быть Product Owner, а с нашей менеджер с продуктовым опытом. Но есть и формат работы, когда достаточно менеджера проекта для взаимодействия между клиентом и нашей командой.
понял
Если интересно обсудить более подробно процессы, пишите.
Интересненько. Хоть это и интервью подача (о себе, о том как стала и т.д. и т.п.). Но вот ссылочки на актуальные курсы и материалы - это круто. И новички могут начать осваивать новое направление и действующие профи себя "перезагрузят". Класс!
Достаточно забавное решение с магическим шаром)) Полезное. Причем это реально частая практика - ты берешь в одном каком то вопросе на себя совмещение обязанностей, просто по тому что именно в этом вопросе ты разбираешься, а тебя потом начинают грузить другими вопросами из этой области, в которых ты уже ничего не понимаешь и правильно не сделаешь, но колесо сансары уже запущено и вращается)))
Комментарий недоступен
И интересно, каково это ключевую компетенцию "продакта" отдавать подрядчику, а не держать внутри)
Мне кажется, что так и не бывает:) Или крайне редко
Комментарий недоступен
Интересная статья. Интересно узнать про инструменты, которые используют PO.
Буду ждать продолжения. Ссылки на курсы забрал себе!
Комментарий недоступен
Да вы сударь токсичный троль))))
Комментарий недоступен