{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Срочная адаптация, или как выступать перед онлайн-аудиторией

Все ушли в онлайн. Мой многолетний опыт в подготовке спикеров подсказывает, что многие сейчас испытывают сильный дискомфорт перед необходимостью выступать на камеру. Говорить, не имея реальной обратной связи, действительно сложно. В своей статье я расскажу о важных нюансах онлайн-выступлений и дам несколько советов, как провести успешную видеоконференцию.

Особенности онлайн-формата

Самое сложное для спикера в цифровом общении, что в нём нет контакта с живой публикой. Обычно мы считываем реакцию зрителя, оцениваем его сигналы, пытаемся понять, какой он и что ему интересно. Видеосвязь же лишает нас сенсорного опыта, ограничивает восприятие аудитории. Например, при проведении онлайн-конференции в Zoom невозможно детально отследить реакцию всех участников, так как программа выводит на большой экран изображение только говорящего в данный момент человека. А изображение с других камер уходит на второй план.

Зрителю тоже не просто воспринимать онлайн-доклады. В них нет эффекта присутствия, который возникает, например, при просмотре записи выступления спикера перед зрителями. В таких записях есть ориентир — эмоции людей в зале. Как правило, онлайн-зритель присоединяется к реакции зала — если в записи люди смеются, улыбнётся и он. Во время онлайн-конференции создать подобный эффект невозможно чисто технически.

Совет: не делайте ставку в своём выступлении на реакцию людей. Не подпитывайтесь ею. Настраивайтесь лишь на то, чтобы динамично давать информацию. Главное сейчас — это информативность и динамика сообщения. Эмоциональную составляющую оставьте для офлайн-встреч.

В цифровой коммуникации важно чётко понимать, что мы хотим сказать, какую цель преследуем, для кого наше сообщение. Чем конкретнее аудитория, тем яснее, о чём говорить.

Чек-лист по работе со структурой текста:

— Определите общую тему.

— Выпишите тезисы, которые обязательно нужно озвучить в процессе разговора: завязка; основная идея; аргументы, подтверждающие ваш рассказ; вывод и призыв.

— В конце нужно ответить на вопрос: «Зачем я потратил время людей? Чего я хочу от них в продолжении этого разговора?».

Например: «Коллеги, я предлагаю, чтоб по итогам нашей беседы, вы написали свои предложения…»

Чтоб не растечься мыслью по древу, выступление нужно подготовить. Продумайте заранее, какие вопросы вам могут задавать. Хороший тон — включить ответы на предполагаемые вопросы в тело выступления и, тем самым сократить обсуждение до минимума. Сейчас люди жалуются, что их рабочий день увеличился из-за бесконечных звонков. Поэтому чем короче и понятнее ваше сообщение, тем более благодарными будут партнеры и коллеги.

Приёмы удержания внимания онлайн-слушателей

Человек может отвлечься даже при живом общении, а при онлайн-взаимодействии соблазн заняться своими делами слишком велик. Задача спикера, как можно дольше привлекать внимание аудитории. Расскажу несколько способов, как это осуществить.

— Настроиться на рабоче состояние

Помогает приём «Подобное к подобному»: за 15 минут до выступления посмотрите видео со своим любимым спикером или ведущим. Это может быть отрывок лекции, TEDx, кусочек программы или интервью. Главное, чтобы человек вас вдохновлял. Послушайте, как он говорит. Благодаря тому, что вы испытываете удовольствие от просмотра, мозг автоматически старается запомнить и перенять манеру речи говорящего. Поднимается настроение и вы легко скопируете некоторые слова из лексикона любимого спикера.

Приём работает и с книгами. Я использую его, прежде чем начать что-то писать. Открываю книги авторов, чей язык мне нравится. Когда нужно настроиться на юмор, для меня нет ничего лучше Жванецкого, Горина, Довлатова. Я читаю несколько страниц и берусь за свой рассказ.

Ещё один популярный и простой способ переключиться на рабочий лад — смена одежды с повседневной на деловую. Проверено на себе — если я одета в домашнее, тон моей речи далёк от рабочего, бодрого и динамичного. Возьмите себе за правило, перед важными переговорами или выступлением, даже если они проходят без видео, приведите себя в порядок. Этот приём очень эффективен как для рабочей настройки, так и для переключения обратно на отдых.

— Сделать свою речь живой, динамичной

Обязательно репетируйте до момента видеосвязи, проговорите структуру сообщения вслух. Старайтесь, чтобы речь звучала чуть быстрее и чуть громче, чем обычно.

Можно записать репетицию на видео, так вам будет легче понять что нужно улучшить. Если есть время, то можно сделать несколько записей, пока вас не устроит в выступлении всё — голос, структура, манера подачи. К тому же это позволит лучше запомнить текст.

Самый простой способ добавить динамики — подвигаться, сделать зарядку, потанцевать перед выступлением. Тело взбодрится, мозг начнёт работать быстрее. Этот приём позволяет энергетически собраться и создать более сильный эмоциональной заряд.

Чтобы оставаться энергичным всё выступление, говорить лучше стоя. Сидя мы расслабляемся. В случае, если позволяет пространство, шагайте в стороны.

Рядом с собой можно поставить чашку чая или кофе — тонизирующие напитки взбодрят вас и вашу речь.

— Включить юмор, личные истории, примеры

Добавьте в выступление информацию, которая вас веселит. Чтобы не утонуть в терминах и цифрах, внесите в каждый абзац шуточку или мем. Не рассчитывайте на визуальный юмор — в онлайне он не работает. Например, вы показали картинку на слайде, а человек в этот момент отвлекся. Делайте акцент на разнообразии, примерах, историях.

— Обсудить актуальную повестку

Среди психологов известен такой нюанс, что если начать разговор сразу с основной темы, в нём будет отражаться настроение человека, связанное с внешними обстоятельствами. Простой пример — ситуация с погодой. Если погода плохая, то человек придёт на консультацию, скорее всего, в негативном настроении и разговор будет окрашен в тех же тонах. Если погода хорошая, то и беседа пройдет на позитиве.

Чтобы внешняя повестка не влияла на тему вашей рабочей коммуникации, используйте следующий приём — начните разговор с того, что больше всего сейчас волнует всех собравшихся. Узнайте мнение по этому вопросу, выскажитесь сами. Так вы избавите предмет вашей встречи от лишних эмоций и снимите напряжение. Дальше можно спокойно обсуждать рабочие вопросы.

— Использовать интерактив

Один из инструментов — разослать в начале вещания ссылку на Google-таблицу с опросом или чек-листом. По ходу выступления задавайте вопросы, на которые человек может ответить в этой таблице. Используйте задания, как элемент привлечения внимания — например, попросите что-то нарисовать или заметить какую-то неточность. Можно просить слушателей, чтобы они присылали смайл в ответ на ваш вопрос. Это помогает понять, насколько аудитория включена.

Разнообразить выступление помогает включение в него нескольких человек. Когда спикеров больше одного, а лучше всего трое, то внимание слушателя удерживается дольше. От одного голоса аудитория устаёт быстрее. Вспомните любое утреннее радио-шоу — там часто используется этот приём. Но больше трёх спикеров приглашать не стоит. Человеческому мозгу комфортно воспринимать за раз до трёх объектов.

— Упрощать речь

Чем понятнее вы объясняете сложные темы, тем внимательнее будут слушатели.

Технический чек-лист

— Звук. Лучше использовать внешний микрофон, например, петличку или микрофон наушников. Если выберете второй вариант, не забудьте зарядить беспроводные наушники и приготовить проводные на всякий случай.

— Картинка:

Помните, внешняя веб-камера лучше встроенной.

Используйте светлый фон, учитывайте источник света. При необходимости добавьте искусственного освещения.

— Интернет. Если вы проводите встречу вне дома, проверьте заранее качество Wi-FI на площадке, оцените стабильность и скорость сети. Подготовьте резервный вариант источника интернета, например, мобильный телефон.

— Тишина. Отключите все уведомления в приложениях, предупредите окружение, чтоб вас не беспокоили.

Если что-то пошло не так

Если всё же возникли проблемы со звуком, картинкой или интернетом, я советую прекратить этот разговор. Прерывающееся сообщение и зависающая картинка раздражают. Концентрация теряется и результативности нет. Такая коммуникация приведет только к трате времени всех участников. Когда вы третий — пятый раз будете пытаться выстроить диалог, у вас и у ваших слушателей останутся только негативные эмоции по поводу этого звонка.

Лучше остановить беседу, перенести звонок на другое время и спокойно постараться исправить технические неполадки.

Применяйте эти простые и эффективные упражнения перед каждым выступлением. Уже на следующей видеоконференции ваш страх перед камерой снизится, и появится удовольствие от процесса.

Я уверена, что навык публичных онайн-выступлений станет полезен многим из вас и после текущих мировых событий. Популярность формата онлайн-трансляций, прямых эфиров, видео-контента вырастет, поэтому вы останетесь в тренде.

0
3 комментария
Olga Kulakova

К техническому чек-листу добавила бы запереть кота/пса в другой комнате:)

Ответить
Развернуть ветку
Alexis Gordon

И убить соседа с перфоратором

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Овчаренко

Спасибо, годный контент 👌

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда