{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Как мне понять, что дела идут не очень: чек-лист для разработчика

Кадровые проблемы были и до карантинных времен. Хорошо подготовленных специалистов в ИТ не хватало всегда, но сейчас особенно важно мониторить свою кадровую ситуацию. Григорий Бернгардт, iOS Lead в компании мобильной разработки Surf изучил причины текучки на основании неудачных онбордингов, испытательных сроков и увольнений за последний год.

Он составил чек-лист триггеров, которые могут служить сигналами, что в работе что-то идет не так. Проверьте по нему, не намечаются ли у вас подобные истории и как из них выходить.

Вам не дают время на студийные задачи

В Surf помимо коммерческих проектов возможно выполнять задания для развития студии. На основании ретроспектив, встреч отдела и разговоров 1-1 формируется пул задач под каждого сотрудника. Решение студийных вопросов помогает развитию hard skills и soft skills. Если сотрудник пробует себя в роли ментора над стажерами, то он структурирует свои знания и прокачивается как менеджер. Стремление к профессиональному росту часто совпадает с целями компании. Например, вам хотелось бы улучшить навык публичных выступлений, тогда руководитель может организовать для вас участие в форуме в качестве спикера. Вы получаете развитие, а компания – PR.

Причины:

  • У вас высокая нагрузка на коммерческих проектах, и дополнительные таски могут повлиять на выполнение основных обязанностей;
  • Уровень вашей технической подготовки не дает вам эффективно совмещать работу над проектами с чем-то еще;
  • Вы регулярно отказываетесь от выполнения студийных задач, и руководитель видит, что развитие для вас не в приоритете.

Решение: Если отсутствие студийных задач – это ваш осознанный выбор и вы хорошо справляетесь с основной работой, то такой сигнал не является серьезной проблемой. Но когда вы действительно хотели бы получить таски на развитие, а их нет, попросите руководителя дать вам такую возможность. Он оценит вашу текущую и перспективную нагрузку, если она позволяет, то, вероятно, задачи последуют.

Если у тебя нет студийных задач – это не критично. Проблема, если ты уже месяц выполняешь только их, и тебя не привлекают к коммерческим проектам. Узнай, появляются ли они в компании, и попроси участия.

Мария Долгушева, HR Surf

Тотально контролируют выполнение задач по треку

Когда менеджеру приходится постоянно следить за тем, как сотрудник расходует время – это нездоровая ситуация. Распространенная практика предварительно оценивать задачу в часах, а затем сравнивать это с текущим треком. Если метрики сильно разнятся, это повод для обсуждения с руководителем. Треки и дополнительное ПО по учету рабочего времени могут устанавливаться не в полном объеме или отсутствовать вовсе.

Мы жестко не трекаем деятельность ребят и придерживаемся такого мнения, что работаем с профессионалами. Если человек безответственный, несамостоятельный и не мотивирован делать хорошо, то никакой софт и излишний контроль в этом не помогут.

Гриша Бернгардт, iOS Lead Surf

Причины: Ситуация бывает у джуниоров из-за нехватки опыта в оценивании задач и у работников, недавно перешедших на удаленку, поскольку им трудно выстроить рабочий режим дома. Также бывает у опытных сотрудников, если они заняты на сторонних проектах. Проблема может быть и в том, что работнику ставят задачи не по его уровню, и он не может уложиться в трек.

Решение: Для джуниоров проблема решается со временем, когда они приобретают опыт. Но даже в этой ситуации можно обратиться к тимлиду за помощью и попросить какое-то время оценивать задачи вместе с ним или больше декомпозировать их.

Новичкам на удаленке стоит выстроить четкое расписание или найти свои способы самоорганизации.

Если вы не тянете поставленные задачи, попросите лида разбить их на более мелкие.

В первую очередь нужно самому исключить все факторы, которые ухудшают работу, а потом идти на диалог с лидом. Запрос на развернутый фидбек должен исходить от вас.

Возникают проблемы во взаимодействии с командой и руководителем

Не стоит недооценивать коммуникации и простое общение. На удаленке они играют решающую роль.

Односложно отвечают, игнорируют комментарии на ревью кода, есть чувство напряженности на ретроспективах и скрамах – если такие моменты присутствуют, то нужно разбираться с лидом. Если не получается, то с руководителем и HR.

Гриша Бернгардт, iOS Lead Surf

Никто не может плодотворно работать в информационной блокаде и при постоянном игнорировании. Это не только сказывается на результатах, но и давит на психику.

Причины: Это может быть пассивный протест команды на ваше поведение или по иным субъективным причинам. Или вас переводят на новый проект, где команда уже устоялась и новичка не ждут.

Решение: Наладьте неформальное общение с командой. Проанализируйте свое поведение: не перекладываете ли вы ответственность на других, не проявляете ли агрессию? Если проблема не в вас, можно обратиться за помощью к эйчару или лиду. Когда атмосфера накаляется, возможным решением становится перевод на другой проект.

Заработная плата не растет

Зарплата регулярно повышается вместе с ростом ваших навыков — это норма, которая зависит еще и от того, как быстро вы обучаетесь и показываете достигнутые результаты. Расширяете свою экспертность, берете сложные задачи, участвуете в жизни компании – скорее всего, вас ждет прибавка к зарплате. Если ситуация обратная, нужно менять подходы в работе.

​Так выглядит здоровая динамика роста зарплаты в Surf. На графике можно увидеть, когда стоит «бить тревогу» и выбирать – меняться или уходить.

Причины: Если вы не показываете значительных результатов, возникают проблемы с треком, постоянно отказываетесь от студийных задач, не развиваетесь, то у руководителя нет оснований для повышения.

Решение: Самый простой способ – узнать, когда планируется повышение. У джуниоров зарплата растет раз в 4 месяца, у мидлов раз 6-8 месяцев. В ситуации кризиса промежутки увеличиваются. Важно подвести итоги, выписать основные достижения, например: написал библиотеку, которой пользуется весь отдел, или менторил 4-х стажеров. С этими аргументами идти к руководителю или эйчару.

Если результатов нет, запрашивайте задачи на тренировку навыков. Также можете выделить нескольких коллег, чьи профессиональные успехи вас вдохновляют, и узнать у них, как они работают над своим развитием.

Назначают простые и неинтересные задачи

Если вся команда работает над крутым проектом и идет через тернии к звездам, а вы постоянно выпадаете из процесса, значит, что-то идет не так. Существуют проекты, где цена ошибки очень велика, поэтому их поручают самым опытным. Но если вы получаете скучные и однообразные таски регулярно – это звоночек.

Причины: Возможно однажды вам дали сложную задачу, и вы с ней не справились. После этого вам начали давать декомпозированные, простые задачи. Другая ситуация, когда в проекте просто нет интересных тасков. Если они все же есть и дают другим, то это повод принимать меры.

Решение: Исходя из проблемы, есть два выхода. Задачи есть, но не дают – оцените, готовы ли вы к ним, возможно стоит вернуться на несколько шагов назад и подтянуть навыки, либо запрашивать подробный ревью кода или задачи на развитие. Просите сложные таски, но выполняйте их под контролем лида. Ведь если избегать больших задач совсем, откуда возьмется прогресс? Можно попроситься на полставки в другой, более интересный проект.

Пропадает мотивация и желание работать

Когда вы чувствуете, что работаете через силу, постарайтесь понять, в чем причина: не нравится проект, не хватает обратной связи, просто давно не было отпуска. Не стоит тянуть и показывать свою незаинтересованность руководителям и коллегам, это негативно влияет на вашу репутацию как работника.

С обратной связью в ИТ сложности. Разработчики не видят того, что есть проблемы, и очень удивляются, когда в компании им об этом превентивно рассказывают. А что-то исправлять самому уже мотивации не хватает.

Гриша Бернгардт, iOS Lead Surf

Причины: Выгорание или накопившаяся усталость, работа не решает ваших внутренних потребностей (например, вам важно признание, а его нет). Возможно, вас не вдохновляет проект или отвлекают жизненные ситуации, которые требуют всей вашей вовлеченности и внимания.

Решение: Организуйте встречу с лидом или HR. Вместе обсудите возможные решения: вас переключат на другой проект или облегчат нагрузку. Если необходимо сделать паузу, не замалчивайте, а попросите внеплановый отпуск. Компания в большинстве случаев заинтересована в работнике, поэтому пойдет навстречу.

Совет для бизнеса

Удерживайте контакт со своими коллегами. В кризисной ситуации легче опираться на проверенных работников, поэтому не торопитесь увольнять людей.

Создайте подобный список триггеров и опубликуйте его на корпортале. Это простой способ вовремя распознать начинающиеся кризисы в работе сотрудника. После публикации этого чек-листа в Surf многие стали драйвить встречи и обсуждения в формате 1-1.

Такие скрининги вовлеченности помогают сохранить ценные кадры и скорректировать методы управления командой и проектами.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Vladimir Alekseev

"У джуниоров зарплата растет раз в 4 месяца, у мидлов раз 6-8 месяцев."
Вы там смузи перепили?)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Смотря про чей рынок материал. Если про цивилизованный, то примерно так и растет, что не так?

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Alekseev

можно 3 конкретных примера?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Можно. Пример 1. Webselenese - фронтэндам и бекэндам пересчитывают от грейда и 6 шагов вилки внутри каждого. Аттестация грейдов - раз в полгода. Пересчет внутри грейда - каждые 3 месяца.

Пример 2. RevenueWire. Пересчитывают всем раз в 6 месяцев, вплоть до аккаунтов.

Пример 3. A2 Hosting. Аналогично, пересчет раз в 6 месяцев.

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Zakharevich

а примеры не no name есть? где хотябы 5000 человек и пересчет каждому раз в полгода 

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Ну пошло виляние тазом. Просили три примера? Я привел три примера.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Sidorets

Полезный материал. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Браиловский

Тотально контролируют выполнение задач по треку - это особый вид эмоционального насилия над сотрудником. И проблемы в этом случае не у сотрудника, а у работодателя с головой.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Grudnev

Синдром вахтера

Ответить
Развернуть ветку
Ron Zamkadny

если вы не показываете значительных результатов... не развиваетесь... это типа вы что ль решаете? фирм много, разработчиков мало; смиритесь и перестаньте играть в царьков

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Бернгардт

Решаем совместно с сотрудником, любой разговор о зарплатах и планах это диалог. Если результат качественный и команде комфортно работать с коллегой, то как правило с пересмотром не возникает проблем. Если же человек тормозит команду, страдает проект, и он не готов предпринимать усилий для исправления, то ситуация на рынке не повлияет на наше решение. Мы работаем с теми, кто разделяет наши ценности — делать свою работу хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда