Струны спиральной динамики – созвучие и диссонанс

В 40 статье серии «Менеджмент цифрового мира» (оглавление) мы поговорим о созвучии и диссонансе цветных струн Спиральной динамики в повседневной жизни на примере выезда на природу, который проводят в компании. Это будет итоговой статьей блока Спиральной динамики, в которой мы вернемся к комплексному взгляду после рассмотрения отдельных аспектов в предыдущих статьях. Но на этом мы не прощаемся с моделью: в следующем блоке, посвященном развитию организаций на рубеже эпох, мы будем опираться на эту модель, рассматривая через ее призму различные траектории организаций и модели менеджмента – Agile, игрофикацию, практики бирюзовых организаций, Холакратию и Социократию.

В закладки

Начиная разговор, хочу отметить, что вряд ли дальнейшее описание различных сюжетов проведения пикника откроет вам какие-то принципиально новые варианты развития событий, который вы не видели раньше. И возникает вопрос: а зачем вообще применять модель спиральной динамики, почему просто не смотреть на людей «как они есть». Но дело в том, что смотреть на людей можно только конкретно, когда мы берем конкретную группу с их индивидуальными особенностями.

Спиральная динамика, как всякая типология, позволяет смотреть через типы и видеть обобщенные явления, которые будут проявляться не только при организации пикника, но и в производственном проекте или любом другом деле. Типологии позволяют не забыть о многообразии людей, все-таки, достаточно сложно постоянно держать в голове, насколько люди могут быть на тебя не похожи. А еще Спиральная динамика говорит о том, как человек развивается, и каким образом звучание отдельных струн можно превратить в согласованно действующую симфонию. И в этом – ее отличие от других типологий.

Перед тем, как начать рассмотрение, напомним схему из статьи «Культуры компаний в модели Спиральной динамики», чтобы она была перед глазами при чтении.

Культуры компаний в модели спиральной динамики. Из моих презентаций​

Фиолетовая культура принадлежности

И для начала посмотрим, как выглядит идеальная организация пикника в фиолетовой культуре принадлежности. Идею организовать пикник, если это раньше не делали, могут принести только из-вне. Например, новый сотрудник Вася рассказал, что на прежнем месте работы у них было принято так отмечать дни рождения летом. Идея должна быть поддержана старейшиной, например, давно работающим Владимиром Ивановичем, который вспомнит, что в молодости они со своей компанией ходили в походы и выбирались на природу на выходные, и это было очень душевно – общение и песни у костра давали ощущение теплоты и общности. И это не должно вызвать резких возражений у других старейшин.

Далее формируется инициативная группа молодых, поддерживаемая авторитетом опытных, которая и организует выезд, взяв на себя основную работу. Группа формируется сама, ее не назначают, хотя старейшины могут побуждать помочь. Если у инициаторов был не только энтузиазм, но и умения и предусмотрительность, то на выезде все проходит хорошо, создается атмосфера открытого общения, люди лучше знакомятся друг с другом. И, собственно, эта атмосфера общего праздника и является основным результатом выезда для фиолетовой струны.

Поскольку люди – разные, то к фиолетовой струне могут примешиваться и другие струны.

  • Красная струна культуры силы с организацией на выезде не только общения, но и соревновательных активностей с индивидуальным первенством – от стрельбы, бадминтона и поднятия тяжестей, до выяснения кто кого перепьет.
  • Синяя струна культуры правил может проявиться при организации – в сопоставлении списка необходимых продуктов и снаряжения и их распределении, в четкой организации транспорта, чтобы люди подвезли друг друга, и в упорядочивании на месте.
  • Оранжевая струна культуры успеха увидит в пикнике возможность укрепить существующие и построить новые социальные связи, узнать о других то, что можно использовать в дальнейшей работе. И в поиске различных игр, которые позволяют этого достигнуть лучше.
  • Для зеленой струны культуры согласия ощущение общности и открытого общения – очень важно, и она будет его усиливать. И не менее важно, что действие происходит на природе, и можно ощутить единение с природой, а по возможности – и помочь с экологией.
  • А желтая струна культуры творчества принесет креатив в организацию и само проведение, предложив придумывать игры самим, да и в еде не ограничиваться стандартными шашлыками, а изобретать оригинальное.

Это все будет добавлять многообразия празднику и не будет диссонировать. Когда же возникает диссонанс? Когда какая-то из струн начнет звучать слишком сильно и поставит под угрозу основной результат – ощущение общности. Например, когда соревнования культуры силы перейдут в открытую агрессию, унижения проигравших и обиды. Или когда организация синего уровня потребует от всех формально равного участия. Или принесет на пикник корпоративные правила и статусы, требуя их соблюдения, потому что «мы ведь не должны забывать, что мы – часть корпорации».

Оранжевая струна может начать диссонировать, если воспримет пикник как тимбилдинг, и будет явно проводить игры и мероприятия, нацеленные на эффективность производства. Впрочем, ее могут ожидать неожиданные эффекты.

Мне рассказывали историю о том, как одна корпорация заказала тимбилдинг для бухгалтерии. Ее предупреждали, что бухгалтерия сейчас работает в культуре правил, тимбилдинг распакует социальное взаимодействие, и при этом вовсе не обязательно возникнет объединение для рабочих целей. Но компания настаивала, и провайдер решил, что пусть так и будет, «любой каприз за ваши деньги». В результате бухгалтеры действительно активно пообщались, узнали друг друга, обнаружили много знакомых проблем – дети, болезни. И дальше на работе начали гораздо снисходительнее относиться к просьбам «уйти пораньше» или «остаться дома, потому что дочь приболела». Что сильно улучшило атмосферу, но вот успевать бухгалтерия стала меньше. И в дальнейшем заказчик стал гораздо лучше прислушиваться к предостережениям провайдера о возможных эффектах, а к тимбилдингам относиться с осторожностью.

В описанном выше сюжете мы видим интересный эффект. В рабочей обстановке бухгалтеры действовали в рамках синей культуры правил, потому что именно так надлежит действовать на работе. Но внутри у каждого из них жила фиолетовая культура принадлежности, проявлявшаяся в семье. Тимбилдинг распаковал ее, дал чувство социальной общности, и она начала проявляться не только дома, но и в рабочей обстановке.

Красная культура силы

Красная культура силы противоположна и отрицает фиолетовую культуру принадлежности, как это и положено в соответствии с законами диалектического развития. Подробнее про диалектику развития уровней можно почитать в статье «Диалектика развития уровней Спиральной динамики». Что не исключает созвучия, основанную на том, что красная струна включает фиолетовую.

Однако, в красной культуре силы выезд на природу имеет смысл только, если это героическое действие, борьба и преодоление трудностей. Или удобное место для разворачивания соревнований. И в обоих случаях у героев должна быть возможность показать себя и ощутить победителем, в этом и есть основной результат.

Идею выезда высказывает один из героев. Это может быть признанный лидер, которому захотелось адреналина и других мужских развлечений, или кто-то из новичков, которые хотят воспользоваться случаем и показать себя не только в рабочей обстановке. В современном мире харизматичным лидером может быть не только мужчина, но и женщина. Впрочем, это можно рассматривать и как возвращение к истокам: хотя в походе аргонавтов или троянской войне женщин-героинь не было, как отдельная культура были амазонки, а в пантеоне помимо Геи и Афродиты были Афина и Артемида.

Этап подготовки героев волнует слабо. Главное для них – договориться когда и куда они едут, и именно на этом начинание может потерпеть крах. А так – герой ведь всегда готов к трудностям и бытовые неудобства его не волнуют. Поэтому всякую организацию он предоставляет это попутчикам, которые героями не являются, но тоже могут присоединиться.

Отметим, что готовность к трудностям вовсе не означает обязанность их переносить. Наоборот, он рассчитывает, что ему, как настоящему герою, заслуженно отдадут лучшую и большую долю взятой пищи, и не стесняется взять ее сам, если не предлагают.

Так что организация в культуре силы – дело случая. О чем-то позаботились, а что-то – забыли. У всех есть миски, но не хватает кружек – ничего, из мисок тоже можно пить. Три топора и нет пилы, а вокруг толстые деревья, которые героически валят этими топорами, и это входит в легенды. Ножи тоже забыли, поэтому хлеб и мясо режут топорами. Эти трудности не обязательны, может оказаться все хорошо. Но когда они есть – их преодолевают, они добавляют приключению дополнительный смак.

Аналогично проходит и сам пикник. Заготовка дров для костра – героическое дело, поэтому их много. Но костер при этом может гаснуть, потому что поддержка – вовсе не героическое деяние. Можно поставить жарить шашлыки – и рвануть на соревнование, вернуться, когда шашлыки сгорят. Или остынут, потому что жарить шашлыки один из героев остался, сочтя это частью своего подвига. Но все происходит весело и с огромной энергией, проявлением доблести, и, как я отмечал, именно это и есть основной результат.

Другие струны могут дополнять красную и звучать созвучно. Особенно фиолетовая, создавая общность и не допуская перехода в агрессию, а главное – принимая на себя не героические, но нужные дела. И синяя, принося порядок, планирование и организованность. Индивидуалистичная оранжевая струна очень созвучна красной, с тоя разницей, что не упускает необходимость организации, поэтому будет звучать хорошо. Иногда неожиданно меняя правила или добиваясь победы какими-то не слишком честными с точки зрения героев способами. Но она будет делать это аккуратно, не уходя в диссонанс.

Но другие струны могут и диссонировать. Особенно мы-струны: синяя организованность с попыткой поставить спонтанную инициативу героев под свой контроль будет получать жесткий отпор. А у зеленой струны культуры согласия пикник в культуре силы вызывает не только диссонанс, но и боль – столь яркая демонстрация индивидуализма и отсутствие внимания к другим представляется варварством.

Что касается желтой струны культуры творчества, то она будет играть интегрирующую роль. Творчество – индивидуально и задача оказаться лучше творцам понятна. А придумать способы соревнований, в которых каждый нашел себе интересное, мог проявиться и даже оказаться победителем, является крайне интересным и сложным творческим вызовом. Ну а потом – увлечь других.

Синяя культура правил

В синей культуре правил слово «пикник» не уместно. Правильным словом является «организованный выезд», который происходит, конечно, не в отдельном отделе, а во всей компании и имеет четкие и понятные задачи. Например, участие в субботнике или другом мероприятии, проводимом в рамках государственной или общественной кампании, в которой организация должна принять достойное участие. И именно на это должна быть нацелена организация мероприятия, которая принципиально ничем не отличается от других рабочих проектов. Попутно, конечно, могут быть развлечения и разные активности, но предпочтение следует отдать тем из них, которые связаны с основной целью.

Естественно, для такого мероприятия приветствуется проявление красного лидерства, готового взять на себя отдельные задачи, и оранжевого предпринимательства, чтобы придумать активности и показать компанию лучше других. И фиолетовая и зеленые струны социальной общности тоже звучат уместно, конечно, в тех случаях, когда цель мероприятия не будет с ними резко диссонировать. Вполне может получиться яркий праздник, другие струны будут усиливать синий. А диссонанс будет возникать, если они будут разрушать организованность и порядок, и конфликтовать с основной целью.

Главное – не перепутать. Тут уместно рассказать одну историю, которую я недавно услышал на конференции. В одном китайском университете учится много студентов из постсоветского пространства. И одной студентке поставили задачу организовать предновогодний концерт. Это было воспринято как задание на праздник, и быстро разработан сценарий зимней сказки, договорились, кто и что будет делать. Но – во-время поинтересовались целями концерта у того, кто ставил задачу. Оказалось, что это вовсе не новогодний праздник. Просто приезжает комиссия сверху проверять, как обстоят дела с дружбой народов и национальными культурами, и концерт – одно из таких мероприятий. В результате концепт резко поменялся – раз надо продемонстрировать многообразие национальных культур, то нельзя одну из них брать за основу, особенно принесенную извне. Нужны национальные номера, подчеркивающие, что в университете представлены все культуры. И нужно позаботиться об удобных местах для комиссии, а также обеспечить наполнение зала зрителями – потому что торжественная часть не должна проходить в пустом зале. В целом – все удалось успешно, комиссия была довольна, а университет по итогам получил грант.

В наше время мультикультурного общества выезды на природу, естественно, могут быть организованы вовсе не в рамках общественного движения. Например, владелец компании решил устроить всей компании праздник. Или HR решили, что для подразделения уместен тимбилдинг и организовать ее. И тут у синей струны возникает диссонанс, который снимается только если на понятном ей языке правил объяснить назначение мероприятие. Другой вариант – вывести пикник из рабочего окружения на уровень социальных взаимодействий, происходящих вне рабочего времени с друзьями, то есть в культуре принадлежности. Правда, тимбилдинг при этом может не достичь успеха, как я писал выше.

Оранжевая культура успеха

Выезды на природу в оранжевой культуре успеха проводятся для одной из двух целей: возможность в неформальной обстановке наладить и усилить полезные социальные связи или тимбилдинг для повышения сплоченности команды на производстве. Каждой из целей соответствуют свои форматы, но, главное, эти мероприятия проводятся для разных групп сотрудников.

Первое нацелено на предпринимателей, и чаще проводится только внутри больших корпораций, где предпринимателей реально много. Впрочем, это может быть закрытая вечеринка для топов и не слишком компании, особенно если состав менеджеров изменился. Отметим, что мероприятие носит закрытый и элитарный характер независимо от масштаба, и может превращаться в локальную ярмарку тщеславия, но при этом социальные связи усиливаются, появляются новые возможности – для тех, кто умеет этим пользоваться.

Тимбилдинги проводятся для производственных подразделений, для исполнителей, работающих в культуре правил. Основная цель – попробовать добавить к синей струне правил немного красного лидерства, оранжевой инициативы и фиолетовой сплоченности. И таким образом немного продвинуть сотрудников в оранжевую культуру успеха. Именно немного, если речь идет о ярко проявленной культуре успеха, то топы-заказчики не предполагают, что даже после успешного тимбилдинга сотрудники-исполнители станут им равны. И потому достаточно часто встречаются форматы тимбилдингов, где манипулятивные цели проявлены слишком ярко и опознаются. Особенно на постсоветском пространстве, где в советское время люди получили прививку от идеологических манипуляций, и многие родители передали ее своим детям.

Кстати, одна моя однокурсница, уехавшая в свое время работать на запад, и встретившаяся там с тимбилдингами в разных компаниях, с удивлением обнаружила, что местные сотрудники не видят заложенной в них манипуляции, а воспринимают все искренне, в то время для выходцев из СССР она очевидна. В нашей практике западные форматы часто копируют некритично, так что это не приводит к успеху. И это – одна из причин, по которой случаются неожиданные эффекты, подобные описанному в истории про тимбилдинг бухгалтеров, когда добавление фиолетовой струны к синей приводит к объединению, но вовсе не для увеличения производительности.

Отдельно следует отметить тмбилдинге для топов, которые так же проводятся в ряде компаний. Его задача – борьба с ослаблением в оранжевой культуре фиолетовой струны социальной общности. Оранжевые топы одиноки в своей гонке за KPI. Ярмарки тщеславия тут дают разрядку, но они не побуждают действовать совместно, а компании в современном мире нуждаются в слаженной команде. И тимбилдинги проводятся именно для этого, усиливая фиолетовую струну и сдвигая таким образом по направлению к следующему за оранжевым зеленому уровню. Именно немного cдвигая, а не выводя на него – тимбилдинги для топов проводятся обычно в весьма жестких форматах.

Зеленая культура согласия

Выезд на природу для зеленой культуры согласия – возможность всем вместе объединиться с природой и почувствовать счастье от жизни на нашей прекрасной планете. Слово «пикник» для этого не очень подходит, потому что сразу представляется мусор и другой экологический ущерб, поэтому лучше будет что-нибудь другое. И будет совсем замечательно, если это будет не просто совместный выезд для развлечений, а принесение какой-нибудь экологической пользы. Собственно, с подобной идеи и может начинаться планирование поездки на зеленом уровне. Появление идеи может быть связано с какой-то массовой акцией, а может возникнуть индивидуально, после прочтений каких-то материалов, статей или размышлений. Впрочем, выезд для совместного занятия спортом или другими активностями на природе – тоже хорошо.

Идея высказывается и ожидается, что она будет с энтузиазмом поддержана остальными членами команды. Если кто-то не поддерживает – возникает разочарование, и сомнения: «как же так, разве ты не в нашей команде?», а если не поддерживает большинство, то сомнения инициатор обращает на себя, или на команду в целом «наверное, я вошел в какую-то неправильную команду…».

А при поддержке есть следующий такт – надо договориться про дату и место. И вот тут могут возникать проблемы, потому что реально важно прийти к консенсусу и обеспечить возможность участия для каждого. А у людей – собственные планы. Поэтому очень хорошо подходит активность с рабочий день вместо работы. Или участие в широкой акции для которой дата уже определена и набор мест – понятен. Так гораздо легче достичь согласия. Впрочем, если мы имеем дело с истинно зеленым уровнем, на котором соучастие в коллективе или сообществе – важнее остального, то согласие достигается.

А дальше ожидается, что все произойдет само. И в случае, если в команде есть люди, для которых выезд на природу – знакомое дело, то так и происходит, они быстренько между собой договариваются, кто и что берет с собой, а уже на выезде – каждый делает знакомое дело. По сути, они привносят синюю струну организованности в этот выезд, но в меру, без назначения главных и раздачи поручений.

А вот если достаточного количества опытных людей в команде нет, или не хватает готовых принять на себя и определенные обязательства по подготовке, то выезд может пройти не столь радужно. Потому что в этом случае нужно сильное звучание синей струну, способной организовать мероприятие, а она будет звучать диссонансом с зеленой. Собственно, в этом – основная слабость зеленого уровня, идея о том, что «если хорошие люди вместе будут делать нужное дело, то у них обязательно получится замечательный результат» - ложная, помимо того, что люди хорошие, необходимы еще компетенции и умение подчиниться тому, у кого эти компетенции есть.

Аналогично синей обстоит дело с красной и оранжевой струнами. Их слабое звучание в виде принятия ответственности и выполнения сложных дел, и предпринимательских идей, направленных в общей цели, приветствуется и будет поощряться. А вот сильные проявления, нарушающие общее согласие и соучастие, подчеркиванием собственного вклада будут диссонировать. Равно как и привнесение активностей, нацеленных на личное первенство, а не на командное участие. При чем, даже если большинство членов команды какие-то конкретные соревнования, например, первенство по стрельбе, будут приветствовать, это может быть отвергнуто, или преобразовано в формы, в которых личный успех не проявляется. И уж точно с отвращением будут восприняты оранжевые попытки превратить совместный выезд для единения с природой в мероприятие по сплочению коллектива для производственных целей или повышению лояльности компании.

А вот фиолетовая струна звучит созвучно с зеленой, она приносит нотки объединения в узком кругу своих, которые, конечно, рады объединиться с природой, но рады и живому, теплому и непринужденному общению между собой.

Что касается желтой струны, то она будет играть интегрирующую роль, способствуя проявлению других струн совместно с зеленой и творчески находя способы гармонизации их, устранения диссонансов. Напоминая, что люди – разные, и стоит принимать их такими, как они есть, не лишая право на удовольствие потому что не все могут его разделить, и объясняя, что отказ от конкретных активностей не означает, что человек недостаточно вовлечен в команду. Ну и придумывая разные оригинальные способы весело проводить время.

Желтая культура творчества

Как уже отмечалось выше, желтая струна активно интегрирует разнообразных людей в общей деятельности. Это связано с открытием желтого уровня: каждому человеку нужно свое счастье, он может идти к нему своим путем, пока это не отнимает счастье других. После этого открытия жизнь перестала быть игрой с нулевой суммой: в совместной деятельности люди делают общее дело, дополняя друг друга, и каждый получает свое счастье, не отнимая его у других.

Но этим открытием проявление желтого уровня не ограничивается. Еще одна важная его черта – осознанность и целенаправленная деятельность. Поэтому выезд на природу в компании желтой культуры творчества начнется прежде всего с формулировки цели, к которой и присоединяться желающие поехать. Цель может быть самой разной фокусировки: участие в экологической акции неформальное знакомство с недавно пришедшими членами команды, возможность отдохнуть и физически размяться на природе после случившегося периода интенсивной работы над проектом, желание поштурмить на выезде какую-нибудь трудную рабочую проблему, или наоборот, использовать краткий период хорошей погоды для ощущения прекрасной природы.

К этой цели можно присоединиться, или наоборот, сказать, что конкретно эта цель тебя не привлекает, но поездка – идея хорошая, и ты тоже готов принять участие и внести свой вклад в организацию и другие необходимые технические работы. Но на этом этапе происходит диверсификация участников: время, место и формат поездки выбирают те, кто присоединился к основной цели так, чтобы это максимально способствовало ее осуществлению. Мнение остальных – услышат, но оно будет иметь гораздо меньший вес. Что, впрочем, не мешает им организовать собственную поездку в другое время и в другом формате для достижения своих целей, это – нормально.

Звучание других струн – приветствуется в той мере, в которой они работают на цель поездки. Ведь для достижения любой цели нужно красная энергия лидерства и ответственности, синяя организованность, оранжевое предпринимательство, фиолетовая теплота социальных отношений и любая цель должна изменять мир к лучшему, и зеленая струна помогает держать нашу цель как часть глобального развития мира. Ну а диссонансы, возникающие из слишком сильного звучания отдельных струн – выявляются и устраняются.

Подводя итоги

На этом я завершаю статью. Мы рассмотрели звучание всех струн в согласии и в диссонансе на примере организации выезда на природу в компании. При этом во всех разделах явно описано поведение на всех фазах мероприятия: появление идеи, принятие решения, организация, проведение и основной результат. Думаю, это позволит дать комплексное и целостное представление о модели, которая в предыдущих статьях разбиралась в отдельных аспектах.

Я ничего не рассказал про бирюзовую культуру развития, потому что она сейчас есть только в зародыше, организации будущего Фредерика Лалу соответствуют желтому уровню спиральной динамики, а появившиеся бирюзовые ждут своего исследователя. У меня по тесту, который я прошел, начиная знакомство с моделью, чтобы знания не повлияли на результат, бирюзовая струна довольно сильная, наряду с желтой и оранжевой (кому интересно по ссылке мой результат и ссылки на разные тесты). Но я понимаю, что рассуждения на столь детальном уровне все равно будут сильно умозрительны.

Как я писал в начале, эта статья завершает блок, посвященный описанию модели спиральной динамики. Дальше мы будем использовать эту модель, рассматривая варианты развития организаций и различные способы управления, включая игрофикацию и agile и, конечно, практики бирюзовых организаций, холакратию и социократию через призму спиральной динамики. Полное оглавление серии на моем сайте http://mtsepkov.org/NewMngSeries. Продолжение следует…

{ "author_name": "Максим Цепков", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": -2, "favorites": 6, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 117679, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 04 Apr 2020 11:58:26 +0300", "is_special": false }
Сервис-дизайн
10 июля Онлайн 40 000 ₽
Объявление на vc.ru
0
Комментариев нет
Популярные
По порядку

Прямой эфир