Перестать думать о плохом и готовить команду к выходу из кризиса

Многие компании сегодня либо предвещают апокалипсис, либо находятся в стадии отрицания проблем. Кто выйдет из кризиса победителем и как работать с командой, рассказывает Анастасия Овчаренко, руководитель hi-tech практики Kontakt InterSearch Russia.

В закладки

Эффективность работы упала у большинства компаний, т.к. не у всех есть опыт работы «на удаленке», не все процессы можно легко перенести в дистанционный формат, а эмоциональный фон дает о себе знать очень сильно: то, что сейчас происходит в мире, на уровне стресса сравнивается чуть ли не с военным временем.

Общий тренд – это замедление процессов, и тут есть миллион причин:

  • Отсутствие процесса перевода «на удаленку».

  • Отсутствие технических возможностей. Например, про электронный документооборот говорится очень давно, и эти разговоры – ровесники детей некоторых из нас. Но до сих пор встретить компанию, которая в текущей ситуации легко и быстро переходит на обмен документами в системе, к сожалению, сложно.

  • Отсутствие опыта, неумение работать без «чувства локтя» с коллегами, а в России накладывается довольное сильное наследие советской модели управления, с жестким контролем руководителя и недоверием подчиненным. Откуда у людей появится умение себя контролировать и драйвить?
  • Желание руководителей контролировать сильнее своих подчиненных, т.к они не находятся постоянно перед глазами, и есть опасность, что они не работают в полную силу».

  • Отсутствие коммуникации или она недостаточная от владельцев бизнеса по отношению к своим сотрудникам на тему «Что происходит, какая стратегия у компании, как пройти данный этап максимально эффективно и т.п.».

  • Общий стрессовый фон в обществе.

  • Отсутствие привычных коммуникаций вокруг: человек, находящийся в среде, может быстрее принимать решения или согласовывать их оперативнее, да и в целом состояние разобщенности фрустрирует.
  • Отсутствие условий для работы дома: ни для кого не секрет, что не у всех есть отдельный кабинет. Даже если он есть, то может быть один, а работающих членов семьи двое. И это мы не говорим о других домочадцах, детях, домашних животных, отвлекающих факторах и т.д.

Настроения в бизнесе

Если посмотреть в целом на бизнес-сообщество, то по моим наблюдениям, здесь четко вырисовывается несколько типов поведения:

  • «Паника-паника-паника»: эти компании предлагают попрощаться и выйти на связь с внешним миром уже в июне-июле.

  • «В отрицалове»: в их картине мира ничего не происходит, акционеры /топ-менеджмент не верят ничему и вообще ведут себя так, как будто это всеобщий заговор.

  • Продуктивные: те, кто утраивает усилия в работе. В принципе с этими я согласна пока больше всего, так как после кризиса выигрывает тот, кто продолжал работать и двигаться.

  • По инерции: в основном это гиганты, у которых процессы идут, как шли в «докороновируную» эру. Они начнут замедляться в тот момент, когда продуктивные уже станут говорить о начале роста после кризиса.

Да, выручка снижается, а эффективность падает. Но это не повод верить в то, что грядет реальный апокалипсис, и после карантина останется только выжженная земля, и мир придется строить заново.

Безусловно, я не призываю видеть все вокруг в радужном свете: малый бизнес и привычные нам мини-сервисы, делающие жизнь комфортнее, сильно сократятся, данную часть придется создавать заново, а это займет время.

Но все-таки это одна их волн кризиса, который мы уже не раз проходили. Да, нынешняя ситуация сложнее, да, нам никто не помогает, да, здесь целый комплекс причин (нефть и коронавирус) – все это, возможно, удлиняет этап выхода из кризиса, но ночь темнее перед рассветом, а за спадом всегда идет рост. Мы найдем новые ниши, продукты, направления бизнеса – это естественный цикл, как сама жизнь.

Что делать?

Есть два варианта и вероятности успеха, соответственно:

  • Продолжать «взбивать молоко лапками»: менять продукт, искать новые ниши, помогать себе и клиентам антикризисными мерами – и тут либо «выстрелит», либо нет.

  • «Прикинуться ветошью» и затаиться – тут не «выстрелит» со 100%-й вероятностью.

И здесь всегда важен правильный разговор с командой. С сотрудниками очень важно работать и общаться открыто. Текущая ситуация усугубляется тем, что мы далеко друг от друга, возникают разные мысли и ты их переживаешь наедине с собой.

Если вы руководитель, то крайне важно давать месседж команде о том, как вы видите ситуацию: что думаете, какие прогнозы делаете, на какие ожидания настраиваетесь и проч. Делитесь микроуспехами, которые в другое время вы бы посчитали обычным делом – теперь команде нужно видеть даже совсем маленькие победы: они вселяют уверенность, что кризис преодолим в каком-то будущем, а готовность руководителя рассказывать новости дает ощущение общности.

Кризис – это время, когда создаются новые продукты и возможности. Если спала нагрузка и люди в трауре, дайте им задачи по поиску свежих идей для бизнеса: это не дает мозгам «киснуть», а любые мысли в разрезе развития, а не сокращения расходов стимулируют двигаться вперед.

Если вы работаете в команде, то задавайте вопросы своему руководителю. Если он в круглосуточном трудовом режиме и пытается всеми силами спасти бизнес, который даст вам работу (читай – зарплату) в кризис, поддержите и не ждите, что он должен помнить, что «с командой надо общаться вообще-то, потому что он руководитель и о таких вещах не надо забывать». Он помнит, только текущая ситуация нестандартная, и ему тоже надо помочь и поддержать. И если вам реально требуются комментарии и понимание тактики на ближайшие 1-3 недели – не считайтесь, кто к кому должен обращаться. Задавайте вопросы, предлагайте идеи – сейчас все в одной лодке, которая обязательно выплывает и расправит новые прекрасные паруса!

{ "author_name": "Anastacia Ovcharenko", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": -1, "favorites": 5, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 116628, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 01 Apr 2020 13:53:49 +0300", "is_special": false }
Личный опыт
Как стартапу сделать победный питч для саммита: инструкция
В марте этого года мы вместе с нашей командой Raison.ai выиграли московский этап битвы стартапов Unicorn Battle. В…
Объявление на vc.ru
0
2 комментария
Популярные
По порядку
0

 Помните, что мемы и смешные картинки редко добавляют тексту пользы.

https://vc.ru/team/28520-how-to-vcru
И, пожалуйста, не зовите своих коллег лайкать материалы

Ответить
0

спасибо за идею! именно коллег и позову)) 

Ответить

Блоги компаний

Показать еще

Комментарии